Общие и специфические черты сценария культурно-досу-говой программы и других видов драматургических искусств

Сценарий культурно-досуговой программы – это подробная литературная разработка драматургического действия, предна-значенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются различные формы культурно-досуговых программ.

Драматургия культурно-досуговой программы (сценарий) имеет общие черты с другими видами драматургических ис-кусств (театр, кинематограф, радио, телевидение), а именно обязательное наличие в нем:

– единого драматургического действия;

– сюжетного хода и событийного ряда;

– конфликта как «диалога действий»;

– жесткой композиционной структуры;

– жанрового разнообразия (в культурно-досуговых про-граммах – разнообразие форм).

Таким образом, сценарий культурно-досуговой программы является в широком смысле драматургическим произведени-ем, а работа над ним – драматургическим творчеством. Однако клубная драматургия характеризуется своими неповторимымиспецифическими особенностями, поскольку она имеет не только художественную ценность, но и является программойпедагогического воздействия на аудиторию.

Специфические черты сценария культурно-досуговой про-граммы наиболее ярко обнаруживают себя в сравнении     с пьесой как драматургической основой театрального искусства.

Так, творчество драматурга носит индивидуальный характер, тогда как сценарная работа может быть как индивидуальной, так и коллективной. Более того, создание пьесы – всегда оригинальное авторское творчество. Сценарий же культурно-досуговой программы – это монтажное соединение литературно-художественных, документальных, кинемато-графических произведений других авторов. Иными словами, если сценарист включает в драматургический материал музыку П.И.Чайковского, то этот гениальный композитор, бе-зусловно, является соавтором данного сценария. Театральная пьеса – это всегда художественный вымысел, вторая реаль-ность со своим художественным образом, драматургия культурно-досуговых программ – всегда соединение «фактов жизни» и «фактов искусства», информационного и зрелищно-го компонентов монтажным методом. Единое драматургичес-кое действие в сценарии обеспечивается не столько поступ-ками и действиями персонажей, сколько всем многообразием средств художественной выразительности (поэтическое слово, звук, музыка, свет, пластические композиции, видеоряд и др.). Из этой особенности вытекает следующее. Задача сценариста культурно-досуговой программы – создать наиболее эффективное интеллектуальное, эмоциональное и педагоги-ческое воздействие на аудиторию, а не просто произведение драматургического искусства как художественную ценность. Сценарий пишется для конкретного зрителя и организация общения также «закладывается» в структуру сценария, ис-пользуя приемы активизации аудитории культурно-досуговой программы. В качестве специфической черты необходимо выделить также разнообразие мест и площадок для постановки культурно-досуговой программы – от домашней комнаты до стадионов и улиц городов. Место в данном случае – это не только пространство, но и конкретная аудитория, на которую надо воздействовать.

И, наконец, главное. Сценарий культурно-досуговой про-граммы пишется не для читателя, а для режиссера.

 

Характеристика понятия «сценарий культурно-досуговой программы».

Культурно-досуговая программа является универсальной формой художественного моделирования действительности, а его драматургической основой – сценарий.

Если обратиться к этимологии слова, то сценарий (от итал. scenario, от лат. scaena – сцена) – краткое изложение событий, которые происходят по ходу действия в спектакле. Слово «сценарий» первоначально обозначало развернутый план спектакля.

Сценарий определял основной порядок действия, ключевые моменты развития интриги, очередность выходов на сцену персонажей импровизационного театра. Непосредственный текст создавался самими актерами в процессе спектакля или репетиций; при этом он жестко не фиксировался, а варьировался в зависимости от реакций и отклика зрителей. По сценарному принципу строились практически все виды народного театра, особенно комедийного (древнерусского – театр скоморохов, европейского и славянского – кукольного театра, французского – ярмарочного, итальянского – знаменитой комедии дель арте и т.д.).

В начале XVII века даже начали выпускаться отдельные сборники сценариев для представлений комедии дель арте, авторами которых чаще всего были ведущие актеры трупп. Первый сборник, выпущенный Ф.Скала в 1611 году, содержал 50 сценариев, по которым могло развиваться сценическое действие.

в широком смысле слова сценарий представляет собой особый словесный текст, своеобразный перевод, осуществляемый с языка словесного вида искусства на язык аудиовизуального, зрелищного искусства. Будучи драматургической основой культурно-досуговой программы, сценарий «фиксирует» будущее единое драматургическое действие во всем объеме выразительных средств.

Сценарий культурно-досуговой программы – это подробная литературная разработка драматургического действия, предна-значенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются различные формы культурно-досуговых программ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: