Экономическая система Туркменистана

Темпы роста Официальный Ашхабад заявляет, что в последние годы ежегодные темпы роста ВВП составили более 20%. Другие оценки давали независимые институты. Исследовательский отдел журнала Economist оценивал рост ВВП Туркменистана в 2003 г. немногим более 12%, и прогнозировал, что в 2004 - 2005 г. он составит приблизительно 10%. Азиатский Банк Развития (АБР) оценил его рост в 2003 г. в 10% и полагал, что он сохранится на этом уровне до 2005 г. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) оценивает рост в 11%, и обращает внимание на то, что выработка электроэнергии (иногда используемая как полезный косвенный показатель в дополнение к официальным данным для оценки экономического развития) повысилась только на 2%. Бюджетная сфера С 2002 г. в стране усилились признаки серьезной напряженности в бюджетной сфере. Неофициально известно, что власти стараются сбалансировать госбюджет и тайно репатриирует финансовые ресурсы. Число государственных служащих резко сокращено. Государство также начало взимать плату за большинство ранее бесплатных медицинских услуг. Зарплаты госслужащим выплачиваются с задержкой на два-три месяца, хотя иногда эти задержки достигают полугода. С.Ниязов часто объявляет о повышении заработной платы для государственных служащих, но эти обещания фактически не выполняются. Выплаты пенсий искусственно занижаются, хотя они представляют основной источник дохода для многих семей при достаточно высоком уровне безработицы. Государственные субсидии, особенно те, которые обеспечивают такие бесплатные коммунальные услуги, как газоснабжение, обходятся дорого. Так как на этом строится важная часть информационной политики С.Ниязова, ориентированной на мировое сообщество, власть не решается их открыто отменить. Зависимость от ресурсов В большей степени, чем у любого другого центрально-азиатского государства, доходы Туркменистана определяются экспортом нефти и газа. По мнению ЕБРР, в Туркменистане, как и в некоторых странах ОПЕК, диверсификация экономики "сдерживается нехваткой квалифицированных трудовых ресурсов, отсутствием местных технологий, неправильным использованием доходов от экспорта и проведением непродуманной макроэкономической политики". ЕБРР утверждает, что производство энергоносителей обеспечивает приблизительно 30% от ВВП. Большая часть экспортных доходов получена от продажи нефти и газа. Три следующие по значимости статьи экспорта: хлопковое волокно, хлопковый текстиль, и хлопковая пряжа все вместе составляют только 4,5%. Экспорт газа Экспорт газа сильно зависит от изменений геополитической обстановки. Газ из Туркменистана экспортируется по двум трубопроводам: небольшой трубопровод пересекает границу с Ираном и приносит лишь ограниченное количество экспортных доходов. Большую часть прибыли приносит экспорт газа в Россию и на Украину по линии Средняя Азия - Центр (САЦ). Украина сейчас является самым большим потребителем туркменского газа, что объясняется хорошими личными отношениями между президентом С.Ниязовым и бывшим президентом Л.Кучмой. В пределах обозримого будущего экспорт газа будет определяться несколькими контрактами. 25-летний контракт, подписанный с Россией в апреле 2003 г., предусматривает экспорт до 80 млрд. куб. м. газа и поставку газа на Украину и в Иран. В соответствии с контрактами ежегодная добыча газа должна возрасти примерно до 135 млрд. куб. м, что вдвое превышает сегодняшний уровень добычи - около 60 млрд. куб. м, из которых 11 млрд. куб. м потребляется внутри страны. Имеются серьезные сомнения относительно того, сможет ли Туркменистан добыть достаточно газа, чтобы обеспечить выполнение всех экспортных контрактов. Запасы и транспортировка газа По официальным данным Ашхабада, газовые запасы Туркменистана составляют 3-4 триллиона кубометров. Однако развернутый аудит этих запасов не проведен из-за незаинтересованности в этом официальных властей. Имеются неофициальные данные, что крупные газовые месторождения в Ташаузской, Лебапской и Марыйской областях близки к исчерпанию. Еще один аспект - пропускная способность действующего трубопровода, которая ограничивает ежегодную поставку газа в Россию и на Украину 45-50 млрд. куб. м. Украина согласилась оплатить значительную долю строительства нового трубопровода от Туркменистана до России, но проект находится в начальной стадии, и по нему еще предстоят сложные переговоры. Альтернативный маршрут для туркменского газа мог бы проходить через Афганистан и Пакистан. Этот проект интересует США как средство повышения региональной стабильности и ликвидации российской монополии в экспорте энергоносителей из Центральной Азии. В 2003г. Азиатский банк развития (АБР) рассмотрел технико-экономическое обоснование северного маршрута через Кабул на Лахор и южного через Герат и Кандагар на Мултан, при стоимости проекта от $2,5 до $3,5 млрд., и его предполагаемом завершении в 2010г. Однако данная схема находится еще на ранней стадии обсуждения. Остается еще много барьеров, включая финансирование, обеспокоенность безопасностью в Афганистане и западном Пакистане, ценовую политику. Между тем, Туркменистан заключил контракт на оценку запасов Даулатабадского месторождения газа. Предполагается, что оно позволит поставлять на экспорт 20 млрд. куб. м газа в год. Распределение доходов Доходы от экспорта газа более чем достаточны, чтобы покрыть текущие расходы бюджета. Реальной проблемой является то, что большая часть этих средств, минуя бюджет, направляется в президентский Резервный Инвалютный Фонд (РИВФ), ресурсы которого находятся главным образом исключительно в ведении С.Ниязова и переведены на банковские счета европейских и других стран. Доходы РИВФ расходуются на непроизводительные, грандиозные проекты строительства. К типичным проектам, над которыми продолжается работа, относятся строительство большого водохранилища в центре пустыни Каракумы, план переноса русла реки в Ашхабаде, строительство мечети стоимостью $95 млн. в родном селении С.Ниязова Кипчаке, строительство пятизвездочных гостиниц и новых правительственных зданий в Ашхабаде. По некоторым сведениям, до 80% доходов от торговли газом и нефтью, поступает в фонд, находящийся под непосредственным контролем президента, и только 20% используется на социальные нужды. Частный сектор Неофициальные и формальные ограничения на частный сектор приводят к тому, что эта сфера развита слабо и имеет тенденцию к свертыванию. Среди частных бизнесменов, ведущих в Туркменистане легальный крупный бизнес - лишь несколько фигур, имеющих родственные отношения с президентом страны. В частности, проживающий в настоящее время в Вене сын президента Мурат Ниязов, обладающий монопольным правом на импорт в республику всей табачной продукции. В течение 2005 года серьезные ограничения были наложены на ранее распространенный частный импорт автомобилей и запчастей к ним. Не способствует частной торговле и налоговая политика: согласно решению президента, налог на добавленную стоимость и налоги за ввоз товаров из-за рубежа взимаются согласно прейскуранту цен, составленному Государственным статистическим управлением. В свою очередь, этот прейскурант включает лишь весьма ограниченное число наименований, а цены в нем часто в несколько раз превышают рыночные цены. Таким образом, торговцам приходится отдавать таможенным и налоговым службам до 60 - 70% возможной прибыли. Для регистрации частного предприятия необходимо (по ситуации на январь 2005): - предоставить устав в агентстве иностранных инвесторов; договор на аренду помещения по месту предполагаемой регистрации предприятия; указать уставный фонд. (Он не должен быть меньше $1000); - предоставить гарантийное письмо из профильного ведомства на вид деятельности; - ответить на вопросы комиссии из членов агентства, в частности, о наличии среди близких родственников судимых, (если таковые имеются, фирму не регистрируют); - 3 миллиона манат необходимо оплатить за регистрацию в хякимлике (местных органах власти). Основные виды частного предпринимательства: - челночный бизнес из Турции, Ирана и арабских стран (осуществляется после получения патента). - производство и продажа текстильных и ковровых изделий ручным способом. Арендный подряд в селе. Сельское хозяйство Сельское хозяйство в Туркменистане дает, по оценкам международных экспертов, 25% ВВП и обеспечивает больше половины занятости населения. Однако падение урожаев хлопка выдвигает на первый план тему неэффективного государственного управления. Эта проблема включает принятие нереалистичных планов производства продукции, установление искусственно заниженных закупочных цен, президентский контроль над такими повседневными решениями, как сроки сева, продолжительное неэффективное и разрушительное использование водных ресурсов. В своем докладе 2004г. АБР отмечает, что сельскохозяйственное производство не сможет развиваться без реформ, включающих демонтаж принудительной системы государственных закупок. В хлопководстве много средств было затрачено впустую из-за решения властей проводить сев согласно утвержденному графику без учета погодных факторов. Крестьяне вынуждены были повторять посевную по два или три раза. Перерасход воды на полив, поощренный большими субсидиями, угрожает уменьшить урожаи из-за подтопления и засоления. ООН полагает, что 96% орошаемых земель затронуто засолением, по сравнению с 48% для Центральной Азии в целом. Снижение сельскохозяйственного производства оказывает влияние на промышленность, где была сделана ставка на хлопкоперерабатывающую отрасль как сектор роста. Хлопководство В 2005 году было запланировано собрать 2 200 000 тонн туркменского хлопка. Такой же рубеж был определен и в прошлые годы. Однако, как и в прошлом году, намеченные планы выполнены не были. В 2005г. по стране было собрано около 723000 тонн или меньше одной трети от запланированного урожая. Основные причины, по которым никак не удается произвести запланированное количество хлопка, следующие: - низкие закупочные цены; отсутствие севооборота. На одном и том же поле хлопчатник возделывается на протяжении 30-40 и более лет; - отсутствие семеноводства как отрасли науки; - отсутствие севооборота, запущенность оросительных и коллекторно-дренажных сетей, приводит к деградации пахотных угодий, к засолению почвы, ухудшению ее структуры. Чтобы получить хотя бы треть запланированного урожая, в почву приходится вносить чрезмерные дозы минеральных, азотных удобрений; - командно-административный стиль управления. Президент требует к такому-то сроку завершить сев или уборку хлопчатника, не считаясь ни с погодными, ни с климатическими условиями различных регионов страны; - невыгодность земледелия в целом и хлопкоробства в частности для фермеров. Фермеры берут в аренду от государства землю, воду, удобрения и технику по ценам, установленным государством. Собранный урожай они должны продавать также по установленным государством ценам - 1 миллион манат за тонну хлопчатника. В результате ценовой политики и низких урожаев фермерство в целом является постоянным должником государства, и не видят возможности выйти из этой глубокой зависимости. Интерес в высоких урожаях у этой категории отсутствует. Жители сельских районов живут за счет торговли на рынках продуктами, собранными на своих подворьях, и за счет животноводства. Иностранные инвестиции Большинство иностранных инвесторов избегают Туркменистан из-за отсутствия правовых норм, непрозрачности при распределении контрактов и внезапно меняющихся "правил игры". Крупные компании, такие как "Бехтел" и "Шелл", покинули страну, неудовлетворенные политической обстановкой и, в особенности, ненадежностью подписанных с С.Ниязовым контрактов. Менее крупные международные компании продолжают участвовать в разведке и обустройстве нефтяных и газовых месторождений. "Драгон Ойл", первоначально британская компания, а теперь зарегистрированная в Ирландии, и принадлежащая на 70% ОАЭ (Объединенным Арабским Эмиратам), вложили, начиная с 1993 г. около $315 млн. в два морских месторождения. Компания "БурренЭнерджи Групп" (Великобритания) вложила с 1997г. $300 млн. в нефтяное месторождение Бурун. К другим инвесторам относится малазийская государственная нефтяная компания "Петронас", которая с 1996 г. израсходовала $190 млн. на разведку трех морских месторождений. В число новых участников входит компания "Маерск Ойл" (Дания), объявившая об инвестировании в 2003г. $10 млн. в разработку еще двух морских месторождений на Каспии. Трудно однозначно определить плюсы и минусы от иностранных инвестиций для населения Туркменистана. При развитии нефтегазового сектора возникают значительные возможности трудоустройства для специалистов и обычных чернорабочих, занятых на строительных работах. Однако обычно на иностранных фирмах в республике работают граждане других государств. В целом, иностранные компании, сумевшие закрепиться в Туркменистане, действуют закрыто и непубличным образом. Ни одна из компаний, действующих в Туркменистане, не присоединилась к программе раскрытия платежей иностранным правительствам, несмотря на просьбы НПО и некоторых правительств о большей прозрачности. В свою очередь, участие иностранных фирм в грандиозных строительных проектах сыграло важную роль в том, что за рубежом Туркменистан считается хорошо развивающейся страной. Основные иностранные партнеры Туркменистана Турция: текстильная промышленности, строительство. Особенность турецкого бизнеса в Туркменистане - полученные тендеры на выполнение проектов в Туркменистане отдаются фирмам, оформленным не в Турции, а в других государствах. К самым влиятельным фигурам относится турецкий предприниматель Ахмед Чалык, глава холдинга "Чалык", которому С.Ниязов предоставил туркменское гражданство и который занимал пост заместителя министра в правительстве, действовал как личный эмиссар президента на переговорах по природному газу и реализации электроэнергии в Туркменистане. Холдинг А.Чалыка является самым большим иностранным инвестором в Туркменистане. Он вложил $1,5 млрд. в текстильную промышленность, строительную отрасль, нефтегазовый сектор. Он строит целлюлозно-бумажный комбинат ($125 млн.), завод азотных удобрений ($240 млн.), цементный завод ($160 млн.) и множество зданий в Ашхабаде. А.Чалык часто создает совместные предприятия, в которых западные компании заботятся о технической стороне дела, в то время как он берет на себя отношения с правительством. Партнерами А.Чалыка являлись нефтегазовая компания из США "Паркер Дриллинг" и "Дженерал Электрик". Израиль (фирма "Мерхав"): строительство, табачный бизнес, ювелирная промышленность. Глава компании - Иосиф А.Майман. Франция (корпорация "БуигБатиман"). Корпорация отвечает за проекты строительства - одной из самых больших в мире мечетей стоимостью $95 млн., президентских дворцов и других государственных объектов. Китай: электронная промышленность, телекоммуникации Украина: строительство Пакистан: строительство ФРГ: грузовые автомобили, фармакология США: поставки сельскохозяйственной техники (часто через турецкие посреднические фирмы).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: