Особенности Просвещения в Казахской степи (взгляды Абая Кунанбаева, Шокана Валиханова, Шортанбая, Дулата и др.)

Ч. Валиханов полагал, что любая власть, будь то европейская, российская или азиатская, особенно российская и азиатская, страдает вопиющими злоупотреблениями и не останавливается, когда это выгодно ей, перед попранием законов, ею же принятых и ею же охраняемых. Это заложено в природе самой власти, которая, как справедливо считал просветитель, упивается своим мнимым могуществом и выражает уверенность в том, что вокруг нет никаких сил, способных обуздать ее волю. «Оно и правда, что законы у нас на Руси пока еще пишутся не для генералов», - с величайшим сокрушением констатировал он.

Учение Абая о познании человеком внешнего мира и основанном на этом познании его искренней вере в Бога, иман, насквозь пронизано духом высочайшего гуманизма. Не человек для мира и Бога, а, наоборот, Бог и мир для человека, для его блага и счастья. Познавая мир посредством своего разума, человек постигает не мнимую, как в религии, а действительную, как в науке, сущность Божества и таким путем приобретет сам подлинно человеческие черты, становится действительным человеком, способным понять, что Любовь и Справедливость, как высшие формы выражения сущности Бога, должна стать его собственной сущностью.

 

Идейная борьба и общественное движение Казахстана в начале XX в. (панисламизм,джадидизм, пантюркизм)

Панислами́зм (др.-греч. pan — «всё» и араб. إسلام — «ислам») — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления: о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности;

Джадиди́зм — общественно-политическое и интеллектуальное движение среди мусульманских (преимущественно тюркских) народов в Российской империи конца XIX — начала XX века.
Противоположные джадидизму тенденции в мусульманской среде отражает кадимизм.
Пантюрки́зм — культурное и политическое течение, распространенное в государствах, населенных тюркскими народами, в основе которого лежат идеи о необходимости их политической консолидации на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалось во второй половине XIX века.


9.Формирование казахской интеллигенции: социальный состав, образование, деятельность. (А. Букейханов, М. Дулатов, А. Байтурсынов, Х.Досмухамедов, М. Тынышбаев, Ш. Кудайбердиев и др.)

Процесс формирования и становления национальной казахской интеллигенции не был однозначным, он представлял собой довольно сложный и длительный процесс. Это обстоятельство, несомненно, отражалось на количественном росте специалистов, как в области народного хозяйства, так и культуры. Тем не менее, к. ХIХ – н. ХХ вв. явился новым этапом в развитии интеллектуальных сил народа. Можно выделить главные факторы, повлиявшие на формирование казахской интеллигенции: во–первых, распространение мусульманского образования в самом Казахстане и возможность обучаться в мусульманских учебных заведениях за пределами Казахстана. Вторым фактором являлось мнение царского правительства о том, что просвещение казахского народа достаточно ограничить начальным образованием, т. е. знанием русского языка и элементарных действий арифметики, а в распространении среднего, а затем более высшего образования, оно не было заинтересованно. Отсутствие национальных средних учебных заведений в дореволюционном Казахстане вынуждало казахов отдавать своих детей в русские учебные заведения, в учебном процессе которых ретранслировались русская культура и господствовал русский язык. В-третьих, на формирование казахской интеллигенции действовали и экономические факторы, то есть влияние развития капитализма в Казахстане. Развитие капитализма способствовало развитию не только товарно-денежных отношений, транспорта и связи, дальнейшей колонизации края, но и возникновению и развитию периодической печати в Казахстане.
Социальная среда формирования интеллигенции нового типа была необычайно широка. Среди «оқығандар» и «зиялылар» находились вчерашние бедняки (О. Жандосов, Ж. Аймауытов, М. Дулатов), дети среднего слоя (С. Мендешев, А. Байтурсынов), потомки степной аристократии (М. Шокай, Н. Тюрякулов, Ш. Кудайбердиев), интеллигенция во втором поколении (С. Асфендиаров, А. Биримжанов, Б. Каратаев) и др.
Призыв М. Дулатова: «Оян, қазақ!» («Проснись, казах!»), отражая содержание переломного этапа, оправдал себя и исторически, и политически, и методологически, и теоретически.






НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1916 г.

Предпосылки:

1)переселенческая политика

2)создан переселенческий фонд (изъятие плодородных земель у казахов)

-Рыскулов: «Этнический конфликт между казахами и русскими, стали характерной чертой жизни в степи»

-шла «добровольная» вербовка-батраковка казахов для работы в кулатских хозяйствах.

Причины:

1)Колониальная политика царизма

2)Массовое изъятие земель казахов

3)Руссификаторская политика царизма

4)Увеличение налогов (военные налоги)

5)Война, приносившая народу страдания, голод, эпидемии

Повод:

-25 июня 1916г –Царский указ «О призыве казахов на тыловые работы»

-500 тыс. джигитов из Туркестанского края

- от 19 до 43 лет

-23 августа 1916г Секретный приказ Курапаткина (освободить феодально-байскую верхушку от тыловых работ)

-Царизму удалось отколоть от общ-нац. Движения туземную администрацию.

Движущая сила: казахские шаруа

Территория: весь Казахстан

Очаги: Торгай и Семиречье

В целом все движение, действия повстанцев повсеместно носили национально-освободительный характер.
Тургайский центр восстания(АбдигафарЖанбосынов, Амангельды Иманов, Алиби Джангильдин.), Семиреченский центр восстания (БекболатАшекеев, ТокашБокин)

Причины поражения: стихийность восставших, неорганизованность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: