Тезисы лекции
Тема:«Основы общения в сестринском деле»
План
1. Понятие общения.
2. Типы и уровни общения.
3. Функции общения.
4. Элементы эффективного общения.
5. Психологические типы собеседников.
6. Средства общения.
7. Коммуникативные барьеры.
8. Правила эффективного общения с пациентом.
Общение (коммуникация) – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку стратегий, восприятие и понимание людьми друг друга.
Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.
Типы общения:
1. Деловое – содержание и средства определяются интересами дела.
2. Ролевое - содержание и средства регламентированы социальной ролью партнеров по общению.
3. Личностно-ориентированное – содержание и средства данного вида общения определяются знанием конкретной личности партнера по общению.
Уровни общения:
|
|
1. Внутриличностное – мысленное общение человека с самим собой: обдумывание проблемы, анализ ситуации, выработка каких-либо планов, идей.
2. Межличностное – общение 2-х или более людей между собой.
3. Общественное – общение одного человека с коллективом, большой аудиторией.
Функции общения
1. Контактная – установление состояния взаимной готовности к общению.
2. Информационная - обмен информацией, сообщениями.
3. Побудительная – стимуляция активности партнера.
4. Координационная - согласование взаимной деятельности.
5. Понимания – адекватное понимание смысла сказанного, действий партнера.
6. Эмотивная – обмен эмоциями.
7. Установление отношений - межличностных, деловых и производственных.
8. Оказание влияния – изменение поведения, знаний, представлений партнера.
Стили общения
1. Авторитарный.
2. Уступки.
3. Компромисса.
4. Сотрудничества.
5. Избегания.
Элементы эффективного общения (предложил амер. исследователь Лассуэлл)
1. Отправитель – человек, передающий информацию.
2. Сообщение – посылаемая информация.
3. Канал – способ отправки сообщения: устная речь, неречевые компоненты (выражение лица, глаз, мимика, жесты, поза), в письменном виде.
4. Получатель – человек, принимающий сообщение.
5. Подтверждение – сигнал, которым получатель дает знать отправителю, что сообщение получено.
Отравитель должен осознанно подготовить информацию. Сообщение должно быть четким, понятным для получателя, полным и лаконичным одновременно. Для передачи должен быть использован правильный канал с учетом возможностей получателя (устная речь, или письменная инструкция и т.д.). Для подтверждения о получении сообщения необходимо задавать конкретные, открытые вопросы.
|
|
Психологические типы собеседников
Для каждого пациента медсестра должна найти свой индивидуальный подход. Это делает возможным эффективное профессиональное общение.
1. Доминантный собеседник – настроен прежде всего на влияние и воздействие. Трудно признает свою неправоту, перебивает собеседника, но не дает ему вставить слово. Его желание – оставить впечатление своего превосходства – физического, интеллектуального и т.д..
ü Медсестре при распознавании данного типа необходимо проявить выдержку, такт, но в определенной ситуации деликатно склонить на свою сторону.
2. Недоминантный собеседник – полная противоположность первому. Достаточно застенчив, чувствует неловкость при обращении с вопросом или просьбой. Деликатный, предупредительный, тактичный. Не позволит перебить во время беседы, терпеливо переносит попытки перебить себя самого.
ü Нуждается в определенном поощрении, подбадривании и поддержке со стороны медсестры.
3. Мобильный собеседник – легко переключается с любого вида деятельности на процесс общения. Но также легко может отвлечься от беседы. Речь, как правило, быстрая, живо использует интонации, жесты, мимику.
ü Медсестра должна подстроиться под темп и ритм данного собеседника, постепенно, мягко замедляя скорость и направляя в нужное русло.
4. Ригидный собес едник – данному типу требуется определенное время, чтобы включиться в беседу. Основателен в общении, слушает внимательно, реагирует вдумчиво. Трудно переключается с одной темы на другую.
ü Необходимо запастись терпением в общении и не торопить без крайней необходимости.
5. Экстравертивный собеседник – коммуникабелен. При общении внимателен, дружелюбен, не злопамятен. На свое здоровье обращает мало внимания. Имеет большой круг знакомых. Ему легко среди людей.
ü Общение медиков с такими людьми обычно не вызывает трудностей. Требуется привлечение внимание к самому себе.
6. Интровертивный собеседник - не склонен к внешним контактам, общению. Имеет узкий круг общения. Обращает внимание на свои чувства, свои ценности. Ему проще общаться с книгами, вещами. Серьезно и ответственно относится к дружбе и любому партнерству.
ü В общении следует быть особенно корректным и внимательным.
Средства общения
Вербальные Невербальные
речь устнаявизуальные
речь письменнаяакустические
тактильные
ольфакторные
Вербальные средства общения
Вербальная коммуникация предполагает два важных элемента: смысл и форму высказывания. Сообщение должно быть ясным и четким. Для слепого человека можно использовать устную речь, для глухого – как устную (может читать по губам), так и письменную речь (памятка).
Для эффективности устной речи необходимо:
1. Привлечь внимание получателя сообщения.
2. Говорить медленно, с хорошим произношением, короткими фразами.
3. Не злоупотреблять специальной терминологией.
4. Правильно выбирать время для сообщения, чтобы пациент проявлял интерес.
5. Следить за интонацией своего голоса.
6. Выбирать нужную громкость: говорить так, чтобы слышали, но не кричать.
7. Выслушивать до конца;
8. Для контроля восприятия задавать открытые вопросы - начинающиеся со слов: «Скажите мене…?», «Где…?», «Когда…?», «»Почему…?».
Для эффективности письменной коммуникации необходимо:
2. Писать аккуратно (если плохой почерк – печатными буквами).
3. Выбирать правильный размер и цвет букв.
|
|
4. Убедиться, что в записке полная информация.
5. Писать грамотно.
6. Выбирать понятные, простые слова.
7. Обязательно подписывать сообщение.
Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса. Следовательно, всего 7% информации передается устной речью. Причем невербальный канал передает отношение к собеседнику.