№ п/п | Наименование тем | Количество аудиторных часов по видам занятий | СРО | ||
лекции | сем | Всего | В том числе СРОП | ||
1 | Предмет, история развития и современное состояние психологии семьи и семейного консультирования | 2 | 1 | 7 | 1 |
2 | Сущность брака и семьи. Функции семьи | 2 | 1 | 7 | 1 |
3 | Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития | 2 | 1 | 7 | 1 |
4 | Культура отношений в семье. Психологический климат | 2 | 1 | 7 | 2 |
5 | Психология интимных отношений | 2 | 1 | 7 | 1 |
6 | Профилактика супружеских конфликтов | 2 | 1 | 7 | 2 |
7 | Детско-родительские отношения | 2 | 1 | 7 | 2 |
8 | Методы диагностики семейных отношений | 2 | 1 | 7 | 2 |
9 | Воспитание ребенка в семье | 2 | 1 | 7 | 2 |
10 | Особенности семейного консультирования | 3 | 1 | 7 | 2 |
11 | Добрачное и предбрачное психологическое консультирование | 3 | 1 | 7 | 2 |
12 | Психологическое консультирование супругов при нарушении супружеских отношений | 3 | 2 | 7 | 2 |
13 | Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми | 3 | 2 | 7 | 2 |
Всего:135 (3 кредита) | 30 | 15 | 120 | 30 |
6. Содержание лекционных занятий
|
|
Тема 1. Предмет, история развития и современное состояние психологии семьи и семейного консультирования.
Предмет и задачи основ психологии семьи и семейного консультирования. Место психологии семьи и семейного консультирования в системе психологического знания. Связь основ психологии семьи и семейного консультирования со смежными дисциплинами. Становление основ психологии семьи и семейного консультирования как научной дисциплины. Общенаучные направления в изучении семейной проблематики. Вклад И.Я. Баховена и Дж. Ф. Макленнана в историческую реконструкцию семейных отношений. Анализ исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам Э Дюркгейма, А.И. Антонова, В.М. Медкова. Учение Ч. Дарвина как исток этологического направления. Эмпирические методы Ф. Ле Пле в изучении семьи. Первые подходы в исследовании семейных отношений во взаимосвязи личности и обществе сторонников научного направления.
Тема 2. Сущность брака и семьи. Функции семьи.
Понятия «Семья» и «Брак» в психологии и смежных науках. Основные функции семьи. Состав семьи (нуклеарная, расширенная, полная, неполная). Семья как система и малая группа. Брак как система отношений. Формы организации семьи и брака, их истоки и эволюция. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья. Альтернативные браку формы – гражданский брак, одиночество, «пробный брак». Тенденции развития современной семьи.
Тема 3. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития.
Гендерные стереотипы как основа функционально – ролевой структуры семьи. Психолого-методологические подходы к пониманию маскулинности и фемининности. Биологизаторский подход Ч. Дарвина. Символический аспект маскулинности и фемининности символизм Э Гофмана и Ж. Лакана. Реализация индивидуальных потребностей в браке. Особенности семейных потребностей. Семейные функции. Семейные роли. Внутрисемейная ролевая структура.
|
|
Динамика и периодизация семейной жизни. Формирование брачной пары. Специфика задач, решаемых на каждой из стадий. Теории выбора брачного партнера (З. Фрейд, Р. Уинч, Р. Сентерс, Б. Мурстейн, А. Керкгофф и К. Дэвис, А. Рейс, Р. Зидлер, Д. Адамс). Период поиска брачного партнера и «ухаживания». Специфика добрачного периода. Компоненты психологической готовности к браку. Мотивы вступления в брак. Роль родительской семьи для формирования и функционирования новой семьи. Формирование установки на вступление в брак и деторождение. Принятие решения о вступлении в брак.
Тема 4 Культура отношений в семье. Психологический климат.
Состояния в отношениях предбрачной пары: любовь, влюбленность, частичная любовь. Молодая семья, ее задачи и особенности Кризисные периоды брака. Факторы семейного благополучия.
Тема 5 Психология интимных отношений.
Основные характеристики супружеских отношений. Формирование и развитие супружеских отношений. Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты. Адаптация и совместимость супругов в семье. Удовлетворенность браком и условия сохранения супружества. Семейные сценарии. Жизненные драмы, роли и темы. Супружеские игры. Любовь как основа супружеских отношений. Возникновение и развитие представлений о любви. Феномен любви и ее типы. Теории любви.
Тема 6 Профилактика супружеских конфликтов.
Механизм семейных ссор. Кодекс спора. Понятие супружеского конфликта. Причины супружеских конфликтов. Структура супружеского конфликта. Стороны конфликта. Возникновение конфликтной ситуации и инцидент. Основные стадии развития супружеского конфликта. Возникновение конфликтной ситуации и сигнала конфликта. Осознание супружеского конфликта и его источники. Толерантность и конфликтность в действиях супругов. Завершение конфликта и готовность супругов к его разрешению. Пути и способы разрешения супружеских конфликтов. Разрешение конфликта без посредника. Участие третьей стороны в разрешении конфликта. Профилактика супружеских конфликтов.
Тема 7 Детско-родительские отношения.
Формирование родительской позиции в период ожидания ребенка. Факторы и условия психического риска для будущего ребенка. Модели детско-родительских отношений в «народной психологии развития». Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие. Стили семейного воспитания.
Тема 8 Методы диагностики семейных отношений.
Методы изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре. Методы исследования индивидуальности супругов. Методы нравственно - психологических основ супружеских отношений. Методы исследования межличностных отношений в системе «родитель - ребенок» глазами родителя. Методы исследования межличностных отношений в системе «родитель - ребенок» глазами ребенка.