Лото «Заглавная буква»

Цель. Развитие умения соотносить строчную и заглавную буквы.

Оборудование. У каждого ученика карточки лото с заглавными буквами по три штуки на каждой карточке и по три пустых карточки, чтобы закрыть ими буквы лото; карточки с такими же отдельно взятыми строчными буквами у ведущего.

Ход игры. Ведущий берет свою карточку, показывает ее, учащиеся называют букву (произносят соответствующий ей звук), ищут в своих карточках заглавную букву и закрывают ее пустой карточкой. Выигрывает тот, кто первым закрыл все буквы.

Полминутки для шутки.

Цель. Умение подбирать слова по смыслу, выделять первые звуки в словах.

Оборудование. Предметные картинки: звери, маки, жук, сом, венки, двери, раки, лук, дом, щенки. (См. Приложение.)

Ход игры. Учитель читает стихотворение, выставляя на наборное полотно (магнитную доску) иллюстрирующие его картинки. Ученики находят ошибку в стихотворении и подбирают картинку-отгадку, ориентируясь на смысл и звуковое сходство с прочитанным словом. Игровые жетоны получает тот, кто назвал верное по смыслу слово, а также тот, кто объяснил, в чем заключалась ошибка. Выигрывают те, у кого больше жетонов.

Закричал охотник: «Ой,

Двери гонятся за мной!»

 

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

 

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

 — Там ползет зеленый лук

  С длинными усами!

 

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

 

Мы собирали васильки,

На голове у нас щенки.

 

Загадки.

Цель. Отгадывание загадок, звуко-буквенный анализ слов-отгадок для последующей их записи.

Ход подземный строит, ловко,

 Роет спальню и кладовку. (Крот.)

 

Через речку лег,

Пробежать помог. (Мост.)

 

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас

От всех болезней? (Врач.)

 

Я под маленькою крышей

Прогуляться в дождик вышел.  (Зонт.)

 

В лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Зубами «щелк!».

Это серый...  (волк).

 

Крепка железная рука,

Любая тяжесть ей легка. (Кран.)

 

Лежу я, тихонько в кармане звеня.

Я весь из железа, Я в щелку залезу.

 Ты в дом ни за что

не войдешь без меня.  (Ключ.)

 

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос

садится? (Грач.)

 

Вот чудесные цветы

Небывалой красоты, Яркие, пахучие...

Ай-ай-ай! Колючие! (Розы.)

 

Я росла в лесу дремучем,

Поднималась к синим тучам.

 Но теперь меня срубили

И в игрушки нарядили. (Елка.)

 

Ребятам весело со мной,

На ножке   я кручусь одной. (Юла.)

 

Нет моей походки тише,

 И меня боятся мыши. (Кот.)

 

Зимой и летом зелена,

В лесу живет она.

 А на ней иголки

И коротки, и колки. (Ель.)

 

Когда со мною умываются,

То слезы появляются.(Мыло.)

 

Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит —

 И одежда чище. (Щетка.)

 

Легкий, круглый, но не мяч,

 И не прыгает он вскачь.

На веревочке висит,

Зазеваюсь — улетит. (Шар.)

 

Солнце под потолком

Светит вечерком. (Лампа.)

 

Тихо, чтоб никто не слышал,

В озере из норки вышел,

Повернулся, а потом

 Зашагал... вперед хвостом. (Рак.)

Не бьет, не ругает,

а от него все плачут. (Лук.)

Это старый наш знакомый:

Он живёт на крыше дома —

Длинногногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист.)

 

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

 Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук.)

 

Комментарий для учителя. Все игры с загадками кроме учебной цели решают и коррекционные задачи: развитие мыслительной деятельности детей, их речи

 

 

.

ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ

Красное — синее.

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Оборудование. Синие и красные кружки у каждого уче­ника.

Ход игры. Учитель произносит гласный звук, учащиеся по­вторяют его вслед за учителем, поднимая красный кружок и отодви­гая его затем в направлении ото рта на расстояние вытянутой руки (этим показывается отсутствие преграды при произнесении гласного звука).

При произнесении учителем согласного звука учащиеся подни­мают синий кружок, произносят звук, удерживая кружок возле рта.

 

Найди место.

Цель, Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Предметные картинки; два кружка, синий и красный, у каждого из учеников.

Ход игры. Учащиеся раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки. Выигравшими считаются пер­вые пять учеников, верно выполнивших работу.

 

Кто больше?

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Ход игры. Класс делится на группы по рядам или звеньям. Каждой группе учитель предлагает выбрать какой-нибудь один согласный или гласный звук. Когда звук выбран, ученики вспоминают названия предметов, начинающихся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее количество слов.

 

Найди картинке ее домик.

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок и с кружками на одном домике — красного цвета, на другом — синего; предметные картинки: утка, ослик, кот, санки, флажок, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, мак, осы, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз, платье, рыба.

Ход игры. У учителя на столе лежат стопочкой предметные картинки лицом вниз. Ученики по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в ее домик (с синим или красным кружком). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам. Игра может выполняться как соревнование рядов.

 

Лото.

Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование. Большие карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате написано слово; синие и красные квадраты, которыми нужно будет закрывать слова; предметные картинки.

Ход игры. Учащиеся получают карточку лото и четыре квадрата (два синих и два красных). Учитель показывает картинку, учащиеся ищут в своей карточке это слово и закрывают его в зависимости от начальной буквы либо синим, либо красным квад­ратом. Выигрывает тот, кто первым правильно закрыл все слова.

Примерный материал. Слова: 1) ложка, яблоко, пенал; 2) яблоко, вилка, ослик; 3) ослик, ложка, апельсин; 4) апельсин, вилка, пенал; 5) ножик, арбуз, тарелка; 6) арбуз, апельсин, та­релка; 7) медведь, шапка, автобус; 8) шапка, яблоко, троллейбус; 9) заяц, автобус, медведь; 10) троллейбус, юла, заяц; 11) полка, катушка, дятел; 12) дятел, юла, полка; 13) катушка, автобус, собака; 14) якорь, ежик, барабан; 15) собака, баран, якорь; 16) ежик, утюг, заяц.

 

Чей домик?

Цель. Развитие умения определять наличие или отсутствие изучаемого звука в слове, различать гласные и согласные.

Оборудование. Два домика, белого и синего (красного) цвета в зависимости от того, с согласными (синий домик) или гласными (красный домик) работают дети; набор предметных кар­тинок.

Ход игры. Ученик выходит к доске, берет одну картинку, называет изображенный на ней предмет и определяет, есть ли изучаемый звук в слове. Если звук есть, кладет в синий (красный) домик, если изучаемого звука в слове нет — в белый домик.

При правильном выполнении учебной и игровой задачи ребенок получает право вызвать к доске любого товарища по классу. Если задание выполнено неверно, исправляет его другой ученик по вызову учителя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: