Цель. Развитие умения соотносить строчную и заглавную буквы.
Оборудование. У каждого ученика карточки лото с заглавными буквами по три штуки на каждой карточке и по три пустых карточки, чтобы закрыть ими буквы лото; карточки с такими же отдельно взятыми строчными буквами у ведущего.
Ход игры. Ведущий берет свою карточку, показывает ее, учащиеся называют букву (произносят соответствующий ей звук), ищут в своих карточках заглавную букву и закрывают ее пустой карточкой. Выигрывает тот, кто первым закрыл все буквы.
Полминутки для шутки.
Цель. Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.
Оборудование. Предметные картинки: звери, маки, жук, сом, венки, двери, раки, лук, дом, щенки. (См. Приложение.)
Ход игры. Учитель читает стихотворение, выставляя на наборное полотно (магнитную доску) иллюстрирующие его картинки. Ученики находят ошибку в стихотворении и подбирают картинку-отгадку, ориентируясь на смысл и звуковое сходство с прочитанным словом. Игровые жетоны получает тот, кто назвал верное по смыслу слово, а также тот, кто объяснил, в чем заключалась ошибка. Выигрывают те, у кого больше жетонов.
|
|
Закричал охотник: «Ой,
Двери гонятся за мной!»
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
— Там ползет зеленый лук
С длинными усами!
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
Мы собирали васильки,
На голове у нас щенки.
Загадки.
Цель. Отгадывание загадок, звуко-буквенный анализ слов-отгадок для последующей их записи.
Ход подземный строит, ловко,
Роет спальню и кладовку. (Крот.)
Через речку лег,
Пробежать помог. (Мост.)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней? (Врач.)
Я под маленькою крышей
Прогуляться в дождик вышел. (Зонт.)
В лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный.
Зубами «щелк!».
Это серый... (волк).
Крепка железная рука,
Любая тяжесть ей легка. (Кран.)
Лежу я, тихонько в кармане звеня.
Я весь из железа, Я в щелку залезу.
Ты в дом ни за что
не войдешь без меня. (Ключ.)
Что за весенняя черная птица
Трактору чуть ли не на нос
садится? (Грач.)
Вот чудесные цветы
Небывалой красоты, Яркие, пахучие...
Ай-ай-ай! Колючие! (Розы.)
Я росла в лесу дремучем,
Поднималась к синим тучам.
Но теперь меня срубили
И в игрушки нарядили. (Елка.)
Ребятам весело со мной,
На ножке я кручусь одной. (Юла.)
Нет моей походки тише,
И меня боятся мыши. (Кот.)
Зимой и летом зелена,
В лесу живет она.
А на ней иголки
|
|
И коротки, и колки. (Ель.)
Когда со мною умываются,
То слезы появляются.(Мыло.)
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит —
И одежда чище. (Щетка.)
Легкий, круглый, но не мяч,
И не прыгает он вскачь.
На веревочке висит,
Зазеваюсь — улетит. (Шар.)
Солнце под потолком
Светит вечерком. (Лампа.)
Тихо, чтоб никто не слышал,
В озере из норки вышел,
Повернулся, а потом
Зашагал... вперед хвостом. (Рак.)
Не бьет, не ругает,
а от него все плачут. (Лук.)
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома —
Длинногногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист.)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук.)
Комментарий для учителя. Все игры с загадками кроме учебной цели решают и коррекционные задачи: развитие мыслительной деятельности детей, их речи
.
ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ
Красное — синее.
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Оборудование. Синие и красные кружки у каждого ученика.
Ход игры. Учитель произносит гласный звук, учащиеся повторяют его вслед за учителем, поднимая красный кружок и отодвигая его затем в направлении ото рта на расстояние вытянутой руки (этим показывается отсутствие преграды при произнесении гласного звука).
При произнесении учителем согласного звука учащиеся поднимают синий кружок, произносят звук, удерживая кружок возле рта.
Найди место.
Цель, Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование. Предметные картинки; два кружка, синий и красный, у каждого из учеников.
Ход игры. Учащиеся раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки. Выигравшими считаются первые пять учеников, верно выполнивших работу.
Кто больше?
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Ход игры. Класс делится на группы по рядам или звеньям. Каждой группе учитель предлагает выбрать какой-нибудь один согласный или гласный звук. Когда звук выбран, ученики вспоминают названия предметов, начинающихся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее количество слов.
Найди картинке ее домик.
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок и с кружками на одном домике — красного цвета, на другом — синего; предметные картинки: утка, ослик, кот, санки, флажок, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, мак, осы, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз, платье, рыба.
Ход игры. У учителя на столе лежат стопочкой предметные картинки лицом вниз. Ученики по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в ее домик (с синим или красным кружком). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игра может выполняться как соревнование рядов.
Лото.
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование. Большие карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате написано слово; синие и красные квадраты, которыми нужно будет закрывать слова; предметные картинки.
Ход игры. Учащиеся получают карточку лото и четыре квадрата (два синих и два красных). Учитель показывает картинку, учащиеся ищут в своей карточке это слово и закрывают его в зависимости от начальной буквы либо синим, либо красным квадратом. Выигрывает тот, кто первым правильно закрыл все слова.
Примерный материал. Слова: 1) ложка, яблоко, пенал; 2) яблоко, вилка, ослик; 3) ослик, ложка, апельсин; 4) апельсин, вилка, пенал; 5) ножик, арбуз, тарелка; 6) арбуз, апельсин, тарелка; 7) медведь, шапка, автобус; 8) шапка, яблоко, троллейбус; 9) заяц, автобус, медведь; 10) троллейбус, юла, заяц; 11) полка, катушка, дятел; 12) дятел, юла, полка; 13) катушка, автобус, собака; 14) якорь, ежик, барабан; 15) собака, баран, якорь; 16) ежик, утюг, заяц.
|
|
Чей домик?
Цель. Развитие умения определять наличие или отсутствие изучаемого звука в слове, различать гласные и согласные.
Оборудование. Два домика, белого и синего (красного) цвета в зависимости от того, с согласными (синий домик) или гласными (красный домик) работают дети; набор предметных картинок.
Ход игры. Ученик выходит к доске, берет одну картинку, называет изображенный на ней предмет и определяет, есть ли изучаемый звук в слове. Если звук есть, кладет в синий (красный) домик, если изучаемого звука в слове нет — в белый домик.
При правильном выполнении учебной и игровой задачи ребенок получает право вызвать к доске любого товарища по классу. Если задание выполнено неверно, исправляет его другой ученик по вызову учителя.