Учебный процесс по кредитной технологии обучения

 

1. Основными задачами организации учебного процесса с использованием кредитной технологии являются:

1) унификация объема знаний;

2) создание условий для максимальной индивидуализации обучения;

3) усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся;

4) выявление реальных учебных достижений обучающихся на основе эффективной процедуры их контроля.

2. Кредитная технология обучения включает:

1) введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине;

2) свободу выбора обучающимися дисциплин, включенных в КЭД, обеспечивающую их непосредственное участие в формировании ИУП;

3) свободу выбора обучающимися преподавателя;

4) вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории;

5) использование интерактивных методов обучения;

6) активизацию самостоятельной работы обучающихся в освоении образовательной программы;

7) академическую свободу факультета (отделения) и кафедр в организации учебного процесса, формировании образовательных программ;

8) обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами на бумажных и электронных носителях;

9) эффективные методы контроля учебных достижений обучающихся;

10) использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине.

3. Организация учебного процесса в рамках одного учебного года осуществляется на основе академического календаря, который утверждается руководителем организации образования, на основании решения ученого совета.

4. Учебный год состоит из академических периодов, периодов промежуточной аттестации, каникул и практик. На выпускном курсе в учебный год включается период итоговой аттестации.

Академический период в зависимости от его формы имеет продолжительность 15 недель для семестра, 10 недель для триместра и 8 недель для квартала.

Период промежуточной аттестации имеет продолжительность не менее 1 недели.

Каникулы предоставляются обучающимся после каждого академического периода, при этом продолжительность каникулярного времени в учебном году составляет не менее 7 недель.

5. Допускается введение летнего семестра за исключением выпускного курса продолжительностью до 6 недель для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, изучения по согласованию с другими вузами учебных дисциплин и освоении кредитов обучающимися с обязательным их перезачетом в своем вузе.

6. Планирование учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава осуществляется в академических часах, представляющих собой время контактной работы преподавателя с обучающимся по расписанию на аудиторных учебных занятиях или по отдельно утвержденному графику для других видов учебной работы.

Один академический час аудиторной работы равен 50 минутам. Исключение составляют студийные и лабораторные занятия, а также занятия физического воспитания, где академический час равен соответственно 75 минутам – для студийных занятий или 100 минутам – для лабораторных занятий и занятий физического воспитания.

Один академический час всех видов практики, научно-исследовательской работы обучающихся, итоговой государственной аттестации обучающихся равен 50 минутам.

Организация учебного процесса

 

Учебный процесс при кредитной системе обучения организуется в следующих формах:

Ø аудиторные занятия: лекции, практические занятия (семинары, коллоквиумы), лабораторные занятия, студийные занятия;

Ø внеаудиторные занятия: самостоятельная работа обучающегося, в том числе под руководством преподавателя (СРС, СРСП), индивидуальные консультации, интернет-сессии, видеоконференции;

Ø проведение учебных и профессиональных практик, разработка дипломного проекта, подготовка дипломной работы;

Ø контроль учебных достижений обучающихся: текущий и рубежный контроль (опрос на занятиях, тестирование по темам учебной дисциплины, контрольные работы, защита лабораторных работ, курсовых работ, коллоквиумы и др.);

Ø промежуточная аттестация/итоговый контроль (тестирование по разделам учебной дисциплины, экзамен, защита отчетов по практикам), итоговая аттестация (защита дипломной работы (проекта)).

Для организации учебного процесса требуется следующая документация:

Ø академический календарь;

Ø учебные планы;

Ø расписание;

Ø методическое обеспечение.

Академический календарь

 

Организация учебного процесса в рамках одного учебного года осуществляется на основе Академического календаря, который утверждается ученым советом (протокол № 10 от 01.07.2011г.).

Академическим периодом является семестр. Учебный год состоит из двух семестров, каждый из которых составляет 15 недель. На экзаменационную сессию отводится 3 недели. Для удовлетворения потребностей ускоренного, дополнительного обучения, ликвидации академической задолженности, а также разницы в учебных программах организуется летний семестр продолжительностью до 6 недель.

 

Учебные планы

 

Обучение по кредитной системе осуществляется на основе трех видов учебных планов: типовой учебный план, рабочий учебный план, индивидуальный учебный план.

Типовые учебные планы (ТУП) определяют содержание и трудоемкость изучения учебных дисциплин с перечнем краткого их описания в приложении. Типовые учебные планы являются базовыми и устанавливают распределение кредитов по обязательному компоненту в разрезе каждой учебной дисциплины.

Рабочие учебные планы (РУП) являются основой для расчета трудоемкости учебной работы преподавателей, составляются кафедрами в соответствии с типовыми учебными планами и утверждаются ректором (проректором по учебной работе) на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.

Рабочий учебный план состоит из трех блоков: общие образовательные дисциплины, базовые дисциплины, профилирующие дисциплины. Блоки, в свою очередь состоят из 2 компонентов: обязательные дисциплины и дисциплины по выбору.

Дисциплины по выбору оформляются в виде каталога элективных дисциплин.

Объем учебной дисциплины измеряется в кредитах.

1 кpeдum (лекционных, практических, семинарских занятий) = (I контакт, час ауд. +1час СРС+1час СРСП)х15 недель (академический период) = 45 часов.

В соответствии с рабочим учебным планом разрабатывается индивидуальный учебный план студента (ИУП), который определяет образовательную траекторию каждого обучающегося отдельно, формируется по установленной форме на каждый учебный год лично студентом с помощью академического наставника, т.е. эдвайзера. Эти планы утверждаются деканом факультета в двух экземплярах: один - хранится в деканате и служит основой для осуществления контроля за выполнением обучающимся учебного плана, второй - вручается обучающемуся.

Алгоритм регистрации

 

Офис Регистрации (ОР) - служба, занимающаяся регистрацией всей истории учебных достижений студента. При кредитной системе обучения ОР в соответствии с установленным графиком осуществляют регистрацию студентов на дисциплины и формируют их индивидуальные учебные планы. Индивидуальные учебные планы должны утверждаться для студентов старших курсов до 1 августа, для студентов 1 курса - до 15 сентября. После утверждения индивидуального учебного плана изменения в течение учебного года не допускаются.

Все индивидуальные учебные планы сдаются регистратору. Регистратор анализирует полученные индивидуальные учебные планы студентов, комплектует группы и определяет рентабельность выбранных студентами дисциплин. Каждый студент в начале года получает учебно-методический комплекс по всем изучаемым дисциплинам, материалы самостоятельной работы и программы практик.

Алгоритм регистрации включает следующее:

- определение эдвайзера;

- посещение презентаций элективных дисциплин;

- консультации эдвайзера (обсуждение элективных дисциплин);

- ознакомление с условиями отказа от выбранной дисциплины;

- заполнение форм регистрации с указанием обязательных и элективных дисциплин;

- подтверждение согласия о регистрации дисциплины.

 

Расписание

 

На основании индивидуальных учебных планов составляется расписание учебных занятий, которое утверждается проректором по учебной работе не позднее, чем за пять дней до начала академического периода.

Расписание составляется по контактным часам. Начало занятий с 9.00.

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП) (Office Hours) вводится в график консультаций с указанием часов.

В расписании ставятся аудиторные часы (контактные).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: