Этот критерий используется для решения тех же задач, что и хи2; но при применении хи2сопоставляются частоты 2-х распределений, а в критерии К.-С. – кумулятивные (накопленные) частоты. Если разность частот оказывается большой, то различия являются существенными.
Формула:
Dэ.=max |FE - FB|\n
B – эмпирическая частота
E – теоретическая частота
FE – накоплены теор.
FB – как эмпирическое
Dкр. Смотрим по таблице 13
Пример:
Условия:
1. Шкала интервалов, отношений
2. Выборки не связаны
3. Суммарный объем должен быть не меньше 50, а эмпирические данные допускать возможность
Сравнение двух выборок с помощью j-критерий Фишера.
Предназначен для сопоставления двух рядов значений по частоте встречаемости какого-либо признака. Он используется для оценки различий как в зависимых, так и в независимых выборках.
Пример:
Из 23 учащихся математической школы с контрольной справились 15, а в обычной из 28-11ть. Можно ли считать, что различия в успешности решения задачи в мат. или обычной школе достоверны?(выразить в %)
|
|
Мат. школа 15/23*100=65,2% -доля успешно справившихся
Обычн. Школа 11/28*100=39,3%
- величиная взятай и таблицы 14, соотв большей % доле
-величина соотв. Меньшей % доле
n1- кол-во наблюдений в 1ой выборке
n2 – кол-во наблюдений во 2ой выборке
по табл. 14
- 65,2% - =1,88
- 39,3% - = 1, 355
n1=23
n2=28
Критические значения: 1,64 при Р<= 0.05; 2,28 при Р<=0,01
Зона знач. Зона неопред. Зона незнач.
1, 64 1,866, 2,28
попало в зону неопределенности. Можно принять гипотезу Н1 на уровне 5%, те.е на этом уровне различия в успешности решения задач существуют. На уровне 1% это утверждать нельзя.
Условия применения:
- измерение может быть произведено в любой шкале
- выборки зависимые и независимые
- нижняя граница применения 1ая выборка-2, вторая не меньше 30ти.Если выборки равные, то не меньше 5ти в каждой.