Тридцать три богатыря

Цель. Закрепление знания алфавита.

Оборудование. Штрафные карточки.

Ход игры. Учитель предлагает классу загадку:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

Учащиеся называют отгадку и признаки, по которым они узнали алфавит. Далее учитель предлагает назвать буквы алфавита и сосчитать их. Для подсчета называемых букв назначается ученик-контролер. Остальные ребята по порядку называют буквы алфавита. Если кто-то не может быстро назвать следующую по алфавиту букву или называет не ту букву, он получает штрафную карточку. Эта карточка означает, что ученик должен повторить алфавит и рассказать его командиру звездочки во внеурочное время.

Кто быстрее?

Цель. Закрепление знания алфавита, его практическое приме­нение.

Оборудование. Две-три стопки книг в зависимости от рядов в классе.

Ход игры. Каждому ряду дается одинаковое количество книг. Объясняется суть задания: разложить книги так, чтобы фа­милии авторов располагались по алфавиту. Учащиеся по очереди (представители всех рядов) выбирают книги из своей стопки и раскладывают их по алфавиту на столе или на специальной подставке. Выполнение задания проверяется коллективно. Выигрывает тот ряд, который первый выполнил работу без ошибок.

 

Кто за кем?

Цель. Закрепление знания алфавита, его практическое при­менение.

Оборудование. Классная касса букв, в кармашках которой карточки с заглавными буквами.

Ход игры. Каждый ученик называет свою фамилию, определяет, на какую букву она начинается, подходит к кассе и берет карточку с соответствующей буквой. Если встречаются две фамилии на одну букву, учитель помогает определить, чья фамилия будет первой. Когда все ученики возьмут карточки, учитель предлагает им построиться в шеренгу по алфавиту. Правильность построения проверяется по классному журналу. Выигрывают те, кто правильно определил свое место в шеренге.

 

Помощники библиотекаря.

Цель. Закрепление знания алфавита, его практическое при­менение.

Оборудование. Карточки с заглавными буквами; наборное полотно с тремя длинными кармашками для букв, расположен­ными в один ряд.

Ход игры. Учитель говорит: «Ребята, мы с вами в новой библиотеке. Нужно помочь библиотекарю правильно и быстро рас­ставить книги по полкам. На первой полке будут стоять книги авторов, чьи фамилии начинаются на А — И, на второй полке на К. — У, на третьей на Ф — Я (учитель выставляет первую и последнюю буквы в каждом кармашке наборного полотна). Давайте заполним пропуски между буквами».

Каждой группе выделяется своя «полка» (кармашек). Работу начинают одновременно все группы. Ученики по порядку выходят к доске, выбирают карточку со следующей по алфавиту буквой и ставят ее на наборное полотно. Лучшими помощниками библио­текаря будут считаться ребята той группы, которая первой пра­вильно заполнила кармашек. В заключение учитель предлагает ребятам назвать фамилии писателей и поэтов, чьи книги можно поставить на первую, вторую и третью полки.

Поможем зверям.

Цель. Закрепление знания алфавита; обогащение словаря.

Оборудование. Картинки, изображающие животных, с подписями.

Ход игры. Учитель говорит: «Собрались в лесу звери, решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Поможем им, ребята?»

Дети выходят по очереди к доске и ставят на наборное полотно картинки с названием животного в порядке алфавита. Если ученик ошибся, он получает штрафной жетон, который должен вернуть на следующий день, рассказав наизусть алфавит.

Примерный материал. Слон, лев, тигр, обезьяна, гепард, волк, жираф, медведь, белка, заяц, кабан, дикобраз, енот, пантера, еж, носорог, рысь, шакал, хорь, антилопа.

Словарь — наш друг.

Цель. Закрепление знания алфавита; обогащение словаря.

Оборудование. Школьный орфографический словарь, кар­точки с буквами.

Ход игры. Каждый ученик получает карточку с буквой. Предлагается всем найти в словаре слова, начинающиеся с данной буквы, и четыре-пять из них выписать в тетрадь. Выигрывает тот, кто быстро, правильно, красиво выполнил задание и сумел объяснить значение выписанных слов. Первые пять учеников полу­чают отличную оценку.

 

Азбука в картинках.

Цель. Практическое употребление знания алфавита; активиза­ция словаря учащихся.

Оборудование. Азбука в картинках с пропусками на месте некоторых картинок и букв; набор фишек.

Ход игры. Учитель показывает ребятам незаконченное пособие и просит помочь в изготовлении азбуки в картинках для первоклассников. Для этого в пустых окошках надо написать или наклеить готовые буквы, нарисовать или вырезать и наклеить соот­ветствующие картинки. На уроке проводится подготовка к изготов­лению пособия. Ученики должны назвать пропущенные буквы и предложить к ним интересные картинки. Правильные ответы оцениваются фишками. Победитель определяется по количеству полученных фишек.

Комментарий для учителя. На уроках труда или во внеурочное время дети под руководством учителя или воспитателя заканчивают изготовление азбуки в картинках и передают пособие в первый класс.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: