Восточные славяне в древности: расселение, занятия, общественные отношения и верования

История: предмет, цели изучения, источники. Формационный и цивилизационный подходы к прошлому. Особенности русской истории.

 

История Отечества (России) есть наука, изучающая процесс становления и развития Российского государства и проживающих на его территории народов с древнейших времен и до наших дней.

 

Содержание курса "История Отечества" включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития. В их числе: - процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю; - характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости; - формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусский, белорусский, украинский; - процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства; - складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму; - динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства; - развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой; - исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие; - особенности внутренней и внешней политики на современном этапе; - особенности развития Российской текстильной промышленности.

 

Цель изучения предмета.

Цель преподавания истории Отечества: научить студента знать и любить историю своего Отечества, гордиться многовековым трудом и борьбой народов нашей страны за честь и свободу Родины, за укрепление могущества российской государственности, за свои права и свободы, содействовать воспитанию у него высоких гражданских качеств.

 

Задачи изучения истории Отечества. Студенты должны:

" знать основные факты и процессы отечественной истории в их взаимосвязи и взаимообусловленности, в исторической последовательности;

" понимать основные закономерности исторического развития на примере истории нашего Отечества;

" иметь представление о месте и роли России и народов нашей страны в европейской и мировой истории;

" уметь применять анализ исторического развития нашей страны для понимания процессов современного этапа её истории;

" самостоятельно работать с научной, учебной, справочной и учебно-методической литературой.

Изучение Истории Отечества должно помочь студентам в формировании научного, объективного подхода к событиям прошлого, настоящего и будущего нашей Родины, развить диалектико-материалистическое мировоззрение, помочь в осмыслении тех политических процессов участниками и свидетелями которых они будут в самостоятельной жизни.

 

Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории

 

В марксистском учении об обществе ступени исторического развития получили название ”общественно-экономические формации”. Выделяются они путем выявления того общего, что присуще разным странам, находящимся в рамках одной формации. Это позволило перейти от описания исторических явлений к их научному анализу. Выстроилась и внутренняя логика мировой истории. Последователи цивилизационного подхода утверждают, что не все исторические факты укладываются в формационную модель. Отталкиваясь от утверждения, что наряду с усилением интегральных процессов в мире нарастает и многообразие, “мозаичность” социальной действительности, ими была предложена другая система взглядов на всемирную историю. В ее основе лежит идея уникальности социальных явлений, своеобразие пути, пройденного отдельными народами. С этой точки зрения исторический процесс - есть смена целого рядацивилизаций, существовавших в различное время в разных регионах Земли и одновременно существующих в наши дни.

 

Россия была первой страной мира, которая заявила о своеобразии своей истории и о своем праве называться цивилизацией. Эту идею в 60-70-е гг. XIX в. развил и научно обосновал Н. Я. Данилевский.

 

Опираясь на полученные ранее знания, студенты имеют возможность сопоставить историю нашей страны с историей других государств и народов, и найти общие и отличительные черты.

 

Восточные славяне в древности: расселение, занятия, общественные отношения и верования.

 

Славяне выделились в 3 группы: западные - поляки, чехи, словаки; восточные - русские, белорусы, украинцы; южные - болгары, сербы, хорваты, словенцы. В эпоху великого переселения народов славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. К 6 веку относится обособление восточных славян, на основе которого сложились впоследствии русский, белорусский и украинский народы. Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Приднепровья на юге. Славяне объединялись в общности, название которых получалось от названий местности (поляне, бужане), либо от названий легендарных прародителей (радимичи, вятичи). В "Повести временных лет" названы полтора десятка объединений восточных славян, то есть "племенных союзов", каждый из которых состоял из 120-150 племён, занимал территорию 40-60 км в поперечнике. Основное занятие - земледелие (рожь, пшеница, ячмень, просо, репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). На севере господствовала "подсечно-огневая" система, то есть вырубка, сжигание леса и удобрение будущей пашни этой же золой - на 2-3 года. На юге - "перелог", то есть простой переход от одного на другой участок в течение 2-3 лет. С земледельческим занятием тесно было связано скотоводство (свиньи, коровы, мелкий рогатый скот). Рабочим скотом на юге в основном были волы, а в лесной полосе - лошади. Из других занятий следует выделить рыболовство, охоту, бортничество (собирание грибов и ягод), имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались так же и технические культуры (лён, конопля). Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда, который надо было осуществлять в строго определённый срок - это мог выполнить только большой коллектив. Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов носили натуральный характер - и те и другие пытались обеспечить себя внутренними ресурсами и ещё не работали на рынок. Но полностью без рынка хозяйство прожить не могло - с появлением излишков стало возможным обменивать продукты на ремесленные товары. Как правило, город возникал на холме, у места слияния двух рек - так было удобнее защититься от врагов. Центральная часть города называлась кремлём. Там находились дворцы князей, дома богатых феодалов, позднее - храмы и монастыри. У основания городского треугольника выкапывали ров, заполняемый водой. К кремлю примыкали поселения ремесленников, называемые посадом, а отдельные районы, населённые ремесленниками определённой специальности, - слободами. Во главе общины стоял князь. Важнейшие вопросы решались на народных собраниях - "сходах".

 

Языческая культура восточных славян была богатой и разнообразной. В её недрах накапливались первые знания о природе и человеке: астрономических, медицинских, биологических, технических, географических знаниях.

 

Они поклонялись как обожествлённым силам природы: солнце - Ярило,ветер - Стрибог,гроза - Перун,так и более абстрактным понятиям: небесному огню - Сварогу,прародителям всего живого- Роду и Родеи многим другим богам. Культы отправлялись, как правило, под открытым небом, в святилищах, куда посторонние не допускались. Были у славян и человеческие жертвоприношения, правда, осуществлялся этот обряд только в крайних случаях, когда все другие способы воздействия на высшие силы были исчерпаны. Религия восточных славян несёт следы как общих для многих народов индоевропейской семьи верований и представлений об окружающем мире, так и специфически славянских, возникших во многом под влиянием окружающей среды. Особенно это проявилось в вере в таких существ, как лешие, водяные, русалки, кикиморы, домовые и т.п.

 

К 9 веку процесс разложения у славян первобытнообщинного строя в основном завершился. Племенные княжения то разъединялись, то объединялись в зависимости от ситуации. Поступательное движение производительных сил, выразившееся в более активном использовании орудий труда из железа, распад родовой общины, рост городов, возникновение военной дружины - всё это привело к возникновению классов и государства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: