Из истории Арабского государства

В VII-X ВВ.

 

Введение

 

История Арабского государства в VII-X вв. нашла отражение в различных письменных источниках: в священной книге мусульман - Коране, произведениях арабских историков, географов и законоведов. Некоторые из этих источников переведены на русский язык русскими и советскими востоковедами и изданы целиком или частично в разное время.

Общественные и политические отношения, сложившиеся в Арабском государстве к VII в., отражены в Коране. В нем говорится о защите частной собственности, о необходимости подчинения тем, кто имеет власть, об организации войска, о разделе военной добычи.

Раздел I текста посвящен организации войска и распределению военной добычи. Характерно, что принцип организации и вознаграждения войска, определенный в Коране, сохранялся в Арабском государстве до 30-х годов IX в. Только в IX в. арабские халифы стали прибегать к помощи наемных войск, сохраняя и племенные ополчения.

Во втором разделе приведены материалы об обширных завоеваниях, совершенных арабами, начиная с VII в. Это свидетельства арабских историков и географов Ибн Исхака, ал-Вакиди, ал-Балазури, ат-Табари. Они сообщают ценные сведения о характере и последствиях завоеваний, об условиях подчинения и присоединения завоеванных областей и организации управления. Принятие ислама населением покоренных областей и городов не было обязатрдьным. По своему выбору оно могло придерживаться и старой веры. В этом случае с него взимался подушный налог. Покоренные народы, принявшие ислам, освобождались от уплаты этого налога. Однако этот принцип не всегда соблюдался Войскам предписывалось не совершать бессмысленных разрушений, не убивать женщин, детей, не трогать отшельников.

Материалы III раздела отражают одну из самых важных проблем истории Арабского халифата - систему эксплуатации покоренного населения. Наиболее интересные и ценные сведения по этому вопросу дает арабский законовед VIII в. Абу Йусуф. В своем произведении "Книга о харадже" он приводит систематизированный материал о налогах и пошлинах, установленных в халифате, о различиях в налогообложении арабов-мусульман и населения завоеванных областей.

Классовая борьба и народные движения, потрясавшие Арабский халифат с момента его образования, были одной из основных причин его падения. Материалы по этим проблемам нашли отражение в разделе IV. Выдержки из различных источников показывают широкий размах народной борьбы, большую продолжительность многих восстаний, социальные требования и идеологию повстанцев. Характеристика народных движений в работах феодальных историков, стремившихся скрыть классовые противоречия, крайне тенденциозна. Они отрицательно относятся к ним, стараются очернить вождей и участников движений. Эта тенденция особенно проявилась в книге Низам ал-Мулька "Сиасет-намэ", отрывки из которой здесь приводятся.

В особый, V раздел выделены материалы по Йемену, наименее изученной области арабского государства в средние века.

Материалы о завоевании Египта, об ушуре и истории Йемена публикуются на русском языке впервые.

 

 

I. Из Корана

 

1.

Глава 8, стих 1. Они спросят тебя о добыче, скажи: добыча в распоряжении бога и его посланника...

Глава 8, стих 42. Знайте, что из всего, что ни берете вы в добычу, пятая часть богу, посланнику и родственникам его, сиротам, бедным, путешественникам...

Глава 9, стих 123. Нет надобности верующим выходить в поход всем: из каждого колена их выходил бы какой-либо отряд, для того чтобы им учиться делам благочестия и чтобы наставлять народ свой...

 

"Коран", законодательная книга мохаммеданского

вероучения, Казань, 1878,стр. 149, 153, 172.

 

 

II. Арабские завоевания

2. Завоевание Сирии и Палестины

Ибн-Исхак говорит: Посол божий отправил Усаму-ибн-Зейд-ибн-Харису в Сирию и приказал ему потоптать конницей пограничные местности округов ал-Балка и ад-Дарум, что в земле палестинской. И эти люди снарядились и вместе с Усамой собрались первые мухаджиры. Ибн-Хишам говорит: это последняя из экспедиций, отправленных послом божиим.

Зейд, отправляясь в путь, получил от Мухаммеда следующие наставления: требуй от врагов, чтобы они приняли ислам и либо переселились в Медину, - в таком случае они будут иметь права и обязанности выселившихся, - либо остались в своей стране, и в таком случае они, подобно арабам-мусульманам, будут находиться под властью бога, но не будут получать доли в добыче, за исключением случая, когда они будут участвовать в походе. Если они не хотят принять ислам, то требуй от них уплаты поголовной подати. Если они и на это не согласятся, то вступай в бой. Заключай мирные договоры не от имени бога и его посла, но от твоего имени и от имени твоего отца и твоих товарищей; таким образом, грех не столь велик, если вы не будете в состоянии соблюсти их.

Абу-Сафван со слов Халида-ибн-Язида: Мухаммед провожал уходивших воинов до Прощальной Высоты, где остановился и приказал им напоследок рубить мечами высокомерные плешивые головы, отшельников же оставлять в покое, не убивать ни женщин, ни детей, ни стариков, не срубать деревьев и не разрушать домов.

Говорят, что Абу-Бекр1, покончив с отступниками, заблагорассудил послать войска в Сирию и написал жителям Мекки, ат-Таифа, Йемена и всем арабам в Неджде и в Хид-жазе, побуждая их отправиться на священную войну и соблазняя их ею и добычей, которую они возьмут от румов2. И поспешили к нему люди, одни, - стремясь заслужить благоволение божие, другие, - желая получить земные блага, и пришли в Медину со всех сторон.

И приказал Абу-Бекр Амру-ибн-ал-Асу направиться в Палестину через Айлу к приказал Язиду пойти по дороге тебукской и написал Шурахбилю, чтобы он также пошел по дороге тебукской. И сначала каждый эмир был назначен начальником 3 тыс. человек; но Абу-Бекр непрерывно посылал вслед за ними подкрепления, пока не оказалось у каждого эмира по 7,5 тыс. человек. Затем после этого пополнилась их армия и дошла до 24 тыс. И передают со слов ал-Ва-кидия, что Абу-Бекр назначил Амра правителем Палестины, Шурахбиля - правителем Урдунна, Язида - правителем Дамаска и что Абу-Бекр сказал: когда вам придется вступить в сражение, то вашим предводителем будет тот, в чьем округе вы будете находиться. И также передают, что Абу-Бекр дал Амру устное приказание быть предстоятелем при молитве в случае, если отряды соединятся; если же они разойдутся, то каждому эмиру быть предстоятелем при молитве своего отряда. И он приказал эмирам дать каждому племени знамя, которое находилось бы среди них. Говорят, что когда Амр-ибн-ал-Ас пришел к границе Палестины, то написал Абу-Бекру, извещая его, что враги многочисленны и снабжены оружием, их земля изобильна и их воины храбры. И написал Абу-Бекр Халиду-ибн-ал-Валид-ибн-ал-Мугире-ал-Махзумию, который находился в Ираке, и приказал отправиться в Сирию. И говорят, что он назначил его главнокомандующим на время военных действий. Некоторые говорят, что Халид командовал только своими соратниками,которые отправились с ним из Ирака; когда же мусульмане соединялись для битвы, то назначали его главнокомандующим на время битвы ради храбрости его, хитрости его и его счастья в предприятиях. Говорят, что первое сражение, в которое вступили мусульмане со своим врагом, произошло при одном из селений Газзы, называемом Дасин, между ними и патрицием Газзы. Здесь произошла жестокая битва; наконец, бог даровал верх своим друзьям, обратил в бегство своих врагов и рассеял их войско. Это случилось до прибытия Халида-ибн-ал-Валида в Сирию.

И Шурахбиль-ибн-Хасана взял после осады, продолжавшейся несколько дней, Табарию по мирному договору с условием неприкосновенности жителей, их имущества, их детей, их церквей и жилищ, за исключением брошенных и пустых строений и за исключением места для мусульманской мечети.

Во имя бога всемилостивого и всемилосердного! Вот что дал Халид-ибн-ал-Валид жителям Дамаска, когда вступил в него: он дал им неприкосновенность их жизни, их имущества, их церквей и стены их города. Ни один из их домов не будет разрушен и не будет занят. Это им обеспечивается клятвой перед богом и от имени пророка его и наместников и всех верующих; им (дамаскинцам) ничего не сделают, кроме добра, если они уплатят поголовную подать.

Когда Дамаск был взят, многие жители его удалились к Ираклию3, который находился в Антиохии; поэтому оказалось много лишних незанятых домов, и в них поселились мусульмане.

Когда они сошлись друг с другом под Химсом, жители его вступили с ними в сражение, затем укрылись в городе и просили пощады и мира. Мусульмане даровали им мир на условии уплаты 170 тыс. динаров.

Химсийцы выслали и корм для животных и припасы, и мусульмане стали на ал-Урунте (он имеет в виду ал-Урунд, ту реку, которая достигает Антиохии и затем впадает в море близ этого города).

Он остановился у ворот Баб-ар-Растен, и химские жители заключили с ним мир с условием, что им оставят их жизнь, имущество, стену их города, их церкви и мельницы. Абу-Убейда выговорил у них четвертую часть церкви Иоанна для мечети и обязал тех, кто останется, платить харадж. Некоторые передатчики говорят: мирный договор с жителями Химса заключил ас-Симт-иби-ал-Асвад ал-Киндий; когда прибыл Абу-Убейда, то утвердил его мирный договор; ас-Симт распределил Химс между мусульманами, разделив его на кварталы, так что они поселились в нем, и поместил их во всех покинутых помещениях, из которых хозяева выселились, и на брошенных местах.

Говорят, что Ираклий собрал многочисленное войско, состоявшее из румов, сирийцев, жителей ал-Джезиры и Армении, числом в 200 тыс. и поставил во главе его одного из своих приближенных и послал во главе его авангарда гас-санита Джебелу-ибн-ал-Айхама с нечистокровными арабами, жившими в Сирии и принадлежавшими к племенам Лахм, Джузама и другим. Ираклий намеревался воевать против мусульман, и если они будут побеждены - то будет прекрасно, а в противном случае он решился уйти в страну румов и остаться в Константинополе. Мусульмане собрались и медленно придвинулись к румам, и они вступили при Ярмуке в самый жестокий и страшный бой. Ярмук - река. И было в этот день мусульман 24 тыс. Румы и их приверженцы приковали себя в тот день друг к другу цепями, чтобы им нечего было думать о бегстве. И бог истребил их в числе 70 тыс., и бежали их разбитые остатки и укрылись в Палестине, Антиохии, Халебе, ал-Джезире и Армении.

Затем Амр-ибн-ал-Ас завоевал во время халифатства Абу-Бекра Газзу. Затем он занял после этого Севастию и Набулус с условием сохранить жителям жизнь их и имущества их и жилища их и с условием уплаты с их стороны поголовной подати с лиц и хараджа с земель.

Затем Абу-Бекр сказал: о люди, стойте! я дам вам десять наставлений; соблюдайте их, они даны мною. Не обманывайте, не поступайте нечестно, не будьте вероломными, не уродуйте врагов, не убивайте ни малого ребенка, ни человека, достигшего глубокой старости, ни женщины; не уничтожайте пальм и не сжигайте их; не срубайте плодовых деревьев и не закалывайте ни овец, ни коров, ни верблюдов, иначе как для еды. Вы пройдете мимо людей, посвятивших себя благочестию в кельях: оставьте их в покое и не мешайте их занятиям, которым они себя посвятили. И вы прибудете к людям, которые принесут вам чаши с различными кушаньями, когда вы будете вкушать одно после другого, то произносите над ними имя божье.

 

Н. А. Медников, Палестина от завоевания ее арабами

до крестовых походов по арабским источникам.

Приложения II (I), СПб., 1897, стр. 14 - 15, 17 - 18,

42, 43 - 45 51, 56 59, 69, 70, 71-72, 76, 139 - 140.

 

 

3. Завоевание Египта

(Ал-Балазури1 - из "Книги завоеваний стран")

 

Говорят: Амр ион ал-Ас после ухода [победоносных] войск с битвы при ал-Йармуке осадил Цезарею. Когда йазид ибн Абу Суфйан принял власть, Амр оставил вместо себя у Цезареи своего сына, а сам во главе 3,5 тыс. человек отправился в Миср2 по собственному побуждению. Это известие разгневало Умара3, и он написал письмо Амру, упрекая и браня его за то, что тот поддался собственному мнению, и приказывал ему возвратиться на свое место, если только письмо Умара будет доставлено до прибытия Амра в Миср. Письмо дошло до него, когда тот был уже в ал-Арише.

Говорят также, что Умар, написав Амру ибн ал-Асу письмо, сам приказал ему отправиться в Миср. Амр получил это письмо в то время, когда он осаждал Цезарею.

Тот, кто пришел к нему с письмом, был Шарик ибн Абда. Амр дал ему тысячу динаров, но Шарик отказался их принять. Тогда Амр попросил его помолчать об этом и не сообщать Умару ничего.

Говорят: Амр отправился в Миср в 19 году4. Он остановился в ал-Арише, потом пришел в ал-Фарама, в котором были войска противника, готовые к сражению. Амр дал им сражение, выиграл его и завладел их лагерем. Потом он ушел, направляясь в ал-Фустат, но он остановился в рейха-новых садах, так как жители ал-Фустата вырыли ров.

Город назывался Алйуна, а муслимы его назвали ал-Фустат, так как они говорили: "Это - место сбора и скопления народа (фустат)". Другие говорят, что Амр разбил там палатку (фустат), и поэтому город назван ее именем.

Говорят: Прошло немного времени после осады Амром ибн ап-Асом ал-Фустата, и к нему прибыл аз-Зубайр ибн ал-Аввам ибн Хувайлид во главе 10 тыс. человек, а другие говорят-12 тыс. Среди них были: Хариджа ибн Хузафа ал-Адави и Умайр ибн Вахаб ал-Джумахи. Аз-Зубайр собрался в поход, желая отправиться в Антиохию. Умар ему сказал: "О Абу Абдаллах, не желаешь ли ты управлять Мисром?" Он ответил: "Мне нет никакой нужды в этом, но я отправлюсь туда муджаххидом5 и помогу муслимам. Если я найду, что Амр уже завоевал его, я не буду вмешиваться в его дела, а отправлюсь к какому-нибудь морскому побережью и размещусь там. Если же я его найду в джихаде6, то я буду вместе с ним". С этим он удалился.

Говорят: Аз-Зубайр сражался на одной стороне, а Амр ибн ал-Ас - на другой. Потом аз-Зубайр принес лестницу, поднялся на нее и, обнажив шашку и глядя на крепость сверху, закричал: "Аллах велик!" "Аллах велик!" - повторили муслимы и последовали за ним. Крепость была взята с бою, и муслимы захватили в качестве добычи все, что там было. Амр сделал жителей города зиммиями7 и наложил на них подушный налог - джизью, а на их земли - харадж. Он написал об этом Умару ибн ал-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, и тот это одобрил. Аз-Зубайр8 взял земельный участок в Мисре и построил знаменитый дом, в котором останавливался Абдаллах ибн аз-Зубайр9, когда он вместе с Ибн Абу Сархом отправился в поход на Ифрикию. Лестница аз-Зубайра в Мисре сохранилась [до наших дней].

Рассказал нам Аффан ибн Муслим со слов Хаммада ибн Саллама, со слов Хишама ибн Урвы, что аз-Зубайр ибн ал-Аввам отправился в Миср и ему сказали, что там свирепствовали война и чума. На это он ответил: "Мы и пришли сюда для войны и чумы". Сказал: и муслимы поднимали лестницы и лазили на них.

Мне рассказал Амр ан-Накид со слов Абдаллаха ибн Ва-хаба ал-Мисри, со слов Ибн Лухай'и, со слов йазида ибн Абу Хабиба, что Амр ибн ал-Ас вступил в Миср во главе 3,5 тыс. человек. Умар ибн ал-Хаттаб обеспокоился, когда его известили о делах в Мисре, и он послал аз-Зубайра ибн ал-Аввама во главе 12 тыс. человек. Аз-Зубайр участвовал в завоевании Мисра и взял земельный участок для постройки дома.

Мне рассказал ан-Накид со слов Абдаллаха ибн Вахаба ал-Мисри, со слов Ибн Лухай'и, со слов йазида ибн Абу Хабиба, со слов Абдаллаха ибн ал-Мугиры ибн Абу Бурды, со слов Суфйана ибн Вахаба ал-Халвани, который сказал: "Когда мы завоевали Миср без какого-либо договора, встал аз-Зубайр и сказал: "Раздели его, о Абу Амр", но тот отказался. Аз-Зубайр сказал: "Клянусь Аллахом, ты его разделишь так же, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, разделил Хайбар". Амр написал об этом Умару, и тот ответил: "Оставь его в прежнем положении, с тем чтобы он приносил пользу потомкам потомков"".

Сказал: Абдаллаху ибн Вахабу со слов Ибн Лухай'и, со слов Халида ибн Маймуна, со слов Абдаллаха ибн Мугиры, со слов Суфйана ибн Вахаба рассказали подобный этому рассказу.

Рассказал мне ал-Касим ибн Саллам со слов Абу ал-Асвада, со слов Ибн Лухай'и, со слов Йазида ибн Абу Хабиба, что Амр ибн ал-Ас вступил в Миср во главе 3,5 тыс. человек. Умар был обеспокоен этим и послал аз-Зубайра ибн ал-Аввама во главе 12 тыс. человек. Он участвовал вместе с Амром в сражении, и Миср был завоеван. Сказал: Аз-Зубайр взял два земельных участка - в Мисре и в ал-Искан-дарии10.

Рассказал мне Ибрахим ибн Муслим ал-Хваризми со слов Абдаллаха ибн ал-Мубарака, со слов Ибн Лухай'и, со слов йазида ибн Абу Хабиба, со слов Абу Фираса, со слов Абдаллаха ибн Амра ибн ал-Аса, который сказал: "Народ сомневался в делах Мисра. Одни говорили: "Он был завоеван силой оружия", другие говорили: "Он был завоеван на основе договора". Хорошо известно, что мой отец прибыл туда и с ним сражались жители Алйуны и отец завоевал ее с бою и ввел туда муслимов. Аз-Зубайр был первым, кто поднялся на ее крепость. Ее предводитель сказал моему отцу: "До нас дошли вести о ваших действиях в Сирии, о том, что вы наложили джизью на христиан и иудеев, а землю оставили в руках ее жителей, которые обрабатывают ее и платят за нее харадж. Если вы с нами поступите так же, то это будет для вас более выгодным, чем убить, пленить или выселить нас"". Сказал: "И посоветовался мой отец с муслимами, и они все, за исключением нескольких человек, требовавших раздела земли между ними, дали совет, чтобы он поступил так, как предлагал предводитель Алйуны. И он наложил на каждого взрослого, если только он не был бедным, по два динара в качестве джизьи, и обязал каждого землевладельца, кроме двух динаров, для довольствия муслимов отдавать три ардабба пшеницы, два киста оливкового масла, два киста меда и два киста уксуса. Все это собирали в Дар ал-ризк11 и делили между собой муслимы. Амр обязал также жителей Мисра доставлять ежегодно каждому муслиму шерстяную джуббу12, плащ или 'имаму, шаровары и пару обуви. Шерстяную джуббу можно было заменить коптской одеждой. Амр написал им на это грамоту и условился о том, что, пока они будут выполнять ее, муслимы не будут брать в плен и продавать их жен и детей и сохранят им их имущество и богатство. Он написал об этом повелителю правоверных Умару, и он одобрил это. Земля Мисра стала землей хараджа. Однако, так как Амр подписал эту грамоту и условия, некоторые люди думали, что Миср был завоеван на основе договора"". Сказал: "Когда малик Алйуны закончил свои дела и дела тех, кто был вместе с ним в городе, он заключил также договор от имени всего населения Мисра, подобно алйунскому договору. Они говорили: "Если те, которые были неприступными для врага, довольны этим договором, то нам тем более следовало бы быть довольными, ибо у нас нет ни сил, ни укреплений"".

Амр наложил харадж на землю Мисра и назначил на каждый джариб13 земли динар и по три ардабба злаков, а на голову каждого взрослого - два динара. Он написал об этом Умару ибн ал-Хаттабу, да будет доволен им Аллах.

Рассказал мне ан-Накид со слов Абдаллаха ибн Вахаба ал-Мисри, со слов ал-Лайса, со слов йазида ибн Абу Ха-биба, что ал-Мукаукис заключил договор с Амром ибн ал-Асом о том, что те из румов, которые захотят выехать из страны, могли выехать, а которые не захотят, могли остаться на условиях, которые он поставит, и что он каждого копта обложит налогом в два динара. Это известие дошло до царя румов, оно разгневало его, и он послал войска. Они закрыли ворота ал-Искандарии и объявили Амру войну. Ал-Мукаукис вышел к Амру и сказал: "У меня к тебе три просьбы: чтобы ты не заключал с греками такого же договора, какой заключил со мной, так как они питают ко мне недоверие; чтобы ты не нарушил договор с коптами, - а с их стороны нарушения не будет; чтобы ты приказал хоронить меня в церкви ал-Искандарии- он ее назвал, - когда я умру". Амр ответил: "Последняя просьба для меня легче первых двух".

Некоторые деревни Мисра сражались с муслимами, и их жители были взяты в плен. Это были деревни: Билхит, ал-Хайс, Султайс. Пленных послали в Медину. Умар ибн ал-Хат-таб вернул их обратно и вместе с коптской общиной сделал их зиммиями. У них был договор, которого они не нарушали. О завоевании ал-Искандарии Амр написал Умару: -"А после: Аллах доставил нам победу над ал-Искандарией силой оружия, без какого-либо договора и соглашения". А по словам-йазида ибн Абу Хабиба, она была завоевана на основе договора.

Рассказал мне Абу Аийуб ар-Ракки со слов Абд ал-Гаффара, со слов Ибн Лухай'и, со слов Йазида ибн Абу Хабиба, который сказал: "Амр собирал харадж и джизью Мисра 2 млн. динаров, а Абдаллах ибн Са'д ибн Абу Сарх14- 4 млн. динаров. Однажды Усман сказал Амру: "После тебя верблюдицы в Мисре дают больше молока". "Это потому,- ответил он, - что вы изнуряете их верблюжат". Сказал: Умар ибн ал-Хаттаб в 21 году15 написал Амру ибн ал-Асу, сообщая ему о бедственном положении, в котором находились жители Медины, и приказывая, чтобы тот морем переправил в Медину собранные им в качестве хараджа злаки. Все это вместе с оливковым маслом переправлялось в ал-Джар16, там принималось Са'дом ал-Джари, потом хранили в одном из домов Медины и по мерке делили между жителями. Во время первого мятежа эти перевозки были прерваны. В дни Муавии17 и йазида18 перевозки возобновились, во времена Абд ал-Малика ибн Марвана19 они опять прекратились, а потом перевозки не прекращались до халифата Абу Джа'фара или незадолго до этого.

Рассказал мне Бакр ибн ал-Хайсам со слов Абу Салиха Абдаллаха ибн Салиха, со слов ал-Лайса ибн Са'да, со слов йазида ибн Абу Хабиба, что люди джизьи в Мисре во время халифата Умара после первого договора заключили новый договор, согласно которому вместо пшеницы, оливкового масла, меда и уксуса они взялись платить по два динара сверх прежних двух динаров. Таким образом, каждый человек был обязан платить по 4 динара. Они это одобрили и были довольны.

Рассказал мне Абу Аийуб ар-Ракки со слов Абд ал-Гаф-фара ал-Харрани, со слов Ибн Лухай'и, со слов йазида ибн Абу Хабиба со слов ал-Джайшани, который сказал: "Я слышал, что многие из народа, участвовавшего в завоевании Мисра, говорили, что Амр ибн ал-Ас, завоевав ал-Фустат, послал Абдаллаха ибн Хузафу ас-Сахми к Айн шамсу, который завоевал его землю и заключил с жителями его деревень договор, подобный фустатскому договору. Он послал также Хариджу ибн Хузафу ал-Адави к ал-Фаийуму, ал-Ушмунайну, Ахмиму, ал-Башарудату и деревням в верховьях страны, и он действовал так же, как Абдаллах ибн Хузафа. Он отправил также Умайра ибн Вахаба ал-Джумахи к Тиннийсу, Ди-мйату, Туне, Дамире, Шата, Дикахле, Бана и Бусиру, и он действовал так же. И он отправил Укбу ибн Амира ал-Джумахи, а другие говорят Вардана - своего мавла, владельца Сук Вардан в Мисре, к другим деревням в низовьях страны, и он действовал таким же образом. Амр ибн ал-Ас завершил завоевание Мисра, и земля его стала землей хараджа".

Нам рассказал ал.-Касим ибн Саллам со слов Абд ал-Гаф-фара ал-Харрани, со слов Ибн Лухай'и, со слов Ибрахийма ибн Мухаммада, со слов Аийуба ибн Абу ал-Алийа, со слов своего отца, который сказал: "Я слышал, как Амр ибн ал-Ас говорил с минбара: "Я занял свое положение, не заключив ни с одним из коптов Мисра ни договора, ни соглашения. Захочу, убью, захочу - буду взимать только хумс, захочу - продам всех, за исключением антабулусцев, имеющих договор, который должен быть соблюден"".

Мне рассказал ал-Касим ибн Саллам, со слов Абдаллаха ибн Салиха, со слов Мусы ибн Алий ибн Рибах ал-Лахми, со слов своего отца, который сказал: "Весь ал-Магриб20 был завоеван силой оружия".

Нам рассказал Абу Убайда со слов Сасида ибн Абу Ма-риам, со слов Ибн Лухай'и, со слов ас-Салата ибнАбуАси-ма - секретаря Хаийана ибн Шурайха, что последний читал письмо Умара ибн Абд ал-Азиза21 к Хаийану - его правителю в Мисре, в котором говорилось: "Миср был завоеван силой оружия, без договора и соглашения".

Рассказал мне Абу Убайда со слов Са'ида ибн Абу Ма-риам, со слов Нахии ибн Аийуба, со слов Убайдаллаха ибн Джа'фара, который сказал: "Му'авийа написал В-ардану - мавла Амра, чтобы тот увеличил налог на каждого копта на один кират, а он ответил: "Как я могу увеличить налог, если в их договоре сказано, что его нельзя увеличить"".

Рассказал мне Мухаммад ибн Сасд со слов ал-Вакиди, со слов Абд ал-Хамида ибн Джасфара, со слов своего отца, который сказал: "Я слышал Урва ибн аз-Зубайр говорил: "Я жит в Мисре семь лет и там же женился, я видел, что его жители были истощены и обложены не сообразно их силам, а он был завоеван Амром на основе мира и договора, и с них взималась определенная сумма"".

Рассказал мне Бакр ибн ал-Хайсам со слов Абдаллаха ибн Салиха, со слов ал-Лайса ибн Са'да, со слов йазида ибн Абу Илаки, со слов Укбы ибн Амира ал-Джухани, который сказал: "Жители Мисра имели договор и соглашение. Амр написал им грамоту о том, что он гарантирует им неприкосновенность их имущества, жизни, жен и детей, что никто из них не будет продан, что наложит на них харадж, который не будет увеличен, и защитит их от их врагов". Укба сказал: "Я был свидетелем этого".

Рассказал мне ал-Хусайн ибн ал-Асвад со слов Йахии ибн Адама, со слов Абдаллаха ибн ал-Мубарака, со слов Ибн Лухай'и, со слов йазида ибн Хабиба, со слов того, кто слышал, что Абдаллах ибн Мугира ибн Абу Бурда рассказывал: "Я слышал, как Суфйан ибн Вахаб ал-Хаулани говорил: "Когда мы завоевали Миср без договора, встал аз-Зубайр ибн ал-Аввам и сказал: 'О Амр, раздели его между намиГ Амр ответил: 'Нет, клянусь Аллахом, не разделю его, пока не напишу Умару'. И он написал Умару. Тот написал в ответ на его письмо, чтобы он оставил его в прежнем положении с тем, чтобы он приносил пользу потомкам потомков"".

Рассказал мне Мухаммад ибн Сасд со слов ал-Вакиди, Мухаммад ибн Умар со слов Усамы ибн Зийада ибн Аслама, со слов своего отца, а этот со слов своего отца, который говорил: "Амр ибн ал-Ас завоевал Миср в 20 году22 и вместе с ним был аз-Зубайр. Когда он был завоеван, жители городов заключили с ним договор, обязуясь платить то, что он им положит. А это было два динара на каждого человека, исключая женщин и детей. И достиг харадж Мисра в его правление 2000 тыс. динаров, а после него - 4000 тыс. динаров".

Рассказал мне Абу Убайда со слов Абдаллаха ибн Са-лиха, со слов ал-Лайса, со слов йазида ибн Абу Хабиба, что ал-Мукаукис - сахиб Мисра, заключил договор с Амром ибн ал-Асом на условии, что с каждого копта будут взиматься два динара. Весть об этом дошла до Ираклия - сахиба ру-мов, он был сильно разгневан и послал войска в ал-Искан-дарию, которые закрыли ее ворота. Амр завоевал ее силой оружия.

Рассказал мне Ибн ал-Каттам, а он Абу Ма-уд, со слов ал-Хайсама, со слов ал-Муджалида, со слов аш-Ша'би, что Алий ибн ал-Хусайн или сам ал-Хусайн просил Му'авию снять джизью с жителей деревни матери Ибрахима, сына посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в Мисре, и он освободил их от ее уплаты. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, советовал обходиться с коптами хорошо.

Рассказал мне Амр со слов Абдаллаха ибн Вахаба, со слов Малика и ал-Лайса, со слов аз-Зухри, со слов сына Ка'ба ибн Малика, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: "Когда вы завоюете Миср, с коптами обращайтесь хорошо, ибо они имеют родство и зимму". Ал-Лайс сказал: "Мать Исма'ила была из них". Абу-л-Хасан ал-Мада'ини сказал: "Умар ибн ал-Хаттаб записывал имущество своих правителей, когда назначал их на должность, потом то, что оказывалось у них сверх этого, забирал частично или целиком. Он написал Амру ибн ал-Асу: "Стало известно, что ты имеешь вещи, рабов, вазы и животных, которых у тебя не было, когда ты стал править Мисром". Амр ответил: "Наша страна - страна земледелия и торговли. Мы получаем доходы больше, чем потребляем на наши нужды". "Я, - ответил Умар, - достаточно осведомлен о злоупотреблениях правителя. Твое письмо ко мне - это письмо человека, страшащегося, правосудия. Я плохо думаю о тебе и направляю к тебе Мухаммада ибн Масламу с тем, чтобы он отобрал у тебя часть твоего имущества; открой ему свои тайны и выдай все, что он потребует, это избавит тебя от его строгости". Действительно, тайна была открыта, и его имущество было разделено.

Ал-Мада'ини со слов Исы ибн йазида рассказал: "Когда Мухаммад ибн Маслама отобрал имущество у Амра ибн ал-Аса, Амр сказал: "Время, когда сын Хантамы23 с нами стал так обращаться, - действительно злое время". Ал-Ас одевался в шелковую одежду с каймой из парчи, и вот Мухаммад ему говорит: "Молчи! если бы не время сына Хантамы, которого ты не любишь, ты и теперь был бы во дворе своего дома привязанным к козам, изобилье которых тебя бы радовало, а скудость огорчала". Амр сказал: "Заклинаю тебя Аллахом, чтобы ты не сообщил Умару то, что я сказал. Ведь разговор собеседника не подлежит разглашению". "Пока Умар жив, - ответил Мухаммад, - я не буду говорить о том, что произошло между нами"".

Рассказал мне Амр ан-Накид со слов Абдаллаха, со слов Ибн Луха'и, со слов Ибн Ан'ама, со слов своего отца, который был из тех, кто участвовал в завоевании Мисра: "Миср был завоеван силой оружия, без договора и соглашения".

 

"Liber expugnationis regionum auctore

Imamo Ahmed ibn Jahja ibn Djabir

al-Beladsori", ed M. J. Goeje, Lugduni

Batavorum, 1866, стр. 212 - 220, (арабск.).

 

 

III. Налогообложение в арабском государстве

4.

Когда посол божий дошел до Тебука, то к нему пришел Иоанн, сын Ру'бы, правитель Айлы, и заключил мир с послом божиим и дал ему поголовную подать. И пришли к пророку жители Джербы и Азруха и дали ему поголовную подать. И посол божий написал им грамоту, которая находится у них. И написал пророк Иоанну, сыну Ру'бы: во имя бога всеми-лосердного и всемилостивого! это - охранная грамота от бога и от пророка Мухаммеда, посла божьего, Иоанну, сыну Ру'бы и жителям Айлы, кораблям их и караванам их на суше и на море; покровительство бога и пророка Мухаммеда даруется им и тем сирийцам, йеменцам и прибрежным жителям, которые с ними. И если кто из них совершит правонарушение, то имущество его не защитит его; оно будет в пользу того, кто возьмет его. И не дозволено не допускать их до воды, к которой они пойдут, ниже до пути, по которому они захотят идти на суше и на море.

Мухаммед обложил также годичной данью жителей Джербы и Азруха, которые пришли одновременно с Иоанном, и евреев Макны, и выдал им грамоты.

Дань Макны, состоявшую из четвертой части выловленного в море, фиников и пряжи, Мухаммед пожаловал Убейду-ибн-Ясир-ибн-Нумайру, племени Сасд-аллах, и одному джу-замиту, племени Бану Ваиль, который пришел вместе с ним в Тебук и принял ислам...

И написал посол божий племени Бану Дженба - а это были евреи, жившие в Макне, и жителям Макны; Макна же находится близ Айлы: ваши послы, возвращаяясь в ваше селение, останавливались у меня. Когда дойдет до вас это мое письмо, вы будете находиться в безопасности; даруется вам покровительство бога и покровительство посла его; посол божий прощает вам ваши дурные поступки и все ваши грехи, ибо вам даруется покровительство бога и покровительство посла его. Вас не будут обижать и не будут притеснять, так как посол божий будет защищать вас так же, как и самого себя, ибо ваши наряды и все имеющиеся у вас рабы, и ваши лошади, и ваше оружие принадлежат послу божьему, за исключением того, что оставит вам посол божий или посол посла божьего; кроме того, вы обязаны выдавать четверть урожая ваших пальм и четверть вашего рыбного улова и четверть того, что выпрядут ваши женщины, а затем вы освобождаетесь от всякой поголовной подати или натуральной повинности. И если вы будете слушаться и повиноваться, то посол божий обязуется оказать почет достойному из вас и простить того из вас, кто поступит дурно. Затем верующим и мусульманам объявляется: кто будет хорошо поступать с жителями Макны, тому это пойдет впрок, а кто будет поступать с ними дурно, сделает это на свою голову. И не будет над вами иного эмира, кроме выбранного из вашей среды или из семейства посла божьего. Прощайте.

И написал посол божий Иоанну, сыну Ру'бы, и лучшим людям Айлы: дарую вам мир! я проставляю вам бога, кроме которого нет другого божества. И я не буду сражаться против вас, не написав вам. Итак, прими ислам или уплати поголовную подать и повинуйся богу и послу его и послам посла его; окажи им почет и одень их в красивое платье, не в поношенное, и одень Зейда в красивое платье. Всем, чем довольны мои послы, доволен и я. Поголовная подать уже известна. Так, если вы желаете, чтобы суша и море были для вас безопасны, то повинуйся богу и послу его, и все права на вас, принадлежавшие арабам и инородцам, будут уничтожены, за исключением права бога и посла его. И если ты отошлешь послов моих, не удовлетворив их, то я ничего не приму от вас, но буду воевать против вас и возьму в плен малого и убью взрослого, ибо я послан от бога возвестить истину, верю в бога и в священные книги его и в послов его и в Мессию, сына Марии; верю, что он - слово божье, так как верю в него, что он посол божий.

И явился к пророку Иоанн, сын Ру'бы. Он был царем Айлы. Он боялся, что посол божий пошлет против него войско, как послал против Укейдира. С ним пришли жители ал-Джербы и Азруха. И они явились к пророку, он заключил с ними мир, обложил их определенной поголовной податью и написал им грамоту: во имя бога всемилостивого и всеми-лосердного! - это охранная грамота, данная богом и пророком Мухаммедом, послом его, Иоанну, сыну Ру'бы и жителям Айлы, кораблям их и караванам их, на суше и на море. Покровительство бога и Мухаммеда даруется им и тем сирийцам, йеменцам и заморским людям, которые с ними. И если кто из них совершит правонарушение, то имущество его не защитит его; оно будет в пользу того, кто возьмет его... Это - письмо Джухейма-ибн-ас-Сальта и Шурахбиля-ибн-Хасаны, написанное с разрешения посла божьего.

Абу-Хафс-аш-Шамий рассказал мне со слов Мухаммеда-ибн-Рашида, слышавшего от Мекхуля, что в Сирии все земли, платящие десятину, образовались из земель, владельцы которых выселились. Эти земли были розданы мусульманам; они обработали их после того, как они пустовали, так что никто не имел на них права. Мусульмане обработали эти земли с разрешения правителей.

Возвращаясь в Медину, Омар встретил людей, которых мучили за неуплату хараджа.

При Му'авии харадж Палестины равнялся 450 тыс., ха-радж Урдунна-180 тыс., харадж Дамаска - 450 тыс. динаров...

И назначил Му'авия христианина Ибн-Усала сборщиком хараджа в Химсе; до него же ни один халиф не назначал христиан на такое место. И напал на Ибн-Усала с мечом в руках Халид-ибн-Абд-ар-Рахман-ибн-Халид-ибн-ал-Валид и убил его. Му'авия арестовал его на несколько дней, заставил его уплатить пеню, но не позволил пролить кровь его в отмщение за убитого. Ибн-Усаль умертвил Абд-ар-Рахмана-ибн-Халид-ибн-ал-Валида, подослав ему отравленное питье. И срамил Халида этим ал-Мунзир-ибн-аз-Зубейр-ибн-ал-Аввам, говоря ему: ты беседуешь в то время, как Ибн-Усаль в Химсе приказывает и запрещает?

Му'авия первый... назначил христиан писцами...

Написал мне ас-Серий со слов Шу'айба, слышавшего от Сейфа, передававшего со слов Сахля-ибн-Юсуфа, которому рассказал ал-Касим-ибн-Мухаммед, что Абу-Бекр написал письмо Амру и ал-Валиду-ибн-Укбе, заведывающему половиной сбора садаката куда'итов. Некогда, отправляя их для сбора садаката, Абу-Бекр проводил их и дал им обоим одинаковое наставление: бойся бога тайно и явно, ибо тому, кто боится бога, он дарует счастливый исход и наделяет его с такой стороны, на которую тот не рассчитывает. Кто боится бога, том) он прощает дурные поступки его и увеличивает награду его. Страх божий - лучшее, что могут завещать друг другу рабы божий. Ты идешь по одному из путей божьих, на котором непозволительны для тебя забывчивость, нерадивость и оплошность по отношению к тому, что служит опорой веры вашей и связующим звеном для дела вашего; поэтому не будь нерадивым и не будь вялым! И Абу-Бекр написал теперь им обоим: назначьте наместников в ваших округах и вызовите тех, которые находятся близ вас.

Мусульмане расположились под стенами Дамаска, осаждали его, пока он не был взят и жители его не уплатили поголовной подати.

Дамаск сдался с условием уступки победителям половины всего - денег и имущества -и уплаты одного динара с каждой головы. Мусульмане разделили добычу; воины Халида получили такую же долю, как и воины остальных предводителей. Было положено взимать с земель тех, кто останется на условиях заключенного мира, по джерибу с каждого дже-риба земли. Принадлежавшее царям и тем, кто удалился с ними, было обращено в казенную собственность.

Известие об этом дошло до жителей Табарии, и они сдались Абу-л-А'вару с условием, что он донесет о них Шурах-билю. Он сделал это. И мусульмане заключили с ними и с бейсанцами мир на условиях сдачи Дамаска с тем, что половина домов в городах и ближайших окрестностях будет принадлежать мусульманам, так что они оставят мусульманам половину и сами все соберутся в другую половину, будут уплачивать ежегодно по динару с каждой головы, а с каждого джериба земли будут давать по джерибу пшеницы или ячменя, смотря по тому, что будет посеяно.

 

Н. А. Медников, Палестина от завоевания ее

арабами до крестовых походов по арабским

источникам. Приложения II (I), СПб, 1897,

стр. 13, 24 - 25, 32 - 33, 33 - 34, 35, 87, 105,

107, 146 - 147, 180, 188 - 189, 193 - 194.

 

5. Глава об ушуре1 (Абу йусуф2 - из "Книги о харадже")

 

Абу Иусуф сказал: Что касается ушура, то я думаю, что его взимание ты3 должен поручить людям благочестивым и религиозным, которым ты прикажешь, чтобы они не нарушали закона в обращении с народом, не чинили несправедливости, не брали больше положенного, и приноравливались к правилам, которые мы им предписали. Потом ты осведомишься об их делах, об их обращении с теми, кто проходил мимо них, не нарушили ли они того, что им было приказано. Если они совершили это, ты устранишь их, накажешь и взыщешь с них сумму, определяемую по твоему усмотрению в пользу тех, с которыми они поступили несправедливо или у которых взяли больше положенного. И, напротив, если они будут сообразовываться с тем, что им было приказано, и устранять несправедливость по отношению к муслимам и союзникам, ты оставишь их на местах и окажешь им благодеяния

Таким образом, если ты оставишь одних за их хорошие поступки и чес!ность, накажешь других за их несправедливость и нарушение того, что им было приказано в обращении с народом, то благодаря этому первые будут совершенствоваться в своем обращении с народом и в честности, а вторые будут воздерживаться от повторения несправедливости и нарушения закона.

Прикажи им, чтобы они определили общую стоимость товара и взыскивали с муслима четверть ушра, с людей зим-мы - пол-ушра, а с людей харб4 - ушр. С любого предмета стоимостью 200 дирхемов и выше, пронесенного мимо сборщика ушура и предназначенного для продажи, взимается ушур, а предмет стоимостью менее 200 дирхемов обложению не подлежит.

Таким же образом, когда стоимость предмета достигает 20 мискалов, с него берут ушур, а предмет стоимостью менее 20 мискалов никакому обложению не подлежит. Если с одними и теми же предметами мимо сборщика проходят несколько раз, и стоимость этих предметов не будет достигать 200 дирхемов, то в таком случае они обложению не подлежат, если сборщик ушура даже будет складывать их стоимость, и она достигнет 1000 дирхемов, то все равно эти предметы не подлежат никакому обложению, так как такое сложение не полагается

Когда мимо сборщика ушура проносят 200 дирхемов в виде моне!, или 20 мискалов в виде слитков или 200 дирхемов в виде слитков и 20 мискалов в виде монет, то взимается: смус-лимов - четверть ушра, с людей зиммы - пол-ушра, с людей харб - ушр. После этого до соответствующего времени будущего года с этих предметов не взыскивается ничего, если их проносят даже несколько раз.

Так же бывает и тогда, когда мимо сборщика проносят предметы, купленные с целью перепродажи. Если стоимость этих предметов достигает 200 дирхемов или 20 мискалов, ушур взимается, а предметы стоимостью менее 200 дирхемов или 20 мискалов обложению не подлежат.

В этом отношении люди харб представляют исключение. Когда с них взыщут ушур и после этого они возвращаются и вступают в страну харб, а через месяц после взимания с них ушура выезжают из этой страны и проходят мимо сборщика ушура, он взимает с них ушур, если стоимость предметов достигает 200 дирхемов или 20 мискалов. Это по той причине, чго с их возвращением в страну харб, мусульманский закон теряет силу. Но если у них будут предметы стоимостью менее 200 дирхемов или 20 мискалов, в таком случае они обложению не подлежат, так как по сунне взимается лишь с предметов стоимостью от 200 дирхемов или 20 мискалов

Таким образом, с муслимов взимают с 200 дирхемов 5 дирхемов, с людей зиммы - с 200 дирхемов 10 дирхемов, а с людей харб - с 200 дирхемов 20 дирхемов Такое же соотношение, которое я тебе описал, остается и тогда, когда по необходимости ушур берется золотом: с муслимов - пол-мискала, с людей зиммы - мискал, а с людей харб - 2 мискала

В то же время, когда мимо сборщика ушура проносят имущество, не предназначенное для продажи, то с него ушур не взимается Когда мимо сборщика ушура люди зиммы проносят вино или свинью, последние оцениваются кем-либо из зиммиев и потом взимается пол-ушра.

В таком же положении люди харб, когда они проносят такие же предметы: после оценки этих предметов с людей харб взимают ушур.

Когда мимо сборщика ушура проходит муслим с крупным рогатым скотом, или овцами, или верблюдами, и скажет, что они не предназначены для продажи, то он должен в этом поклясться, и если он это сделает, то с него достаточно.

Так же бывает и тогда, когда муслим, пронося мимо сборщика продукты, скажет: "Это из моих посевов", и тогда, когда он, пронося финики, скажет: "Они с моих финиковых пальм", - с них не взимается ушур Он взимается только с предметов, приобретенных с целью продажи. Люди зиммы в таком же положении, а что касается людей харб, то их клятва не принимается

Сказал: Зиммий из племени бану таглиб и из жителей Неджрана, как и все люди зиммы, имеющие священное писание, платят пол-ушра В таком же положении шаманы и мно-гобожники.

Сказал: Когда мимо сборщика ушура пройдет купец со скотом или другим имуществом и скажет, чго закат за них уплачен и поклянется в этом, клятва его принимается и это с него достаточно. Но такая клятва не принимается от людей зиммы и харб, так как на них нет заката, чтобы они могли сказать: "Мы уже уплатили его".

Если кто-либо проходит мимо сборшика ушуpa с имуществом мударабат5 или частью имущества, предназначенной для путевых расходов, после того как он даст клятву в этом, с него ушур не взимается. В таком же положении находится раб. Проходит ли он мимо сборщика ушура с имуществом своего господина или собственным имуществом - это все равно - и при этом присутствует его господин, с него ушур не взимается. В таком же положении находятся мукатабы6: с их имущества ушур не взимается.

Когда мимо сборщика ушура проходит купец с виноградом, финиками или прочими свежими фруктами, купленными с целью перепродажи, то в этом случае, если их стоимость 200 дирхемов и выше, взимается четверть ушра, если он муслим, пол-ушра, если он из людей зиммы, ушо, если он излю-дей харб Если стоимость этих предметов менее 200 дирхемов, никакого ушура не взимают.

Ушур не берется и в том случае, если с этими же предметами мимо сборщика ушура проходят несколько раз, и стоимость этих предметов не будет достигать 200 дирхемов, если даже сборшик ушура будет складывать их стоимость, и она достигнет 1000 дирхемов, так как такое сложение не полагается.

Абу Йусуф сказал: Умар ибн ал-Хаттаб ввел несколько видов ушура, и в его взимании нет никакого зла, если только при этом не нарушают закона в обращении с людьми и не берут с них больше, чем положено.

Все, что взимается в виде ушура с муслимов, следует по пути садаки, а все, что взимается с людей зичмы и харб, следует по пути хараджа.

Таким же образом все, что взимают с людей зиммы в виде джизьи и что берут со скота v племени бану таглиб, путь всего этого - путь хараджа. Все это делится между теми, между которыми делится харадж. Следовательно, это не то, что садака. Для садаки Аллах установил правило, согласно которому она делится. Он же установил правило дележа хумса, и тот делится по этому правилу.

Таково назначение садаки со скота и с другого имущества, таков наш опыт, хогя Аллах знает лучше.

Абу Йусуф сказал: Мне передали со слов Исма'ила ибн Ибрахима ибн Мухаджира, со слов его отца, со слов Зийада ибн Худайра, который сказал- "Я был первым, кого Умар ибн ал-Хаттаб, да будет им доволен Аллах всевышний, послал сборщиком ушура". Сказал: "Он приказал, чтобы я не обыскивал никого и со всего, что пронесут мимо меня, взимал согласно следующему исчислению: у муслимов с 40 дирхемов - один дирхем, у людей зиммы с 20 дирхемов - один дирхем, а у кого нет зиммы - ушр". Сказал: "Он приказал мне с христианами бану таглиб обращаться сурово, говоря: "Они тоже арабы, не принадлежат к народам, имеющим священное писание, и, быть может, они перейдут в ислам"". Сказал: "Умар им поставил условия, чтобы они не крестили своих детей".

Сказал: Нам передал Абу Ханифа со слов ал-Касима, со слов Анаса ибн Сирина, со слов Анаса ибн Малика, который сказал: "Умар ибн ал-Хаттаб, да будет доволен им Аллах всевышний, меня послал взимать ушур и предписал, чтобы у муслимов взимал с того, что они будут проносить для продажи, четверть ушра, у людей зиммы -пол-ушра, а у людей харб - ушр".

Сказал: Нам передал Асим ибн Сулайман со слов ал-Ха-сана, который сказал: "Абу Муса ал-Аш'ари написал письмо Умару ибн ал-Хаттабу о том, что купцы-муслимы из наших подданных вступили на территорию харб и с них взяли ушур". Сказал: Умар ему ответил: "Взыскивай с них таким же образом, как они взыскали с купцов-муслимов, а с людей зиммы бери пол-ушра, с муслимов с каждых 40 дирхемов - дирхем и не взыскивай с 5 дирхемов, а свыше этой суммы будешь взимать по этому исчислению".

Сказал: Нам рассказал Абд ал-Малик ибн Джурайджи со слов Амра ибн Шуайба, что народ манбидж, а это народ из людей харб, населяющий территорию за морем, написал Умару ибн ал-Хаттабу, да будет доволен им Аллах всевышний: "Разреши нам вступить в вашу страну для торговли и бери с нас ушур". Сказал: Умар посоветовался с подвижниками посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и они дали совет Умару, чтобы он принял это предложение. Они были первыми из людей харб, с которых взяли Ушур.

Сказал: Нам передал ас-Сари ибн Исма'ил со слов Амира ибн Ша'би, со слов Зийада ибн Худайра ал-Асади, что Умар ибн ал-Хаттаб, да будет доволен им Аллах всевышний, послал Зийада ибн Худайра для взимания ушура в Ираке и Сирии, и приказал взыскивать с муслимов четверть ушра, с людей зиммы - пол-ушра, а с людей харб - ушр. И вот проходит мимо него человек из племени бану таглиб из христиан-арабов, с лошадью. Эта последняя была оценена в 20 тыс. дирхемов. Зийад ему говорит: "Дай мне лошадь и бери у меня 19 тыс. дирхемов или оставь себе лошадь и дай мне 1000 дирхемов". Сказал: Он отдал 1000 дирхемов и таким образом сохранил себе лошадь. Сказал: В том же году он, возвращаясь обратно, прошел мимо Зийада, и он сказал ему: "Дай мне другую тысячу". И таглибит сказал: "Ты что, каждый раз, как я ни пройду мимо тебя, будешь брать у меня тысячу?" Тот ответил: "Да". Сказал: И вернулся таглибит к Умару и застал его в Мекке, в его доме. Он спросил разрешения войти. Умар спрашивает: "Кто ты?" "Человек из арабов-христиан", - ответил он и рассказал все, что с ним случилось. Умар говорит: "С тебя достаточно",- и не прибавил к своим словам ничего. Вернулся таглибит к Зийаду ибн Худайру и заранее свыкся с мыслью, что у него возьмут другую тысячу. Ни у Зийада он застал письмо Умара, которое опередило его и в котором говорилось: "У всякого, кто пройдет мимо тебя и с которого ты взыщешь ушур, не бери ничего до соответствующего дня будущего года, если только ты не найдешь излишки". Сказал: Таглибиг воскликнул: "Клянусь Аллахом, я уже собирался дать тебе другую тысячу. Призываю Аллаха в свидетели, что я отрекаюсь от христианства и принимаю веру человека, написавшего тебе это письмо".

Сказал: Передал нам Абд ар-Рахман ибн Абдаллах ал-Мас'уди со слов Джама'а ибн Шаддада, со слов Зийада ибн Худайра, что этот последний протянул веревку через Евфрат. Один из христиан прошел мимо него, и он взял с него ушур. Потом тот удалился и продал свой товар. Когда тот на обратном пути опять проходил мимо него, Зийад хотел еще раз взять с него ушур. Тот ему сказал: "Ты что, каждый раз, как я ни пройду мимо тебя, будешь брать с меня ушур?" Он ответил: "Да". Этот человек отправился к Умару ибн ал-Хаттабу и нашел его в Мекке, обращающимся к народу с проповедью: ""Мы назначили этот дом в сборище и убежище людям"7, я не знаю, чтобы кто-нибудь от убежища Аллаха до своего дома потерпел убыток".

Сказал: "Тогда я ему говорю: "О повелитель правоверных, я христианин, прохожу мимо Зийада ибн Худайра, и он взял с меня ушур Потом удаляюсь и продаю свой товар, после этого он хотел еще раз взять с меня ушур". Умар сказал: "На это он не имеет права, он не имеет права больше одного раза в год взять с твоего имущества ушур". Потом он сошел с минбара и написал сборщику письмо. Я задержался там несколько дней, а потом прихожу к Умару и говорю: "Я тот старец-христианин, который говорил с тобой о Зийаде". "А я тот истинно верующий старец, - ответил он, - который решил твое дело"".

.Сказал: Передал мне йахийа ибн Са'ид со слов Зурайка ибн Хаийана, а он был сборщиком ушура в Мисре, чго Умар ибн Абд ал-Азиз, да будет доволен им Аллах всевышний, ему писал: "Осматривай всех, кто проходит мимо тебя из мусли-мов, и со всего, что заметно глазу из их имущества и что предназначено для продажи стоимостью в 40 динаров, взыскивай динар, а если не достает до 40 динаров, такое соотношение остается в силе до 20 динаров, а когда она менее 20 динаров, то оставь и не бери ничего. Когда мимо тебя проходят люди зиммы с предметами, предназначенными для продажи, то взимай с каждых 20 динаров динар. Но если стоимость предмета не достает до этой суммы, то такое соотношение остается в силе до 10 динаров. Потом оставь и не бери ничего с предметов стоимостью менее 10 динаров, и напиши им расписку в том, чго с них взято, которая остается в силе до соответствующего времени будущего года".

Сказал: Передал нам Амр ибн Маймун ибн Михран со слов своего отца, со слов его матери, которая сказала: "Я вместе с ал-Силслой проходила мимо Масрука. Она была мука-таба с большим количеством товара. Масрук спросил ее: "Кто ты?" Она ответила: "Мукатаба". Она была персиянка, и с ней говорил переводчик. Она ему "мукатаба" сказала по-персидски. Он об этом сообщил Масруку, который сказал: "С имущества рабыни не взимается закат", - и дал ей дорогу".

Сказал: Передал нам Абу Ханифа со слов Хаммада, со слов Ибрахима о том, что, когда проходили люди зиммы с вином для продажи, у них взимали с его стоимости пол-ушра, но не верили их словам о стоимости вина, пока они не приводили двух человек из людей зиммы, которые оценивали его, и после этого согласно его цене взимали пол-ушра.

Сказал: Передал нам Кайс ибн Раби'а со слов Абу Фа-зара, со слов Йазида ибн ал-Асамма, со слов Ибн аз-Зубайра о том, что этот последний сказал: "Эти преграды и веревки- дело нехорошее и незаконное". Он послал сборщиков в Йемен и приказал, чтобы они ничего не взимали, прибегая к преградам и веревкам, перекинутым через дороги и реки. Когда ему привезли собранный ушур, он нашел, что его стало меньше. Они сказали: "Ведь ты нам запретил..." Он сказал: "Взимайте так же, как взимали раньше".

Нам рассказал Мухаммад ибн Абдаллах со слов Анаса ибн Сирина, который сказал: "Меня хотели назначить сборщиком ушура в Оболе, но я отказался. Со мной встречается Анас ибн Малик и спрашивает: "Что тебе мешает занять эту должность?" Я отвечаю: "Взимание ушура - это наихудшее из занятий человека"". Сказал: "Не говори так, - ответил Анас, - он ведь учрежден Умаром, который предписал взимать с людей ислама - четверть ушра, с людей зиммы - пол-ушра, а с многобожников, у которых нет зиммы, - ушр".

 

Абу Йусуф Йа'куб ибн Ибрахим, "Китаб ал ха-радж", Каир, 1928, стр. 158 - 164 (арабск.).

 

IV. Классовая борьба в Арабском государстве и народные движения

6. Восстание арабских племен после смерти Мухаммада

 

Он умер в полдень в понедельник 12-го Раби'я I1. При известии о его смерти воины возвратились в город; Бурейда воткнул знамя перед дверью пророка. Но Абу-Бекр, сделавшись халифом, приказал ему снести знамя в дом Усамы и не свертывать его, пока поход не будет совершен.

Несмотря на отпадение арабов, Абу-Бекр приказал Усаме исполнить данное ему поручение. Омар, Осман, Сагд-ибн-абу-Ваккас, Абу-Убейда и Са'ид-ибн-Зейд поставили ему на вид, что не следовало бы оставлять Медину беззащитной против нападений бедуинов, и что будет время воевать против греков, когда ислам снова укрепится в Аравии. Он выслушал их и затем сказал: если бы даже я думал, что меня в Медине разорвут дикие звери, то я все-таки отправил бы эту экспедицию раньше, чем предпринять что-либо другое, ибо посол божий, на которого нисходило откровение с неба, сказал: отправьте отряд Усамы! Об одном только я бы просил Уса-му, - чтобы он оставил мне Омара, без которого мне не сладить.

Между тем арабы отступили от ислама; изменили все племена, где целое племя, где часть племени; обнаружилось лицемерие; евреи и христиане подняли голову.

Арест и смерть Ибрахима-ибн-Мухаммеда

Затем в руки Мервана-ибн-Мухаммеда попало письмо Ибрахима-ибн-Мухаммеда, написанное Абу-Муслиму в ответ на письмо этого последнего. В этом письме Ибрахим приказывал Абу-Муслиму казнить всех жителей Хорасана, говоривших по-арабски. Тогда Мерван написал правителю Дамаска, приказывая ему написать своему представителю, правителю области ал-Белка, чтобы он отправился в ал-Хумейму, арестовал Ибрахима-ибн-Мухаммеда и отправил его к Мер-вану.

Мы сказали Ибрахиму: тот, кто пришел за тобой, не более как смертный человек; давай, мы убьем его и затем убежим в Куфу, жители которой наши сторонники. Он ответил: разрешаю вам это.

И рассказывают, что когда схватили Ибрахима-ибн-Мухаммеда, чтобы отправить его к Мервану, то при прощании с своим семейством он возвестил им о своей близкой кончине, приказал им ехать в Куфу с его братом, Абу-л-Аббасом Аб-дуллой-ибн-Мухаммедом, слушаться его и повиноваться ему, и завещал Абу-л-Аббасу быть халифом, его преемником.

К этому году (154-м хиджры = 24 дек., 770-12 дек. 771 п. Р. X.) относятся: отъезд ал-Мансура в Сирию, его путешествие в Иерусалим и отправление Язида-ибн-Хагима во главе 50 тыс. в Ифрикию на войну против тех повстанцев, которые убили там Омара-ибн-Хафса, правителя ал-Мансура...

В этом году (176-м хиджры = 27 апр. 792-17 апр. 793 п. Р. X.) в Сирии возгорелась племенная борьба между низа-ритами и йеменитами. В это время главой низаритов был Абу-л-Хейзам.

Рассказывают, что эти смуты возгорелись в Сирии в то время, когда правителем ее от имени государя был Муса-ибн-Иса. Из-за этой их взаимной племенной вражды было убито много низаритов и йеменитов И назначил ар-Рашид правителем Сирии Мусу-ибн-Яхья-ибн-Халида и предоставил в его распоряжение много воевод, войск и старших чиновников. И Муса пробыл в Сирии, пока не умиротворил ее население, не прекратилась смута и не пришли в порядок дела. Известие об этом дошло в Багдад до ар-Рашида, и он предоставил Яхья право решить судьбу провинившихся. Яхья простил их и совершенные ими преступления и велел им приехать в Багдад.

Восстание Абу-Харба

К событиям этого года (227-го хиджры = 21 окт. 841-9 окт. 842 п. Р. X.) относится появление в Палестине Абу-Харба ал-Мубарка ал-Ямания и его восстание против правительства.

Одно из тех лиц, от которых я заимствую свои сведения, некто пользующийся славой человека, знающего это дело, рассказало мне, что причиной восстания Абу-Харба против правительства было следующее обстоятельство: во время отсутствия Абу-Харба один солдат захотел остановиться в его доме, в котором находилась или жена или сестра Абу-Харба. Она не хотела пустить его, и он ударил ее своей плетью. Она подняла руку для защиты, удар пришелся по руке, и на ней остался след его. Когда Абу-Харб вернулся домой, она заплакала, пожаловалась на поступок солдата и показала ему оставшийся на руке след удара. Тогда Абу-Харб взял свой меч, подошел к солдату, не ожидавшему нападения, и зарубил его до смерти. Затем он бежал, окутав свое лицо покрывалом, чтобы его не узнали и пришел на одну из гор урдун-нских. Правительство стало разыскивать его, но никто не мог сказать, куда он девался. Днем Абу-Харб выходил и, надев покрывало, садился на той горе, которая служила ему убежищем. Заметившие его подходили к нему, и он увещевал их жить по правде и бороться против кривды, говорил о правительстве и о его обращении с народом и порицал его. Он не переставал так действовать, пока не примкнуло к нему некоторое количество земледельцев, жителей этого округа и поселян. Выдавал он себя за омейяда, и его приверженцы говорили, что он - ас-Суфьяний. Когда у него набралось много сторонников и последователей из людей вышесказанного класса, он занялся пропагандой среди местной знати, и на его сторону перешло немало вождей йеменитов, между прочим некто Ибн-Бейхас, человек влиятельный среди йеменитов, и двое других, дамаскинцев. Известие об этом дошло до ал-Му"тасима в то время, когда он был болен той болезнью, которая свела его в могилу. Он послал против Абу-Харба Раджа-ибн-Эйюба ал-Хидария с тысячью солдат. Подойдя к мятежнику, Раджа увидел его, окруженного целым народом. Тот, кто передал мне рассказ о нем, говорит, что у Абу-Харба было 100 тыс. человек Тогда Раджа не захотел вступить с ним в бой, расположился лагерем против него и стал выжидать. Когда наступило начало времени обработки и возделывания полей, когда земледельцы, находившиеся при, Абу-Харбе, ушли на работы, а владельцы земель в свои именья, так что у Абу-Харба осталось немного народу, тысяча или две, тогда Раджа выступил, чтобы сразиться с ним.

Говорит Абу-Джафар: что касается тех, которые рассказывают про восстание Абу-Харба иначе, чем я описал его, то они утверждают, будто оно произошло в 226-м году2 и что он возмутился в Палестине или в Рамле. Они говорят, что он был ас-Суфьяний, что с ним восстало 50 тыс. йеменитов и иных, и что его признали Ибн-Бейхас и с ним двое других, дамаскинцев; тогда ал-Му'тасим послал против него Раджа ал-Хидария с большим войском; Раджа сразился с ним при

Дамаске, перебил около 5 тыс. приверженцев Ибн-Бейхаса и его двух соумышленников, взял в плен Ибн-Бейхаса и убил его двух товарищей. И напал Раджа на Абу-Харба в Рамле, перебил около 20 тыс. его приверженцев и взял в плен Абу-Харба. Он был привезен в Самарру и помещен в подземную тюрьму вместе с Ибн-Бейхасом...

О карматах.

И в этом месяце этого года (в Раби'е I 293-го года хидж-ры = 31 дек. 905-29 янв. 906 г. п. Р. X.) прибыло известие, что один из братьев ал-Хусейна-ибн-Зикравейхи, известного под именем "Родимое Пятно", показался во главе небольшой кучки людей в ад-Далии, что по дороге евфратской, что к нему собралось небольшое количество бедуинов и разбойников, что он пошел с ними по направлению к Дамаску через пустыню, опустошает эту местность и воюет против ее жителей. Против него был послан ал-Хусейн-ибн-Хамдан-ибн-Хамдун, и отправился с большим войском. К Дамаску подошел этот кармат в Джумаде I этого года3. Затем получилось известие, что этот кармат подошел к Табарии, жители которой воспротивились его вступлению в город, и он воевал с ними, пока не вступил в нее, перебил всех находившихся в ней мужчин и женщин, разграбил ее и ушел в сторону пустыни...

Рассказывают со слов Мухаммеда-ибн-Дауд-ибн-ал-Джар-раха, что Зикравейхи-ибн-Михравейхи после смерти сына своего, Родимого Пятна, командировал человека, учившего детей в селении, называемом аз-Забука, что в округе ал-Феллудже, человека, которого звали Абдулла-ибн-Сайид Абу-Ганим, и который, чтобы запутать дело, прозвал себя Насром; он обходил роды кельбитов, склоняя их на сторону своего учения. Но никто из них не поддался ему, за исключением одного зиядита, Микдама-ибн-ал-Кейяля, который привлек на его сторону несколько отрядов асбагитов, которые причислялись к фатимийцам, отпавших улейситов, и бродяг других кельбитских родов. И устремился Абдулла в Сирию. Правителем Дамаска и Урдунна от имени государя был Ах-мед-ибн-Кейгалаг. Он был в Египте на войне против того Ибн-Халиджа, который возмутился против Мухаммеда-ибн-Сулеймана, вернулся в Египет и взял в нем верх. Этим обстоятельством воспользовался Абдулла-ибн-Сасид, отправился к двум городам, Буере и Азри'ату, что в двух областях, Хау-ране и ал-Батании, воевал с их населением, затем даровал им пощаду и, когда они сдались, перерезал способных сражаться, взял в плен детей их и отнял у них все их имущество. Затем он пошел в Дамаск, и к нему навстречу вышли египтяне, которые были назначены в гарнизон дамасский и оставлены Ахмедом-ибн-Кейгалагом в тылу под начальством Са-лиха-ибн-ал-Фадла. Карматы побили их, произвели среди них побоище, затем обманули их, предложив им пощаду, убили Салиха, разгромили его лагерь, но устояли против соблазна овладеть Дамаском, так как они уже подступили к нему, но были отброшены от него населением его. И устремились они в сторону Табарии, главного города урдуннского военного округа. К ним примкнул отряд солдат, возмутившийся в Дамаске. И сразился с ними Юсуф-ибн-Ибрахим-ибн-Бугамердий, правитель Урдунна от имени Ахмеда-ибн-Кейгалага. Они разбили его, предложили ему пощаду, затем вероломно убили его, разграбили главный город Урдунна, увели в плен женщин и убили часть его жителей. И послал государь аль-Хусейна-ибн-Хамдана и знатных воевод против кармата. Ал-Хусейн прибыл в Дамаск после выступления врагов божьих в Табарию. Когда известие о нем дошло до них, они ушли в сторону по направлению к ас-Самавату, и ал-Хусейн отправился за ними в погоню в пустыню сама-ватскую.

 

И. А. Медников, Палестина от завоевания ее

арабами до крестовых походов по арабским

источникам. Приложения II (1), СПб., 1897,

стр. 26 - 27, 137 223, 225, 226, 236,

238-239, 241-243, 251-254.

 

7.

О выступлении Сумбада Гябра из Нишапура в Рей против мусульман и его смута

Дело Сумбада разрослось. До того дошло, что вокруг него собралось 100 тыс. людей. Беседуя наедине с гябрами, он говорил: "Державе арабов пришел конец. Я нашел это в одной книге потомков Сасана. Не отступлюсь, пока не разрушу каабу, ведь ее установили вместо солнца. А мы снова сделаем своей киблой солнце так, как было в древности". Хур-рамдинцам же он говорил: "Маздак был шиит и я вам приказываю быть заодно с шиитами. Отомстите за кровь Абу-Муслима". И всеми тремя разрядами он правил. Он убил несколько сипах-сала-ров Мансура, разбивал его войска, пока семь лет спустя Мансур не назначил на войну Джумхур Ид-жли. Джумхур собрал войска Хузистана, Парса и пришел в Исфахан. Он повел с собою ополчение Исфахана, отправился к воротам Рея, три дня жарко бился с Сумбадом. На четвертый день Сумбад был убит рукою Джумхура. Все то сборище рассеялось; каждый возвратился в свой дом. Учения х^ррам-динцев и гябров смешались, они втайне сговаривались между собою, так что с кажд


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: