Тема 13. Расстройства развития интеллекта: Олигофрении

Лабораторная работа № 15

Задание 1.    

Задача 1. С., 20 лет, находится в стационаре по поводу необходимости проведения ему судебно-психиатрической экспертизы. Из материалов уголовного дела известно, что в районе строительства 5-этажного дома на проходящего мимо Н. был сброшен мешок со строительным мусором, вследствие чего тот получил тяжкие телесные повреждения. Из свидетельских показаний следует, что это мог сделать С., игравший там вместе с 10-12- летними детьми. Так как С. неоднократно лечился в психиатрической больнице, назначена судебно-психиатрическая экспертиза. Экспертам поставлены следующие вопросы: страдает ли С. каким-либо хроническим психическим расстройством или слабоумием, и если да, то каким именно? Способен ли он сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими; способен ли он правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания? Из анамнеза известно, что беременность матери протекала с токсикозом в первой половине. Родился с двойным обвитием пуповины. С первых дней жизни отставал в развитии: ходить начал с 3 лет, разговаривать – с 7. В школу пошел с 8 лет, но учиться не смог: не мог научиться читать, писать. Не мог учиться по программе вспомогательной школы. Дома элементарно себя обслуживал, под присмотром родителей выполняет простые трудовые процессы. С начала полового созревания стал злобным, уходил из дома, был драчлив, в связи с неправильным поведением неоднократно стационировался в психиатрические больницы.

В психическом состоянии: диспластичен, на вопросы отвечает односложно, речь косноязычная, ответы дает в основном на элементарные вопросы. Спокоен, несколько благодушен. О ситуации перед задержанием и стационированием не рассказывает. Больному не удаются даже элементарные обобщения, мышление конкретное. Не умеет читать, писать, считает в пределах 5. Не знает текущей даты, не ориентирован во времени. Не знает домашнего адреса, сколько ему лет. Безразличен к посещению родных, радуется лишь только принесенным ему передачам. Обстановкой отделения не тяготится. Установите диагноз и дайте судебно-психиатрическую оценку.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2.

Какие из перечисленных признаков не относятся к легкой умственной отсталости:

а) отсутствие способности к простым обобщениям;

б) способность к усвоению простых трудовых навыков;

в) наличие фразовой речи;

г) грубые расстройства поведения и выраженная внушаемость.

Задание 3.

Судебно-психиатрическая оценка больных, страдающих олигофренией учитывает:

а) только степень снижения познавательной деятельности;

б) степень снижения умственного развития и социальной адаптации;

в) выраженность эмоционально-волевых и псхиопатоподобных расстройств.

Задание 4.

К умственной отсталости эндогенной этиологии относятся:

а) синдром Дауна;

б) фенилкетонурия;

в) врожденный сифилис;

г) коревая краснуха.

Тема 14. Расстройства развития личности: Психопатии

Лабораторная работа № 16

Задание 1.

1. Приведите схему основных форм психопатии в зависимости от характера преобладающих расстройств

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите основные формы динамики психопатий, определите их сущность

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Изложите принципы судебно-психиатрической оценки психопатий

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Поставьте диагноз

На прием к врачу-психиатру мать приводит дочь 18 лет, сообщает о ней следующее. Росла "трудной" девочкой. В школе часто жаловались на ее плохое поведение. Она часто конфликтовала и дома и в школе, не терпела замечаний. С 15 лет стала курить, не слушалась матери, бросила школу, придавала большое значение косметике и своей внешности. Часто по мелким поводам устраивала скандалы и давала аффекты. На работе не удерживалась, критики к своему состоянию не было.

Задание 3.

Какие из перечисленных утверждений являются верными:

а) расстройство личности сопровождается снижением интеллекта;

б) для психопатии характерно преимущественное нарушение эмоциональноволевой сферы и межличностных отношений;

в) отклонения в характере являются стабильными и длительными, начинаясь с детства и подросткового возраста;

г) гомосексуализм относится к расстройствам половой идентификации.

Задание 4.

Продолжите предложения: Расстройство личности, при котором встречается избегание социальной или трудовой деятельности, включающей частные межличностные контакты из-за страха критики или неодобрения называется…"._______________________

Задание 5.

Установите диагноз и дайте судебно-психиатрическую оценку.

К., 45 лет, находится в психиатрической больнице по поводу стационарной судебно-психиатрической экспертизы. Год назад у нее возник конфликт с начальником отдела. Она обратилась в администрацию с жалобой на то, что он нарушает дисциплину, неправильно оформляет накладные. При проверке эти факты не подтвердились. Тогда больная обратилась с жалобой в вышестоящую инстанцию, в которой обвиняла администрацию в покрывательстве "мошенника". После повторной проверки факты, изложенные в жалобе, вновь не подтвердились. За последние месяцы К. разослала более 25 писем различным ответственным лицам, в которых говорится о "нездоровой атмосфере, царящей в учреждении". Обвиняла проверяющих в формализме и бездушном к ней отношении. Приводила многочисленные доводы и доказательства "зажима" критики. Утверждала, что ее противники находятся в сговоре с проверяющими. Требовала назначения "объективной" и компетентной комиссии. Стала говорить, что подвергается на работе всяческим преследованиям: "умышленно составляют самый неудобный график дежурств, портят ее имущество, подкладывают наркотические средства в ящики стола. Однажды после конфликта с начальником отдела ударила его по лицу тяжелой пепельницей, чем нанесла вред здоровью, и ее действия были квалифицированы как хулиганство. Из анамнеза известно, что с детства отличалась прямолинейностью, считала, что учителя ее "незаслуженно" обижают, стараются унизить.

На уроках пререкалась с учителями, упорно отстаивала свое мнение. В отношениях с товарищами была резка, прямолинейна. Во время учебы в институте также выступала на собраниях с резкой критикой "прогульщиков и лентяев", в связи с чем одногруппники обратились с просьбой о переводе ее в другую группу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: