Цель: собрать материал для бактериологического исследования.
Оснащение:
- резиновые перчатки,
- маска,
- стерильные пробирки с сухими ватными тампонами (2 шт.),
- штатив для пробирок,
- стерильный шпатель в лотке,
- бланк-направление в лабораторию,
- стеклограф.
Обязательное условие: забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла
Этапы | Обоснование | ||
. Подготовка к процедуре | |||
1. Объяснить маме (ребенку) цель и ход проведения процедуры, получить согласие. | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре. | ||
2. Подготовить необходимое оснащение. Выписать направление в лабораторию. | Обеспечение четкости выполнения процедуры. | ||
3. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности. | ||
4. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). Стеклографом промаркировать пробирки «Н», «3» (нос, зев). | Создание удобства при проведении процедуры. | ||
5. Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника: а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует одной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку. | Необходимое условие для проведения процедуры. | ||
Выполнение процедуры
| |||
6. Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован. | Маркировка «Н» означает - нос. | ||
7. Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка | Обеспечение доступа к слизистой оболочке носовых ходов. | ||
8. Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам. | Условие, обеспечивающее эффективность проведения процедуры. | ||
9. Собрав материал, поместить тампон в пробирку, не касаясь ее краев. | Обеспечение достоверности результата исследования. | ||
10. Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него. | Обеспечение доступа к зеву. | ||
11. Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «3», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован. | Маркировка «3» означает – зев. | ||
12. Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта. | |||
13. Снять тампоном слизь с нёбных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка - миндалина - язычок - дужка - миндалина Примечание: при наличии пленки в зеве и подозрении на дифтерию - материал собирать на границе здоровой и пораженной ткани. | Максимальное скопление дифтерийных палочек отмечается в данных участках. | ||
14. Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев. | Обеспечение достоверности результата. | ||
Завершение процедуры
| |||
15. Вымыть и обработать антисептическим материалом руки в перчатках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. | ||
16. Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в термостате или в сумке с грелками). | Обеспечение достоверности исследования. |
Забор материала на коклюш
(метод кашлевых пластинок)
Цель: собрать материал для бактериологического исследования
Оснащение:
- чашка Петри с питательной средой КУА;
- стерильный шпатель в лотке;
- стеклограф;
- бланк - направление в баклабораторию;
- маска, перчатки.
Обязательное условие: забор материала производится натощак или через 2-3 часа после еды.
Этапы проведения: | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
1. Объяснить ребёнку/маме цель и ход процедуры, установить доброжелательные отношения. 2. Подготовить необходимое оснащение. 3. Выписать направление в баклабораторию. 4. Поставить стеклографом номер на чашке Петри, соответствующий номеру в направлении. 5. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. 6. Усадить ребёнка лицом к источнику света, при необходимости зафиксировать его при помощи помощника: А – усадить ребёнка на колени к помощнику, помощник охватывает ноги ребёнка своими ногами. Б – руки и туловище ребёнка помощник фиксирует, обхватив правой рукой. В – голову помощник держит, положив ладонь левой руки на голову ребёнка. | Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании. Обеспечение чёткости проведения процедуры. Обеспечение инфекционной безопасности. Необходимое условие для проведения процедуры. |
Выполнение процедуры | |
1.Взять чашку Петри и при появлении кашля открыть её, поднести ко рту ребёнка вертикально на расстоянии 5-10 см ото рта, улавливая 5-6 кашлевых толчков. Примечание: при отсутствии кашля вызвать кашлевой рефлекс, надавив шпателем на корень языка 2. Быстро закрыть чашку Петри и поставить в термостат с температурой 36-370 С | Во время кашля во внешнюю среду выделяется большое количество возбудителя коклюша. Возбудитель не летуч. Возбудитель не устойчив во внешней среде. |
Завершение процедуры | |
1. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках. 2. Снять маску, перчатки, вымыть и осушить руки. 3. Записать результат 4. Немедленно отправить материал с направлением в баклабораторию | Обеспечение инфекционной безопасности. Документирование результатов исследования. Обеспечение достоверности исследования |