Во имя господа. Аминь. Так как полезно, чтобы глубоко продуманные постановления, [имеющие целью] благосостояние королевства, правильно и разумно исполнялись, то Мы Казимир, божьей милостью король Польши... стремясь [еще больше умножить] пользу, благосостояние и счастье города нашего Кракова и жителей его, об успехах которых слава идет по свету вдоль и вширь, по зрелом размышлении нашем и по совету баронов наших постановили, предписываем инастоящим устанавливаем на вечные времена, что все купцы, прибывающие из каких-либо чужих королевств, государств, провинций, земель... каких-либо народностей, которые желали бы в упомянутом городе выставить напоказ, продать или сложить какого-либо рода свои товары, могут это свободно сделать. Кроме того, желая способствовать блистательнейшему развитию города нашего Кракова... оповещаем, что купцам, прибывающим откуда-либо в г. Краков, никоим образом нельзя между собой торговать своими товарами, но такого рода товары пусть продают, как им кажется выгодней, только нашим верным краковским мещанам или другим подданным нашего королевства.
«Monumenta medii aevi historica», t.V, Krakow, 1879, s.46.
III. КРАКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Грамота об основании Краковского университета 1364 г.
...Мы, Казимир, божьей милостью король Польши и т. д. Горячо стремясь, что является нашей обязанностью, [к тому], чтобы возрастало полезное дело и всякое благополучие рода человеческого, глядя на то, что лучше, и не сомневаясь, что это принесет пользу духовенству и подданным нашего королевства, постановили в городе нашем Кракове определить и установить место, на котором бы процветала всеобщая школа, а на будущее на вечные времена желаем этой грамотой гарантировать ее существование. В этот г. Краков пусть съезжаются свободно и без опасений все жители не только нашего королевства и соседних стран, но и другие с разных частей света, которые стремятся приобрести преславную жемчужину знаний.
Прежде всего все приезжающие в университет или возвращающиеся из него на всех и на каждом отдельном переходе, мостах в городах и на всех сторожевых постах, установленных во всем нашем королевстве, не должны платить пошлины, мыта и платы, но могут свободно и без опасений проходить со всеми своими вещами, лошадьми, книгами, платьем, постелью, деньгами и предметами домашнего обихода. Мы учредили школу, необходимую для изучения права канонического и гражданского, медицинских и свободных наук, и предоставляем приличные помещения для докторов, магистров, студентов, переписчиков, торговцев книгами...
Желаем также, чтобы студенты имели собственного ректора, который бы судил их по делам гражданским и имел бы право юрисдикции над всеми, кто бы пребывал в г. Кракове с целью учения. Итак, все они должны принести присягу упомянутому ректору и слушать его.
Пусть никто не осмелится в упомянутых гражданских делах вызывать в какой-нибудь духовный или светский суд доктора, магистра, студента, продавца книг.
Приговор ректора никто не может обжаловать. Если же (пусть этого не будет) кто-либо из упомянутых [лиц] явно был бы схвачен за воровство, прелюбодеяние, беспорядок, убийство или за другие крупные преступления, эти проступки ректор не будет расследовать, но духовные лица должны быть отосланы на суд епископа, а светские подлежат нашему суду. Упомянутым студентам назначаем в г. Кракове одного еврея, который бы имел достаточно денег и ссужал их под определенный залог и который бы за свои услуги не требовал бы больше гроша за одну гривну в месяц. Доктора и магистры на платные кафедры должны быть избраны студентами факультетов. Ни один доктор и магистр не может быть избран ректором. Студент, будучи ректором, не может во время своего ректората быть допущен к экзамену ни на каком отделе. Чтобы все это вышеуказанное вошло в силу, мы приказали написать настоящий привилей, скрепленный приложением нашей печати. Совершено в Кракове в день праздника св. троицы (дня 12-го мая в год господен 1364...).
«Rocznik Krakowski», t.IV, Krakow, 1900.
IV. БОРЬБА С ТЕВТОНСКИМ ОРДЕНОМ