Невербальные средства общения

1. Визуальные:

· движение (перемещение всего тела в пространстве) и жесты (движение отдельных частей тела – головы, плеч, рук: различают жесты приветствия, прощания и др.); уверенный шаг медсестры демонстрирует благополучие, а иногда гнев, а медленный шаг – страх, тревогу, нерешительность.

· позы – отражают состояние человека и его отношение к происходящему. Бывают позы открытые – как знак согласия, доброжелательности и позы закрытые – воспринимаются как знак недоверия, несогласия, критики.

· выражение лица, мимика. Пациенты смотрят на выражение лица медсестры во время беседы или выполнения манипуляции. Необходимо контролировать выражение своего лица, чтобы смягчить неприятные эмоции у пациента.

· направление взгляда, визуальный контакт. Глаза – «зеркало души». Взгляд дополняет то, что недосказано словами и жестами. Взгляд «глаза в глаза» - важнейшее средство невербального общения.

· кожные реакции: покраснение, побледнение;

· вспомогательные средства общения: признаки возраста, пола, одежда, прическа, косметика и др. Внешний вид медсестры – важнейший аспект невербальной коммуникации. Если она одета профессионально, пациент будет больше ей доверять.

· расстояние до собеседника, персональное пространство:

Зоны комфорта

менее 15см 15-45см 0,46-1,2м 1,2-3,6м более 3,6м
сверх интимная интимная личная социальная общественная

Примечание. Человек допускает в свое личное пространство только близких людей. При выполнении процедур медсестра вторгается не только в личную, но и в интимную зоны. При этом необходимо быть особенно внимательной и деликатной.

2. Акустические:

· связанные с речью: интонация, тембр голоса, паузы;

· несвязанные с речью: покашливание, плач, стон, вздыхание, восклицания.

3. Тактильные (связанные с соприкосновением) - прикосновение рукой к плечу, похлопывание по спине, объятие – позволяют медсестре сообщить пациенту о привязанности к нему, об эмоциональной поддержке, одобрении, сопереживании.

4. Ольфакторные – связанные с запахом:

· естественные –приятные или неприятные;

· искусственные – духи, косметика.

 

Коммуникативные барьеры

1. Фонетический барьер – оба собеседника говорят быстро, невыразительно, или на разных языках.

2. Смысловой барьер – использование жаргонов, терминологии.

3. Стилистический барьер – несоответствие речи ситуации общения, фамильярность.

4. Барьер логического восприятия – сложная, неубедительная речь.

5. Социально-культурный барьер – возникает при определенном статусе, национальности собеседника.

6. Психологические барьеры – неверные психологические установки и представления (неверные стереотипы, ожидание непонимания, негативная установка).

 

Правила эффективного общения с пациентом

1. Начинать беседу с представления своего имени-отчества и должности.

2. Обеспечить конфиденциальность беседы.

3. Обращаться к пациенту по имени-отчеству и на «Вы».

4. Смотреть пациенту в глаза, улыбаться; если пациент лежит – присесть рядом с кроватью на стул рядом.

5. Говорить неторопливо, с положительной интонацией голоса.

6. Поощрять вопросы пациента.

7. Использовать разнообразные компоненты эффективного общения.

8. Помнить, что юмор способствует эффективному общению с пациентом.

9. Эффективно выслушивать пациента.

10. При разговоре создавать атмосферу взаимопонимания и доверия, проявлять участие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: