«Отлично» – оцениваются курсовые работы, содержание которых основано на глубоком и всестороннем знании проблемы, изученной литературы, изложено логично, аргументировано и в полном объеме. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы убедительно и доказательно. Магистрант обстоятельно раскрывает конкретную проблему научной дисциплины. Выполнены все требования, предъявляемые к оформлению курсовой работы.
«Хорошо» – оцениваются курсовые работы, основанные на твердом знании исследуемой проблемы. Возможны недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах. Магистрант твердо знает основные категории философии и методологии науки, умело применяет их для изложения материала. Возможны некоторые недостатки в оформлении курсовой работы.
«Удовлетворительно» – оцениваются курсовые работы, которые базируются на знании основ предмета, но имеются значительные пробелы в изложении материала, затруднения в его изложении и систематизации, выводы слабо аргументированы, в содержании допущены теоретические ошибки, отсутствуют ссылки на использованные источники. Допущены ошибки в оформлении работы.
|
|
«Неудовлетворительно» – оцениваются курсовые работы, в которых обнаружено неверное изложение основных проблем и категорий предмета, обобщений и выводов нет. Допущены значительные ошибки в оформлении работы. Текст курсовой работы целиком или в значительной части дословно переписан из первоисточника без ссылок на него.
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Предмет, задачи и функции учебной дисциплины «Современная философия и методология науки».
2. Наука и философия.
3. Наука как система знаний и как социальный институт.
4. Роль науки в истории общества.
5. Научные революции в истории науки.
6. Наука как вид духовной деятельности. Структура познавательной деятельности.
7. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания.
8. Эволюционные идеи в современной эпистемологии (К.Поппер, К.Лоренц).
9. Классическая и неклассическая модели научного познания (сравнительный анализ).
10. Эмпирический уровень научного познания.
11. Теоретический уровень научного познания.
12. Научная проблема и проблемная ситуация.
13. Понятие научного факта.
14. Гипотеза и ее роль в научном познании.
15. Научная теория и ее основные функции. Типология научных теорий.
16. Типы научной рациональности.
17. Методы и методология. Классификация методов.
18. Специфика гуманитарного знания.
19. Идеалы и нормы научного исследования.
20. Теория развития науки К. Поппера. Критика индуктивизма и конвенционализма.
|
|
21. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.
22. Понятие научной революции. Теория научных революций Т.Куна.
23. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания.
24. Науки о природе и науки о культуре (В.Дильтей, В.Виндельбанд, Г.Риккерт).
25. Субъект и объект социально-гуманитарного познания.
26. Специфика методов социально-гуманитарных наук.
27. Обыденное сознание (здравый смысл) и наука.
28. Принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.
29. Сциентизм и антисциентизм.
30. Главные характеристики современной постнеклассической науки.
31. Современные процессы дифференциации и интеграции наук.
32. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов.
33. Научные конвенции в структуре научного знания.
34. Специфика объекта социально-гуманитарных наук и его отличие от объекта естественных наук.
35. Соотношение субъекта и предмета социально-гуманитарных наук.
36. Единство и различие законов естественных и социально-гуманитарных наук.
37. Роль ценностей в социально-гуманитарном познании.
38. Проблема рациональности в социально-гуманитарном знании.
39. Проблема истины в социально-гуманитарном познании
40. Характеристика веры как компонента научного познания.
41. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках.
42. Конструктивный характер веры в структуре познавательной деятельности.
43. Ценностные ориентации в социально-гуманитарном познании и проблема выбора.
44. Сущность понятия «Исследовательская программа гуманитарной науки».
45. Натуралистическая исследовательская программа, ее специфика и методы познания.
46. Специфика культурцентристской исследовательской программы.
47. Особенности герменевтической и феноменологической программ исследовательских программ в гуманитарном познании.
48. Особенности исследовательской программы постмодерна.
49. Научная революция как смена идеалов и оснований научного поиска. Специфика научных революций в гуманитарном познании.
50. Специфика «парадигмальных прививок» одной науки на другую.
51. Доклассический, классический и неклассический типы рациональности и их проявление в социально-гуманитарных науках.
52. Основные философские концепции истины и специфика их проявления в социально-гуманитарном познании.
53. Понимание, объяснение и интерпретация как методы научного познания и их роль в социально-гуманитарном знании.
54. Психологическая характеристика основных способов формирования творческого мышления.
55. Соотношение форм чувственного и логического познания в процессе социально-гуманитарных исследований.
56. Субъект социально-гуманитарного познания как основание и «условие возможности» истины.
57. Агностицизм и его основные формы.
58. Особенности практики как критерия истинности социально-гуманитарного познания.