Что перепутал художник?

Цель. Развитие умения проводить сравнительный буквенный анализ.

Оборудование. Карточки со словами и предметными кар­тинками: булка — белка, на картинке белка, далее соответственно: кот — кит, горка — норка, мышка — мишка, лужи — лыжи, воро­та— ворона. (См. Приложение.)

Ход игры. Учитель рассказывает, что художнику дали кар­точки со словами и попросили нарисовать под словами картинки. Художник был маленький мальчик. Рисовал он очень хорошо, а читать правильно не научился. Ребятам предлагается определить, что перепутал маленький художник. Какую букву в каждом слове он прочитал неверно? Ученики называют картинку, читают под ней слово, указывают ошибку, ищут карточку с нужным словом, сравнивают по буквам пару слов.

Задание могут выполнять представители каждого ряда. За пра­вильный ответ насчитываются очки.

Комментарий для учителя. Когда все картинки и слова будут расставлены верно, можно предложить детям записать одну-две пары слов и подчеркнуть разные буквы.

 

Угадай слово.

Цель. Развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.

Оборудование. Карточки с согласными.

Ход игры. Учитель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- (молоко), с-п-г- (сапоги) и т. д., а ученики отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по рядам.

Комментарий для учителя. Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов: В конце игры учитель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.

 

Живые буквы.

Цель. Развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.

Оборудование. Карточки с цветными буквами.

Ход игры.

I вариант. Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ученика по одной букве. Учитель называет слово. Ученики строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.

II вариант. Учитель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Ученики одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.

 

Как их зовут?

Цель. Развитие умения определять первый звук в слове, состав­лять из букв слова.

Оборудование. Набор предметных картинок (из начальных букв их названий будет составлено имя мальчика или девочки); таблички с изображением мальчика и девочки с кармашками для вкладывания картинок и букв; карточки с буквами.

Ход игры. Учитель вывешивает таблички с изображением мальчика и девочки и говорит, что он придумал им имена. Класс может отгадать эти имена, если выделит в названиях картинок, вложенных в кармашки, первые звуки, и заменит их буквами.

Играют две  команды — девочки и мальчики. Представители команд называют предметы, изображенные на карточках, и выделяют первый звук в слове. Затем берут соответствующую букву из разрез-. ной азбуки и заменяют ею картинку. Одна команда отгадывает имя девочки, другая — имя мальчика.

Выигрывает та команда, которая первой правильно составила имя.

Примерный материал. Лодка, ослик, рак, астра; шар, улитка, ружье, аист.

 

Сколько точек — столько букв.

Цель. Развитие умения подбирать слова по заданному ко­личеству букв, проводить звуко-буквенный анализ.

Оборудование. Кубик, на гранях которого различное количество точек (две, три, четыре, пять, ноль).

Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика. В конце игры дети вспоминают все слова, какие называли, и некоторые записывают в тетрадь, ставя в скобках цифру, соответствующую количеству букв.

Комментарий для учителя. Анализируются по звуко­вому составу только те слова, где имеется совпадение звука и буквы. Остальные названные правильно слова орфографически прогова­риваются.

Что видел зайка?

Цель. Развитие умения осуществлять буквенный анализ. Оборудование. К доске прикреплены картинки обратной стороной наружу; на столе фигурка зайца. Ход игры. Учитель говорит:

 

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышел зайка погулять.

Где зайчишка побывал?

Что зайчишка повидал?

 

Ученик выходит к доске, берет зайку и указывает на одну из картинок. Картинку поворачивают лицом к классу. Ученик на­зывает предмет, на ней изображенный, и анализирует буквенный состав слова. Если анализ сделан правильно, ребенок получает картинку. Побеждают те, у кого есть картинки.

В конце игры ученики могут ответить, где побывал зайка, если он видел свеклу, грушу, сливу, клюкву и т. п.

Рассыпанные буквы.

Цель. Развитие умения составлять слова из данных букв, звуко-буквенный анализ.

Оборудование. У каждого ученика разрезная азбука.

Ход игры. Учитель называет буквы, ученики набирают их из разрезной азбуки и составляют слово. За правильно составлен­ное слово ученик получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.

 

Буквенная эстафета.

Цель. Развитие умения определять последовательность букв в слове.

Ход игры. Класс делится на несколько групп, по четыре человека в каждой. Для каждой группы учитель называет первую букву слова. Ученик записывает букву и дописывает еще одну. Потом передает лист товарищу, тот дописывает еще одну букву и т. д. В результате должно получиться слово. Выигрывает та группа, которая первой правильно написала слово.

 

Волшебный домик.

Цель. Развитие умения определять последовательность букв в слове.

Оборудование. Картонный плоский домик с вырезанны­ми окошками, буквы.

Ход игры. Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Ученики должны отгадать, какие слова «живут» в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон.

Игру можно проводить в виде соревнований между рядами.

Примерный материал. Буквы: б, у, с, ы, р (усы, бусы, сыр); к, т, о, л, я {Коля, Толя, кот, кто); м, а, ш, к, а [каша, мак, Маша); ы, р, у, а, к {рука, куры, рак, ура); о, с, а, к {оса, коса, сок); л, к, у, ж, а (лужа, жук, лук, уж, лак); р, ы, б, а, к (рыба, бык, рыбак, рак, бак).

 

Угадай предмет.

Цель. Развитие умения подбирать слова по заданному ко­личеству букв.

Оборудование. Набор предметных картинок, на тыльной стороне которых написана первая буква названия этого предмета. Остальные буквы слова обозначены черточками.

Ход игры. От каждого ряда ученики по одному выходят и вписывают в схему недостающие буквы. Картинку переворачивают. Если слово соответствует названию картинки, ее забирает ученик. Победителем считается тот ряд, у которого больше картинок.

Примерный материал. Буквы: о- (осы), с- (сом), м (мы­ло), л—(луна), у-{усы), н--(нос), ш--(шар), н-(ноги), к-{кот), б-—(бусы), р---(рама), у-—(утка), ж--(жук), д--(дом).

 

Цепочка слов.

Цель. Развитие умения подбирать похожие но буквенному составу слова; сравнительный анализ слов.

Оборудование. Записанные на доске первые слова для каждого ряда; расчерченные линейки для записи последующих слов.

Ход игры. К доске выходят учащиеся (по одному от каждого ряда) и, заменяя одну букву, пишут новое слово. Выигрывает тот ряд, который напишет большую цепочку слов.

Примерный материал. Слова: сом, сон, лук, сыр, сын, рак, лак, ком, кот, нога, нора, город, горох и др.

 

Подбери пару.

Цель. Развитие умения подбирать похожие по буквенному составу слова; сравнительный анализ слов.

Оборудование. По шесть карточек со словами у каждого ученика.

Ход игры. Учащиеся составляют пары слов так, чтобы в каждой паре одно слово отличалось от другого одной буквой. Выигрывают первые пять учеников, правильно подобравшие пары слов. Каждый ученик должен уметь объяснить, чем отличаются слова в любой паре.

Примерный материал. Слова: парпарк, кот —■ крот, розагроза, роткрот, сукстук, ком — корм, каскакраска, залзвал, лещиклещи, борборщ, ■ ужилужи, ужиужин, уткашутка, кранэкран, лапалампа, усыбусы, осы — косы, сороксорока, столствол, тактанк, сонслон, сорспор, дал — ждал.

 

Подвижные буквы.

Цель. Развитие умения составлять слова из данных букв, изменяя их порядок в слове.

Оборудование. Карточки со словами и буквы разрезной азбуки.

Ход игры. Ученик получает карточку со словом и буквы, составляющие это слово. Дети должны выложить сначала слово, напечатанное на карточке, а затем переставить буквы так, чтобы получилось новое слово. Выигрывают пять первых выполнивших задание учеников.

Примерный материал. Слова: липа — пила, кот — ток, сон — нос, лапка — палка, рано — нора, маяк — ямка, карп — парк, марка — рамка, кулак — кукла, лес — сел, кот — кто.

 

Ребусы.

Цель. Развитие умения составлять слова из букв, проводить звуко-буквенный анализ.

Оборудование. Карточки с ребусами.

Ход игры. Каждый ученик получает карточку, отгадывает слово и выкладывает его из букв разрезной азбуки. Выигрывают первые пять учеников, выполнивших правильно задание.

Примерный материал.

Г

 

Сложи буквы.

Цель. Закрепление начертания рукописных букв.

Оборудование. У каждого ученика конверт с несколькими (3—5) элементами букв, вырезанными из картона.

Ход игры. Учитель предлагает ученикам достать из конверта элементы букв. Из них надо сложить две буквы так, чтобы не осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием.

 

Допиши букву.

Цель. Обобщение знаний о графическом изображении руко­писных букв, закрепление начертаний букв.

Оборудование. Каждый ученик получает лист бумаги, на котором написан один и тот же элемент буквы столько раз, сколько, в русском языке букв, в состав которых входит данный элемент.

О (а,, а, ю,)

Ход игры. Учитель предлагает учащимся дописать буквы, включая данный элемент. Выигрывает ученик, который записал больше букв с данным элементом. Особо поощряется тот, кто смог записать все возможные буквы, не оставив на листке бумаги ни одного свободного элемента.

Сортировка букв.

Цель. Закрепление умения соотносить рукописный и печатный варианты букв.

Оборудование. У каждого ученика на парте три-четыре пары букв (рукописного и печатного вариантов), наклеенных или написанных по одной на карточке.

Ход игры. Учитель предлагает ученикам разложить все буквы в три-четыре столбика так, чтобы в одном столбике была одна и та же буква в разном написании. Выигрывает тот, кто первый правильно разложил все буквы.

Кто успеет?

Цель. Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование. Наборы элементов пройденных букв (5—8) у каждого ученика.

Ход игры. Учитель предлагает учащимся послушать шуточное стихотворение о том, как появились буквы. Затем он читает стихотворение повторно, а учащиеся должны к концу стихотворения собрать из элементов все возможные буквы, не оставив ни одного лишнего.

Выигравшим считается каждый, кто справился с заданием к концу чтения стихотворения и правильно назвал все буквы (произнес соответствующие им звуки).

 

КАК ПОЯВИЛИСЬ БУКВЫ.

 

Палочки,

Крючочки,

Закорючки,

Точки

Бегали толпою

И поодиночке.

Ссорились,

Мирились,

Прыгали без дела.

Наконец

Без дела

Жить им надоело.

И сказал им кто-то

Умный и серьезный:

— Взяться за работу

Никогда не поздно.

Слышим мы повсюду

Много разных звуков,

Но для них покуда

Нету знаков-букв.

Эй, крючки и точки,

Черточки,

Кружочки!

Собирайтесь вместе,

Становитесь в строчки

И шагайте слаженно

По листу бумажному!

Черточки послушались,

Прекратили драки,

Превратились

В нужные,

Правильные знаки.

(Е. Измайлов.)

 

Комментарии для учителя. В дальнейшем при изучении начертания букв, в состав которых входят новые элементы, игру можно повторить, пополняя наборы этими новыми элементами.

 

 Отгадай, кто я.

Цель. Закрепление начертания рукописных букв, соотнесение их со звуками.

Оборудование. Элементы букв у каждого ученика.

Ход игры. Учитель называет элементы букв, например: овал и палочка с закруглением внизу; два овала и длинная палочка посередине; три палочки с закруглением внизу и т. д. Учащиеся находят их, складывают букву, произносят соответствующий звук. Первые пять учеников, правильно справившиеся с заданием, полу­чают игровые жетоны. Выигрывают набравшие большее количество жетонов.

 

Все равно узнаю.

Цель. Закрепление начертания рукописных букв, дифферен­циация сходных букв.

Оборудование. У каждого ученика конверты с несколькими буквами, представленными каждая в разных видах (вырезанные из бумаги, картона, фанеры, пластмассы, большие, маленькие).

Ход игры. Учитель предлагает каждому ученику вынуть содержимое его пакета и подобрать знаки, обозначающие одну букву, затем другую и т. д. (Узнать их несмотря на разную величину и материал.) Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

Комментарий для учителя. Для игры учитель отби­рает две-три буквы, написание которых вызывает затруднения у группы учеников, или буквы, сходные по начертанию.

 

Будь внимателен!

Цель. Закрепление начертания заглавных рукописных букв.

Ход игры. Учитель читает стихотворение, а ученики по ходу чтения записывают заглавные буквы, о которых говорится в тексте.

Азбука

 

Что случилось?

Что случилось?

С печки азбука свалилась!

 

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М

Г ударилась немножко

И рассыпалась совсем!

 

Потеряла буква ю

Перекладинку свою!

Очутившись на полу,

 Поломала хвостик у!

 

Ф, бедняжку так раздуло ―

Не прочесть её никак!

Букву р перевернуло ―

Превратило в мягкий знак!

 

Буква с совсем сомкнулась ―

Превратилась в букву о.

Буква а, когда очнулась,

Не узнала никого.

                    (С. Михалков.)

 

Выигрывает тот ученик, который правильно записал все буквы, упомянутые в стихотворении.

Комментарий для учителя. Игру можно использовать на этапе чистописания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: