А6 (А26). Замена придаточного определительного причастным оборотом

Справочник для самоподготовки к  ЕГЭ

 

А1. Орфоэпические нормы. См.: Приложение 2 «Орфоэпический минимум»

А2. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости, паронимы).

Объяснить лексическое значение выделенного слова. Подобрать к указанному слову пароним. Выяснить, сочетается ли пароним с именем существительным в данном варианте или необходим другой для правильного словоупотребления.

А3. Морфологические нормы (ошибки в образовании форм слова).

ошибка норма
более (менее) светлЕЕ, наиболее светлЕЕ более (менее) светлый, наиболее светлый
самый светлЕЙШий самый светлый
нет шестьсот рублей шестисот (сотни склоняем по образцу «пять нот»)
восьмидесятью семью восемьюдесятью семью (в сложных числительных- десятках оба корня должны заканчиваться одинаковой буквой)
полторами стаканами, полуторастам друзьям полутора стаканами, полутораста друзьям
девяностам тетрадям; о сороках событиях; к стам книгам девяноста тетрадям, о сорока событиях, к ста книгам
двое девчонок; семеро женщин, трое кошек двух девчонок, семи женщин, трех кошек
к обоим старушкам, у обеих мальчиков к обеим старушкам, у обоих мальчиков
поклади в сумку положи, клади. (нельзя: ложи, ложите!)
ехайбыстрее поезжай, поезжайте
пробежисто метров пробеги
жгёткостер разжигает
стригёт, пекёт стрижёт, печёт
давай попробоваем попробуем
оденьтесятеплее оденьтесь
прочитаярассказ прочитав
я победю его одержу победу, смогу победить
посредиего, вокругих, ближееё, ихняясудьба посреди него, вокруг них, ближе неё, их судьба
пара сапог ов, чулков пара сапог, чулок (но: пара носков, гольфов, джинсов)
несколько румын ов несколько румын (армян, татар, башкир, болгар, бурят, грузин, лезгин, осетин, туркмен, турок, цыган)
взвод солдат ов   взвод солдат
новыхпогонов новыхпогон
пять ампер ов, рентген ов   пять ампер, рентген (аршин, бит, ватт, вольт, радиан)
пять килограмм, грамм пять килограммов, граммов (гектаров, каратов, децибелов, байтов)
пятьапельсин, помидор, мандарин, баклажан… пять апельсинов, помидоров, мандаринов, баклажанов (абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, георгинов)
вкусных яблоков вкусных яблок
красивых полотенцев красивых полотенец
молодые инженерА, шоферА молодые инженеры, шофёры
вкусные тортА торты
пирожки с повидлой с повидлом
новый туфель,у новых туфлей новая туфля, у новых туфель
в аэропорте в аэропорту
брелки, брелков брелоки, брелоков

А4. Синтаксические нормы (построение  предложения с деепричастием).

Выбрать вариант с таким подлежащим (найденным или домысленным словами «я, ты, мы, вы, они»), которое может выполнить действие деепричастия. Деепричастные обороты могут употребляться с безличными предложениями (деятеля нет и не мыслится), если сказуемое в нем имеет такую модель: «можно, нужно, нельзя, необходимо…» + инфинитив (-ть, -ти, -чь)».

Помни: вариант с двумя деятелями ошибочен.

А5. Синтаксические нормы (ошибки в согласовании, управлении, построении предложений с однородными членами, построении сложноподчиненных предложений).

ошибка норма
Во время войны народ надеялся и верил в победу. Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в кого? во что?) внеё).
На земле, воде и воздухе – всюду мы защищены! На земле, воде и в воздухе – всюду мы защищены!
В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба. В лодке лежала рыба: караси, лещи, сазаны.
На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети. На собрание пришли жильцы дома.
Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением. Иван Петрович, когда пришел с женой, был в плохом настроении.
Мы любимфутбол и стрелять. Мы любим футбол и стрельбу.
Посетители музея любовались картинамивеликих художников: Суриков, Репин, Айвазовский. Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского
Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а такжеучащиеся девятых классов. Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов
Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение
Много критических замечаний и ценных предложений было внесенов ходе обсуждения вопроса. Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний.
Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.
Задание, выполняющеесянами, не вызывает особых затруднений. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов. Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.
Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе
Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной. Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
Выступавшие заметили о том, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году. Выступавшие заметили, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году
Студент грустно сказал, что яещё пока не готов отвечать. Студент грустно сказал, что он еще не готов отвечать.
Благодаря доктора, больной поправился. Благодаря доктору больной поправился.
Поезд прибыл согласно расписания. Поезд прибыл согласно расписанию.
Вопреки прогноза погода была прекрасной. Вопреки прогнозу погода была прекрасной.
По завершениЮ (по окончаниЮ)учебного года мы поедем в Крым. По завершениИ (по окончаниИ) учебного года мы поедем в Крым.
По приезду в санаторий нужно проконсультироваться у врача. По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача.
В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В кинофильме «Война и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
Ученый оперировал С точными фактами. Ученый оперировал точными фактами.

А6 (А26). Замена придаточного определительного причастным оборотом.

НЕЛЬЗЯ заменить:

1) если союзное слово который употреблено в косвенном падеже с предлогом или без предлога

2) сказуемое в придаточном предложении употреблено в  форме будущего времени

3) сказуемое в придаточном предложении употреблено в  форме условного наклонения (есть частица БЫ)

4) сказуемое в придаточном предложении выражено неопределенной формой глагола (инфинитив)

5) в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, такой или его форма: та, то, те, того, тем, такая, такими и т.д.)

 

А7 (А6). Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Прочитать текст. Выбрать вариант, наиболее близкий к содержанию текста,  отражающий его тему.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: