Справочник для самоподготовки к ЕГЭ
А1. Орфоэпические нормы. См.: Приложение 2 «Орфоэпический минимум»
А2. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости, паронимы).
Объяснить лексическое значение выделенного слова. Подобрать к указанному слову пароним. Выяснить, сочетается ли пароним с именем существительным в данном варианте или необходим другой для правильного словоупотребления.
А3. Морфологические нормы (ошибки в образовании форм слова).
ошибка | норма |
более (менее) светлЕЕ, наиболее светлЕЕ | более (менее) светлый, наиболее светлый |
самый светлЕЙШий | самый светлый |
нет шестьсот рублей | шестисот (сотни склоняем по образцу «пять нот») |
восьмидесятью семью | восемьюдесятью семью (в сложных числительных- десятках оба корня должны заканчиваться одинаковой буквой) |
полторами стаканами, полуторастам друзьям | полутора стаканами, полутораста друзьям |
девяностам тетрадям; о сороках событиях; к стам книгам | девяноста тетрадям, о сорока событиях, к ста книгам |
двое девчонок; семеро женщин, трое кошек | двух девчонок, семи женщин, трех кошек |
к обоим старушкам, у обеих мальчиков | к обеим старушкам, у обоих мальчиков |
поклади в сумку | положи, клади. (нельзя: ложи, ложите!) |
ехайбыстрее | поезжай, поезжайте |
пробежисто метров | пробеги |
жгёткостер | разжигает |
стригёт, пекёт | стрижёт, печёт |
давай попробоваем | попробуем |
оденьтесятеплее | оденьтесь |
прочитаярассказ | прочитав |
я победю его | одержу победу, смогу победить |
посредиего, вокругих, ближееё, ихняясудьба | посреди него, вокруг них, ближе неё, их судьба |
пара сапог ов, чулков | пара сапог, чулок (но: пара носков, гольфов, джинсов) |
несколько румын ов | несколько румын (армян, татар, башкир, болгар, бурят, грузин, лезгин, осетин, туркмен, турок, цыган) |
взвод солдат ов | взвод солдат |
новыхпогонов | новыхпогон |
пять ампер ов, рентген ов | пять ампер, рентген (аршин, бит, ватт, вольт, радиан) |
пять килограмм, грамм | пять килограммов, граммов (гектаров, каратов, децибелов, байтов) |
пятьапельсин, помидор, мандарин, баклажан… | пять апельсинов, помидоров, мандаринов, баклажанов (абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, георгинов) |
вкусных яблоков | вкусных яблок |
красивых полотенцев | красивых полотенец |
молодые инженерА, шоферА | молодые инженеры, шофёры |
вкусные тортА | торты |
пирожки с повидлой | с повидлом |
новый туфель,у новых туфлей | новая туфля, у новых туфель |
в аэропорте | в аэропорту |
брелки, брелков | брелоки, брелоков |
А4. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).
|
|
Выбрать вариант с таким подлежащим (найденным или домысленным словами «я, ты, мы, вы, они»), которое может выполнить действие деепричастия. Деепричастные обороты могут употребляться с безличными предложениями (деятеля нет и не мыслится), если сказуемое в нем имеет такую модель: «можно, нужно, нельзя, необходимо…» + инфинитив (-ть, -ти, -чь)».
|
|
Помни: вариант с двумя деятелями ошибочен.
А5. Синтаксические нормы (ошибки в согласовании, управлении, построении предложений с однородными членами, построении сложноподчиненных предложений).
ошибка | норма |
Во время войны народ надеялся и верил в победу. | Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в кого? во что?) внеё). |
На земле, воде и воздухе – всюду мы защищены! | На земле, воде и в воздухе – всюду мы защищены! |
В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба. | В лодке лежала рыба: караси, лещи, сазаны. |
На собрание пришли жильцы дома, бабушки и дети. | На собрание пришли жильцы дома. |
Иван Петрович пришел с женой и плохим настроением. | Иван Петрович, когда пришел с женой, был в плохом настроении. |
Мы любимфутбол и стрелять. | Мы любим футбол и стрельбу. |
Посетители музея любовались картинамивеликих художников: Суриков, Репин, Айвазовский. | Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского |
Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а такжеучащиеся девятых классов. | Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов |
Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. | Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение |
Много критических замечаний и ценных предложений было внесенов ходе обсуждения вопроса. | Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний. |
Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны. | Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны. Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны. |
Задание, выполняющеесянами, не вызывает особых затруднений. | Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений. |
Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов. | Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов. |
Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. | Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе |
Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной. | Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной. |
Выступавшие заметили о том, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году. | Выступавшие заметили, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году |
Студент грустно сказал, что яещё пока не готов отвечать. | Студент грустно сказал, что он еще не готов отвечать. |
Благодаря доктора, больной поправился. | Благодаря доктору больной поправился. |
Поезд прибыл согласно расписания. | Поезд прибыл согласно расписанию. |
Вопреки прогноза погода была прекрасной. | Вопреки прогнозу погода была прекрасной. |
По завершениЮ (по окончаниЮ)учебного года мы поедем в Крым. | По завершениИ (по окончаниИ) учебного года мы поедем в Крым. |
По приезду в санаторий нужно проконсультироваться у врача. | По приездЕ в санаторий нужно проконсультироваться у врача. |
В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. | В кинофильме «Война и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова. |
Ученый оперировал С точными фактами. | Ученый оперировал точными фактами. |
А6 (А26). Замена придаточного определительного причастным оборотом.
|
|
НЕЛЬЗЯ заменить:
1) если союзное слово который употреблено в косвенном падеже с предлогом или без предлога
2) сказуемое в придаточном предложении употреблено в форме будущего времени
3) сказуемое в придаточном предложении употреблено в форме условного наклонения (есть частица БЫ)
4) сказуемое в придаточном предложении выражено неопределенной формой глагола (инфинитив)
5) в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, такой или его форма: та, то, те, того, тем, такая, такими и т.д.)
А7 (А6). Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Прочитать текст. Выбрать вариант, наиболее близкий к содержанию текста, отражающий его тему.