Создание новой церкви

В рассказе Джозефа Смита о божественном происхождении Книги Мормона так много неточностей и упущений, что мы можем только удивляться той доверчивости, с какой окружав-

1 George D. Smith, «Joseph Smith and the Book of Mormon». 2 Taves, Trouble Enough, Part Two.


300

шие его люди принимали его откровения. Приверженцы мор-монизма не были первыми, кто был обманут священниками и вождями-гуру. Сходные психологические способы, применявшиеся для вовлечения и вербовки новых последователей, применяются в различных сектах. Новая Церковь святых последних дней (самоназвание мормонов), организованная Смитом, быстро росла, из-за чего он был изгнан из западного Нью-Йорка. Став известным после публикации Золотой Библии, он приобрел не только новых поклонников, но и врагов, утверждавших, что Золотая Библия — это «обман, богохульство, легковерие и надувательство». В течение месяца у Джозефа Смита появилось сорок новых приверженцев, однако пока он крестил одних, другие напоминали, что он был судим и его признавали виновным в денежных махинациях. Его обвиняли в лжепророчестве. Как проницательно заметила Броди, Смит использовал преследование мормонов в свою пользу. Поскольку он выглядел в глазах людей мучеником, страдающим за свою веру, его миссия стала более значимой для верящих в него, ибо им была обещана особая роль в церкви, которую он создавал. Он искусно внушил им мысль, что они являются избранным народом, который призван дать всем людям божественное откровение. Смит обращался не к богатым слоям или интеллигенции, а к простому народу, который, как и он сам, не знал науки, не был образован и обучен логике.

Основная группа верующих была вынуждена переехать в Киртлэнд, штат Огайо, где Сидней Ригдои, глава другой церкви, и вся его паства были обращены в новую веру. Ранние критики мормонизма считали, что Книга Мормонов была составлена вовсе не Смитом, что именно Сидней участвовал в ее написании с самого начала. Противники Смита не могли поверить, что такой необразованный человек мог сам составить ее. Ходили слухи о том, что на два десятилетия раньше Соломон Спол-динг написал текст, по своему содержанию похожий на Книгу Мормона. Читавшие рукопись заявляли, что она разительно напоминает книгу Смита, основные идеи которой, как они полагали, тот и списал у Сполдиига. Эта версия не нашла своего подтверждения, поскольку рукопись Сполдинга не была обнаружена. Правда, была найдена другая принадлежавшая ему ру-


301

копись. Согласно официальной точки зрения мормонской церкви, в ней нет никакого сходства с Книгой Мормона.

В Киртлэнде Смит совершенствует свои таланты пророка-проповедника. Ему удается пробуждать у слушателей страстную веру. Его голос был столь мощным и убедительным, что легко завораживал аудиторию. Люди рассказывали, что у него было здоровое чувство юмора, вместе с тем Смит сохранял достоинство, памятуя о том, что он пророк Бога. Со временем начали распространяться слухи о его способностях лечить людей и изгонять бесов. Пост, бессонные бдения, чтение и пение псалмов часто предшествовали групповым экстазам и «откровениям» в киртлэндском храме. Как Иисус и другие «целители верой», Смит обнаружил, что способен возвращать здоровье некоторым людям, верящим в его учение. По-видимому, в некоторых случаях он помогал излечивать недуги нисхофизи-ческого происхождения. Трудно установить, насколько лечение Смита было эффективным и полным. Слухи об излечениях людей распространялись, привлекая новых последователей.

В церкви Джозеф Смит сразу занял главенствующее положение. Созданная им церковь имела бюрократическую структуру. Но к управлению широко привлекались и рядовые прихожане. Однако Смит всегда оставался ее полновластным хозяином. Для поддержания своего авторитета ему приходилось постоянно создавать новые заповеди и заявлять о новых полученных им откровениях.

Эзра Бут, один из первых новообращенных, признавал, что поначалу ложь была окутана обаянием магии. Вскоре он понял, что свидетельства Смита отнюдь не были божественными откровениями, а придумывались им для решения вполне человеческих по своей природе проблем, с которыми он сталкивался в жизни. Пророчества Смита часто не сбывались, противоречили предыдущим, были выражением человеческой слабости, а иногда и злобы или даже своекорыстия Смита. К этому времени Смита называли пророком, провидцем, ясновидцем и толкователем и когда он говорил «в Духе», это «принималось как исходящее от самого Господа». Однажды двое старейшин церкви спорили, станет ли ведро с водой тяжелее, если в него пустить живую рыбу. Спустя некоторое время Смит ответил


302

отрицательно: «Я знаю в духе, что оно не будет тяжелее». Однажды, рассказал Бут, в Киртлэнде появилась женщина, занимавшаяся пророчеством. Она снискала расположение некоторых старейшин и была радушно принята. Смит же расценил ее пророчества как «вторжение» в его священную область, и она была изгнана из церкви.'

Я не буду далее подробно излагать последующую историю Смита и созданной им церкви, ограничусь только кратким очерком. Это поистине драматическая и невероятная история. Молодая церковь требовала полного самоотречения и преданности. В Киртлэнде Смиту было дано новое важное «откровение», известное как «Закон посвящения». Оно устанавливало, что имущество и собственность должны передаваться церкви, была введена определенная форма общиной жизни. Это обеспечивало поступление денежных средств, ставших источником ее обогащения.

Киртлэнд, однако, не стал землей обетованной или новым Сионом. Мормоны снова отправились на запад и основали общины в Индепенденсе и Фар Уэсте, штат Миссури, на тогдашней западной границе Соединенных Штатов. Тем временем среди прихожан церкви начались раздоры. Смит был впервые обвинен в прелюбодеянии. В 1832 году толпа вытащила Джозефа из дома, в котором он жил, и, вымазав дегтем, обваляла в пуху. Так же обошлись и с Сиднеем Ригдоном. Создание церкви оказалось тяжелой задачей. Тем не менее, церковь продолжала расти, привлекая поток все новых верующих.

Невероятно, но к 1833 г. в Миссури было уже более тысячи мормонов. Трудолюбивые, исповедующие странную и для многих богохульную веру, замкнутые в своем кругу, даже фанатичные, они вызывали враждебное к себе отношение. Снова началась война. Вице-губернатор штата Лилбури Боггс, ставший впоследствии губернатором, собрал против мормонов народное ополчение. Мормоны решили защищать себя и вооружились. Кровь пролилась с обеих сторон. Мормоны стали подвергаться критике. Упомянутый мною Филаст Херлберт был отлучен от церкви. Он стал злейшим врагом Смита, конался в его прошлой жизни в Пальмире и публиковал обличительные свидетельства о нем. Он обвинил Смита в мошенничестве и

1 Howe, Mormonism Unveiled, pp. 171, 216.


303

шарлатанстве, объявив Книгу Мормона подделкой. Смит подал на него иск в суд и выиграл дело. Херлберту было велено воздержаться от публикаций на шесть месяцев и заплатить 300 долларов штрафа и судебных издержек. Прихожане церкви оставляли всю эту критику и обвинения без внимания, приписывая ее «проискам дьявола».

Критика и сомнения в правдивости и честности Джозефа Смита не останавливали людей, стекавшихся под его знамя и не уменьшали преклонения перед ним его приверженцев. Гонения и преследования, напротив, приводят к росту нового революционного или религиозного движения. Нападки и поношения только привлекают к новой вере недовольных, неимущих и разочарованных в жизни людей. В людях, глубоко преданных мормонской вере, гонения на нее только укрепили их чувство избранности. Ненависть и нападки вызывали у мормонов еще большую самоотверженность и неистовство в отстаивании своей веры. Смит превозносился верившими в его божественное предназначение. Он уже больше не был простым мошенником или всего лишь переводчиком Золотой Библии. Теперь он стал предводителем множества мужчин и женщин, готовых выполнить любое его желание.

Нуждался ли Смит, как и остальные создатели новых культов, в постоянном признании? Жаждал ли он самоутверждения? Каким было его психоэмоциональное состояние? Мотивы человека чрезвычайно сложны и трудно постижимы. Довольно рано стали появляться слухи о его прелюбодеяниях. Действительно, его увлечение женщинами и даже чужими женами было чрезмерным. Одна любовная связь сменяла другую. Хотя Смит старался быть осторожным, оскорбленные мужья и братья постоянно жаловались на его неблаговидное поведение. Ниже мы вернемся к вопросу о полигамии, ставшему предметом одного из самых острых споров в церкви.

История ранних мормонов полна конфликтов. Постоянно преследуемая и изгоняемая за свои еретические взгляды, основная часть мормонов переехала из враждебного им штата Миссури в штат Иллинойс, где уже жило множество их приверженцев. Сначала мормонов приняли радушно, и они начали стекаться в штат в поисках защиты. Здесь планировалось пост-


304

роить новый Сион. В 1839 г. они переименовали город Коммерс, небольшой город в штате Иллинойс, в Наву, что, но словам Смита, означало на еврейском «прекрасная плантация».

Неутомимые в своих трудах мормоны приступили к строительству, следуя архитектурным планам Смита. В то время как город рос и процветал, мормонские миссионеры в Великобритании иод руководством молодого энергичного Бригама Янга привлекали множество новообращенных и, используя особый эмигрантский фонд, отправляли их в Соединенные Штаты. К этому времени Смит создал закрытую теократическую систему и народное ополчение. Себя он называл генерал-лейтенантом Легиона Наву. У него появились грандиозные политические амбиции. Управленческая структура церкви постоянно укреплялась. Броди описывает новые необычные религиозные установления, введенные и освященные Смитом.1 Многие из них напоминают те, которые практиковали масоны, у которых Смит, без сомнения, их и позаимствовал. Тайные обряды, проводимые в мормонском храме, включали омовение и помазание частей тела. Мормонам было велено носить церковную одежду (костюм из длинного нижнего белья) с масонскими символами для защиты от сил зла. Были приняты и другие масонские символы и ритуалы, например, масонский фартук.

Обряды мормонского храма превратили церковь в нечто таинственное. Они были связаны с новейшими фантазиями Смита о загробной жизни. После смерти, говорил он, душа человека переносится в мир духов, где она ждет судного дня. Однако только те души, которые присоединились к мормонской церкви, могут достичь высшего уровня в небесном царстве. Те же души из прошлого, которые не дожили до создания мормонской церкви и принятия мормонского евангелия, утверждал Смит, могут быть освобождены из мира духов и достичь высшей ступени с помощью доверительной формы крещения. Это означало, что любой мормон может «запечатлеть» своих покойных родственников или друзей, или даже великих личностей, просто совершив их крещение «по доверенности».

Сегодня в Солт Лейк Сити собраны генеалогические данные о сотнях миллионах умерших. По-видимому, многие из них 1 Brodie, No Man Knows My History, pp. 278-83.


305

были «спасены» (без их согласия) посредством посмертного крещения. Возможно этот ритуал покажется необычным для немормонов, но, возможно, он не более странен, чем причастие римско-католической и православной церкви, предусматривающее ритуальное поедание крови и плоти Христа, или чем введенные Моисеем пищевые запреты.

Мормонизм был привлекателен для поселенцев прерии и приграничных районов США, поскольку он связывал Ветхий и Новый Заветы с девственностью американского континента, прошлую жизнь человечества с новой жизнью переселенцев. В нем нашлось место не только для американских индейцев, он учил о новой земле обетованной (где-то на Западе) и утверждал, что библейский райский сад находился вблизи Индепенденса в штате Миссури. Все составляющие новой религии были местного изготовления, ее язык напоминал бивуачный костер, ее пророк был американцем. Она прекрасно вписывалась в американскую среду.







Многоженство

Во время пребывания мормонов в Наву одним из основных стал вопрос о многоженстве. Открыто стали распространяться слухи о том, что лидеры мормонов практикуют полигамию. Фаун Броди обнаружила список жен Смита. Она сообщила о сорока девяти женщинах, «обрученных с пророком», причем многие из них одновременно были замужем за другими мужчинами.1 Броуди говорила, что список неполон и что у Смита были и другие жены, не прошедшие официальной церемонии обручения.

Мормонский брак мог быть заключен либо «на время» (земной жизни), либо «навечно». Браки Джозефа, заключенные со многими женщинами, должны были продолжаться вечность, тогда как считалось, что их браки с другими мужчинами заключены лишь на «время земной жизни». Многие браки Джозефа дозволяли сексуальные отношения, тогда как другие заключались лишь «для вечной жизни». По мере роста его влияния и власти он без всякого стеснения обзаводился новыми женами. Другие лидеры секты, такие как Бригам Янг и Хебер Кимболл, имели дюжину жен.

1 Ibid., pp. 457-88.


306

В Книге Мормона многобрачие запрещалось. Однако по некоторым свидетельствам, Джозефу уже в 1831 году было дано откровение, предзнаменующее полигамию. После многих лет отрицания многобрачия Джозеф возвестил особое откровение, узаконивающее многобрачие на библейских основаниях. Скорее всего, это было сделано для оправдания его образа жизни. В конце концов, если Авраам, Соломон, Давид и древние патриархи имели много жен, почему многоженство не может быть дозволено Джозефу и его сподвижникам? Первая жена Смита, Эмма, стала свидетельницей его новых браков и даже была вынуждена присутствовать при брачных церемониях. Она активно выступала против практики полигамии. На это Джозеф ответил ей откровением, повелевающем Эмме «принять всех, кто был дан нашему слуге Джозефу» и «сохранить преданность к моему слуге Джозефу и больше ни к кому».1 Он предупредил ее, что за непослушание на нее падет небесный гнев. Затем Джозеф провозгласил новый закон:

«Если мужчина возьмет в жены девицу и желать взять другую, и если он женится на второй, и они девицы, не были обещаны другому мужчине, тогда он поступает по закону, и не совершает прелюбодеяния... и если он имеет десять девиц, данных ему по закону, он не совершает прелюбодеяния, так как они принадлежат ему».2

Этот завет хранился в тайне даже от тех, кто жил в Наву, хотя, будучи вынесенным на обсуждение верховного совета лидеров церкви, вопрос о многоженстве привел к расколу. Узнав о доктрине полигамии, критики обвинили мормонов в поощрении сексуальной распущенности. Известие о полигамии привело к взрыву негодования среди широкой общественности, в целом с неприязнью относившейся к мормонам. Демонстрируя низкую репутацию мормонов, Эрнст Тейвс цитирует протестантского священника В. М. Кинга, который писал в 1842 г.: «Я считаю Наву настоящим притоном разврата и всяких мерзостей, существовавших когда-либо со времен Содома и Ниневии».3 Мормоны обвинялись во всех видах безнравственности.

1 Ibid., pp. 340-41; также см. Doctrines and Covernants, Sect. 132.

2 Ibid.

3 Tavcs, Trouble Enough, p. 169.


307

Антимормопизм мог сравниться с антисемитизмом. Высокомерные и гордые, фанатично преданные своим религиозным установлениям, практикующие необычные обычаи и верования, они раздражали немормонов. Известие о полигамии вызвало возмущение. Возможно, этот факт ускорил гибель Джозефа Смита.

Множество факторов способствовало его преждевременной смерти. Он собрал вокруг себя тысячи сторонников, у него была своя армия, он стремился к политической власти в штате, где мормоны были многочисленны. В 1844 г. он выдвинул себя кандидатом в президенты. Смит добивался расположения политических лидеров, обещая им голоса мормонов, однако, когда он объявил себя кандидатом, они прекратили его поддерживать. К этому времени его обвинили в узурпаторстве, в том, что он требует от своих приверженцев слепого исполнения его указаний и установил тираническое правление, грозившее распространиться на соседние штаты. Некоторые опасались, что Джозеф Смит может основать в США деспотическую религиозную империю во главе с ним в качестве папы-императора. Джозеф намеревался отделить Наву от законодательной системы штата Иллинойс и вывести ее из подчинения федерального правительства. Власти попытались арестовать Смита и распустить его армию.

Инцидентом, вызвавшим особое негодование общественности, стал разгром Смитом оппозиционной газеты в Наву. Газета была основана Уильямом Лоу, бывшим мормоном, отвергшим доктрину полигамии и считавшим, что Джозефу не подобает владеть огромной недвижимостью. После отлучения Лоу посвятил себя публичным нападкам на Смита. Джозеф ответил разгромом его издания. Публичное мнение повернулось против Смита. В ответ он был обвинен в попрании свободы прессы и нарушении первой поправки к Конституции США. Тейвс отмечает, что в последние годы жизни Смит страдал галлюцинациями и утратил чувство реальности.

Смерть быстро приближалась к Смиту. Он и его брат Хай-рум, всегда его поддерживавший, были арестованы в Картаге, штат Иллинойс, в 1844 г. и ждали суда но нескольким обвинениям. Неуправляемая толпа ворвалась в тюрьму и растерзала Джозефа и Хайрума. Мормонская община была потрясена смертью своего основателя и пророка. Многие мормоны поки-


308

нули церковь. Только благодаря огромным способностям Бри-гама Янга, этого Павла мормонизма, церковь была сохранена. Конечно, это сравнение неточно. Св.Павел создал доктрину церкви, Бригам был администратором. Св.Павел был аскетом, Бригам владел землей и любил многих женщин. Тем не менее, оба они спасли свои церкви после гибели их мессий, дав им новые основания. Джозеф был убит; он стал мучеником, подобно Христу, отдав свою жизнь за мормонскую веру. Смит похож и на Моисея, обещавшего своему народу обетованную землю, но не дошедшего до нее. Избранный народ должен был двигаться на запад искать иную землю для нового Сиона. После смерти Смита мормоны обосновались в штате Юта, чтобы начать все заново. Однако и здесь возникло множество проблем с федеральным правительством и строительством новой церкви. Бригам Янг управлял церковью железной рукой. Он официально провозгласил полигамию в 1852г. Однако под давлением властей и общественного мнения в 1890 г. мормонские лидеры были вынуждены отказаться от принципа многоженства.

Сегодня мормонская церковь является могущественной организацией, весьма богатой и влиятельной, продолжающей расти, посылать своих миссионеров во все концы земного шара. Мормонская церковь превратилась из радикального, нонконформистского, всеми презираемого культа в могущественный консервативный институт, защитницу существующего социально-экономического истэблишмента. За относительно короткий период в 150 лет она продемонстрировала процесс зарождения, развития и зрелости, подобный тому, какой прошли древние религии, начало которых таится в далеком прошлом.

Был ли Джозеф Смит подлинным пророком? Или он был человеком, придумавшим истории о «божественных откровениях» в своих личных целях? Получил ли Смит откровения в форме Книги Мормона? Едва ли можно ответить на этот вопрос положительно. Исходя из здравого смысла, очевидно, что Золотая Библия была создана им самим. Глубоко верующие мормоны, конечно, будут настаивать, что Джозеф был пророком, а Книга Мормона — божественное откровение. Их невозможно убедить в обратном, особенно теперь, когда мормонская вера имеет свою многолетнюю традицию и схоластическое обоснование.


309

Она была принята их отцами и дедами. Как система верований, она не только предложила им кредо и догму, она также определяет их образ жизни, их представления о себе как избранном народе, которым предназначена особая судьба после смерти.

В наши дни критически настроенный человек (мормон или немормон) может поставить под сомнение подлинность откровений Смита. Две его последующие книги — «Книга Авраама» и «Таблицы Киндерхука» («Kinderhook plates») — подтверждают гипотезу о том, что Смит, веривший в свою пророческую миссию, тем не менее занимался обманом.

«Книга Авраама»

В 1835 г. Джозефа Смита посетил некий Майкл Чандлер из Киртленда, штат Огайо. Чандлер разъезжал по стране, выставляя четыре египетские мумии и несколько папирусов. Узнав о Смите, он попросил его помочь перевести папирусы. Смит так заинтересовался находкой, что купил их. Он объявил, что папирусы содержат письмена еврейских пророков Авраама и Иосифа. (В 1837 г. общественности еще не было известно, что Шампольону удалось расшифровать египетские иероглифы). Смит использовал тот же метод, что и раньше. Он заявил, что, движимый божественным вдохновением, он «перевел» папирусы — «Книгу Авраама», опубликованную им затем в 1842 г.

«Книга Авраама», возможно, самая неудачная публикация из всего корпуса мормонской литературы. Она рассказывает о сотворении космоса и содержит рассуждения Иосифа о планетах и звездах. В ней приводится размышления о происхождении негритянской расы. Согласно «Книге Авраама», она произошла от «потомков Хама». От Хама, говорится в ней, «произошла раса, проклятая на земле».1 Негритянская раса предназначена служить другим расам. Все египтяне унаследовали темную кожу как знак проклятия. Они не имели нрава быть принятыми в мормонское священство. Эта книга, опубликованная до гражданской войны, защищала позицию рабовладельцев, которые искали библейское обоснование второсортного статуса негритянского населения.2

1 Book of Abraham, 1:21-24.

2 Только более ста лет спустя 9 июня 1978 года президент мормонской церкви Спенсер В. Кимболл пересмотрел эту расистскую доктрину и объявил о новом откровении. Отныне в мормонской церкви людям с темной кожей разрешено становиться служителями.


310

В отличие от «золотых пластин», которые исчезли после их «перевода», папирусы, якобы переведенные Джозефом, и мумии были выставлены в Киртленде и Наву. К тому времени, когда Джозеф опубликовал «Книгу Авраама», египтология находилась в зачаточном состоянии. Однако она быстро развивалась. В 1860 г., уже после гибели Джозефа, египетские факсимиле, напечатанные в «Книге Авраама», были расшифрованы египтологами. Они полностью отличались от версии Джозефа. Ученые показали, что папирусы были обыкновенными погребальными свитками, содержащими фрагменты египетской «Книги дыханий», исправленной версии «Книги мертвых», которые обычно клали рядом с умершим и которые были обнаружены в тысячах египетских захоронениях того периода. В них говорилось о богах Осирисе, Маате и Исиде.

Позже ученый Артур Мейс из Метрополитен-музея назвал перевод Смита «полной чепухой с начала и до конца». Доктор В.М. Флиндерс Петри из Лондонского университета заявил: «Можно с достоверностью утверждать, что в этих истолкованиях нет ни слова правды».1

В 1967 г. одиннадцать фрагментов папируса оказались в Метрополитен-музее. Ученые снова провели их анализ. Перевод папируса был опубликован в независимом мормонском журнале «Диалог». Он показал, что Джозеф Смит состряпал свой «вдохновенный перевод» от начала и до конца. Его текст не имеет никакого отношения к оригиналу.

Отсутствие пророческих способностей Смита подтвердилось при переводе так называемых Таблиц Киндерхука. На этот раз Джозеф попал в искусно поставленную ловушку. Три человека, живших в Киндерхуке, штат Иллинойс, объявили, что в апреле 1843 г. они обнаружили за старым могильном камнем шесть медных пластин в форме колокола, на которых были выгравированы иероглифы. Два мормона стали свидетелями, как разъеденные от времени пластины были вырыты и осторожно очищены. Получив их, Смит тут же заявил, что пластины подлинные. Он сообщил, что надписи на них рассказывают об истории человека, чьи кости покоились рядом и который яв- лялся «потомком Хама, из рода Фараона, царя Египта».2 Смит

1 Brodic, No Man Knows My History, p. 175.

2 Ibid., p. 291.


311

никогда не публиковал полный «перевод» таблиц. Он стал предусмотрительнее после того, как «Нью-Йорк Геральд» 28 декабря 1842 г. сообщила, что древнеегипетский язык наконец расшифрован и его грамматика теперь известна ученым Англии.

Много лет спустя один из тех трех людей из Киндерхука признался, что таблицы были подделкой. Они были вырезаны из меди, вытравлены кислотой и окисью азота, а затем помещены в гробницу, чтобы заманить в ловушку и обмануть Смита. Поддавшись на обман, Джозеф сфабриковал «перевод» несуществующего текста.1








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: