Носовой резонатор, вибрато, излучение звука, рупор, направленность излучения, импеданс, полетность голоса

 

Роль носового резонатора -на формирование тембра может оказать влияние носовая полость. Когда в пении мягкое небо опускается, звук идущий по ротоглоточному каналу получает возможность широко сообщаться с носоглоточной полостью и носом приобретая при этом гнусавый оттенок. Широкий проход в носоглотку создает добавочный канал по которому звук проходит в нос. Этот канал является своего рода фильтром -ловушкой в котором поглощаются обертоны порядка 2000 гц. Звук, из тембра которого удалены эти обертоны, воспринимается как звук носового характера, гнусавый носовой оттенок голоса –порочный призвук тембра и певцы стремятся его избегать. Поднятием мягкого неба они прикрывают этот проход. Как показывают наблюдения у опытного певца обычно во время пения мягкое неб поднимается. Однако при попытке послать звук в маску есть риск загнать его в нос. Из всех резонаторов носовой — самый сильный, а среди головных — доминирующий. Носовой призвук лишает голос выразительности и объемности.

Вибрато – это периодически изменяющийся тон звука, по высоте, силе и тембру соответственно. Вибрато очень полезно для певца, потому что если оно извлечено правильно, то способствует расслаблению голосового аппарата во время пения, а значит и свободе голоса, тембру, полётности, развитию диапазона и т.д. Вибрато у вокалистов встречается двух типов, так называемое, «ложное» — извлекаемое связками, а точнее сокращением гортанных мышц и правильное – извлекаемое и образованное в резонаторах.

Вибрации в звуке певческого голоса зависит от периодического изменения всех характеристик звука: высоты, силы и тембра, пульсирующих с той же частотой. Голос в процессе вибрато обычно изменяется по высоте на ½ тона иногда и более. Есть три вида вибрато: 1. Вибрато высоты; 2. Вибрато силы; 3. Вибрато тембра;

 

Излучение звука- это переход энергии колеблющегося тела в звуковые колебания воздушной среда. В акустике установлено правило- излучение тем лучше, чем больше площадь излучающей поверхности.

 

Рупор- голосовой тракт человека представляется собой своеобразный рупор, над источником колебаний- складками -расположена трубка, открытая в наружную среду. По той трубку – рупору, звук рожденный в голосовой щели достигает ротового отверстия и отсюда распространяется в наружное пространство. Широкая часть рупора - раструб – оканчивается устьем, выходным отверстием. Далее начинается свободное воздушное пространство. Рот в голосовом тракте человека играет роль устья рупора. Излучателем энергии в рупоре служит – устье. Чем больше площадь устья, тем лучше излучение энергии.

 

Направленность излучения. Излучающийся из ротового отверстия звук распространяется во все стороны, как любые звуковые волны. Направленность звука подчинена тому же закону, которым определяется отражение или обтекание препятствий волной. Если размеры излучающей поверхности больше размеров длины волны, звук распространяется преимущественно в одном направлении, если наоборот, происходит распространение во все стороны, без какой либо преимущественной направленности. В певческом голосе, имеющем сложный спектр, для основного тона и низкочастотных составляющих с большой длиной волны, размеры рта не позволяют думать о ярко-выраженной звуковой направленности. Что касается высокочастотных обертонов, то тут отмечается определенно-выраженная направленность, степень которой возрастает по мере повышения частоты обертонов.

 

Импеданс -сопротивление(суммарное) подсвязочное(создаётся воздухом) надсвязочное (звук). Когда мы дышим, наш столб воздуха попадает на связки и получается звук, звук идёт в резонаторы, и начинает озвучивать резонаторы. Этот резонированный звук воздействует на связки, и на связках уравновешивается звук сверху и снизу.

 

Полетность голоса. Певцы интуитивно добиваются хорошей слышимости голоса, вырабатывая в нем качество полетности, дальнобойности. Исследования показали, что качество полетности связано с тембром голоса, а не с его силой и объясняется это присутствием в голосе высоких обертонов. Певец со звонким, летящим голосом умеет так формировать звук, что большой процент энергии концентрируется в звуке, в зоне высокой певческой форманты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: