А.Д. Захаров, Ж.Ф. Тома-де-Томон, А.Н. Воронихин

Главным являлся фасад, выходящий на Московскую дорогу. Как и в здании Нового Арсенала, перед главным фасадом были размещены артиллерийские орудия. Второй и третий этажи правого крыла занимала церковь Воскресения Словущего. Её интерьер в форме греческого креста считался одним из красивейших ампирных интерьеров Петербурга.

Жан Франсуа Тома де Томон (1759 - 1813), Дом Лаваль. Трехэтажное здание, построенное в 1790-х гг. А. Н. Воронихиным для Г. А. Строганова.

Ампирная тенденция к монументализации архитектурного образа, увеличению объёма и освёщенности внутренних помещений, тяга к роскоши усилились в облике Большого театра, перестроенного де Томоном в 1802-1803 гг. Зодчий изменил его внешний вид, внутреннюю планировку и отделку. Он увеличил высоту центрального и окружающего объемов (соответственно до 21 и 13 м)15 и пристроил на главном фасаде масштабный далеко отстоящий от стены 8-колонный портик, давший эффектную светотень. Тосканский орден заменил ионическим. В тимпане фронтона разместился рельеф «Триумф Аполлона Кифареда» (Ж. Тибо). В интерьерах коринфские колонны, гризайль на золотом фоне, изваяния Гениев и Слав, поддерживающих ложи, живописные плафоны под сводами, арабесковый орнамент (Д.-Б. Скотти по эскизам де Томона) создавали ощущение праздника. В 1803 г. по его образу и подобию де Томон спроектировал Одесский театр, А. Михайлов и О. Бове позднее повторили его черты в архитектуре Большого театра в Москве, а К. Фишер - в здании Оперного театра в Мюнхене. В миниатюрном мавзолее «Супругу-благодетелю» (Павловск, 1807) в виде простиля с рустованными стенами де Томону с помощью ампирных приёмов удалось создать впечатление римской мощи. Греческие пропорции четырёх дорических колонн зодчий дополнил римским соотношением между архитравом и фризом. Интерьер состоял из единственного зала. В центре находилось надгробие Павлу I работы Мартоса. В 1806-1809 гг. де Томон спроектировал серию фонтанов на Царскосельской дороге - два самостоятельно, а третий совместно с Воронихиным. В них ясно звучат египетские мотивы. Помимо укрупнённых лаконичных масс, ампирное звучание усиливают четыре сфинкса, поставленные по сторонам водосборных чаш. Благодаря этим фигурам сооружение получило неофициальное название «Фонтан Ведьм» (одной из функций сфинксов было предсказание судьбы, а в славянской мифологии и быту этим занимались ведьмы). Египетский мотив присутствовал и в облике двух других фонтанов. Фонтан в Колонии (в 1935 г. перенсён в сквер перед западным фасадом Казанского собора) представлял собой невысокую пирамиду с закруглённой верхней частью. Из неё ниспадали струи воды в симметрично расположенные на пьедестале гранитные чаши. Верхняя часть украшена каменной маской Нептуна. Вода вытекала из его открытого рта. Репутацию «строгого приверженца классицизма»18 зодчий заслужил благодаря ансамблю Биржи. Черты ампира:

- идеи золотых медалистов Парижской Академии, взятые за основу; - имперский масштаб. - глобальность пространственного мышления. - радикальная художественная реорганизация окружающего пространства. Задействована вся панорама Невы. Образ был разрушен пакгаузами. Величественный корпус Биржи объединил обе площади (дворцовая и перед Биржей), подчинив себе окружающие постройки; - синтез архитектуры и скульптуры, связанных между собой идейно, композиционно и пластически. Над карнизом главного и противоположного фасадов установлены скульптурные группы, близкие по содержанию, композиции и габаритам: «Нептун с двумя реками» и «Навигация с Меркурием и рекой». Со стороны центрального биржевого зала им соответствуют композиции «Время» и «Коммерция».- свобода обращения с ордером. Греческий периптер на высоком гранитном цоколе окружён тосканской колоннадой – римским вариантом дорического ордера, который отличается отсутствием у колонн каннелюр и наличием базы. Де Томон сузил шейки капителей и абаки. Это придало тосканским колоннам непривычную легкость. В интерьере центрального зала дорический карниз сочетается с ионическими портиками;

- тенденция к изысканной закруглённости линий проявилась в очертаниях спусков-пандусов, форме пристани, фланкирующих её шарах, в полуциркульной форме окон, акцентированной рустованными архивольтами; - кессонированный цилиндрический свод центрального интерьера; - навеянные римской архитектурой львиные маски и Ростральные колонны, этрусские формы светильников-треножников на их вершинах;- неосуществлённая мечта архитектора отлить всю скульптуру Ростральных колонн из чугуна.

А. Н. Ворнихину (1759-1814). В 1803 г. после пожара в Павловском дворце Мария Федоровна назначила Воронихина главным архитектором Павловска. При восстановлении дворца он создал один из самых поэтичных интерьеров - кабинет «Фонарик», а также изменил отделку многих парадных помещений, в том числе залов Войны, Мира, Итальянского и Греческого. В их облике были акцентированы ампирные элементы: кариатиды, фигуры орлов на карнизе, кессонированные купола и арки, барельефы в люнетах. Для кн. П. И. Багратиона Воронихин построил деревянную дачу или Розовый павильон. Изящный домик, завершённый небольшим легким куполом, стоял на берегу пруда в окружении розовых кустов. мастерское владение миниатюрной деталью и гигантскими архитектурными массами у здания Горного кадетского корпуса (1806-1808). Считается здание «александровского классицизма», но по ОБ, это ампир: 1) титанические масштабы, соответствующие ширине и спокойному течению Невы на этом участке; 2) архаический прототип вместо палладианского; 3) крупный руст как главный элемент декора; 4) удлинённые полуциркульные завершения оконных проёмов; 5) динамичные скульптурные композиции по сторонам портика, создающие контраст недвижным архитектурным массам; 6) наличие скульптурных рельефов; 7) египетские мотивы в интерьерах. Казанский собор шедевр ампирно-романтического направления в русской архитектуре. гениальное решение территории, гигантская полуциркульная четырехрядная колоннада из 144 коринфских колонн высотой 13 метров - полукруглая площадь. Идея колоннады родилась у Павла I, прообраз собор св. Петра в Риме Бернини. Совершенно новое сооружение. Стены храма прорезаны огромными окнами, расположенными в два яруса, обработаны нишами и филёнками. Межоконные простенки заполнены коринфскими пилястрами. Над окнами, по фризу колоннады, на стенах портиков, в аттиках проездов, на углах антаблементов размещены сюжетные и орнаментальные рельефы. Карнизы украшены резьбой. Фриз с бронзовыми медальонами, карниз с модульонами, два боковых аттика с барельефами, балюстрада над карнизом почти не оставляют свободных участков стены. Идея синтеза искусств - около сорока скульпторов и живописцев разных поколений, в том числе цвет отечественного искусства: Ф. Г. Гордеев, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Прокофьев, Ж.-Д. Рашетт, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, Г. И. Угрюмов, С. С. Щукин, Ф. Я. Алексеев, В. Л. Боровиковский, А. И. Иванов, В. К. Шебуев, А. Г. Варнек, О. А. Кипренский, Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов. первая подобная конструкция в отечественной практике: над средокрестием на высоком барабане, прорезанном световыми окнами, зодчий поместил купол с пролетом 17,1 м. Он имеет внешнюю оболочку из кованого железа. Другой технической новацией Воронихина были перекрытия, не обычные арочные, а прямые при минимальном сечении опорных столбов. Ансамбль остался незавершённым - такую же полуциркульную колоннаду с южной стороны не построили. Площадь, ограниченная 171-метровой чугунной решёткой на высоком цоколе. А. Д. Захаров (1761-1811) ансамбль Адмиралтейства (1806-1826). П-образная форма, три луча, арка, прорезающая основной объем между Невой и проспектом, сохранил идею Коробова о башне.    Красота интерьеров Адмиралтейства не уступала красоте фасадов. арадные помещения были расписаны П. Скотти с участием Б. Медичи и Ф. Торичелли. В смысле соответствия фасада и интерьера Захаров оказался даже большим палладианцем, чем мастера «строгого» классицизма. Ансамбль, не имеющий равных, доминанта центра. Огромное значение скульптуры. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: