Требования к условиям произрастания и особенности культуры

Методические рекомендации и указания

К выполнению курсового проекта по растениеводству

для студентов- бакалавров агрономического факультета

очной формы обучения

Москва 2012

 

 

Методические рекомендации подготовили доценты кафедры: Бугаёв П.Д., Корниенко А. В.

 

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией агрономического факультета.

Протокол № ___ от___ ___________ 2012г.

 

Председатель учебно-методической комиссии   _____________ Н.Ф. Хохлов

Цель и задачи курсового проекта.

 

 

Целью курсового проекта является закрепление полученных знаний по растениеводству и другим смежным дисциплинам для понимания путей создания оптимальных условий, отвечающих требованиям биологии полевых культур, в процессе разработки технологии возделывания.

В задачи курсового проекта входят:

- приобретение навыков самостоятельной работы с литературой и

обобщения накопленных материалов.

- разработка технологии возделывания полевой культуры с учётом природно- климатических условий для получения заявленной урожайности.

- использование инновационных элементов технологии для решения конкретных задач в конкретных условиях.

Студент согласовывает с преподавателем исходные данные для выполнения задания курсового проекта.

Задание по курсовому проекту должно быть отражено в наименовании темы, поэтому тема курсового проекта также согласовывается и фиксируется преподавателем.

 

 

Содержание курсового проекта.

 

 Введение                                                                                      ……3

1. Исходные данные для курсового проекта………………………….4

2.  Природно-климатические условия места возделывания………….5

     2.1 Температурный режим. …...                                                                                ____

     2.2 Влагообеспеченность района

     2.3 Почвы

     2.4 Другие факторы и условия

 

3.Требования к условиям произрастания и особенности культуры…5

3.1 Рост и развитие культуры.

3.2 Требования к теплу и свету.

3.3 Требование к влаге

3.4 Требования к почвам

3.5 Требования к элементам питания……………………………….5

3.6 Другие возможные особенности культуры……………………..6

 

 

    4. Разработка технологии возделывания………………………………..6

   4.1 Анализ условий выращивания, установление факторов лимитирующих уровень урожайности.

   4.2 Обоснование выбранной величины урожайности.

        4.3 Выбор предшественника и звена севооборота.

        4.4 Обоснование выбора сорта……………………………………….6

        4.5 Определение элементов структуры запланированной урожайности.

        4.6 Система применения удобрений…………………………………..7

4.7 Основная и предпосевная обработка почвы………………………9

4.8 Подготовка семян к посеву. Посев………………………………...9

4.9 Уход за посевами……………………………………………………9

4.10 Подготовка к уборке, уборка, послеуборочная доработка.

 

        5. Технологическая схема возделывания культуры…………………10

 

Заключение                                                                 ……………… 10

Оформление курсового проекта. Титульный лист…………………….11

Приложения………………………………………………………………13

  Библиографический список……………………………………………..13

 

Методика выполнения курсового проекта.

 

                                            Введение

В введении кратко излагаются значение, распространение, проблемы и пути повышения эффективности производства выбранной для курсового проектирования полевой культуры. Допускается освещение других важных с точки зрения студента вопросов, связанных с выбранной тематикой. Объём введения не должен превышать 2 страниц.

 

 

Исходные данные для курсового проекта

Индивидуальное задание

Край, область, или другая административная единица, с указанием природно-климатической зоны или других особенностей.  
Наименование культуры и цели возделывания  
Урожайность основной продукции    
Наличие болезней и вредителей  
Преобладающие сорняки    
Новые элементы технологии, препараты, техника или другие инновации.    

 

 

Кроме данных полученных в индивидуальном задании студент самостоятельно находит исходные данные используя агрометеорологические справочники, почвенные карты, монографии и другие пособия и материалы включая интернет-ресурсы.

 

2. Природно-климатические условия места возделывания.

 

При описании почвенно-климатических условий отражаются календарные сроки схода снега, начала полевых работ, сумма активных температур за вегетационный период, среднегодовая сумма осадков и распределение их по месяцам другие данные среднемноголетних наблюдений. Указываются тип почвы, механический и агрохимический состав, содержание органического вещества, глубина пахотного слоя, кислотность. В случае актуальности особенностей рельефа, опасности водной или ветровой эрозии, это отражается в исходных данных и учитывается при разработке технологии возделывания культуры.

Температурный режим

Влагообеспеченность района

2.3 Почвы. Характеристика.

Другие факторы и условия

Требования к условиям произрастания и особенности культуры.

3.1 Рост и развитие культуры. Описать фазы роста и развития культуры отразить связь с органообразовательными процессами, продолжительность межфазных периодов. Указать критический период формирования урожая и оптимальные показатели полевой всхожести, густоты стояния растений, перезимовки, сохранности и другие показатели важные для выбранной культуры.

 

3.2 Требования к теплу и свету. Отразить минимальную и оптимальную температуру прорастания семян и появления всходов, требования к теплу и свету в различные периоды жизни растений, устойчивость к заморозкам. Для озимых культур показать режим закалки по фазам, критический температурный минимум на глубине узла кущения. Отметить фотопериодизм культуры, специфические требования культуры в различные периоды развития.

 

3.3 Требование к влаге. Потребность в воде для набухания и прорастания семян, диапазон коэффициента транспирации, расход влаги за вегетацию. Оптимальные параметры влажности почвы. Динамика потребности в воде в различные периоды жизни растений. Критические периоды потребности во влаге.

    3.4 Требования к почвам.  Указать глубину пахотного слоя, оптимальные значения рН почвы, требования к составу почвы, оптимальные параметры других показателей для выбранной культуры.  

   3.5 Требования к элементам питания.   Вынос и максимальное потребление на единицу продукции N, P2O5, K2O. Требования к другим макро- и микроэлементам. Особенности потребления питательных веществ в течении вегетации. Определить формы удобрений, отвечающие требованиям культуры. Подчеркнуть способности культур извлекать питание из труднодоступных форм. При разработке курсового проекта по бобовой культуре раскрыть особенности азотного питания и удобрения.

3.6 Другие возможные особенности культуры.  При наличии биологических особенностей или других условий, которые могут повлиять на величину и качество урожая изучаемой культуры, необходимо это показать в работе и отразить в предлагаемой технологии возделывания.

 

    4. Разработка технологии возделывания.

 4.1 Анализ условий выращивания, установление факторов лимитирующих уровень урожайности. Учитывая биологию культуры и анализируя природно-климатические, почвенные и иные условия студент делает заключение об уровне достигнутой по региону фактической урожайности и устанавливает факторы, ограничивающие потенциальный урожай культуры, на основании собранных данных в процессе подготовки к выполнению курсового задания. Понимание причин снижения урожайности необходимо для минимилизации их воздействия на формирование урожая при разработке и исполнении технологии возделывания.

Указать существует ли опасность возникновения водной и ветровой эрозии, необходимость применений почвозащитных приёмов и орудий.     Перечислить основные вредоносные  объекты для культуры в конкретных условиях, с указанием периода угнетения, поражения или повреждения посевов приводящих к снижению величины или качества урожая.

 4.2  Обоснование выбранной величины урожайности. Выбранная для курсового проектирования урожайность, должна быть не меньше величины достигнутой по выбранному району или конкретному хозяйству,

 за последние 5 лет. Необходимо указать за счёт каких ресурсов (технологические операции, препараты, сорт и т.п.) ожидается прибавка урожайности.

4.3        Выбор предшественника и звена севооборота.     Показать преимущества выбранного предшественника и указать культуру, которую предпочтительно возделывать после выбранной. При возможности, разработать полноценный для своего района севооборот.

4.4 Обоснование выбора сорта.   Показать наиболее распространённые в регионе сорта. Представить характеристики самых популярных и новых перспективных сортов (гибридов). Выбрать один или несколько сортов для возделывания в конкретных условиях и обосновать выбор.

4.5 Определение элементов структуры запланированной урожайности. Элементы продуктивности формируются во время вегетации и определяют урожайность. Основные элементы продуктивности, регулируют с помощью агротехнических приёмов.

 Необходимо определить величины элементов структуры продуктивности для достижения запланированного уровня урожайности выбранной культуры в конкретных условиях. Урожайность складывается густотой стояния растений перед уборкой и средней продуктивностью одного растения.

У зерновых средняя продуктивность растения зависит от продуктивной кустистости и массы зерна с 1 колоса. Масса зерна с одного колоса определяется числом зерен в колосе и массой 1000 зерен.

У других полевых культур свои особенности формирования элементов продуктивности, которые были изучены в курсе Растениеводство.

Данные об элементах структуры урожайности необходимо использовать для расчёта нормы высева. При этом необходимо указать показатели посевных качеств семян, ожидаемую полевую всхожесть, перезимовку (для озимых), сохранность к уборке и др. Показатели посевных качеств семян были изучены в разделе «Семеноведение» курса Растениеводство.

Студент проектирует (моделирует) величину элементов продуктивности культуры для получения запланированной урожайности.

        4.6 Система применения удобрений. Система удобрений предусматривает нормы, сроки и способы внесения. Для определения норм органических и минеральных удобрений следует сделать расчёт балансовым методом учитывающим, содержание питательных веществ в почве.

 

Расчет норм внесения удобрений на планируемую урожайность (У)………….. кг/га, ………………….(культура)

 

N п/п

Показатели

Элементы питания

N P2O5 K2O
1 Вынос элементов питания на 1 т основной и соответствующее количество побочной продукции (В1), кг      
2 Общий вынос на планируемую урожайность (Вобщ = В1*У), кг/га      
3 Содержание элементов питания в почве, мг/кг почвы (Сп)      
4 Содержание питательных веществ (Впс=Гn*V*Cп)/10, кг/га      
  5 Коэффициент использования элементов питания из почвы (Кп)      
6 Может быть усвоено из почвы (Вп=Впс*Кп), кг/га      
7 Необходимо внести дополнительно элементов питания с удобрениями (Д д.в.=Вобщ-Вп), кг/га      
8 Коэффициент использования элементов питания из удобрений в 1 год внесение (Ку)      
9 Вид используемого удобрения      
10 Содержание элементов питания в удобрении (Су), %      
11 Требуется внести минеральных удобрений в туках (Ду=Д д.в. /Су * Ку*100), кг/га      

 

При определении сроков и способов внесения удобрений необходимо учитывать: 

· потребность растений в конкретном элементе, в каждую фазу развития растений

· степень растворимости туков

·  возможность вымывания и миграции элементов питания из пахотного слоя и другие условия.

По способам удобрение делят на:

· основное- внесение, заблаговременно, под основную обработку (отвальную вспашку),  культивацию либо другую обработку.

· припосевное- внесение осуществляется зернотуковыми сеялками одновременно с посевом культуры.

· подкормки - осуществляют во время вегетации растений в определенную фазу, когда растения нуждаются в питательных веществах. Подкормки проводят путём разбрасывания твёрдых гранулированных удобрений (туков), либо опрыскивают растворёнными в воде удобрениями.

После расчёта норм внесения элементов питания на запланированную урожайность определяют виды удобрений, норму при необходимости делят на дозы и составляют рабочий план внесения видов удобрений в физическом выражении.

Рабочий план применения минеральных удобрений.

 

Вид удобрения

Способы, сроки и дозы применения

Всего

основное припосевное подкормки
           
           
           

4.7 Основная и предпосевная обработка почвы. Обосновать выбор основной обработки почвы, последовательно перечислить предшествующие и проводимые после основной обработки все операции с  указанием их задач и точными параметрами проведения. Сформулировать задачи предпосевной обработки почвы указать требования при проведении с учётом выращивания определённой культуры. При использовании нулевой или минимальной обработки почвы обосновать отказ от проведения классических приёмов обработки.

4.8 Подготовка семян к посеву. Посев. Указатьпроисхождение семян используемых для посева. В случае приобретения семян, указать, где приобретены семена, какие документы получены при покупке, посевные качества семян, чем обработаны семена.

 При использовании семян собственного производства указать какой подработке подвергались семена. Какой организацией выданы документы, отражающие посевные качества семян. Описать проведение обеззараживания с указанием сроков, норм препаратов и машин.

Обосновать срок проведения, способа посева, глубину заделки семян. Рассчитать весовую норму высева.

4.9 Уход за посевами. Перечислить технологические операции проводимые после посева, с указанием решаемых задач и параметров качества их проведения. Обосновать необходимость (или отказ) применения технологической колеи и баковых смесей.

Обосновать выбор средств защиты растений для подавления вредных объектов указанных в пункте 4.1.

Описать применяемые препараты, с указанием норм внесения. 

Описать меры безопасности при проведении работ с применением пестицидов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: