Ю.Д. АПРЕСЯН
О МОСКОВСКОЙ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
(«Вопросы языкознания», 2005. № 1. С.3 – 30)
Системные семантические связи между лексемами
Полюбому смысловому компоненту, входящему в полное семантическое представление лексемы или в собственно толкование, она оказывается связанной с другими лексемами и вместе с ними образует определенный семантический класс. Если общие смысловые компоненты занимают одни и те же позиции в семантических представлениях всех лексем такого класса, у них обнаруживаются некие совпадающие несобствено семантические свойства – морфологические, словообразовательные, синтаксические, сочетаемостные, коммуникативно-просодические и т.п.
В зависимости от характера общих смысловых компонентов получаются классы большего или меньшего объема. В качестве примера мы рассмотрим некоторые классы фундаментальной классификации предикатов, т.е. классификации Маслова-Вендлера, известной также под названиями "таксономической" и "онтологической"15, и некоторые более мелкие классы.
2.3.1.Фундаментальная классификация предикатов
Фундаментальной называется классификация предикатов, понятия которой необходимы для лингвистических правил – морфологических, словообразовательных, синтаксических, семантических, коммуникативно-просодических, сочетаемостных и других. Ее основными классами являются: действия (строить, идти), деятельности (торговать, воевать), поведения (баловаться, капризничать), занятия (играть, отдыхать), воздействия (размывать, прогревать), процессы (расти, гореть), события (встречать, находить), существования (существовать, быть), пространственные положения (стоять, лежать), состояния (знать, хотеть), свойства (заикаться, виться), проявления (блестеть, горчить), параметры (весить, стоить), отношения (включать 2, состоять из), интерпретации (ошибаться, соблазнять) и ряд других1.
Каждый из этих классов обладает семантически мотивированными общими свойствами; мы в качестве примера рассмотрим синтаксические свойства существований и положений в пространстве.
К классу существований относятся: а) глаголы, у которых главным компонентом толкования является семантический примитив 'существовать'; б) глаголы, у которых главным компонентом толкования являются конфигурации смыслов 'начать существовать', 'продолжать существовать', 'должен существовать"²; в) любые глаголы, обозначающие типичный способ существования данного объекта (Ветер дует, Поземка кружит) или его перцептивного проявления. Вот репрезентативный список существований: бывать, быть, виднеться, виться <извиваться> (о тропе и т.п.), возникнуть (Возникли осложнения), вспыхнуть, выйти (Вышла неприятность), выявляться, держаться (В комнате еще держался неприятный запах), дуть (Дул сильный ветер), жить (Живет на свете такой парень), завестись (У нас завелись тараканы), загореться (Загорелся бой), зародиться, значиться, иметься, кипеть (Кипят страсти), кружить (В степи кружила поземка), крутить<крутитъся> (Между
1 Назовем основные работы, в которых эта классификация разрабатывается применительно к материалу русского языка: [Булыгина 1982; Селиверстова 1982; Гловинская 1982; 2001; Зализняк 1992; Булыгина, Шмелев 1997; Падучева 1996; 2004; Апресян 2003; 2004; Розина 2004].
²Необходимо обратить внимание на концептуальные и терминологические отличия этой версии классификации от версий, развиваемых в работах Т.В. Булыгиной, Е.В. Падучевой и некоторых других авторов. Мы стремились к тому, чтобы названия классов по возможности соответствовали употреблению одноименных слов в естественном языке.
Иной статус имеют глаголы со значением прекращения существования (чаще всего звуковые и световые), такие, как гаснуть, замирать, затихать, исчезать, меркнуть, отгреметь, отзвонить, отзвучать, смолкать, стихать, умолкать, утихать. Значение 'перестать' делает явление, о котором идет речь, определенным (ср. Звуки в аллее замерли <утихли>), и поэтому большая часть свойств экзистенциальных глаголов у них отсутствует.
домами крутилась поземка), множиться (Множатся попытки решить проблему рака), надвигаться (Надвигается буря), назревать (Назревает скандал), найтись (Нашлись умники, которые этому не поверили), наличествовать, наметиться (Наметились изменения к лучшему), насчитываться, обитать (В Африке обитают львы), обнаружиться, обозначиться (Обозначились изменения к лучшему), оказаться (У него не оказалось спичек, В гостинице не оказалось свободных мест), оставаться (До отхода поезда остается 2 минуты), полагаться, получиться (Получилась крупная неприятность), понадобиться, попасть, появиться (Появились первые цветы), прийти (Когда же юности мятежной I Пришла Евгению пора), происходить (Происходят странные вещи), прорезаться, проступать, разгораться (Разгораются споры), раздаться (Раздался звонок), разразиться (Разразился скандал), светить, случаться, слышаться, создаваться (Создается впечатление), сохраняться, существовать, требоваться, уродиться, цвести и т.п.
Для всех существований в большей или меньшей мере характерны следующие семантически относительно хорошо, хотя и не стопроцентно мотивированные синтаксические свойства: (1) инверсия подлежащего и сказуемого в утвердительном высказывании, ср.: Жили-были дед да баба, Дул сильный ветер, Назревает скандал, Пришло время подвести итоги; (2) нормальный порядок слов в отрицательном высказывании, ср.: Ветер не дул, Цветы еще не появились, Время подводить итоги еще не пришло; (3) наличие локативных или временных детерминантов, ср. По склону холма вьется тропка, В Африке водятся львы, В феврале стояли жуткие морозы; (4) нерасчлененность простейших (только глагол и подлежащее) утвердительных высказываний с глаголами существования на тему и рему; (5) возможность мены именительного падежа подлежащего на родительный в контексте отрицания (это свойство в определенной степени лексикализовано; см. выше стр. 5 и сл.).
К положениям в пространстве относятся глаголы, у которых обнаруживается смысл 'находиться в определенной позе'; таковы глаголы висеть, лежать, облокотиться, опираться, сидеть, стоять. Все они обладают тем интересным синтаксическим свойством, что управляют четырьмя актантами, выполняющими следующие семантические роли: локализуемого объекта (кто/что висит, лежит, опирается, сидит и т.п.), места (висеть <лежать, сидеть, стоять> в комнате), опоры (висеть на перекладине, лежать <сидеть, стоятъ> на полу, опираться <облокотитъся> на перила) и рабочей части предмета, на которую он опирается (висеть на руках, лежать на боку, сидеть на корточках, стоять на одной ноге, опираться локтем).