Системные семантические связи между лексемами

Ю.Д. АПРЕСЯН

О МОСКОВСКОЙ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

(«Вопросы языкознания», 2005. № 1. С.3 – 30)

Системные семантические связи между лексемами

Полюбому смысловому компоненту, входящему в полное семантическое представ­ление лексемы или в собственно толкование, она оказывается связанной с другими лексемами и вместе с ними образует определенный семантический класс. Если общие смысловые компоненты занимают одни и те же позиции в семантических представле­ниях всех лексем такого класса, у них обнаруживаются некие совпадающие несобст­вено семантические свойства – морфологические, словообразовательные, синтакси­ческие, сочетаемостные, коммуникативно-просодические и т.п.

В зависимости от характера общих смысловых компонентов получаются классы большего или меньшего объема. В качестве примера мы рассмотрим некоторые клас­сы фундаментальной классификации предикатов, т.е. классификации Маслова-Вендлера, известной также под названиями "таксономической" и "онтологической"15, и не­которые более мелкие классы.

              2.3.1.Фундаментальная классификация предикатов

Фундаментальной называется классификация предикатов, понятия которой необ­ходимы для лингвистических правил – морфологических, словообразовательных, син­таксических, семантических, коммуникативно-просодических, сочетаемостных и дру­гих. Ее основными классами являются: действия (строить, идти), деятельности (тор­говать, воевать), поведения (баловаться, капризничать), занятия (играть, отдыхать), воздействия (размывать, прогревать), процессы (расти, гореть), собы­тия (встречать, находить), существования (существовать, быть), пространствен­ные положения (стоять, лежать), состояния (знать, хотеть), свойства (заикаться, виться), проявления (блестеть, горчить), параметры (весить, стоить), отношения (включать 2, состоять из), интерпретации (ошибаться, соблазнять) и ряд других1.

Каждый из этих классов обладает семантически мотивированными общими свойст­вами; мы в качестве примера рассмотрим синтаксические свойства существований и положений в пространстве.

К классу существований относятся: а) глаголы, у которых главным компонентом толкования является семантический примитив 'существовать'; б) глаголы, у которых главным компонентом толкования являются конфигурации смыслов 'начать сущест­вовать', 'продолжать существовать', 'должен существовать"²; в) любые глаголы, обозначающие типичный способ существования данного объекта (Ветер дует, По­земка кружит) или его перцептивного проявления. Вот репрезентативный список су­ществований: бывать, быть, виднеться, виться <извиваться> (о тропе и т.п.), воз­никнуть (Возникли осложнения), вспыхнуть, выйти (Вышла неприятность), выяв­ляться, держаться (В комнате еще держался неприятный запах), дуть (Дул сильный ветер), жить (Живет на свете такой парень), завестись (У нас завелись тараканы), загореться (Загорелся бой), зародиться, значиться, иметься, кипеть (Кипят страсти), кружить (В степи кружила поземка), крутить<крутитъся> (Между

1  Назовем основные работы, в которых эта классификация разрабатывается примени­тельно к материалу русского языка: [Булыгина 1982; Селиверстова 1982; Гловинская 1982; 2001; Зализняк 1992; Булыгина, Шмелев 1997; Падучева 1996; 2004; Апресян 2003; 2004; Розина 2004].

²Необходимо обратить внимание на концептуальные и терминологические отличия этой версии классификации от версий, развиваемых в работах Т.В. Булыгиной, Е.В. Падучевой и некоторых других авторов. Мы стремились к тому, чтобы названия классов по возможности соответствовали употреблению одноименных слов в естественном языке.

Иной статус имеют глаголы со значением прекращения существования (чаще всего зву­ковые и световые), такие, как гаснуть, замирать, затихать, исчезать, меркнуть, отгре­меть, отзвонить, отзвучать, смолкать, стихать, умолкать, утихать. Значение 'пере­стать' делает явление, о котором идет речь, определенным (ср. Звуки в аллее замерли <утихли>), и поэтому большая часть свойств экзистенциальных глаголов у них отсутствует.

 

домами крутилась поземка), множиться (Множатся попытки решить проблему рака), надвигаться (Надвигается буря), назревать (Назревает скандал), найтись (Нашлись умники, которые этому не поверили), наличествовать, наме­титься (Наметились изменения к лучшему), насчитываться, обитать (В Африке обитают львы), обнаружиться, обозначиться (Обозначились изменения к лучше­му), оказаться (У него не оказалось спичек, В гостинице не оказалось свободных мест), оставаться (До отхода поезда остается 2 минуты), полагаться, полу­читься (Получилась крупная неприятность), понадобиться, попасть, появиться (Появились первые цветы), прийти (Когда же юности мятежной I Пришла Евге­нию пора), происходить (Происходят странные вещи), прорезаться, проступать, разгораться (Разгораются споры), раздаться (Раздался звонок), разразиться (Разразился скандал), светить, случаться, слышаться, создаваться (Создается впечатление), сохраняться, существовать, требоваться, уродиться, цвести и т.п.

Для всех существований в большей или меньшей мере характерны следующие се­мантически относительно хорошо, хотя и не стопроцентно мотивированные синтак­сические свойства: (1) инверсия подлежащего и сказуемого в утвердительном выска­зывании, ср.: Жили-были дед да баба, Дул сильный ветер, Назревает скандал, При­шло время подвести итоги; (2) нормальный порядок слов в отрицательном высказывании, ср.: Ветер не дул, Цветы еще не появились, Время подводить итоги еще не пришло; (3) наличие локативных или временных детерминантов, ср. По склону холма вьется тропка, В Африке водятся львы, В феврале стояли жуткие морозы; (4) нерасчлененность простейших (только глагол и подлежащее) утверди­тельных высказываний с глаголами существования на тему и рему; (5) возможность мены именительного падежа подлежащего на родительный в контексте отрицания (это свойство в определенной степени лексикализовано; см. выше стр. 5 и сл.).

К положениям в пространстве относятся глаголы, у которых обнаруживается смысл 'нахо­диться в определенной позе'; таковы глаголы висеть, лежать, облокотиться, опи­раться, сидеть, стоять. Все они обладают тем интересным синтаксическим свой­ством, что управляют четырьмя актантами, выполняющими следующие семантичес­кие роли: локализуемого объекта (кто/что висит, лежит, опирается, сидит и т.п.), места (висеть <лежать, сидеть, стоять> в комнате), опоры (висеть на пере­кладине, лежать <сидеть, стоятъ> на полу, опираться <облокотитъся> на пери­ла) и рабочей части предмета, на которую он опирается (висеть на руках, лежать на боку, сидеть на корточках, стоять на одной ноге, опираться локтем).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: