Требования к знаниям и умениям

 

Объектами проверки усвоения студентами курса истории Отечества являются:

- Знание исторических фактов, событий и их последовательности, дат, имен, терминов, хронологических рамок, периодов значительных событий и процессов.

- Умение проводить поиск информации в одном или нескольких источниках; сравнивать данные источников, выявлять их сходство и различия; описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи.

- Усвоение общих исторических представлений, понятий, идей.

- Владение элементами исторического анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями, выделение характерных, существенных черт исторических событий и явлений, сравнение, определение сущности событий…).

- Умение оценивать исторические явления, действия людей в истории (объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории).

Для доступа к итоговой аттестации студент должен:

- активно участвовать в семинарских занятиях;

- получить зачеты по промежуточным формам контроля (тесты, вопросы для самоконтроля, терминологические диктанты, знание основных дат и персоналий).

Результат итоговой аттестации складывается из результатов работы студента в течение семестра и устного ответа на зачете или экзамене.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ

 

ОДО

 

 

ОЗО

Лекции   Семинары Самостоятельная работа Лекции Семинары Самостоятельная работа
1 Восточные славяне в Древности (V – XI вв.). 2 2 4       6
 2 Русь в XII – XV вв. Феодальная раздробленность на Руси. 2   2 4       6  
3 Формирование единого государства в Северо-Восточной Руси.   2     4       6 -
4 Московское государство в XVI начале XVII вв. 4   2 6 2   6  
5 Россия в XVIII в. 4   2 4   2 6
6 Россия в первой половине XIX в. 2     4 2   6
7 Россия во второй половине XIX в. 2 2 4       6
8 Общественное движение в России в XIX в. 2   4     6
9 Россия в начале XX в.   2 2 6 2   6
10 Россия в условиях мировой войны. Февральская революция в России.   2     6       6
11 Октябрьская революция 1917 г. Первые мероприятия Советской власти.   2   2 6     6
12 Россия в 20-е гг. 2   4     6
13 Формирование тоталитарной системы в СССР в конце 20 – 30-х гг.   2   2 6     6
14 СССР в 40-х начале 50-х гг. 2   4 2   4
15 СССР в 50 – 80-е гг. 2   4   2 6
16 Россия на современном этапе. 2 2 4 2   6
  Итого: 36 18 76 10 4 94

ПРОГРАММА КУРСА

Введение.

Сущность, формы, функции исторического знания. Историческое знание и исторический опыт. Методы и источники изучения истории. Отечественная историческая школа в прошлом и настоящем. Методология и теория исторической науки. Цивилизационный и формационный подход к изучению истории. Исторический и логический методы исторического исследования.

Раздел 1. Русь древняя и средневековая (V – XVII вв.)

Тема 1.1. Восточные славяне в древности.

Проблемы происхождения славянских народов.  Древнейшие государственные образования. Выделение восточного славянства. Расселение, занятия, быт, верования. Родоплеменные отношения.

 

Тема 1.2. Русь в IX – первой половине XII вв.

Основные этапы становления государственности у восточных славян. Социально-экономические и политические изменения в славянском обществе в VIII – IX вв. Особенности и эволюция социально-политического строя Киевской Руси в Х – первой половине ХII вв. Причины появления и функции княжеской власти. Организация государственного управления. Различные теории происхождения Древнерусского государства (дискуссии норманистов и антинорманистов). Города в системе социально-политических отношений. Русь и кочевники. Русь и государства Европы. Принятие христианства.

 

Тема 1.3. Русь в ХII – XIV вв.

Формирование новых политических центров Руси: Великий Новгород, Владимиро-Суздальская земля, Галицко-Волынское княжество. Географическое положение, политическое устройство, развитие хозяйства, города, культура. Монголо-татарское нашествие, Социально-политические изменения в русских землях в период монголо-татарского ига. Европейская экспансия в Западную и Северо-Западную Русь. Невская битва, Ледовое побоище. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Особенности общественного и государственного строя.

Предпосылки, особенности и периодизация формирования единого централизованного русского государства. Борьба за первенство между русскими княжествами. Князья и Орда. Причины возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Иван Калита. Дмитрий Донской. Куликовская битва, ее значение. Московское княжество в XIV – XV вв.

 

Тема 1.4. Московское государство в XV – начале XVII вв.

Проблема складывания основ национальных государств в Западной Европе. Формирование единого российского государства, его особенности. Ликвидация зависимости Руси от Орды. Иван III. Василий III. Социально-политическая структура русского государства в конце XV – первой трети XVI вв. Начало формирования сословной организации общества. Изменения в социальном составе феодалов, формирование дворянства. Дискуссия о начале формирования государственно-феодальной системы эксплуатации, ее отличие от западноевропейского вассалитета. Первый общерусский Судебник 1497г. Регулирование поземельных отношений. Начало правового закрепощения крестьян.

Иван IV. Реформы 50-х гг. XVI века. «Избранная рада». Земские соборы. Опричнина: причины, сущность, методы, последствия. Расширение территории государства: присоединение Сибири и Поволжья. Ливонская война.

Государство и  церковь. «Иосифляне» и «нестяжатели». Культура и быт в XV – XVI вв. Общественная мысль. Зодчество, живопись.

«Смутное время»: борьба альтернативных путей развития страны, Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский. Крах центральной власти и его последствия. Земский собор 1613г. Воцарение династии Романовых. Возрождение страны после смуты.

 

Раздел II. Россия в Новое время (XVII – рубеж XIX – XX вв.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: