ЭКОНОМЕТРИКА
Учебное пособие
для студентов заочной формы обучения
Санкт-Петербург
2011
Составитель: Е. Г. Семенова
М. С. Смирнова
В данном учебном пособии рассмотрен ряд вопросов, раскрывающих основное содержание дисциплины «Эконометрика», формулируются цели и задачи этого направления. Приводятся темы практических работ, а также вопросы для контроля знаний, рекомендуемая литература. Основное внимание уделяется построению эконометрических моделей на основе пространственных данных и временных рядов. Приводятся краткие методические положения, включающие основные понятия, определения, формулы. Рассмотрены примеры решения типовых задач, представлены процедуры, математический аппарат и программные средства моделирования задач эконометрического анализа.
Предназначено для студентов заочной формы обучения соответствующих экономических и управленческих направлений обучения.
© Санкт-Петербургский
государственный университет
|
|
аэрокосмического приборостроения, 2011.
Содержание
Предисловие 4
Введение 5
1 Парная регрессия и корреляция_ 6
1.1 Методические указания_ 6
1.2 Решение типовых задач_ 13
1.3 Решение с помощью ППП Excel 17
1.4 Контрольные вопросы_ 24
1.5 Пример варианта промежуточного тестирования_ 25
2 Множественная регрессия и корреляция_ 27
2.1 Методические указания_ 27
2.2 Решение типовых задач_ 31
2.3 Решение с помощью ППП Excel 35
2.4 Контрольные вопросы_ 42
2.5 Пример варианта промежуточного тестирования_ 43
3 Временные ряды в экономических исследованиях_ 45
3.1 Методические указания_ 45
3.2 Решение типовых задач_ 46
3.3 Решение с помощью ППП Excel 53
3.4 Контрольные вопросы_ 64
3.5 Пример варианта промежуточного тестирования_ 65
4 Система экономических уравнений_ 67
4.1 Методические указания_ 67
4.2 Контрольные вопросы_ 72
4.3 Примерный вариант итогового тестирования_ 73
Литература_ 75
Таблица значений критерия Фишера_ 76
Индивидуальные задания для решения практических задач_ 78
Предисловие
Целью преподавания дисциплины является получение знаний в области построения эконометрических моделей и определения возможностей использования моделей для описания, анализа и прогнозирования реальных экономических процессов как на микро-, так и на макроуровне. Основными задачами изучения дисциплины являются:
¾ методология принятия решений о спецификации и идентификации моделей;
¾ ознакомление с методами и приемами интерпретации результатов эконометрического моделирования;
¾ изучение принципов выбора метода оценки параметров моделей;
¾ выработка устойчивых практических навыков разработки прогнозных оценок.
|
|
Усвоение материала дисциплины должно способствовать освоению студентами следующих компетенций (в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов):
¾ способность анализировать социальнозначимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
¾ проведение исследования и анализа рынка;
¾ использование соответствующего математического аппарата и инструментальных средств для обработки, анализа и систематизации информации;
¾ способность использовать основные прикладные программы и информационные технологии.
Каждый студент должен в соответствии с индивидуальным вариантом выполнить три практических задачи (аналогично приведенным примерам) и ответить на вопросы в конце каждой главы.
Введение
Эконометрика – быстроразвивающаяся отрасль науки, цель которой состоит в том, чтобы придать количественные меры экономическим отношениям. Слово «эконометрика» представляет собой комбинацию двух слов: «экономика» и «метрика» (от греч. «метрон»). Таким образом, сам термин подчеркивает специфику, содержание эконометрики как науки: количественное выражение тех связей и соотношений, которые раскрыты и обоснованы экономической теорией.
Зарождение эконометрики является следствием междисциплинарного подхода к изучению экономики. Эта наука возникла в результате взаимодействия и объединения в особый «сплав» трех компонент: экономической теории, статистических и математических методов. Впоследствии к ним присоединилось развитие вычислительной техники как условие развития эконометрики.
Существуют различные варианты определения эконометрики:
1) Расширенные, при которых к эконометрике относят все, что связано с измерениями в экономике;
2) Узко инструментально ориентированные, при которых понимают определенный набор математико-статистических средств, позволяющих верифицировать модельные соотношения между анализируемыми экономическими показателями.
Эконометрика – это самостоятельная научная дисциплина, объединяющая совокупность теоретических результатов, приемов, методов и моделей, предназначенных для того, чтобы на базе экономической теории, экономической статистики и экономических измерений, математико-статистического инструментария придавать конкретное количественное выражение общим (качественным) закономерностям, обусловленным экономической теорией.
Становление и развитие эконометрического метода происходили на основе так называемой высшей статистики – на методах парной и множественной регрессии, парной, частной и множественной корреляции, выделения тренда и других компонент временного ряда, на статистическом оценивании. Основной базой для эконометрических исследований служат данные официальной статистики, либо данные бухгалтерского учета.
Эконометрическое моделирование реальных социально-экономических процессов и систем обычно преследует два типа конечных прикладных целей (или одну из них): 1) прогноз экономических и социально-экономических показателей, характеризующих состояние и развитие анализируемой системы; 2) имитацию различных возможных сценариев социально-экономического развития анализируемой системы (многовариантные сценарные расчеты, ситуационное моделирование).
Парная регрессия и корреляция