[А.] [Султан Фируз-шах]... набрал новое войско и [набранным воинам] – гайр-ваджхи1 – дал [жалованье], в 6, 10, 11 раз [превосходящее обычное жалованье воина]. По милости султана [эти гайр-ваджхи] в скором времени стали всадниками. В связи с этим Малик Имад ул-Мулк, который был одним из столпов государства столичного города Дели, довел до сведения его величества состояние дел ваджхдаров2. Он сказал, что по шахской милости группа гайр-ваджхов стала всадниками, а группа ваджхдаров вследствие [испытанных в Тхатта]3 бесчисленных тягот осталась без лошадей4 и впала в уныние и безнадежность, так как их деревни – в области Дели, а они – [здесь] в страшной нужде; ваджхдары достигли этой страны – [Гуджарата] беспорядочными группами, а их довольствие (ваджх) еще не прибыло из Дели... Султан Фируз-шах сказал, что знает о том, что группа ваджхдаров вследствие бесчисленных тягот и бед осталась без лошадей; хотя в этом важном деле они оказали содействие, деревни их далеко отсюда... а то зерно, которое [они получают] со своих деревень, расходуется их детьми, так что положение этих несчастных стало затруднительным. [В связи с этим] во славу бога султан Фируз-шах приказал выдать ваджхдарам ссуду (карз) из казны. В соответствии с шахским указом каждый из них получил ссуду: некоторые 500 танка, некоторые 700 танка, другие 1000 танка в зависимости [от чина и ранга]. Ваджхдары, получившие по милости повелителя ссуду, экипировались и [вновь] стали всадниками. Тогда же повелитель мира приказал послать [в Дели] Хан-и Джахану5 распоряжение о том, чтобы ни под каким предлогом не беспокоить деревни ваджхдаров; чиновникам двора сделать строгое внушение не чинить никаких притеснений вплоть до возвращения его величества, [с тем чтобы] дети ваджхдаров пребывали в местах своего жительства в радости и не знали горя.
|
|
...[Султан Фируз-шах пожаловал икта области Мултана одному из феодалов, Айн ул-Мулку. Последний заявил султану]: «Если я буду лично управлять [пожалованным] икта, я не смогу представлять счета в диван-и везарет6, я хочу Представлять их непосредственно трону». В связи с этим его величество шахиншах сказал: «Ходжа Айн ул-Мулк, я изымаю икта Мултана из [ведения] диван-и везарета7»... с’этим условием Айн ул-Мулк согласился на [принятие пожалования икта Мултана].
1 Ваджх – земельное держание; гайр-ваджхи – не получающий таковое.
2 Ваджхдар – имеющие земельное держание.
3 Имеется в виду неудачный поход в Синд.
4 Букв, остались пешими.
5 Вазиру султана Фируз-шаха.
6 Айн ул-Мулк был в неладах с вазиром Хан- и Джаханом.
7 Что означало предоставление налогового иммунитета.
|
|
Шамс Сирадж Афиф. Тарих-и Фируз-шахи, Калькутта, 1891, стр. 220-221, 415,
[Б.] [В 1532 г. феодал Хабиб-хан Манду] от гуджаратского султана Бахадур-шаха (1526 – 1537) получил в инам округ Аштах, который был прежде его джагиром.
[Султан Гуджарата Махмуд III (1537 – 1553)] воинам, которые имели семьи, в добавление к их джагирам и пожалованиям давал инамы.
«Мират-и Сикандари». Цит. по кн.: Е. С. Baytey, The local Muhammadan Dynasties, Gujarat, London, 1886, p. 358, 410.
Поземельная зависимость между феодалами,
Развитие подвассалитета
Передают, что его величество [Фируз-шах] дал много икта и муамалат1 малику Наиб-и Барбаку2. Упомянутый малик назначал и определял в те икта и паргана (округи) от себя мукта. Когда какой-либо мукта прибывал в икта, упомянутый малик приказывал своим собственным чиновникам (охдеда-ран-и хайл-хане-йе ход) проверить его счета. Если при проверке они обнаруживали недостачу некоторых сумм денег [в счетах] того должностного лица, они докладывали упомянутому малику. И тогда малик Наиб-и Барбак приказывал получить с него сполна [недостающую сумму], если даже недостача была незначительной – 20000 или 30000 танка. Но и в случае если [не хватало] 1 лакха3 танка, он равным образом приказывал полностью взыскать с этого человека [недостающую сумму].
1 Муамалат – букв, сделка, торговое дело, коммерция; терминологически – владение, приносящее доход.
2 Представитель военно-феодальной знати, один из приближенных султана Фируз-шаха.
3 Лакх – 100 тыс.
Шамс Сирадж Афиф. Тарих-и Фируз-шахи, Калькутта, 1891, стр. 432-433.
Обводнение «мертвой» земли как один из путей образования частной феодальной земельной собственности
[Построив два города – Фатхабад и Хисар-Фирузе, делийский] султан Фируз-шах (1351 – 1388) провел сюда большое число водных протоков. [В результате] около 80 – 90 курухов1 тех мест стали [пригодными для возделывания]. На этом пространстве были селения и деревни, как-то: городок (касаба) Джанид и Дахатаратх, город Ханси и Туглакпур; и все деревни и местности от воды тех протоков получили выгоду. Тогда его величество Фируз-шах приказал собрать всех ка-зиев2, улемов3, глав суфиев4 и шейхов государства. Он спросил их: «Полагается ли какая-либо привилегия за старания (хакк-и сай) тому, кто, затратив большой труд и деньги, проведет воду, и в тех пределах, в селениях и деревнях, через которые она потечет, жителям будет большая польза?» [Те ответили], что такому старателю полагается привилегия за полив (хакк-и шорб), т. е. одна десятая. Таким образом, его величество Фируз-шах доход (хасил), [получаемый в качестве] привилегии за полив, сделал полностью своей собственностью (амлак).
1 Курух (или кос, или гав) – мера расстояния от 6 ½ до 15 км.
2 Казий – мусульманский судья.
3 Улем – ученый, богослов.
4 Суфии – представители мусульманского мистицизма.
Шамс Сирадж Афиф. Тарих-и Фируз-шахи, Калькутта, 1891, стр. 129-130.