1. Визуальные:
· движение (перемещение всего тела в пространстве) и жесты (движение отдельных частей тела – головы, плеч, рук: различают жесты приветствия, прощания и др.); уверенный шаг медсестры демонстрирует благополучие, а иногда гнев, а медленный шаг – страх, тревогу, нерешительность.
· позы – отражают состояние человека и его отношение к происходящему. Бывают позы открытые – как знак согласия, доброжелательности и позы закрытые – воспринимаются как знак недоверия, несогласия, критики.
· выражение лица, мимика. Пациенты смотрят на выражение лица медсестры во время беседы или выполнения манипуляции. Необходимо контролировать выражение своего лица, чтобы смягчить неприятные эмоции у пациента.
· направление взгляда, визуальный контакт. Глаза – «зеркало души». Взгляд дополняет то, что недосказано словами и жестами. Взгляд «глаза в глаза» - важнейшее средство невербального общения.
· кожные реакции: покраснение, побледнение;
· вспомогательные средства общения: признаки возраста, пола, одежда, прическа, косметика и др. Внешний вид медсестры – важнейший аспект невербальной коммуникации. Если она одета профессионально, пациент будет больше ей доверять.
|
|
· расстояние до собеседника, персональное пространство:
Зоны комфорта
менее 15см | 15-45см | 0,46-1,2м | 1,2-3,6м | более 3,6м |
сверх интимная | интимная | личная | социальная | общественная |
Примечание. Человек допускает в свое личное пространство только близких людей. При выполнении процедур медсестра вторгается не только в личную, но и в интимную зоны. При этом необходимо быть особенно внимательной и деликатной.
2. Акустические:
· связанные с речью: интонация, тембр голоса, паузы;
· несвязанные с речью: покашливание, плач, стон, вздыхание, восклицания.
3. Тактильные (связанные с соприкосновением) - прикосновение рукой к плечу, похлопывание по спине, объятие – позволяют медсестре сообщить пациенту о привязанности к нему, об эмоциональной поддержке, одобрении, сопереживании.
4. Ольфакторные – связанные с запахом:
· естественные –приятные или неприятные;
· искусственные – духи, косметика.
Коммуникативные барьеры
1. Фонетический барьер – оба собеседника говорят быстро, невыразительно, или на разных языках.
2. Смысловой барьер – использование жаргонов, терминологии.
3. Стилистический барьер – несоответствие речи ситуации общения, фамильярность.
4. Барьер логического восприятия – сложная, неубедительная речь.
5. Социально-культурный барьер – возникает при определенном статусе, национальности собеседника.
6. Психологические барьеры – неверные психологические установки и представления (неверные стереотипы, ожидание непонимания, негативная установка).
|
|
Правила эффективного общения с пациентом
1. Начинать беседу с представления своего имени-отчества и должности.
2. Обеспечить конфиденциальность беседы.
3. Обращаться к пациенту по имени-отчеству и на «Вы».
4. Смотреть пациенту в глаза, улыбаться; если пациент лежит – присесть рядом с кроватью на стул рядом.
5. Говорить неторопливо, с положительной интонацией голоса.
6. Поощрять вопросы пациента.
7. Использовать разнообразные компоненты эффективного общения.
8. Помнить, что юмор способствует эффективному общению с пациентом.
9. Эффективно выслушивать пациента.
10. При разговоре создавать атмосферу взаимопонимания и доверия, проявлять участие.