[А.] «Хуты, мукаддамы, чаудхри1 ездят на хороших лошадях, носят прекрасную одежду, стреляют из персидских луков, ведут друг с другом войны, охотятся, но ни джитала хараджа2, ни джизии, ни карай или чараи3 не платят. Они самостоятельно взимают с деревень кисмет-и хути4, собираются, пьют вино; многие вовсе не являются в диван, не проявляют никакого уважения к моим чиновникам...»
Султан Ала-уд-дин потребовал от мудрых людей, чтобы они выработали такие правила и установления, которые принизили бы индусов5, с тем чтобы в их домах не оставалось имущества и богатств, являющихся средством [для поднятия] мятежей. Следует, чтобы было единое правило платежа ха-раджа для всех [индусов] от хута до балахара6, [чтобы] наиболее тяжелый харадж не падал на самого бедного и чтобы индусам, [хутам и пр.] не оставалось столько [из доходов с земли], чтобы они могли ездить верхом, носить оружие, покрываться дорогими одеждами и вообще роскошествовать и наслаждаться жизнью.
Для осуществления этих упомянутых мер, чрезвычайна важных для государства, были выработаны два установления. Первое состояло в том, чтобы все посевы, маленькие и большие, [облагались] в соответствии с площадью с [каждой] бисва7 в размере половины [урожая] без каких бы то ни было исключений. В выплате [половины] не должно быть никакой разницы между хутом и балахаром, и от хукук-и хути8 хутам ничего не оставалось бы. Второе установление касалось получения чараи с [лиц, содержащих] буйволов, коров и другой скот, дающий молоко. Был назначен чараи, который взимался со всех обитаемых дворов, так что ни одно животное... не оставалось вне обложения. Самое тяжелое бремя не было возложено на бедных, [так как] было единое правило в платеже хараджа. Чиновники фиска9, бравшие взятки и совершавшие нечестные поступки, были смещены. Шараф-Каи наиб-и вазир-и мамалик10, не имевший во всем государстве равного себе в писцовых делах и бывший в высшей степени честным, знающим и способным человеком... в течение нескольких лет прилагал старания для осуществления этих установлений во всех деревнях и городках: в области города [Дели] и двуречья [Ганга и Джамны] от Бианы до Джхабана, от Палама до Дипалпура и Лахора, в деревнях области Самана и.Сунам от Ривари11 до Нагора, от Кара до Кануди12, от Амроха до Афганпура и Кабира, от Дабхои до Бадауна, Кхарка, Куиле и всего Катехра – [везде] была одна и та же ставка хараджа, чараи и карай в соответствии с площадью с каждой бисвы. Дело было поставлено так, что чаудхри, хуты и мукаддамы не могли более ездить на лошадях, носить оружие, одеваться в дорогие одежды, жевать бетель, [так как] во взимании хараджа было одно правило для всех. Было достигнуто такое повиновение, что один служащий из диванов в городках мог связать за шеи двадцать хутов, мукад-дамов или чаудхри и побоями заставить их платить харадж. Индусы не могли поднять своей головы, в их домах не было более и следа золота и серебра, танка и джиталов или значительного имущества, не осталось того, что порождает неповиновение и мятеж. Движимые бедностью, жены хутов и му-каддамов шли в дома мусульман, работали и получали плату. [Б.] [Султан Гийяс уд-дин Балбан (1320 – 1325) приказал правителям областей следить за тем, чтобы] хуты и мукаддамы, помимо хараджа султану, не облагали бы крестьян в свою пользу. [Так как] с посевов и пастбищ хутов и мукадда-мов налоги не взимаются, следует, чтобы их право тем и ограничивалось... [В то же время] не следует возлагать на хутов и мукаддамов большие поборы, ибо, если они будут платить столько же, сколько крестьяне, не останется никакой выгоды быть хута.
|
|
|
|
1 Хута, мукаддамы, чаудхри – представители сельской администрации, общинные, окружные старшины.
2 Джитал – денежная единица, равная Vso танка. Харадж – поземельный налог государству.
3 Чараи – налог за пользование пастбищами, за выпас скота.
4 Кисмет-и хуты – определенные сборы с крестьян, взимавшиеся ху-тами в свою пользу.
5 Меры, принятые Ала уд-дином, были направлены, как это будет видно из дальнейшего изложения, против привилегий средних и мелких феодалов-индусов и феодализировавшейся общинной верхушки.
6 Балахар – представитель низшей касты.
7 Бисва – единица земельной меры, равная примерно !/2о бигхи.
8 Множественное число от хуку-и хути, букв, право хута, терминологически – сумма привилегий, которыми пользовались представители феодализировавшейся общинной верхушки (освобождение их земель от налогов, обложение в свою пользу крестьян и др.).
9 Уммал, нависандаган, мутасаррифан, каркунан.
10 Наиб-и вазир-и мамалик – помощник вазира, главы фискального ведомства.
11 Ривари или Рапри – город в Северной Индии.
12 Кануди – Канаудж.
Зия уд-дин Барани. Тарих-и Фируз-шахи, Калькутта, 1861, стр. 291, 287, 288, 385.
ФОРМЫ ФЕОДАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ
В ЮЖНОЙ ИНДИИ