Бинокулярная диспаратность и фантомные образы 7 страница

2 Цит. по: Hogan H.W. A theoretical reconciliation of competing views of time perception
// American Journal of Psychology. 1978. 91. P. 419.

 

 


 

Шиффман X. Восприятие времени

237


можно разрешить противоречие между двумя этими подходами? Следует отметить, что информация о восприятии времени испытуемыми и об их реакциях, полученная в экспериментах, подтверждающих существо­вание биологических часов как основы восприятия времени, как прави­ло, весьма значительно отличается от информации о восприятии време­ни, полученной в экспериментах, подтверждающих когнитивную приро­ду чувства времени. В экспериментах первого типа часто используются короткие временные интервалы и используются такие способы оценки реакции испытуемых, как отбивание ударов или счет со скоростью один удар или один «счет» в «субъективную» секунду. Не исключено, что восприятие очень коротких промежутков времени основано на совершен­но иных психологических или физиологических процессах, чем воспри­ятие более продолжительных временных отрезков. Возможно, когда речь идет о коротких промежутках времени, внимание человека преимуще­ственно сосредоточено на восприятии времени как такового, в чем и проявляется влияние физиологических ритмов1, в то время как сужде­ния о более продолжительных периодах принимаются в большей степе­ни на основе такой косвенной информации о течении времени, как ко­личество и сложность выполненных действий. По мере увеличения вре­менного периода возрастает вероятность вовлеченности в его оценку памяти и других, менее специфических когнитивных процессов2. Если это предположение верно и дело заключается именно в этом, то тогда оба подхода к объяснению восприятия времени имеют право на суще­ствование и их использование определяется продолжительностью вре­менного интервала. С наибольшим успехом биологическое объяснение может быть использовано при очень непродолжительных временных интервалах, в то время как более продолжительные временные отрезки, воспринимаемые более опосредованно и с большим вниманием к внеш­ним событиям и невременным факторам, «подпадают под действие» ког­нитивного подхода.

Однако следует учитывать и возможность того, что переменные, играющие решающую роль при определении продолжительных времен­ных интервалов (количество стимулов, их сложность и требования к вниманию, предъявляемые выполняемой работой), могут иметь немалое значение и при оценке коротких отрезков времени. Более того, исполь­зуя очень короткие промежутки времени, следует иметь в виду возмож­ность возникновения взаимосвязей между чувствительными к фактору времени переменными, которые отличны от связей, возникающих при

1 См.: Matell M.S., Meek W.H. Neuropsychological mechanisms of interval timing beha­
vior // BioEssays. 2000. 22. P. 94-103.

2 См.: Ferguson R.P., Martin P. Long-term temporal estimation in humans // Perception
& Psychophysics, 1983. 33. P. 585-592; Fortin C, Rousseau R., Bourque P., Kirouac E. Time
estimation and concurrent nontemporal processing: Specific interference from short-term
memory demands // Perception <& Psychophysics. 1993. 53. P. 536-548.


238                    Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

использовании средних или относительно продолжительных отрезков времени1. На восприятие продолжительных временных отрезков могут влиять и биологические факторы2. Следовательно, делая выводы о свя­зи между когнитивными переменными и восприятием времени, необхо­димо учитывать и то, о каких именно временных интервалах идет речь. Психологическое восприятие времени зависит как от сложных взаи­модействий между условиями, при которых время воспринимается, так и от того, как именно оно, восприятие времени, оценивается*. Относительное влияние эндогенных или когнитивных процессов зависит не только от про­должительности промежутка времени, который предстоит оценить; суще­ствует множество переменных (о некоторых из них рассказано выше), спо­собных повлиять как на биологические, так и на когнитивные процессы, а через них — и на восприятие времени. Среди этих переменных — способ измерения и оценки времени; действия, выполняемые в оцениваемый пе­риод; сенсорная модальность, вовлеченная в выполнение этих действий (известно, например, что временные промежутки, наполненные звуками, кажутся более продолжительными, чем аналогичные по фактической протяженности промежутки, наполненные визуальными стимулами4). Вос­приятие времени зависит также и от того, когда именно испытуемые по­ставлены в известность о том, что их попросят оценить данный промежу­ток времени — до или после того, как он уже прошел (такие оценки вре­менных интервалов называются перспективными и ретроспективными соответственно5), от пола испытуемого, от особенностей его индивидуаль­ности, уровня его стресса и возбуждения, а также от его возраста. После­днее обстоятельство — общее старение организма — сказывается на вос­приятии времени всеми людьми, и вопрос о том, в чем именно и как оно проявляется, заслуживает отдельного разговора.

1 См.; Poynter W.D., Нота D. Duration judgment and the experience of time /'/ Percep­
tion & Psychophysics. 1983. 33. P. 548-560.

2 См.: Zakay D., Block RA. Temporal cognition // Psychological Science. 1997. 6. P. 12-16.

8 См.: Boltz M.G. The relationship between internal and external determinants of time esti­mation behavior // V.DeKeyser, G.d'Ydewalle, Y.A.Vandierendonck (Eds.). Time and the dynamic control of behavior. Gottinge, Germany: Hogrefe & Huber Publishers, 1998. P. 109-127.

4 См.: Wearden J.H., Edwards F.L., Fakhrl M., Percival. Why «sounds are judged longer
than lights»: Application of a model of the internal clock in humans // The Quarterly Journal
of Experimental Psychology. 1998. 51. P. 97-120; Mattes S., Ulrich R. Directed attention
prolongs the perceived duration of a brief stimulus // Perception & Psychophysics. 1998. 60.
P. 1305-1317.

5 Более подробно об этом см.: Boltz M.G. Task predictability and remembered duration
// Perception & Psychophysics. 1998. 60. P. 768-784; Boltz M.G. The processing of temporal
and nontemporal information in the remembering of event duration and musical structure //
Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1998. 24. P. 1087-
1104; Boltz M.G. The relationship between internal and external determinants of time esti­
mation behavior // V.DeKeyser, G.d'Ydewalle, Y.A.Vandierendonck (Eds.). Time and the
dynamic control of behavior. Gottinge, Germany: Hogrefe & Huber Publishers, 1998. P. 109-
127; Zakay D., Block RA. Temporal cognition // Psychological Science. 1997. 6. P. 12-16.


Шиффман X. Восприятие времени


239


Старение организма и восприятие времени

На восприятие времени могут влиять как биологические, так и когнитивные факторы. Интересно отметить, что старение организма способно отразиться как на биологических, так и на когнитивных аспек­тах восприятия продолжительных временных отрезков. Практически каждый человек на своем опыте ощущает, что с возрастом ему начина­ет казаться, будто такие ежегодные события, как определенные празд­ники и дни рождения, наступают все быстрее и быстрее. Всем пожилым людям знакомо это нередко ставящее в тупик и довольно мрачное ощу­щение мчащегося времени.

Почему с возрастом нам начинает казаться, что год (или любой другой большой промежуток времени) проходит быстрее? Одно из воз­можных объяснений заключается в том, что мы автоматически воспри­нимаем течение продолжительных временных отрезков, таких, напри­мер, как промежутки между днями рождения, или праздниками, отно­сительно всей прожитой нами жизни. Иными словами при восприятии определенного промежутка времени собственный возраст человека слу­жит для него некой шкалой сравнения1. Поэтому и продолжительность промежутка времени между ежегодными событиями (например, днями рождения) воспринимается человеком относительно его собственного воз­раста. Например, для четырехлетнего ребенка год — это 25% его жиз­ни; это весьма существенный срок, и он воспринимается как сравнитель­но продолжительный период. Напротив, шестидесятилетнему человеку год кажется незначительной частью уже прожитой им жизни (1/60 или  менее 2 %). Именно поэтому время и кажется пожилому человеку более быстротекущим, чем ребенку. Хотя появляющееся с возрастом ощуще­ние, будто время ускоряет свой бег, и распространяется в первую оче­редь на восприятие достаточно больших временных интервалов (напри­мер, на восприятие целого месяца, времени года — прежде всего лета — или промежутка между двумя днями рождения), известно, что обуслов­ленная возрастом недооценка времени (т.е. ощущение, что время идет быстрее) проявляется и по отношению к относительно коротким перио­дам (например, к периодам, равным от 30 до 120 с)2.

1 См.: Joubert С.Е. Subjective acceleration of time: Death, anxiety and sex differences
II Perceptual and Motor Skills. 1983. 57. P. 49-50; Lemlich R. Subjective acceleration of
time with aging // Perceptual and Motor Skills. 1975. 41. P. 235-238; Walker J.L. Time
estimation and total subjective time // Perceptual and Motor Skills. 1977. 44. P. 527-532.

2 См.: Craik F.I.M., Hay J.F. Aging and judgments of duration: Effects of task complexity
and method of estimation // Perception & Psychophysics. 1999. 61. P. 549-580.


240                    Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

Многие неврологические и физиологические изменения, происходя­щие в стареющем организме, способны оказать прямое или косвенное влия­ние на восприятие времени. Не исключено, что с возрастом постепенно за­медляется некий биологический механизм, задающий темп всему организ­му1. Известна точка зрения, согласно которой причиной возрастных изменений в восприятии времени является постепенное уменьшение содер­жания в организме допамина — химического вещества, играющего роль нейротрансмиттера2. Хотя с возрастом содержание допамина снижается пла­номерно, последствия этого снижения становятся наиболее заметными к пя­тидесяти годам, а именно в этом возрасте большинство людей начинают осознавать, что недооценивают течение времени, т.е. что им кажется, будто время идет быстрее, чем раньше, когда они были молодыми (см. также3).

Не так уж важно, что именно в конце концов будет признано ос­новной причиной возрастной недооценки времени, ясно, что и осознание нами течения времени, и несовершенство наших суждений о нем прихо­дят к нам в сравнительно молодом возрасте. Именно эта мысль весьма образно выражена Шерманом в его эссе, посвященном восприятию вре­мени в классной комнате, отрывок из которого приводится ниже,

С помощью часов, висевших в классной комнате, ученики рано и прочно усвоили один урок: восприятие времени человеком относительно. Они невоз­мутимо <...> и скупо отмеряли реальную продолжительность секунд, минут и часов, одновременно каким-то непостижимым образом намекая на прису­щую им внутреннюю растяжимость. Иногда казалось, что стрелки застыли в неподвижности, а иногда — что они мчатся. Но и в том, и в другом случае нетерпеливо смотревший на них человек учился не ожидать простого совпа­дения реального и ощущаемого времени".

Восприятие времени и величина окружающего пространства

А.Дж.Делонг высказал предположение о существовании связи между пространством и временем — эмпирической относительности пространства и времени, согласно которому пространство и время свя­заны между собой и являются психологическими проявлениями одного

1 См.: Schroots, J.F., Blrren J.E. Concepts of time and aging in science // I.E. Birren,
K.W. Scheie (Eds.). Handbook of the psychology of aging. San Diego: Academic Press, 1990.

2 См.: Mangan PA., Bolinskey P.K., Rutherford A.L. Under-estimation of time during
aging: The result of age-related dopaminergic changes? // Society for Neuroscience. 1997.
23. P. 2003 (Abstract).

3 См.: Lalonde R., Mannequin D. The neurobiological basis of time estimation and temporal
order // Eeviews in the Neuroseiences. 1999. 10. P. 151-173.

4 См.: Sherman S. Time in teaching, teaching in time // Academe. 1996. September/ October. P. 35.


Шиффман X. Восприятие времени


241



Рис. 3. На ординате отложены средние значения отношений вербальных оценок продолжительности игры к ее реальной продолжительности, равной 55 с. В соответствии с таким преобразованием отношения, равные 1,00, отражают без­ошибочную оценку продолжительности игры испытуемыми, а отношения, которые больше 1,00, — переоценку ими ее про­должительности (т.е. «медленное течение времени»)1


и того же феномена2, В соответствии с идеей Делонга восприятие време­ни человеком зависит от размера объектов, с которыми он взаимодей­ствует. Экспериментальная проверка этого предположения была выпол­нена следующим образом: группы испытуемых работали с визуальными дисплеями разных размеров и затем оценивали затраченное на это вре­мя3. В качестве визуальных дисплеев использовались телевизионные эк­раны с диагоналями 0,13, 0,28 и 0,58 м. Испытуемые играли в видео­игру, продолжительность которой составляла 55 с, причем разные груп­пы играли за разными телевизорами. Сама по себе игра была одинаковой для всех испытуемых, но размер изображений был разный в зависимос­ти от величины телевизионного экрана.

Оказалось, что вербальные оценки продолжительности игры испы­туемыми определяются размером экрана. Данные, характеризующие за­висимость суждений испытуемых от величины экрана, представлены на рис. 3. Обратите внимание на то, что на ординате отложены отношения вербальных оценок продолжительности игры, сделанных испытуемыми, к ее реальной продолжительности, равной 55 с. В соответствии с этим от­ношения, равные 1,00, отражают правильную оценку испытуемыми про­должительности игры, а отношения, превышающие 1,00, — завышение

1 См.: Bobko D.J., Bobko P., Davis МЛ. Effect of visual display scale on duration estimates
// Human Factors. 1986. 25. P. 153-158.

2 См.: DeLong A.J. Phenomenological space-time: Toward an experimental relativity //
Science. 1981. 213. P. 681-683.

3 См.: Bobko D.J., Bobko P., Davis MA. Effect of visual display scale on duration estimates
II Human Factors. 1986. 25. P. 153-158.


242                    Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

(переоценку) ими ее продолжительности (т.е. «медленное течение време­ни»). Все участники эксперимента завысили продолжительность игры, но чем меньше экран, тем это завышение было больше. Так, самой продол­жительной (отношение равно 2,3) игра показалась тем участникам экс­перимента, которые воспринимали самые маленькие изображения (диа­метр экрана равен 0,13 м). Иными словами, человеку кажется, что про­шло больше времени, чем на самом деле, если воспринимаемая им внешняя среда сжата. Чем меньше размер визуальной среды, тем более медленно текущим кажется время.

Аналогичные результаты получены и при изучении влияния раз­меров различных моделей окружающих нас предметов (железной доро­ги, гостиных комнат, а также абстрактных интерьеров, не отражающих какие-либо реально существующие интерьеры) на восприятие времени1. Чем меньше размер окружающей среды, тем более сжатым оказывается «субъективное» время по сравнению с реальным временем. В общем, размер окружающего пространства влияет на восприятие продолжитель­ности временных отрезков. Хотя мы не располагаем убедительным объяснением причины возникновения подобной связи, возможно, правы Митчелл и Дэвис, полагающие, что сжатие субъективного времени яв­ляется следствием различий в плотности подлежащей обработке инфор­мации, а плотность определяется величиной пространства. Ясно, что вос­приятие времени и пространства изменяется согласованно. Проявления­ми этой взаимосвязи являются may- и каппа-эффекты, которые будут описаны ниже.

Время и расстояние: тау- и каппа-эффекты

Тау-эффект

Существует тесная связь между выполнением некоторых действий и восприятием времени, и они влияют друг на друга. Например, при некоторых условиях манипуляции со временем способны повлиять на восприятие расстояния, а изменение расстояния — сказаться на воспри­ятии времени. Влияние времени на восприятие расстояния называется may-эффектом. Пример тау-эффекта представлен на рис. 4. Три равно­удаленные друг от друга точки предплечья испытуемого (А, В и С) сти­мулируются последовательно, т.е. так, что образуется тактильный равносторонний треугольник. Однако если между стимуляцией первой точки (А) и второй точки (В) проходит больше времени, чем между

1 См.: Mitchell СТ., Davis R. The perception of time in scale model environments // Perception. 1987. 16. P. 5-16.


Шиффман X. Восприятие времени


243


Предплечье

Рис. 4. Тау-эффект. Описание приводится в тексте1

стимуляцией точки (А) и третьей точки (С), испытуемый сочтет, что расстояние между первой и второй точками больше, чем между первой и третьей. Следовательно, чем больше промежуток времени между дву­мя последовательными стимуляциями, тем большим кажется расстояние между стимулируемыми точками. Итак, если испытуемый оценивает два одинаковых расстояния, то расстояние, которому соответствует более продолжительный период времени, покажется ему более протяженным. Аналогичный тау-эффект наблюдается и при визуальной2, и при ауди-альной3 стимуляции.

Каппа-эффект

Противоположный эффект, выражающийся в том, что восприятие времени зависит от расстояния, называется каппа-эффектом4. Рассмотрим два одинаковых временных интервала, ограниченных последовательным предъявлением двух стимулов — включением двух из трех расположен­ных в ряд электрических лампочек (рис. 5). Если расстояние между пер-

1 См.: Helson Н., King S.M. The tow-effect. An example of psychological relativity //
Journal of Experimental Psychology. 1931. 14. P. 202-218.

2 См.: Abbe M. The temporal effect upon the perception of space // Japanese Journal of
Experimental Psychology. 1937. 4. P. 83-93.

8 См.: Christensen J.P., Huang Y.L. The auditory tau effect and memory for pitch // Perception & Psychophysics. 1979. 26. P. 489-494.

4 См.: Cohen J., Hansel C.E.M., Sylvester J.D. A new phenomenon in time judgment // Nature. 1953. 172. P. 901-903; Cohen J., Hansel C.E.M., Sylvester J.D. Interdependence in judgments of space, time and movement // Acta Psychologica. 1955. 11. P. 360-372; Hu­ang Y.L, Jones B. On the interdependence of temporal and spatial judgments // Perception & Psychophysics. 1982. 32. P. 7-14; Jones В., Huang Y.L. Space-time dependencies in psy­chophysical judgment of extent and duration: Algebraic models of the tau and kappa effects // Psychological Bulletin. 1982. 91. P. 128-142.


 

 


Рис. 5. Каппа-эффект. Описание проводится в тексте

Вым и вторым стимулами больше, чем расстояние между вторым и третьим стимулами, первый временной интервал будет восприниматься как более положительный. Существование каппа-эффекта подтверждено результатами стимуляции аудиальной1 системы осязания2.

 






































































































Д. Крен,

Р. Крачфилд,

Н. Ливсон

[ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ И СУЖДЕНИЕ О ВРЕМЕНИ]1

Восприятие времени

Хотя физическое время и может быть измерено, оно не является сти­мулом в обычном смысле: нет объекта, энергия которого воздействовала бы на некоторый рецептор времени. Тем не менее физическое время, конечно, является самым важным среди многих факторов, влияющих на восприя­тие времени. Таким образом, должен существовать механизм, хотя и не­прямой, преобразующий физические интервалы времени в сенсорные сиг­налы.

Но постулирование существования механизма еще далеко от обнару­жения его. Пожалуй, самыми популярными кандидатами на эту роль в течение многих лет были связанные со временем физиологические процес­сы: среди предполагаемых «биологических часов» назывались сердечный ритм и метаболизм тела. Мы знаем, что на восприятие времени оказывают влияние некоторые медикаменты, влияющие также на ритмику организ­ма. Хинин и алкоголь заставляют время течь медленнее. Кофеин, по-види­мому, ускоряет его, подобно лихорадке. С другой стороны, мескалин и марихуана имеют сильное, но непостоянное влияние на восприятие време­ни: они могут приводить как к ускорению, так и к замедлению субъектив­ного времени. Вообще говоря, воздействия, ускоряющие процессы в орга­низме, ускоряют течение времени, а физиологические де-прессанты замед­ляют его. Тем не менее механизм, опосредующий восприятие времени, до сих пор является одной из нерешенных психофизиологических проблем.

1 Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.В.Гиппенрейтер, М.Б.Ми-халевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 382-385.


246                    Тема 17. Экспериментальные исследования восприятия

Многие исследователи утверждают, что оценки времени могут от­ражать работу двух различных механизмов. Оценка короткого интерва­ла (до 10 с) называется собственно «восприятием времени» и может рас­сматриваться, подобно слуховому восприятию громкости звука, как от­вет на некоторый (хотя еще и неизвестный) стимул. Термин «суждение о времени» применяется к оценке более длительных интервалов (более 10 с), где оказывается необходимым запоминание длины интервала, а физическое время может быть только одним из многих взаимодейству­ющих факторов, определяющих оцениваемую величину.

Точность оценки короткого интервала зависит от множества фак­торов. Например, существует систематическая тенденция переоценивать отрезки времени менее одной секунды и недооценивать интервалы более одной секунды. Субъективная длительность промежутка времени частич­но зависит от того, чем он заполнен. Если отмечать начало и конец от­резка времени двумя щелчками, а между ними ничего не делать (неза­полненный интервал), то он будет восприниматься как более короткий по сравнению с равным ему отрезком, заполненным серией щелчков (за­полненный интервал). Любопытно также, что более коротким по време­ни кажется осмысленное предложение, чем набор бессмысленных слогов, имеющий ту же физическую длительность. Можно предположить, что последний состоит из значительно большего числа дискретных частей по сравнению с осмысленным предложением и воспринимается как более длительный потому, что в большей степени заполнен.

По-видимому, заполненное время переоценивается потому, что тре­бует большего внимания. Вообще с точки зрения испытуемого в запол­ненном интервале происходит больше событий, и это, как ему кажется, требует от него больших усилий. В результате бывают случаи, когда си­стематически переоцениваются внешне незаполненные, не требующие усилий или связанные с переживанием интервалы. Например, оценка интервалов, даваемая незрячими испытуемыми, в то время как их под­возили к краю обрыва, были завышены по сравнению с теми же оцен­ками на обратном, безопасном пути1.

Ориентировка во времени

Когда мы имеем дело с более длительными промежутками време­ни — минутами, часами и даже днями, речь уже начинает идти не о чистом восприятия, а скорее о суждении. Мы судим о длительности вре­мени, относя его к каким-нибудь событиям. Например, сколько минут тому назад был телефонный звонок или через сколько времени будет обед. Точность суждения о временных интервалах зависит от двух основ­ных типов факторов: событий во внешнем мире и в самом субъекте.

1 См.: Longer J., Wapner S., Werner H. The effect of danger upon the experience time // Amer. J. Psychology. 1961. 74. P. 94-97.


Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. [Восприятие времени и суждение…]       247

Внешние события могут относиться непосредственно ко времени: мы можем смотреть на часы или на уровень солнца над горизонтом.

Иногда они выступают в качестве привычных признаков времени. Замечательная способность некоторых людей просыпаться точно в одно и то же время, как выяснилось, может основываться на совершенно не­известных данным лицам признаках, например, на звуках уличного дви­жения или шагов соседа.

И все же известно, что даже при полном отсутствии таких внеш­них признаков ориентация во времени может быть довольно точной. В одном эксперименте человек провел четыре дня в совершенной изоляции в звуконепроницаемой комнате, занимаясь чем хотел. Через нерегуляр­ные отрезки времени ему звонил экспериментатор и спрашивал, кото­рый час. В течение первого дня «субъективные часы» испытуемого убе­жали вперед на четыре часа. Затем они стали возвращаться назад и к концу четвертого дня ошибались лишь на сорок минут. Как была воз­можна такая точность при полном отсутствии привычных внешних при­знаков? По-видимому, испытуемый ориентировался на определенные внутренние признаки, такие, как сонливость, голод и т.п.

Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время. Эксперименты показали, что одно и то же время может пройти для десятилетнего ребенка в пять раз быстрее, чем для шестидесятилетнего взрос­лого человека. У одного и того же испытуемого восприятие времени чрезвы­чайно варьирует в зависимости от душевного и физического состояния. В со­стоянии подавленности или фрустрации время течет медленно.

Временная перспектива

Наша способность судить о длительности времени позволяет обра­зовать временное измерение — ось времени, на которой могут быть до­вольно точно размещены события. Текущий момент отмечает особую точ­ку на этой оси, события прошлого размещаются до и события ожидаемо­го будущего — после этой точки.

Это общее восприятие отношений прошлого, настоящего и будуще­го носит название «временной перспективы».

Временная перспектива относительно мало изучена. Но некоторые факты заставляют с уверенностью сказать, что она чрезвычайно варьиру­ет у разных испытуемых разных возрастов в разных ситуациях. Для сол­дата на фронте во время вражеской атаки временная перспектива чрезвы­чайно сужена. Прошлое для него отсутствует, а будущее представлено лишь несколькими часами предстоящей битвы. На следующий день, ког­да он лежит раненый в госпитале, его временная перспектива значительно шире. Он может думать о годах детства и о предстоящих годах.

Временная перспектива разнообразными способами вплетается в наше поведение и определяет некоторые его аспекты.


4. Константность восприятия. Определение, виды, про­цедура измерения, коэффициент константности. Ядерно-контекстная теория. Связь константнос­ти восприятия величины с признаками удаленнос­ти. Теория перцептивных уравнений. Инвариант­ные отношения в восприятии

И. Рок [КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ]1

Константность формы

Лишь в одном случае, когда объект располагается в плоскости, перпендикулярной направлению взгляда, изображение на сетчатке гла­за имеет ту же форму, что и сам объект2. Например, прямоугольник на такой плоскости будет создавать изображение прямоугольника (см. рис. 1). В большинстве случаев объект располагается в плоскости, нахо­дящейся под углом к направлению взгляда. В результате форма изобра-

Рис. 1

1 Рок И. Введение в зрительное восприятие. М.: Педагогика, 1980. Т. 1. С. 89-92,
243-250; Т. 2. С. 213-217.

2 Мы ограничиваемся рассмотрением двухмерных объектов, таких, как фигуры, вы­
резанные из картона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: