Заикоподобные расстройства речи

Афтонгия.

Афтонгия (по-гречески фтонгос – звук) до сих пор является не вполне разгаданным дефектом речи. Он состоит в том, что при попытках к речи или во время её в мышцах языка появляется длительная тоническая судорога, напряжённый язык то упирается в те или иные части ротовой полости, то высовывается из неё,– речь становится невозможной. Так как афтонгия часто наблюдалась у заикающихся, то некоторые авторы считают её лишь одним из симптомов заикания и, следовательно, при борьбе с нею пользуются принятыми ими методами перевоспитания заикливой речи. То обстоятельство, что афтонгия наблюдается и вне заикания, как болезнь профессиональная, и что по некоторым симптомам она отличается от заикания (по А.В.Шокиной, при афтонгии судороги наблюдаются одинаково при всех видах речи, психических наслоений и фобий нет, обычным методам, употребляемым при заикании, не поддаётся), заставляет некоторых авторов выделять её в особую группу речевых расстройств. Ввиду изложенного в данном случае не установился и метод борьбы с этим дефектом. Рекомендуются: фарадизация, гимнастика языка; одновременно и методы воспитания речи. Последними нельзя пренебрегать, так как часто афтонгию затруднительно отличить от заикания.

2) Расстройство речи на почве хореи, тика, болезней мозжечка.

Вследствие тикообразных или хореических подёргиваний ми-мико-артикуляторных мышц, совпадающих иногда с речевым актом, плавное течение последнего нарушается,– происходят задержки, аналогичные заиканию. Помимо сходного симптома, между этими расстройствами и заиканием нет ничего обшего: здесь иные механизмы и иной психический комплекс.

Следует отличать от заикания «мозжечковую» речь при некоторых поражениях мозжечка: слова произносятся «сканди-ровавно», т. е. с задержкой и с сильным акцентом на гласных.

УСКОРЕННАЯ РЕЧЬ.

Этот недостаток особенно часто наблюдается у нервных детей. Чем моложе организм, тем тормозные механизмы, как об этом уже говорилось, слабее. Речевые же навыки, как продукты крайне тонкой, точной работы головного мозга, требуют дифференцированных процессов торможения, которые развиваются лишь постепенно, достигая своего совершенства уже в зрелом возрасте человека. Обычно ускоренная речь детей переходит в патологическую форму лишь у детей-невропатов. Различаются две формы такой речи.

1. В первом случае ускоренная речь (баттаризм) обнаруживается особенно ярко: звуки и 'слова произносятся очень быстро, перепутываются и перемешиваются, проглатываются и не договариваются, сплошь и рядом не успевая выявлять своей типизированности. Целый каскад звуков и слов произносится без передышки, с захлёбыванием до полного истощения выдоха; быстрота речи доходит до того, что некогда проглотить слюны, и она разбрызгивается наружу. Речь сопровождается быстрыми, часто беспорядочными движениями лица (гримасами), рук и всего тела. Искажается синтаксис (аграмматизмы) и содержание речи. Часто полнейшая социальная непригодность и неэстетичность – характерные свойства такой ускоренной речи.

Болезненная подвижность, суматошливость и торопливость во всём поведении, значительное расстройство внимания и слабость тормозного аппарата – характерные черты такого ребёнка. Не успеет он высказать данную мысль, как его внимание уже перескакивает на последующую. Такие дети обычно не умеют слушать речи других (у них плохое слуховое внимание), и поэтому они плохо улавливают и запоминают, как говорят окружающие их.

Мышление у таких детей страдает разбросанностью, недостаточной логичностью.

Основной причиной убыстрённой речи является врождённая речедвигательная недостаточность (ослабленность тормозных процессов) речевого аппарата. Отмечается отставание и в музыкальных способностях, а следовательно, и нарушение чувства ритма. Неряшливая, нервная речь среды, отсутствие своевременной борьбы в семье с быстрой речью ребёнка – ближайшие причины этого недостатка.

2. Менее тяжёлая форма (тахилалия): несмотря на ненормально быстрый темп речи, в ней нет резких искажений ни фонетики, ни синтаксиса. Вместо 10–12 звуков в секунду произносится 20–30. За такой речью трудно следить, трудно понимать её. Причины те же, но выражены в более слабой степени.

Очевидно, что баттаризм является своеобразным речевым неврозом, во многом сходным как по своей этиологии, так и по некоторым проявлениям с заиканием (вспомним «торопливость» заикающихся как в стадии заикания, так и в стадии, предшествующей заиканию, когда эта торопливость является предвестником грядущего заикания). Коренное отличие от заикания: нет судорог, нет страха публичной речи и «трудных» звуков, нет ярко выраженной периодичности в протекании недостатка (улучшение или ухудшение), лучше говорит с незнакомыми людьми – больше следит за содержанием речи, хуже с знакомыми (заикающийся – наоборот).

Из самого описания дефекта становится очевидной методика его устранения. Всё то, что укрепляет и оздоровляет нервную систему и вырабатывает прочные тормозные механизмы, фиксирует внимание баттарика на произносимом им самим и другими,– всё это содействует ликвидации ускоренной речи.

Поэтому при нервной ускоренной речи в общем пользуются приёмами искоренения заикливой речи: 1) выработкой медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голо-сообразования; 2) выработкой медленного ритмического чтения; 3) выработкой медленной, спокойной, ритмически упорядоченной речи в условиях коллектива; 4) выработкой здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; 5) развитием общего и слухового внимания к речи. Важной работой являются упражнения, связанные с чётким, ритмическим чтением, рецитированием и самостоятельной речью, когда каждый слог произносится под такт, отмечаемый ударом руки, или для замедления ученик читает вслед за движением по буквам пальца или указки логопеда, или через прорезь в полоске картона, который медленно передвигается по строке, открывая сначала только одно слово, затем синтагму, наконец, целую фразу. Полезно письмо под медленную диктовку, обязательно под неторопливое «проговаривание».

Полезны пение, физкультура как воспитывающие упорядоченность в движениях.

При первой форме недостатка всё указанное проводится более усиленно и со значительно большим замедлением темпа речи. Полезно на заданный вопрос сначала ответить про себя (тихим шёпотом или шевеля только губами), а затем медленно и плавно произнести уже вслух.

Воспитание логического мышления у баттариков достигается путём наблюдений, чтобы каждое предложение, немногословное и простое, чётко выражало своё содержание, каждая последующая мысль увязывалась с предыдущей. В этом случае особенно полезны частые вопросы «почему» и упражнения в договарива-нии начатых фраз, развивающих одну тему. Практикуется сло-веаная передача разыгрываемых инсценировок, рассказы по картинке, речевые игры.

Для развития слухового внимания надо чаще упражнять в повторении сказанного логопедом. В обоих случаях полезно говорить перед зеркалом, наблюдая за своей артикуляцией.

Вся указанная работа, при наличии хотя бы небольшой группы баттариков, проводится коллективным методом, аналогично работе с заикающимися. Здесь «коллектив используется как начало, сдерживающее, дисциплинирующее и снижающее повышенную психомоторную возбудимость» (Ю.А.Флоренская).

Одновременно, если есть показания к этому, врачом ведётся лечение нервной системы лекарственными и физиотерапевтическими средствами.

Этот недостаток обычно держится упорно, и требуется не менее полугода работы, чтобы добиться положительных результатов. В то же время он очень подвержен рецидивам, поэтому необходимо внимательное наблюдение над учеником в течение многих месяцев (до года) уже после занятий. В общем же недочёт вполне устраним и не требует особенно сложной методики: всё сводится к длительности и систематичности применения избранных руководителем основных методических приёмов.

4. ЗАМЕДЛЕННАЯ РЕЧЬ.

Болезненно замедленная речь (брадифразия) также встречается среди детей, чаще у олигофренов. Страдающий этим недостатком говорит медленно, вяло, растягивая слоги на гласных звуках и смазывая артикуляцию. Такая речь неэстетична, не приспособлена к целям социального общения (брадифразика не выслушивают до конца, избегают с ним говорить, трунят над ним и т. п.). Это патологическое явление речи связано с типичными вообще для данного ребёнка заторможённым мышлением, вялыми и медленными движениями.

Перевоспитание замедленной речи проводится:

1. Лечением соответствующими медикаментами и физиотерапией нервной системы.

2. Логопедическими приёмами, вырабатывающими быстрые и чёткие речевые движения. И здесь вся работа основывается на ритме. Главные упражнения – чёткое ритмическое чтение по слогам под отбиваемый рукой такт с постепенным ускорением темпа чтения. Произносятся стишки и самостоятельная речь; скороговорка – наиболее благодарный в данном случае материал. Очень полезно с такими детьми систематически проделывать ритмическую гимнастику с быстрыми и чёткими движениями: маршировка, бег и другие телодвижения под музыку и т. п., а также всякого рода игры, спорт, состоящие из быстрых (под наблюдением врача) движений. Более тесное вовлечение в активную жизнь коллектива сверстников – полезное условие воспитания нормального темпа речи.

В результате 6–12-месячной работы речь становится значительно чётче и быстрее. В этом случае необходимо сравнительно долгое наблюдение над брадифразиком и после обучения,

310

Что касается целого ряда других речевых недостатков, как-то: беспорядочной болтовни, когда ученик безудержно говорит, не наполняя своей речи достаточным содержанием, часто повторяет одно и то же; вставки лишних, не имеющих социальной значимости звуков, словечек и словосочетаний и т. п., то такие недостатки исчезают в результате общего воздействия школы путём развития сознания и определённого обучения (тренировка в синтаксисе) или же путём постоянных поправок, указаний, советов и тому подобных педагогических воздействий, упражнений в правильной литературной речи через чтение и беседы, а главное – путём повседневной речевой практики в общественной жизни при условии здоровых социальных взаимоотношений с коллективом.

В основе последней группы речевых недочётов лежит или неправильное речевое окружение и воспитание, или же расстройства в соотношении основных мозговых процессов – возбуждения и торможения на почве перенесённых болезней или нейропа-тичеокой отягчённости.

Всякого рода расстройства речи на почве психических заболеваний (шизофрения и т. п.), как-то: логоррея (бессмысленный речевой поток), безудержная быстрота речи, манерность речи и т. п., ликвидируются путём специального психиатрического лечения: с выздоровлением психики исчезают и указанные извращения речи.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: