Психологический диагноз

Как объяснить переживания Мухаммада? Был ли их причиной Бог, или им может быть дано физиологическое объяснение? Ввиду давности событий нелегко предложить исчерпывающий диагноз состояния Мухаммада. Тем не менее, некоторые фрагменты из его ранних откровений позволяют предполо-

1 Эти истории Ибн Хисама и Ат-Тараби приводятся в Muir, Life of Mohammed, p. 51.


257

жить, что (1) он мог испытывать галлюцинации и (2) что он мог страдать эпилепсией. Тогда в первом случае видения ему Джибрила и его откровения оказываются следствием болезненных переживаний. Во втором случае они оказываются результатом «трясучки», рода эпилептико-экстатических припадков. Эпилепсия была известна древним цивилизациям и рассматривалась как «священное безумие».

Как правило заболевания эпилепсией приходятся на ранний возраст. Имеются указания, что Мухаммад мог заболеть ею в раннем возрасте, даже в детстве, однако мы не можем быть в этом уверены, поскольку у нас почти нет достоверных свидетельств о его жизни до сорока лет.1 Эпилептические припадки происходят внезапно, ничто не предвещает их приближения. Они выражаются в потере сознания, конвульсиях, прикусывании языка, одервене-нии мышц и затруднении дыхания. Припадок доводит человека до изнеможения, он не помнит, что происходило с ним.

Свидетельства его приверженцев о состоянии и симптомах недомогания Мухаммада, которыми мы располагаем, в точности не подтверждают классический эпилептический синдром. Обычно его припадки возникали внезапно, без всяких признаков его приближения. Он часто падал в глубокий обморок, у него появлялся сильный жар, с раннего возраста он жаловался на обильное потение. Ходили слухи о его подверженности сильным судорогам и изматывающим припадкам. Его приближенные считали, что подобные припадки, происходившие с ним в конце его жизни, говорят о его физиологическом расстройстве. Вот свидетельство Ибн Саида:

«В минуту вдохновения, Пророк впадал в тревожное состояние, его лицо выражало беспокойство. Он валился на землю, как пьяный или сморенный сном, и в самый холодный день его лоб покрывали крупные капли пота. Даже его верблюдица, если в минуты вдохновения он восседал на ней, приходила в дикое возбуждение, садилась и вскакивала, затем раскидывала

1 Можно предположить, что он страдал эпилептическими припадками в шестилетенем возрасте. В одном источнике говорится, что взяв Мухаммада под свою опеку, Абу Талиб сказал: «Я боюсь, что мальчик может страдать припадками. Возьмите его назад в семью, прежде чем болезнь проявит себя». Ibn Hisham, Sura, Das Lebens Muhammeds, ed. F. Wustenfeld (Gottingen, 1859-60), p. 105. Quoted in Maxime Rodinson, Muhammed (New York: Pantheon Books, 1971), p. 56.

 


258

ноги, как если бы они отделялись от нее. Вдохновение прорывалось внезапно, без каких-то знаков Пророку. Отвечая на вопрос об этом, он говорил: «Вдохновение приходит двумя путями: иногда Джибрил передает мне Откровение спокойно, так, как один человек рассказывает другому; в других случаях оно подобно колокольному набату, пронзающему мое сердце и раздирающему меня, и от него я страдаю более всего».1

Описывая характер припадков и их последствий, Абд ар-Рахман рассказывает, как однажды, когда Мухаммаду было 58 лет, они возвращались из Аль-Ходейбии. Внезапно попутчики начали подгонять своих верблюдов. Что за суета? «Вдохновение снизошло на пророка», — был ответ. Аль-Рахман поспешил к своим верблюдам и подъехал к Мухаммаду. Когда вокруг Мухаммада собралось множество людей, он начал распевать суру 40. Согласно хадиту, Мухаммад не знал о наступлении вдохновения до того, как оно охватывало его. В конце жизни Мухаммад признавался, что из-за них у него увеличилось количество седых волос в его бороде. Он признавался своему другу Абу Бекру, что эти «ужасающие» суры виновники его седины.2

Традиция указывает, что иногда Мухаммад настораживался и сомневался в своих переживаниях. Важный вопрос: испытывал ли Мухаммад галлюцинаторные откровения во время припадков (когда он, как казалось, впадал в бессознательное состояние) или, если его сознание не удерживало переживания в памяти, он хитрил, плетя небылицы своим приверженцам, привыкшим к восприятию его припадков как чего-то сверхъестественного.

Многие комментаторы, симпатизирующие исламу, высмеивают такое объяснение и утверждают, что Мухаммад был чистосердечен. Они говорят, что он искренне верил в божественность своих откровений. Как нам убедиться в искренности человека, которого миллионы людей почитают и чтят как великого и благородного пророка? Пропоненты считают, что Мухаммад обладал огромной личной притягательностью, способностью увлекать за собой людей. Напротив, критики ислама указывают на расчетливую ловкость, пристрастность Мухаммада, его склонность к использованию интриг и лукавству.

1 Ibn Sai'd, in Muir, Life of Mohammed, p. 52.

2 Ibid, p. 52.


259

Было ли религиозное служение Мухаммада подчинено его стремлению к власти? Возможно, хотя и не в первую очередь. Однако очевидно, что в конце жизни он обрел огромную власть. Со временем он мог поверить, что его видения и странные припадки действительно от Аллаха. С того времени, когда его откровения были признаны божественными, он мог укрепиться в собственном заблуждении. Как мы увидим, Мухаммад (подобно ранее Моисею) но своему желанию изменял некоторые откровения в зависимости от личной и политической необходимости. В своей окончательной форме они были восприняты как закон Божий.

Отнесемся более внимательно к некоторым деталям, отмеченным в хадитах. Согласно Ибн Саиду, Айша, любимая жена Мухаммада, рассказывала: «Однажды я видела, как очень холодным днем пророку Аллаха было явлено откровение. Когда оно завершилось, с его бровей капал пот». Согласно Абдулле Ибн Умару, на вопрос: «Ты знаешь, когда на тебя снизойдет откровение?» — пророк ответил: «Сначала я слышу громкие звуки, затем на меня как будто обрушивается удар. Когда я получаю откровение, я чувствую, словно моя душа отделилась от меня».1

Только вначале Мухаммаду были видения ангела Джибри-ла. Впоследствии его откровения были исключительно слуховыми. Некоторые очевидцы рассказывали, что во время вдохновений он испытывал сильные страдания и физическую боль, что также свидетельствует о том, что у Мухаммада было что-то вроде эпилептических припадков. «Когда откровения являлись пророку, они тяготили его, его лицо темнело». Он падал на землю словно пьяный. Рассказывали, что он даже «стонал как верблюжонок».2

Это описание подтверждает, что Мухаммад испытывал тяжкие страдания. При первой встрече с Джибрилом он мог страдать галлюцинациями, вызванными соблюдениями поста и истощением. Он мог страдать от изматывающих эпилептических припадков. Неспособный объяснить их в медицинских понятиях, он истолковывал их в понятиях религии. Во всяком случае

1 Цит. по Tor Andrae, Mohammed: The Man and His Faith, trans. Theophil Menzel (New York: Harper & Row, I960), pp. 49-50. 2 Ibid., p. 50.


260

Мухаммад и его окружение были уверены в его божественном призвании. Парадокс мусульманства состоит в том, что одна из величайших религий человечества основывается на пренебрежении естественными объяснениями явлений, которые приносили страдания их главному пророку, на приписывании их сверхъестественным силам. Трансцендентное искушение столь велико, что люди готовы усматривать промысел Божий в чем угодно, даже если у них нет для этого достоверных подтверждающих оснований.

Вот элементарный вопрос, на который верующие совершенно не обращают внимание: почему за истину принимаются неподтвержденные, субъективные свидетельства? Возможно, люди верили откровениям Мухаммада, потому что его религия быстро набирала силу. Чем больше увеличивалось число его приверженцев, тем шире распространялись его известность и влияние, несмотря на множество врагов, считавших его безумным оппозиционером. Его критики были побеждены привлекательностью новой веры и силой оружия.

Читатель может спросить: были ли обнаружены в деятельности Мухаммада следы обмана? В самом Коране говорится об обвинениях, выдвинутых против пего жителями Мекки, а позднее иудеями. Его обвиняли в колдовстве и откровенном обмане, в заимствовании своих ранних идей у иноземцев — в основном, иудеев и христиан. Трудно установить точно, как обстояло дело в действительности, поскольку высказываний критиков новой веры почти не сохранилась. Однако я располагаю свидетельством Муснад, или собранием преданий Ибн Хаб-налы, который умер в 855 г. Он сообщает, что один из писцов, записывавший речи Мухаммада, стал считать его самозванцем и в конце концов отказался от ислама.1

Являлись ли откровения Мухаммада результатом его припадков или со временем он смог вызывать их но желанию, не испытывая приступов? Лучшее доказательство, какое я смог обнаружить, свидетельствует, что в поздние годы жизни Мухаммад хитро прибегал к «приукрашиванию» откровений, дабы приспособить их к своим политическим и личным целям.

1 Cairo, 1890, vol. 3, p. 212. Цит. по David S. Margoliuth, Mohammed and the Rise of Islam (Freeport, N.Y.: Books for Libraries Press, 1972), p. 89.


261






Первые обращенные

Удивителен успех, который сопутствовал Мухаммаду после его первой встречи с Джибрилом в пещере Хиры. Лучи света пробивались в темные уголки души Мухаммада, когда он стремился постичь смысл своих переживаний. Он поверил в их божественное происхождение. Постепенно он начал верить, что Аллах — единственный создатель, судья и правитель человечества. Люди его общества безнадежно погрязли в идолопоклонстве и язычестве. Он чувствовал себя божественным мессией. Он считал своим величайшим предназначением дать людям новое религиозное сознание, понимание величия Аллаха и необходимости полного повиновения ему. Только так они могут быть спасены. Эти воззрения не были новыми, они являлись существенной частью иудео-христианской религиозной традиции. Новым было истолкование им своих видений как знака того, что он, Мухаммад, призван Аллахом стать последним пророком, принесшим последнюю божественную весть. Его учение было обращено непосредственно к арабскому миру и в итоге привело к моральной и духовной реформе. Откровения были изложены словами уникальной красоты и силы.

В суре 95 читаем:

«Клянусь смоковницей и маслиной,

и горою Синаем,

и этим городом безопасным!

Мы сотворили человека лучшим сложением,

а потом вернем его в нижайшее из низких (состояние),

кроме тех, которые уверовали и творили добрые дела, —

им награда неисчислимая!

Что же после этого заставляет считать тебя лгущим о суде?

Разве Аллах не лучший из решающих?»

Мухаммад сначала выражал свои чувства преимущественно в узком кругу приближенных, прежде чем отважился дать им широкую огласку. Откровения продолжали нисходить на него, и он провозгласил себя пророком Аллаха. Спустя три года, когда Мухаммаду было сорок три года, он решился заявить о них открыто на улицах Мекки. Очевидно, что если вера его распространялась и власть ее постоянно возрастала, она должна была основываться на прочных основаниях. Решающим


262

фактором ее усиления стала близость к власти первых обращенных. Среди самых первых обращенных в ислам были его жена Хадиджа и два его молодых домочадца, Саид, бывший раб, усыновленный Мухаммадом, и его брат Али, которому было тринадцать или четырнадцать лет.

Соседи, первыми услышавшие учение Мухаммада, высмеивали его и насмехались над ним. Они считали его безумцем. Но вскоре к небольшому кругу его последователей присоединились другие верующие. Первым был старый друг Мухаммада, человек по имени Абу Бакр, примерно того же возраста, разделявший его религиозные воззрения. Роль Абу Бакра была очень велика, поскольку он помог перейти в ислам многим другим, включая Османа, а позже выкупал рабов, ставших мусульманами. Абу Бакр и другие играли очень значительную роль в росте влияния новой веры и после смерти Мухаммада. Рабы Мекки особенно сочувствовали учению Мухаммада, как и неудовлетворенные своим положением молодые мужчины и женщины, вообще люди без власти и влияния. За три года публичных проповедей Мухаммаду удалось привлечь на свою сторону около сорока сторонников.

Примечательны изменения, произошедшие в отношении к Мухаммаду у жителей Мекки. Поначалу они считали его проповеди всего лишь невинным и безвредным учением, однако по мере их популярности, их враждебность возрастала. Приверженцы ислама стали подвергаться гонениям. Причина состояла в том, что новая вера стала угрожать их вере в Каабу. Мухаммад отвергал языческих идолов. Он проповедовал единого Бога, посмертный суд за благие и злые дела, воскрешение, молитву, пост, милосердие, покорность пророку. «Аллах-о-Ак-бар!» — восклицал Мухаммад. — Бог велик!» И люди приходили в гнев. Хотя им была близка идея моногамного божества, такого, в какого верили иудеи и христиане, городской совет боялся, что в случае возрастания влияния Мухаммада, он потеряет свою власть. Преследования мусульман ужесточались.

Все это время Мухаммада защищал его дядя Абу Талиб, хотя другие члены семьи Мухаммада были недовольны его поведением. Его дядя, Абу Лхаб, оскорблял его. По мере увеличения своей численности, мусульмане продолжали преследо-


263

ваться и подвергаться жестоким наказаниям. Новообращенные рабы и инородцы из низших слоев были особенно беззащитны. Некоторых из них бросали в темницу или истязали. Чем больше их преследовали, тем крепче становилась их вера в учение пророка. Здесь действовал психологический фактор: чем больше глубоко верующих страдало за свою веру, тем сильнее она становилась. Обвинения Мухаммада во лжи и подтасовках только усиливали преданность его последователей. Все это время Мухаммад жил в глухой изоляции в одном из городских кварталов под защитой своего дяди. Он занимал дом одного из своих первых обращенных, Аль-Аркама, в окружении соседей, испытывающих к нему неприязнь и даже ненависть.

В это время Мухаммаду удалось обратить в свою веру нескольких богатых людей, таких как Хамза и Омар, которые вначале преследовали его. Число его последователей постепенно достигает сотни человек. Поворотным для Мухаммада оказывается 619 год, когда вскоре после смерти Хадиджи умер его дядя. (По случайности, Абу Талиб так и остался необращенным до самой смерти). Абу Талиб был главой Хашемского клана с согласия Абу Лхаба, который поначалу покровительствовал Мухаммаду, но разгневался на него, после того как Мухаммад предостерег его, что он подвергнется мукам ада, как не обратившийся в ислам. С тех пор положение мусульман стало резко ухудшаться. Происходили случаи отказа от веры, а число новообращенных стало уменьшаться. Чтобы выжить, последователям Мухаммада нужно было опираться на другой общественный слой. Если бы Мухаммаду не удалось найти новой социальной почвы, его культ пришел бы в упадок и зачах, как тысячи других культов до и после него. Однако появилась новая возможность распространения ислама, которой Мухаммад успешно воспользовался.



Медина: мечь ислама

Наблюдение, что нет пророка в своем отечестве, особенно верно в случае Мухаммада. Только в Медине, где его пророчества начали пускать корни, в судьбе ислама произошел исторический поворот. Медина — это город, или, если говорить точнее, скопление домов в оазисе, расположенных в 180 милях


264

севернее Мекки. На протяжении многих лет Медина была охвачена кровавой междоусобицей между соперничающими родами. Мухаммад приезжал в эти места в детстве. Там жили его родственники и был похоронен его отец. Жители Медины хотели мира и спокойствия, особенно с тех пор, как их жизнь стала зависеть от сельского хозяйства и урожаев. Некоторые из них совершали паломничество в Мекку для поклонения Каабе. Часть из них Мухаммаду удалось обратить в ислам. Он даже посылал в Медину своего ученика для чтения Корана и привлечения новообращенных. Семьдесят пять жителей Медины поехали навстречу Мухаммаду. Он пообещал им, что Аллах через него покончит со всеми внутренними родовыми раздорами и рассудит все будущие разногласия. Жители обещали взять его под свою защиту, если он поедет в их город.

Вскоре состоялся переезд Мухаммада и его последователей из Мекки в Медину. Это событие, известное как Хиджра, стало поворотным в истории ислама. С этого времени начинается мусульманское летосчисление. Таким образом 622 год христианского календаря стал 1-ым годом мусульманского летоисчисления. После своего признания в Медине, ислам стал быстро распространяться. Мухаммад стал героем этих мест. Он создал боеспособную армию. Стало очевидным, что не только его слово само по себе, но и сила оружия способствует расширению влияния ислама. Мухаммад был уже не слабым пророком, призывающим своих последователей к добродетели и указывающим путь к спасению личным примером. Теперь он мог навязывать свою волю силой. Новая религия основывается уже не на одном только откровении. Основой ее усиления и распространения явился союз религиозного фанатизма и военно-политической власти.

Разделение церкви и государства, что в конечном итоге стало нормой в демократических государствах, было изначально чуждо исламу. Напротив, союз мечети и государства послужил основой новой священной империи. Если религиозный лидер не в состоянии убедить людей принять веру, он может силой запретить им отвергать ее и господствовать на их землях. В этом отношении ислам не уникален. Установление императором Константином христианства в качестве официальной религии Римской Империи превратило Библию в идеологичес-


265

кое оружие. Но верно и то, что без мессианской идеи меч новой веры не мог бы так мощно разить своих врагов. Без веры в пророка, исполняющего волю Аллаха, легионы пророка не могли наступать так стремительно. Победы, которые совершил Мухаммад в последующее десятилетие своей жизни, поразительны. Они обнаруживают в нем незаурядную личность, движимую религиозными побуждениями, способную на великодушие и моральную добродетель. Кроме того, он был непревзойденным стратегом и не брезговал безжалостными методами, когда считал их необходимыми для достижения своих целей.

Медина телло приняла Мухаммада. Первым делом он и его последователи построили мечеть и свои жилища. Первой серьезной проблемой, с которой они столкнулись, была экономическая. У новых мусульман Медины не было денег покупать землю и овец. Мухаммад прибегнул к традиционному для арабов способу решения этой трудности. Он стал устраивать набеги на богатые караваны из Мекки, проходившие всего в шестидесяти милях от Медины, на пути на север, в Дамаск. После того, как Мухаммаду удалось провести несколько успешных рейдов, против него стали собирать армию. Первая крупная битва произошла у Бадра. Мухаммад выставил около 300 человек, жители Мекки — 900. Меккиицы были разбиты мусульманами, воодушевленными обещанием Мухаммадом рая. После битвы они поделили военную добычу поровну, а сам Мухаммад взял себе только пятую часть трофеев (вместо традиционной одной четвертой). Победа мусульман была воспринята как знак благосклонности Аллаха. Их вера привлекла новых последователей.

В это время меккинцы, которых поражение привело в уныние, намеревались положить конец мусульманской угрозе. Они собрали армию из 3000 пехотинцев и конников. Мухаммад же смог набрать только 1000 солдат, число которых быстро уменьшилось до 700. В битве под Ухудом мусульмане были разбиты, потеряв многих убитыми и ранеными, а сам Мухаммад был ранен. Армия меккинцев совершила ошибку, не став преследовать мусульман, дабы полностью их уничтожить. Пророк смог собрать силы и начал теснить меккинцев. По ночам он жег множество костров, чтобы противник подумал, что его войско значительно увеличилось. Если победа у Бадры была знаком


266

благосклонности Аллаха, то разве поражение под Ухудом не значило утрату божьей милости? Мухаммад пытался рассеять сомнения, провозгласив новое откровение. Аллах не оставил верных, он лишь проверял истинно верующих, отделяя их от тех, кто только изображает веру, но внутренне, в своем сердце остается неверующим (сура 3:1-19). Жители Мекки решили уничтожить мусульман раз и навсегда. Они готовили три армии числом 10000 пеших воинов и 600 конников. Мухаммад смог собрать только 3000 воинов. Его воины вырыли глубокий ров с высокими валами по периметру оазиса в Медине и хорошо его укрепили. Меккинцы не смогли прорвать укрепления. В конце концов они были вынуждены отступить. Отступление меккинцев было воспринято как победа, поскольку показало, что мусульман нельзя победить силой.

В это время отношения Мухаммада с еврейскими общинами в Медине, отказавшимися принимать его пророчество, стали ухудшаться. Он начал сомневаться в их верности и решил покончить с их противостоянием. Долгая история взаимоотношений ислама и иудаизма чрезвычайно сложна, и нет никакой возможности изложить ее здесь. Я остановлю внимание на двух моментах. Во-первых, Мухаммад использовал священные иудейские манускрипты, чтобы добиться расположения евреев. Во-вторых, когда ему это не удалось, он предпринял попытку разгромить местную еврейскую общину. Очевидно, что значительную часть своих теологических воззрений Мухаммад почерпнул из Ветхого Завета. В Аравии тогда было много еврейских поселений и Мухаммад был знаком с иудейскими обычаями и верованиями. Ранняя часть его пророчеств имеет иудейские корни; это прежде всего идея монотеизма. В начале он учил своих последователей во время молитв обращать лицо к Иерусалиму. Он соблюдал пост Йом Киппур (день искупления). Он заставлял верующих молиться по пятницам. Он также, как и иудеи, отменил правило молиться в середине дня. Мухаммад повелел своим последователям носить одежду, прическу и соблюдать ту же диету, что и евреи. Мухаммад чтил Авраама как основателя и иудаизма, и ислама и даже считал, что Кааба была построена для богослужения Авраамом. Он надеялся, что евреи признают его пророком, так же как и он признал иудейские писания. Мухаммад учил, что его новые откровения


 


267

должны заменить все другие. Но когда евреи отвергли его призывы и остались «неверными», сохраняя приверженность своим обычаям и обрядам, веря в свою «богоизбранность», Мухаммад обратился против них.

Откровения, полученные Мухаммадом в 623 г., содержат важные изменения в его религиозной политике. Спустя шестнадцать или семнадцать месяцев после приезда в Медину, когда уже не оставалось никакой надежды на примирение иудаизма и ислама, Мухаммад изменил порядок молитвы. Согласно хади-там, однажды, когда он молился, обратив свое лицо к Иерусалиму, внезапно на него снизошло божественное откровение:

«И откуда бы ни вышел ты, обращай свое лицо в сторону запретной мечети; ибо это — истина от твоего Господа, — поистине, Аллах не небрежет тем, что вы делаете!» (Сура 2:144).

Перед этим дважды Мухаммад падал ниц, обращаясь в сторону Иерусалима. Получив это откровение, он вдруг обратился в противоположную сторону, на юг, к Каабе в Мекке, и закончил службу в том же направлении. Все молящиеся в мечети последовали его примеру и так же повернулись на юг. Эта практика сохранилась у мусульман до сих пор.

Тем временем ссора Мухаммада с иудеями перешла в открытую войну. Некоторые языческие племена Медины, радостно приветствовавшие Мухаммада, первоначально находились в союзе с евреями. Они надеялись, что Мухаммад учтет этот давний союз. Однако сейчас он пренебрег им. Его непреклонность усилилась после того, когда он узнал, что некоторые еврейские общины объединились с меккинцами против пего. Мухаммад счел это угрозой для своей власти. Первый конфликт возник с еврейской общиной Квануки. Поводом для него послужил незначительный инцидент между арабской девушкой и еврейскими юношами. Когда войско Мухаммада напало на евреев, они заперлись в своих укреплениях. Мусульмане блокировали их пятнадцать дней, пока евреи не сдались. Мухаммад готов был предать побежденных смерти, но смягчился, когда союзники евреев из Медины потребовали их освобождения. Чтобы не портить отношения со своими мединскими друзьями, он отменил смертную казнь, но потребовал, чтобы евреи уехали из Медины в течении трех дней, оставив все свое добро победителям.


268

После битвы у Великого рва в мае 627 г. произошла кровавая бойня еврейской общины. Это была община Квараза. Войско Мухаммада осадило еврейскую деревню и потребовала от ее жителей сдаться, что они и сделали безоговорочно. Мухаммад обещал пощадить их, если они примут ислам. Жители деревни отказались предать свою веру. Последовало жестокое наказание. Все взрослые мужчины были казнены, женщины и дети проданы в рабство, их имущество поделено. Мужчины были заключены в сарай отдельно от своих жен и детей. Свои последние часы они провели в темноте в молитвах, читая отрывки из своих священных писаний. Тем временем Мухаммад повелел вырыть за ночь канаву вдоль рыночной площади. Утром он приказал вывести заключенных мужчин наверх по пять-шесть человек. Их заставили сесть в ряд вдоль канавы, затем обезглавили, а тела сбросили вниз. Начавшиеся утром убийства продолжались весь день и всю ночь. Кровь 600 или 800 жертв залила рыночную площадь. Все это время Мухаммад наблюдал за побоищем. Он приказал завалить ров, а затем поделил награбленное. Земля, имущество, скот и рабы — все было разделено между мусульманами. Мухаммад оставил себе пятую часть. Девушек-рабынь и женщин-слуг он подарил своим друзьям. Остальные женщины и дети были проданы в рабство. Тем не менее себе он оставил Рейхану, красивую еврейку, чей муж и родственники погибли. Она отказалась выходить за него замуж, но была вынуждена жить с ним как невольница или рабыня.

Что произошло с пророчествами Аллаха? Почему за столь небольшое время Мухаммад превратился из пророка-одиночки, ищущего божественную истину, в человека, готового покарать каждого, кто откажется признать его власть? С той же жестокостью, с какой Мухаммад уничтожил еврейские общины, он разгромил своих противников арабов-язычников. Мухаммад не был исключителен в своей жестокости. Завоевывая племена и земли, Моисей также карал тех, кто противостоял его стремлению к власти. Все это заставляет усомниться в безгрешности и благородстве людей, верящих, что они общаются с Богом и стремятся передать человечеству его законы.

Впоследствии Мухаммад покорил еврейские поселения одно за другим, но не с такой жестокостью. Евреям было позво-


269

лено оставлять себе имущество, он сохранял им жизнь с условием, что они будут платить ему дань. Это стало примером для будущих воинств ислама, которые после покорения народов ограничивались сбором с них дани.

Мухаммад пересмотрел свое отношение к верованиям и обрядам иудаизма. Ветхий Завет потерял свое значение для новой религии, основанной на откровениях одного пророка — Мухаммада. Все противники ислама — евреи и арабы-язычники — были сокрушены и перестали быть помехой его распространения.

Следующим важным шагом стало завоевание Мекки. Предводители Мекки, включая Абу Суфана, очевидно, решили, что лучше заключить договор с мусульманами. Они разрешили им совершать паломничество в Каабу. В это время Мухаммад был уже способен собрать войско в 10 000 человек. Он снова отправился на юг. Жители Мекки были в панике. Абу Суфан вновь встретился с Мухаммадом и принял ислам. Мухаммад поставил условие: жизнь и имущество меккинцев будут сохранены, если они позволят войску мирно войти в город.

11 января 630 г., после того, как он с небольшой группой приверженцев бежал из Мекки, Мухаммад победоносно вернулся в нее с огромной армией. Он немедленно посетил Каабу, коснулся Черного камня и воскликнул «Аллах-о-Акбар!» Он уничтожил всех языческих идолов и святыни и заставил местные племена поклясться в верности себе как истинному пророку Аллаха. В течение двух последующих лет до своей смерти в 632 г. Мухаммад принимал участие в битвах с другими племенами и смог объединить под своим правлением Аравийский полуостров. Ему воздавали за его благородство и доброту. В поздних сурах он больше говорил о добродетелях послушания Богу, искренности, милосердия к другим.

После смерти Мухаммада Абу Бакр, его старый друг и соратник, был объявлен его преемником и стал первым калифом. Абу Бакр умер двумя годами позже и его сменил Омар, другой сподвижник пророка. В 644 г. его сменил Отман, а затем Али, двоюродный брат Мухаммада, женатый на Фатиме, его дочери. Али правил до 661 г. Все эти правители были близкими соратниками, либо друзьями Мухаммада. Большая часть


270

хадитов возникла из их воспоминаний. Трудно сказать, насколько их воспоминания были вызваны необходимостью укрепления своей власти, хотя этого нельзя исключать. После смерти пророка возникли острые споры о его преемниках в мусульманском мире. Эти споры не разрешены до сих пор. Тем не менее халифы правили более тридцати лет, неустанно расширяя исламское влияние за пределы Аравийского полуострова. Они завоевали Сирию, Палестину, Египет, находившиеся раньше под влиянием христианства, и Иран. Через восемьсот лет после смерти Мухаммада откровения пророка и меч ислама правили от Испании на западе до Индии на востоке. В последующие столетия четыре великие империи мусульман сменяли друг друга — во имя Аллаха и его пророка Мухаммада: Селик и Оттоман в Истамбуле, Сафавид в Иране, Моголы в Индии.









Пророк Аллаха

Вернемся к личности Мухаммада. Как мы видели, он начал свою жизнь бедным сиротой. Позже, женившись на Хадидже, он стал процветающим торговцем. В возрасте сорока он почувствовал свое религиозное призвание, возможно страдая галлюцинациями и/или эпилептическими припадками. Последнюю часть жизни он провел как пророк ислама, его военный и политический вождь. Вскоре после смерти Хадиджи пятидесятилетнего Мухаммада уговорили жениться вновь. Он взял двух новых жен — Сауду, вдову, одну из новообращенных, и Айшу, дочь Абу Бакра, которой было тогда всего 6-7 лет (их брак не совершался три года). Поскольку полигамии получила распространение среди арабов, Мухаммад не был исключением в этом отношении.

Через восемь лет Мухаммад развелся с Саудой и проводил все время с Айшой, ставшей его любимой женой. Сауда обещала Мухаммаду отказаться от своего дня (он проводил но очереди день с каждой женой), если он возьмет ее обратно. Она хотела предстать на Судном дне его женой. Мухаммад согласился, открыв новую суру (4:128), предписывающую мужу и жене искать взаимное согласие:

«И если женщина боится от своего мужа суровости или уклонения, то нет греха на них, чтобы они устроили между собой согласие. Ведь согласие — лучше».


271

Бог у Мухаммада был всегда под рукой и открывал ему новые истины тогда, когда это было ему нужно. Откровения пророка носили теперь конкретный, практический характер, дополняя те, которые отвечали его частным и политическим интересам. В 628 г. Айша сопровождала Мухаммада в экспедиции, но случайно отстала. Она решила догнать группу Мухаммада с помощью одинокого юноши. Ее начали подозревать в прелюбодеянии и Мухаммад был вынужден отказаться от нее. Поступить так, пророк разрешил свое затруднение с помощью нового откровения. Обстоятельства его появления, без сомнения, связаны с этим случаем. По-видимому, скандал по поводу целомудрия Айши длился несколько недель и подогревался Али, одним из приближенных Мухаммада. Али считал, что Мухаммад должен наказать жену за прелюбодеяние. Мухаммад был в печали. Он вошел к Айше, сидевшей вместе с родителями. Она была грустна. Мухаммад сказал ей, что если она виновата, то должна сознаться в своем проступке. Айша заплакала, уверяя его в своей невиновности.

После этого, когда наступило молчание, пророк впал в транс. Его окружили и подложили иод голову подушку. Айша была уверена, что он оправдает ее. Спустя некоторое время Мухаммад пришел в сознание, сел, вытер пот со лба и сообщил жене, что Аллах подтвердил ее невинность. Мухаммад вышел к людям и провозгласил перед ними новое откровение о прелюбодеянии. Коран предусматривает, что виновные в незаконном сожительстве должны быть наказаны тысячью ударами палкой. Мухаммад оговаривался, что для доказательства прелюбодеяния нужны четыре свидетеля. Коран продолжает:

«А те, которые бросают обвинение в целомудренных, а потом не приведут четырех свидетелей, — побейте их восемьюдесятью ударами и не принимайте от них свидетельства никогда; это — распутники». (24:4)

Поскольку не было четырех свидетелей прелюбодеяния Айши, она была оправдана. Общеизвестно, что у Мухаммада было десять жен и по меньшей мере две наложницы. Некоторые браки носили политический характер, но другие, без сомнения, он заключал ради удовлетворения своих мужских потребностей. По рассказам Мухаммад больше всего любил


272

три вида удовольствия: женщин, хорошую еду и благовония. Его привязанность к женщинам была хорошо известной и отчасти скандальной. Это ярко иллюстрирует история о жене Саида, приемного сына Мухаммада. Саид был предан и верен Мухаммаду. Однажды Мухаммад был приглашен в дом Саида и случайно увидел его жену, Зайнаб, которая была полуодета. Мухаммад покинул дом в смятении, очарованный ее красотой. Узнав об этом, Саид предложил развестись со своей женой и отдать ее пророку. Мухаммад отверг это предложение. Но Саид все равно развелся с Зайнаб, и Мухаммад взял ее в жены — но после того, как получил разрешение от Аллаха в форме откровения (Сура 33:36). Многие были недовольны этой свадьбой. Их брак считался кровосмесительным, поскольку Саид был приемным сыном Мухаммада. Мухаммад рассеял их критику получением откровения свыше. В Коране мы читаем следующее:

«И вот ты говорил тому, кого облагодетельствовал Аллах и кого ты облагодетельствовал: «Удержи при себе свою жену и побойся Аллаха!» И ты скрывал в своей душе то, что обнаруживал Аллах, и боялся людей, а между тем Аллаха следует больше бояться. Мы женили тебя на ней, чтобы для верующих не было стеснения с женами их приемышей, когда они удовлетворяют свои желания. Дело Аллаха свершается!» (36:37)

Чтобы оправдать свою женитьбу на Зайнаб божественной волей, он провозглашает следующее откровение:

«Нет на пророке греха в том, что установил Аллах для него, согласно обычаю Аллаха, относительно тех, которые были раньше. Дело Аллаха было решением предрешенным». (Сура 33:38)

То, что Саид добровольно отдал свою жену Мухаммаду, само по себе удивительно, а то, что он воспринял согласие Мухаммада как божественную волю, просто невероятно. Этот случай демонстрирует характер многих поздних откровений Мухаммада. Обычно они создавались для оправдания его собственного корыстолюбия и превосходства. Интересно, что Мухаммад при случае трактовал их по своему усмотрению. Он использовал откровения для решения конкретных супружеских вопросов и любовных желаний. Тем не менее к ним относились как к вечным истинам, регулирующим поведение право-


273

верных. Это иллюстрирует тот факт, что сильная личность может убедить толпу в божественности своей воли.

Откровения Мухаммада служили политическим целям. С их помощью он объявлял военные компании и трактовал вопросы отношений с союзниками или противниками, формулировал предписания и определял сроки. Они содержали элементы гражданского и уголовного нрава. Законодательство провозглашало заботу о сиротах, регулировало вопросы заключения и расторжения браков, завещаний, ростовщичества и другие практические отношения.

Коран давал Мухаммаду сильное оружие для власти над своими последователями. Только слово Мухаммада было окончательным и учреждающим исламский закон. Хотя Мухаммад и не считался божеством, тем не менее правил он как абсолютный монарх. От мусульман требовалось приближаться к нему почтительно, говорить в его присутствии шепотом, не толпиться вокруг него. Они должны были соблюдать дистанцию. Они не могли приходить к нему без приглашения. Его жены были скрыты от публичного взора. Как любимец небес он обладал особыми привилегиями. Откровения были инструментом, с помощью которого он сначала установил, а затем укрепил абсолютую власть своей воли. Сам Аллах выбрал Мухаммада своим посланником.

Из первых смутных видений Мухаммада выросла целая система предписаний, ставших методом, с помощью которых он мог осуществлять свои стремления, политические и этические идеи. Его последователи никогда не сомневались в его словах, поскольку это были слова Аллаха. Откровения в этом смысле представляют собой форму паранойи. Сначала психически неуравнове-шанный человек убеждает других принять его видение мира за Божью правду, а затем, обретя могущество, распоряжается жизнью людей. Вместе с тем власть Мухаммеда питается готовностью людей повиноваться. Те, кто верил, что пророчества Мухаммада исходят из потустороннего источника, переставали быть критичными, переставали руководствоваться своим разумом.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: