Д. Кваренги, Л. Руска, Ф.И. Демерцов

Д. Кваренги (1744-1817) «тень Палладио», «палладианец». 1801-1811 гг. Кваренги построил три крупных общественных сооружения - Мариинскую больницу, Екатерининский и Смольный институты. Во всех зданиях просматривается приверженность к палладианским принципам: -) чётко обозначенное трехэтажное членение. Нижний этаж в центре прорезан арочными проходами, к которым ведут два боковых пандуса, а во флигелях - арочными окнами. Оконные проёмы имеют строгую прямоугольную форму. Во втором этаже их декоративная обработка минимальна, а в третьем - отсутствует вовсе; -) П-образная композиция.;-) скупая декорация: главный корпус акцентирован по центру портиком с треугольным фронтоном; два боковых флигеля тоже украшены портиками; цокольный этаж обработан гладким горизонтальным рустом; -) во внешнем облике - строгая симметрия, легко читаемая рациональная композиционная схема, господство прямых углов и гладких плоскостей, чёткая графичность силуэта, не разработанность светотеневых эффектов; -) простая внутренняя планировка. Портику соответствует вестибюль, за ним – церковь; -) оформление парадных интерьеров повторяющимися элементами: лепными фризами, архивольтами над дверными проёмами, нишами для скульптуры; -) редко использовал скульптуру. Здание Конногвардейского манежа (1800-1804). Только фасад, обращённый к Исаакиевскому собору, получил некоторое пластическое решение – 8-колонный тосканский портик с фронтоном. Над главным входом - барельеф с изображением конных состязаний, но он расположен в лоджии и виден только с близкого расстояния. Мраморные статуи Диоскуров работы П. Трискорни (1817) - неточные копии статуй, стоящих перед Квиринальским дворцом в Риме. здание Кабинета Аничкова дворца (1803-1811). Зодчий нашёл оптимальную высоту сооружения: с одной стороны, она оказалась пропорциональной ширине Фонтанки, а с другой, закрыв парадный фасад Аничкова дворца, с тактичностью, максимально возможной в таких обстоятельствах, подчеркнула подчинённую роль новой постройки. Портик из ионических колонн. Пространственное мышление Кваренги осталось на уровне строгого классицизма. Он мыслил категориями отдельно взятого здания и ближайшей к нему территории, стремясь вписать своё сооружение в существующую застройку так, чтобы оно, не разрушая её, привлекало к себе внимание ясной логикой и величественной простотой. Л. Руска (1758-1822) - переход от палладианства к ампиру. Мастер интерьеров. Гранитная терраса в Царском Селе (1809). Сложная конфигурация с асимметричным силуэтом и статуями, венчающими вертикальные тяги, соответствовала духу барочной архитектуры Растрелли и Чевакинского. Мощные архитектурные формы, крупный руст, изысканное сочетание розового и серого гранита отражали ампирную тенденцию, а вид на раскинувшийся внизу Большой пруд с построенной Руска пристанью заставлял вспомнить о предромантических принципах английского парка. Особняк на Марсовом поле и загородную дачу для М. П. Румянцева, дома для гр. Литта, гр. Головина, вдовы Эберлинг, купца Ильина. Из особняков сохранились только два последних. Нет дорического ордера, внешнее оформление частных домов соответствовало социальному статусу хозяев. В сооружениях Руска нет синтеза искусств. Руска заложил принципы рядовой застройки Петербурга. С ампиром её связывает тенденция к укрупнению масштабов и форм. дом Ордена иезуитов (1801-1805) на углу набережной Екатерининского канала и Большой Итальянской: 1) чётким поэтажным членением; 2) прямоугольным рустом нижнего этажа и замковыми камнями над прямоугольными окнами; 3) единым ордером двух верхних этажей, где гладь стены нарушается лишь скромными сандриками над окнами второго этажа; 4) чуть выдвинутым вперед центральным ризалитом во всю высоту здания. Незаурядное градостроительное чутьё зодчий проявил при сооружении портика Перинной линии, который внешне стал самым палладианским сооружением Невского проспекта. Отступает от красной линии для гармонии с Гостиным двором. Сооружение оказалось настолько живописным, что вскоре Росси сориентировал на него Михайловскую улицу

Федора Ивановича Демерцова (1782-1823). Знаменская церковь стала Все купола имели шлемовидную форму с продольными рёбрами. Палладианская планировка сочеталась с ампирной мощью рустованных стен, скульптурным декором в нишах и куполами, восходящими к русскому средневековому зодчеству идеальные пропорции- часть невского проспекта. Станция метро с теми же габаритами (И. И. Фомин, Б. Н. Журавлев и В. В. Ганкевич). В 1808-1810 гг. Демерцов перестроил цейхгаузы Литейного двора в Новый арсенал, ставший эталонным ампирным сооружением. По сторонам ризалитов на невысоких пьедесталах размещались статуи лежащих львов. Барельефы военной тематики над окнами первого этажа, объёмные скульптурные композиции, единый фриз из античной арматуры, карниз с модульонами тянулись вдоль всего 173-метрового фасада, придавая ему пластичность и создавая светотеневые эффекты. Никогда ещё в архитектуре петербургского классицизма скульптурное убранство не играло такой определяющей роли. Оно имело характер актуальной идеологической программы. Здание для размещения администрации, архивов и музея Артиллерийского ведомства – масштаб должен был подчеркнуть успехи артиллерии под руководством Аракчеева. То же в архитектуре Военно-сиротского дома, построенного в 1806-1810 гг. Александром Егоровичем Штаубертом (1781-1843) близ Обухова моста, на левом берегу Фонтанки (Московский пр., 17).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: