Системный анализ медиаобразования (элементы системы и описание свойств)

Деркач Екатерина, 412 группа

 

 

Сегодня мы очень часто можем слушать такое словосочетание как система медиаобразования. Оно очень распространено и популярно в современном языке, но что оно значит и где его нужно применять? Для начала необходимо разобраться с отдельными ее элементами, то есть «медиаобразованием» и «системой». Термин «система» сейчас употребляется в очень широком смысле. Самопонятие системы относится к числу основополагающих и используется в различных научных дисциплинах и сферах человеческой деятельности. Всем нам известны такие выражения, как: Солнечная система, система Станиславского, нервная система, система уравнений, отопительная система, система взглядов и убеждений и т.д. Происхождение систем тоже различно: например существуют системы, возникшие в природе иди же искусственно созданные человеком, идеальные или материальные.

Очевидно, что конкретное употребление термина связано с конкретной ситуацией и целью его использования, поэтому существует множество различных определений системы, от почти бессодержательного до сугубо специфических определений, даваемых разными — точными, естественными и гуманитарными науками.В качестве первостепенного можно использовать классическое определение австрийского философа Людвига фон Берталанфи («Общая теория систем»), в котором система может быть определена как комплекс взаимодействующих элементов.Из данного определения можно сделать выводы, что необходимыми признаками системного является наличие элементов числом не менее двух и их взаимодействие друг с другом.

Определившись с понятием системы и его употреблением в различных сферах деятельности, можно перейти к такому понятию, как«системного анализа». Он помогает обозначить, перечислить, описать такие черты, свойства и особенности систем.

Анализ присущи всем системам без исключения, независимо от их искусственного или естественного происхождения, материального или идеального воплощения. Отличительными критериями системного анализа можно назвать такое такие важные условия, как наличие нескольких элементов и их тесное взаимодействие.

 

Теперь можно перейти к определению медиаобразования и к тому, какие элементы несет в себе эта сфера деятельности. Медиаобразование представляет собой целостную и функционирующею систему. В современном мире она трактуется, как рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей и критического мышления. В широком смысле она понимается, как образование с помощью медиа и в его сфере.

Если сравнивать систему образования и систему медиа образования, то никакой глобальной разницы увидеть не удастся, поэтому элементы их систем будут одинаковыми:

1. субъекты образования (к ним относится весь педагогический состав, школьники, студенты и т.д.);

2. методическое обеспечение (различные методики, учебные планы и программы, а также специальные технологии обучения);

3. информационные ресурсы (к ним относятся все интернет ресурсы, электронные базы и библиотеки);

4. финансовые ресурсы;

5. человеческие ресурсы;

6. материальные ресурсы (то есть все оборудование, техника, мебель, кабинеты и сами учебные заведения)

 

Все элементы системы медиаобразования между собой связаны и следствием этих отношения является интегративное свойство, которое в самой системе имеет название виативность («via» в лат. – дорога, путь, канал в организме, средство, метод; в англ. – через, с помощью). Данный термин обозначает сквозное действие, которое целиком пронизывает все медиапространство. Все составляющие системы обладают этим качеством и их совокупность, взаимное обогащение, многосторонний учет интересов и потребностей формируют новую интерактивную медиасреду, в которой каждый элемент медиасистемы приобретает качества других элементов.

Система медиаобразования имеет свойства, которые делятся на три большие группы, каждую из которых мы сейчас подробно рассмотрим.

 

1. Статические свойства системы – особенности конкретного состояния системы. Это как бы то, что можно разглядеть на мгновенной фотографии системы, то, чем обладает система в любой, но фиксированный момент времени.

Статические свойства системы:

· Целостность;

· Открытость;

· Внутренняя неоднородность;

· Структурированность.

 

Самое первое и важное свойство системы – это целостность. Система, какая бы она не была, выступает как нечто единое, обособленное, отличающееся от всего остального. Оно позволяет весь мир разделить на две части: систему и окружающую среду. Целостность в системе медиаобразования подразумевает то, что все ее элементы не могут существовать отдельно друг от друга, каждый из них дополняет систему и выводит ее на новый уровень. Не может существовать ученик без своего учителя, а урок без присутствия ученика.

Второе свойство системы – открытость. Выделяемая, отличимая от всего остального, система не изолирована от окружающей среды. Наоборот, все системы связаны и обмениваются между собой любыми видами ресурсов (веществом, энергией, информацией и т.д.). Отметим, что связи системы со средой имеют направленный характер: по одним среда влияет на систему, по другим система оказывает влияние на среду. Открытость означает то, что система медиаобразования готова контактировать и взаимодействовать с другими сферами деятельности и другими системами. Так происходит обмен информацией и опытом.

Третье свойство системы – это внутренняя неоднородность. Описание внутренней неоднородности системы сводится к обособлению относительно однородных участков, проведению границ между ними. Так появляется понятие о частях системы. При более детальном рассмотрении оказывается, что выделенные крупные части тоже не однородны, что требует выделять еще более мелкие части. В результате получается иерархический список частей системы, который мы будем называть моделью состава системы.

Последнее свойство статической системы – структурированность. Данное статическое свойство заключается в том, что части системы не независимы, не изолированы друг от друга; они связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. При этом свойства системы в целом существенно зависят от того, как именно взаимодействуют ее части. Поэтому так часто важна информация о связях частей. Перечень существенных связей между элементами системы называется моделью структуры системы. Наделенность любой системы определенной структурой и будем называть четвертым статическим свойством систем — структурированностью.

 

2. Динамические свойства системы:

· Функциональность;

· Стимулируемость;

· Изменчивость во времени;

· Существование в меняющейся среде.

Функции системы — это ее поведение во внешней среде; изменения, производимые системой в окружающей среде; результаты ее деятельности; продукция, производимая системой. Из множественности выходов следует множественность функций, каждая из которых может быть кем-то и для чего-то использована. Поэтому одна и та же система может служить для разных целей. Субъект, использующий систему в своих целях, будет, естественно, оценивать ее функции и упорядочивать их по отношению к своим потребностям. Так появляется понятие главной, второстепенной, нейтральной, нежелательной, лишней и т.п. функции.

Следующее свойство динамической системы – стимулируемость. На входах системы происходят определенные процессы, воздействующие на нее, превращаясь после ряда преобразований в нечто новое для системы медиаобразования.

Изменчивость системы со временем — седьмое свойство системы. В любой системе происходят изменения, которые надо учитывать: предусматривать и закладывать в проект будущей системы; способствовать или противодействовать им, ускоряя или замедляя их при работе с существующей системой. 

Существование в изменяющейся среде — восьмое свойство системы. Изменяется не только данная система, но и все остальные. Для данной системы это выглядит как непрерывное изменение окружающей среды. Неизбежность существования в постоянно изменяющемся окружении имеет множество последствий для самой системы, начиная с необходимости ее приспособления к внешним переменам, чтобы не погибнуть, до различных других реакций системы. При рассмотрении конкретной системы с конкретной целью внимание сосредотачивается на некоторых конкретных особенностях ее реакции.

3. Синтетические свойства системы – этот термин обозначает обобщающие, собирательные, интегральные свойства, учитывающие сказанное раньше, но делающие упор на взаимодействия системы со средой, на целостность в самом общем понимании.

Синтетические свойства системы:

· Эмерджентность;

· Интегративность;

· Ингерентность;

· Целесообразность.

 

 

Эмерджентность — девятое свойство системы. Пожалуй, это свойство более всех остальных говорит о природе систем. Объединение частей в систему порождает у системы качественно новые свойства, не сводящиеся к свойствам частей, не выводящиеся из свойств частей, присущие только самой системе и существующие только пока система составляет одно целое. Система есть нечто большее, нежели простая совокупность частей.

Неразделимость на части — десятое свойство системы. Хотя это свойство является простым следствием эмерджентности, его практическая важность столь велика, а его недооценка встречается так часто, что целесообразно подчеркнуть его отдельно. Если нам нужна сама система, а не что-то иное, то ее нельзя разделять на части.

Следующее свойство, ингерентность — одиннадцатое свойство системы. Будем говорить, что система тем более ингерентна (от англ. inherent — являющийся неотъемлемой частью чего-то), чем лучше она согласована, приспособлена к окружающей среде, совместима с нею. Степень ингерентности бывает разной и может изменяться. Факт открытости всех систем еще не означает, что все они в одинаковой степени хорошо согласованы с окружающей средой.

Последнее свойство, целесообразность — двенадцатое свойство системы. В создаваемых человеком системах подчиненность всего (и состава, и структуры) поставленной цели настолько очевидна, что должна быть признана фундаментальным свойством любой искусственной системы. Назовем это свойство целесообразностью. Цель, ради которой создается система, определяет, какое эмерджентное свойство будет обеспечивать реализацию цели, а это, в свою очередь, диктует выбор состава и структуры системы. Одно из определений системы так и гласит: система есть средство достижения цели. Подразумевается, что если выдвинутая цель не может быть достигнута за счет уже имеющихся возможностей, то субъект компонует из окружающих его объектов новую систему, специально создаваемую, чтобы помочь достичь данную цель.

 

Все свойства и элементы сложной медиаобразовательной системы складываются в единый многогранный механизм, который исправно функционирует в обществе и помогает развиваться другие областям деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: