1. Основными задачами организации учебного процесса с использованием кредитной технологии являются:
1) унификация объема знаний;
2) создание условий для максимальной индивидуализации обучения;
3) усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся;
4) выявление реальных учебных достижений обучающихся на основе эффективной процедуры их контроля.
2. Кредитная технология обучения включает:
1) введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине;
2) свободу выбора обучающимися дисциплин, включенных в КЭД, обеспечивающую их непосредственное участие в формировании ИУП;
3) свободу выбора обучающимися преподавателя;
4) вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории;
5) использование интерактивных методов обучения;
6) активизацию самостоятельной работы обучающихся в освоении образовательной программы;
7) академическую свободу факультета (отделения) и кафедр в организации учебного процесса, формировании образовательных программ;
|
|
8) обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами на бумажных и электронных носителях;
9) эффективные методы контроля учебных достижений обучающихся;
10) использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине.
3. Организация учебного процесса в рамках одного учебного года осуществляется на основе академического календаря, который утверждается руководителем организации образования, на основании решения ученого совета.
4. Учебный год состоит из академических периодов, периодов промежуточной аттестации, каникул и практик. На выпускном курсе в учебный год включается период итоговой аттестации.
Академический период в зависимости от его формы имеет продолжительность 15 недель для семестра, 10 недель для триместра и 8 недель для квартала.
Период промежуточной аттестации имеет продолжительность не менее 1 недели.
Каникулы предоставляются обучающимся после каждого академического периода, при этом продолжительность каникулярного времени в учебном году составляет не менее 7 недель.
5. Допускается введение летнего семестра за исключением выпускного курса продолжительностью до 6 недель для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, изучения по согласованию с другими вузами учебных дисциплин и освоении кредитов обучающимися с обязательным их перезачетом в своем вузе.
6. Планирование учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава осуществляется в академических часах, представляющих собой время контактной работы преподавателя с обучающимся по расписанию на аудиторных учебных занятиях или по отдельно утвержденному графику для других видов учебной работы.
|
|
Один академический час аудиторной работы равен 50 минутам. Исключение составляют студийные и лабораторные занятия, а также занятия физического воспитания, где академический час равен соответственно 75 минутам – для студийных занятий или 100 минутам – для лабораторных занятий и занятий физического воспитания.
Один академический час всех видов практики, научно-исследовательской работы обучающихся, итоговой государственной аттестации обучающихся равен 50 минутам.
Организация учебного процесса
Учебный процесс при кредитной системе обучения организуется в следующих формах:
Ø аудиторные занятия: лекции, практические занятия (семинары, коллоквиумы), лабораторные занятия, студийные занятия;
Ø внеаудиторные занятия: самостоятельная работа обучающегося, в том числе под руководством преподавателя (СРС, СРСП), индивидуальные консультации, интернет-сессии, видеоконференции;
Ø проведение учебных и профессиональных практик, разработка дипломного проекта, подготовка дипломной работы;
Ø контроль учебных достижений обучающихся: текущий и рубежный контроль (опрос на занятиях, тестирование по темам учебной дисциплины, контрольные работы, защита лабораторных работ, курсовых работ, коллоквиумы и др.);
Ø промежуточная аттестация/итоговый контроль (тестирование по разделам учебной дисциплины, экзамен, защита отчетов по практикам), итоговая аттестация (защита дипломной работы (проекта)).
Для организации учебного процесса требуется следующая документация:
Ø академический календарь;
Ø учебные планы;
Ø расписание;
Ø методическое обеспечение.
Академический календарь
Организация учебного процесса в рамках одного учебного года осуществляется на основе Академического календаря, который утверждается ученым советом (протокол № 10 от 01.07.2011г.).
Академическим периодом является семестр. Учебный год состоит из двух семестров, каждый из которых составляет 15 недель. На экзаменационную сессию отводится 3 недели. Для удовлетворения потребностей ускоренного, дополнительного обучения, ликвидации академической задолженности, а также разницы в учебных программах организуется летний семестр продолжительностью до 6 недель.
Учебные планы
Обучение по кредитной системе осуществляется на основе трех видов учебных планов: типовой учебный план, рабочий учебный план, индивидуальный учебный план.
Типовые учебные планы (ТУП) определяют содержание и трудоемкость изучения учебных дисциплин с перечнем краткого их описания в приложении. Типовые учебные планы являются базовыми и устанавливают распределение кредитов по обязательному компоненту в разрезе каждой учебной дисциплины.
Рабочие учебные планы (РУП) являются основой для расчета трудоемкости учебной работы преподавателей, составляются кафедрами в соответствии с типовыми учебными планами и утверждаются ректором (проректором по учебной работе) на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Рабочий учебный план состоит из трех блоков: общие образовательные дисциплины, базовые дисциплины, профилирующие дисциплины. Блоки, в свою очередь состоят из 2 компонентов: обязательные дисциплины и дисциплины по выбору.
Дисциплины по выбору оформляются в виде каталога элективных дисциплин.
Объем учебной дисциплины измеряется в кредитах.
1 кpeдum (лекционных, практических, семинарских занятий) = (I контакт, час ауд. +1час СРС+1час СРСП)х15 недель (академический период) = 45 часов.
|
|
В соответствии с рабочим учебным планом разрабатывается индивидуальный учебный план студента (ИУП), который определяет образовательную траекторию каждого обучающегося отдельно, формируется по установленной форме на каждый учебный год лично студентом с помощью академического наставника, т.е. эдвайзера. Эти планы утверждаются деканом факультета в двух экземплярах: один - хранится в деканате и служит основой для осуществления контроля за выполнением обучающимся учебного плана, второй - вручается обучающемуся.
Алгоритм регистрации
Офис Регистрации (ОР) - служба, занимающаяся регистрацией всей истории учебных достижений студента. При кредитной системе обучения ОР в соответствии с установленным графиком осуществляют регистрацию студентов на дисциплины и формируют их индивидуальные учебные планы. Индивидуальные учебные планы должны утверждаться для студентов старших курсов до 1 августа, для студентов 1 курса - до 15 сентября. После утверждения индивидуального учебного плана изменения в течение учебного года не допускаются.
Все индивидуальные учебные планы сдаются регистратору. Регистратор анализирует полученные индивидуальные учебные планы студентов, комплектует группы и определяет рентабельность выбранных студентами дисциплин. Каждый студент в начале года получает учебно-методический комплекс по всем изучаемым дисциплинам, материалы самостоятельной работы и программы практик.
Алгоритм регистрации включает следующее:
- определение эдвайзера;
- посещение презентаций элективных дисциплин;
- консультации эдвайзера (обсуждение элективных дисциплин);
- ознакомление с условиями отказа от выбранной дисциплины;
- заполнение форм регистрации с указанием обязательных и элективных дисциплин;
- подтверждение согласия о регистрации дисциплины.
Расписание
На основании индивидуальных учебных планов составляется расписание учебных занятий, которое утверждается проректором по учебной работе не позднее, чем за пять дней до начала академического периода.
|
|
Расписание составляется по контактным часам. Начало занятий с 9.00.
Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП) (Office Hours) вводится в график консультаций с указанием часов.
В расписании ставятся аудиторные часы (контактные).