Правовое положение детей

Отцовская власть домовладыки в отношении подвластных детей (patria potestas pater familiae) — специфический институт римского семейного права.

Дети не только были в чисто семейной власти родителя, но и состояли под властью особого рода, которой предполагались дополнительные правовые возможности родителя по отношению к детям.

Основания возникновения отцовской власти:

— рождение детей в римском браке.

— узаконение детей, рожденных вне брака;

— усыновление чужих детей.

Права отца семейства в отношении детей:

— право распоряжаться жизнью ребенка в любом возрасте до достижения им совершеннолетия,

— право и обязанность отвечать за правонарушения, совершенные детьми; ответственность могла быть личной, или же отцу предоставлялось право выдать ребенка истцу головой;

— право продать сына или дочь в рабство — в силу имущественных интересов семьи или в наказание;

— право на виндикационный иск в отношении лиц, удерживающих его детей (похищение детей приравнивалось к краже собственности с соответствующими последствиями).

Дети не обладали до своего освобождения из-под власти отца-домовладыки никаким самостоятельным имуществом.

Однако признавались исключения, вызванные требованиями публичного правопорядка. Например, все приобретенное подвластным сыном на войне считалось только его личной собственностью. На таком же положении были приобретения на гражданской службе. Самостоятельным имуществом детей считалось то, что получено по наследству от матери или из ее семьи.

Отцовская власть над детьми прекращалась:

— смертью домовладыки;

— утратой домовладыкой статуса свободы или римского гражданства;

— высвобождением, или добровольным актом домовладыки (mamimissio), который

Говоря о дееспособности детей нужно отметить два возрастных критерия:

1) несовершеннолетние:

а) полностью недееспособные (дети до 7 лет);

б) частично недееспособные (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет);

2) совершеннолетние:

а) частично дееспособные (молодые люди с 14 до 25 лет, девушки с 12 до 25 лет);

б) полностью дееспособные (лица, достигшие двадцатипятилетнего возраста).

Частично недееспособные лица могли приобретать имущество и совершать некоторые сделки, направленные на приобретение имущества. Частично дееспособные лица могли составлять завещание и вступать в брак.



Билет № 15

1. Понятие и содержание права собственности

2. Деликтные обязательства

3. Юридические лица

1. Понятие и содержание права собственности.

 Право собственности, как и собственность - явление социальное. Если собственность - это экономическое отношение, то право собственности, благодаря закреплению соответствующих экономических связей в законе, придает им определенное юридическое выражение. Понятно, что право собственности возможно лишь как отношения между людьми, группами людей, классами или иными общественными образованиями. Римляне, однако, вместо отношений между людьми видели в праве собственности лишь отношения человека к вещи.

 Право собственности там определялось как полное господство над вещью. И этот признак должен был содействовать отграничению права собственности от других вещных прав, которые также обеспечивали своему обладателю господство над вещью, но уже не полное, а строго ограниченное (не выходящее, например, за рамки залогового права у залогодержателя). В то же время определенным ограничениям подвергалось и само право собственности. Интересы соседства требовали, чтобы собственник терпел свисание соседских деревьев на свой участок и течение проточных вод, допускал соседа к сбору упавших плодов, устранял исходившую от его имущества угрозу разрушения. А ссылаясь на публичные интересы, закон обязывал собственника не допускать разрушения своего дома и содержать в нормальном состоянии проходившие по его земле улицы и дороги. Перечисленные ограничения не препятствовали, однако, признанию права собственности правом полного или, говоря точнее, наиболее полного господства над вещью, так как при этом имелась в виду не безграничность, а такая полнота власти, которая доступна только собственнику, но не носителю иных вещных прав.

 В силу принадлежавшего ему права собственник обладал в отношении вещи такими возможностями, как:

 1. jus utеndi - право пользования, т. е. извлечение из вещи ее полезных естественных свойств,

 2. jus fruendi - право собирания плодов, включая плоды не только естественные.но и цивильные (приносимые вещью доходы),

 3. jus abutendi -право распоряжения вещью, т. е. право продать вещь, подарить ее, потребить, уничтожить и т. п. Пользуясь неизвестным римлянам современным юридическим языком, следовало бы называть перечисленные возможности правомочиями собственника - составными или дробными частями признанного за ним права собственности.

 Право собственности включает и владение - jus possidendi. Римляне в своих формулировках не рассматривали jus possidendi в качестве правомочия собственника. Это объясняется следующими причинами: если все другие возможности мыслимы только как юридические, то владение существует в фактическом состоянии. Поэтому в источниках римского права ему посвящается специальные правила, которые и учитывают его возможную юридическую и фактическую сторону.

Юридические лица

В римском праве понятия «юридическое лицо» не существовало, так как считалось, что только физические лица могут быть носителями прав. С развитием хозяйственного оборота стали появляться определенные образования, которые объединяли людей и их капиталы.. Такие объединения были включены в оборот, и кним применялись свойства физического лица. Юридические лица являлись субъектом правового общения.

Дееспособностью юридические лица не обладали. Для осуществления каких-либо юридических действий им был необходим законный представитель. Законный представитель от имени юридического лица мог совершать любые сделки или предъявлять иски в суд. Правовое положение и права законного представителя юридического лица были аналогичны правовому положению и правам частного лица.

Римское право выделяет три вида юридических лиц:

1) корпорацию;

2) муниципию;

3) казну.

В Законах XII таблиц упоминаются различные корпорации, носящие религиозный или профессиональный характер. С развитием торговли имущество корпораций становится нераздельным и обособленным, в связи с чем выход и вступление новых членов не отражались на судьбе корпорации.

На первоначальном этапе корпорациям была предоставлена практически полная свобода. Было только одно условие — их устав не должен противоречить действующим законам.

С установлением Римской империи практически все корпорации были распущены. Это было связано с тем, что деятельность корпораций вызывала подозрение у властей. После роспуска корпораций был издан закон, который затруднял создание новых. В соответствии с данным законом для образования корпораций требовались разрешение сената или санкция императора.

Муниципии — политические союзы на территории Римского государства. Правоспособность муниципий была намного шире, чем корпораций. Кроме остальных прав, они имели право истца и ответчика, т. е. обладали гражданско-процессуальной правоспособностью.

Существенным отличием муниципий от корпораций являлось то обстоятельство, что муниципии обладали правом получать имущество по завещательному отказу, а корпорации получили такое право только во II в. н. э.

Наиболее привилегированный статус имела государственная казна (фискус). На имущество казны не распространялись сроки исковой давности; исковые требования казны имели преимущество исполнения по сравнению с другими требованиями и т. д.

Статусом юридического лица обладали и военные подразделения — легионы.



Билет № 16

1. Отцовская власть

2.

3. Владение и держание

Отцовская власть.

 Как уже отмечалось, paterfamilias был в семье единственным лицом sui juris, а все остальные члены семьи в качестве personae alieni juris подлежали его власти. Эта власть распространялась как на жену, так и на детей. Поскольку, однако, взаимоотношения между супругами будут подвергнуты специальному рассмотрению, сейчас следует сосредоточиться на отцовской власти (patria potesias).

 В древнейшее время власть отца над детьми была настолько безгранична, что дала римлянам повод утверждать: ''Нет другого народа, который имел бы над детьми власть, подобную нашей.

 При этом речь идет именное власти отца, а не обоих родителей. Мать по отношению к детям вначале совершенно бесправна, будучи в положении их сестры при жизни отца, а после его смерти попадая под власть старшего сына. Правда, в классический период мать наряду с отцом (за которым оставалось окончательное слово) признавалась обязанной воспитывать детей. Кроме того, у матери и детей появились взаимные наследственные права, а в последующем на мать при известных обстоятельствах могли быть возложены функция опекуна по отношению к детям. Но даже и в этих условиях скромные полномочия матери не шли ни в какое сравнение с всевластием отца.

Первоначально отец распоряжался жизнью и смертью своих детей), будучи вправе выбросить новорожденного ребенка, либо уже вне зависимости от возрасте продать в рабство trains Tiberim, или лишить жизни. Впрочем, эта "самодержавная" власть очень рано начинает подвергаться ограничениям, со временем все более значительным (будто бы еще Ромул запретил выбрасывать новорожденных). Недолго просуществовало и право отца продавать Детей в рабство, причем троекратная продажа сына и однократная - дочери освобождала их от отцовской власти. Взамен права лишить детей жизни отец признавался обязанным отдать виновного во власть магистрата, а затем убийство сына (дочери) и вовсе было объявлено преступлением. В конае существования Римской империи детям дозволялось даже жаловаться магистрату на чрезмерную строгость отца, и если жалоба подтверждалась, отца обязывали освободить детей от своей власти.

 Усыновление представляет собой способ установления patria polestas над чужими детьми, а сами формы, различались в зависимости от того, шла ли речь об усыновлении persona sui Juris или persona alieni juris.

 Усыновление persona sui juris называлось arrogatio и первоначально производилось публично в народном собрании, куда, как известно, имели доступ только мужчины, в связи с чем усыновление женщиной или женщины либо лица, не достигшего совершеннолетия, было исключено. Поскольку, далее, "adoptio naturum imitatur" (усыновление подражает природе), между усыновителем и усыновляемым обязательна по меньшей мере восемнадцатилетняя разница в возрасте. Наконец, усыновить вправе лишь тот, кто сам является persona sui juris, ибо рама potestas могла принадлежать только ему. Arrogatio, утвержденное законодательным органам -народным собранием, тем самым приобретало публично-правовую окраску.

 В последующем необходимость в санкционировании arrogatio народным собранием отпала. Усыновление разрешалось производить частным образом. Важно лишь, чтобы об этом было публично объявлено. В императорский период был отменен запрет на усыновление детей, не достигших совершеннолетия, и само усыновление оформлялось императорским рескриптом.

 Усыновление persona alieni juris называлось adoptio и означало по сути дела смену paterfamilias, которому подчинялся подвластный. Оно, следовательно, влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя:

 Соответственно такому ее назначению и сама процедура adoptio слагалась из двух этапов: на первом происходило освобождение подвластного от patria potestas. поз которой он находился до сих пор, а на втором - его вступление под patria potestas усыновителя.

 Для освобождения подвластного сына от patria potestas необходима, была, как уже отмечалось, его троекратная фиктивная продажа с последующим освобождением мнимым покупателем. В данном случае цель состояла, однако, в том, чтобы подвластный лишь выходил из-под patria potestas, не становясь в то же время persona sui juris. Поэтому после того, как "продажа" сына совершалась в третий раз, "покупатель" не отпускал его "на свободу", а в качестве ответчика по иску vindicatio in patriam potestam, который к нему согласно достигнутой заранее договоренности предъявлял усыновитель, являлся вместе с подвластным к претору и там позитивно или путем молчания признавал иск, после чего претор объявлял подвластного состоящим под рама potestas усыновителя.

Adoptio будучи в отличие от arrogatio частноправовым актом с самого начала, не содержало ограничений для усыновления совершеннолетних и женщин, тем более, что освобождение женщины от рама potestas наступало уже после ее однократной "продажи". При Юстиниане двухстадийный процесс adoptio был, заменен заявлением перед судом. Кроме того, усыновленный продолжал состоять под patria potestas родного отца, становясь лишь законным наследником усыновителя.

 С точки зрения имущественного положения подвластных детей, нужно отметить, что подвластный сын обладал jus commerci - мог заключать договоры, но все приобретенное поступало к отцу. Если подвластный совершал деликт, то отец мог уплатить потерпевшему сумму принесенного ущерба или выдать подвластного в кабалу для отработки суммы причиненного ущерба.

 Отцовская власть прекращалась в следующих обстоятельствах:

 - смерть домовладыки;

 - смерть подвластного;

 - утрата свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;

 - лишение домовладыки прав отцовской власти;

 - приобретение подвластным почетных званий (сан епископа)

 - эмансипация подвластного, т.е. освобождение из-под власти paterfamilias по воле paterfamilias и согласия подвластного. Но эмансипация могла быть отменена ввиду неблагодарности эмансипированного в отношении прежнего домовладыки (нанесение тяжких телесных повреждений).

Владение и держание.

 Наряду с собственностью (proprietas) римское право говорит о владении (possessio) и держании вещи (detentio).

 Владение вещью - это обладание ею. Оно может основываться на праве, причем не только собственника, но и другого управомоченного (например, уже ранее упоминавшегося суперфициария). Возможно также владение, лишенное всякого правового основания, являющееся фактом, а не правом (например, владение лица, приобретшего вещь от того, кто не имел права ее отчуждать). Но для того, чтобы признать определенное фактическое или юридическое состояние владением, оно должно соединять в себе два элемента:

 а) corpus possidendi - сам факт обладания вещью. Он считается наступившим, если позиция обладателя такова, что позволяет ему в любой момент оказать на вещь нужное воздействие. Это бывает, когда вещь находится у самого обладателя или подвластных ему лиц. Владение может быть установлено и через лиц, никому не подвластных, если такова специальная направленность совершенного акта. Например, после приобретения вещи покупатель оставляет ее по договору найма у продавца. Теперь уже бывший собственник владеет вещью не для себя, а для нового собственника, который поэтому и признается ее подлинным владельцем;

 б) animus possidendi - намерение владеть вещью, причем намерение владеть ею для себя, а не для другого. По этой причине владения нет как в случае, если вещь положили кому-то в карман и обладатель об этом не знает, так и тогда, когда, подобно обладанию нанимателя, оно носит срочный характер, предполагая необходимость к установленному сроку возвратить вещь собственнику или другому управомоченному субъекту. Но если animus possidendi налицо, то уже Ее имеет значения, сопряжено ли это с каким-либо правом (например, правом собственности), либо при отсутствии права основывается на добросовестности владельца (possessor corn fides), или даже осуществляется недобросовестным владельцем (possessor main fides), например похитителем вещи.

 Владение утрачивается при отпадении любого из двух названных.элементов: в результате как выбытия вещи из обладания данного лица (в связи, например, с ее утерей или похищением), так и отказа от намерения владеть ею для себя (в связи, например, с продажей вещи, временно оставляемой у продавца). Если же corpus possidendi имеется, a animus possidendi отсутствует, тогда речь должна идти не о владении, а о держании.

 Держание, а не владение налицо во всех тех случаях, в которых оно ограничено определенным сроком (например, при сдаче вещи внаем или в ссуду, т.е. в срочное бесплатное пользование). И такой ход рассуждений вполне логичен, так как если установлен срок возврата вещи, обладание не может быть связано с намерением владеть ею для себя. Но дальше появляются уже ничего общего с логикой не имеющие столь характерные для римлян искусственные построения. Вот некоторые из них: раз animus рossidendi отпадает при срочном владении, то оно имеется при владении бессрочном, когда вещь передается кому-либо в пользование на началах прекария, т.е. до востребования; или поскольку эмфитевзис означает предоставление земли в пользование на столь длительный срок, как 100 лет, то это уже находится на грани бессрочности и потому также предполагает animus possidendi.



Билет №17

1. Виды права собственности

2. Прекращение договора

3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: