Требования к организации учебного пространства:
Важным условием организации пространства, в котором обучаются слабовидящие обучающиеся является безопасность и постоянство предметно-пространственной среды, что предполагает:
· определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое);
· соблюдение необходимого для слабовидящего обучающегося светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; одновременное использование естественного и искусственного освещения; возможность использования дополнительного индивидуального источника света и другое);
· оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящих (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое), осязания, слуха;
· определенного уровня освещенности школьных помещений;
· определение местоположения парты в классе для слабовидящих в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога;
|
|
· использование оптических, тифлотехнических, средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию
Требованиях к организации учебного процесса:
При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:
· рассаживать учащихся с учётом особенности зрения;
· непрерывная продолжительность чтения не должна превышать 10 минут;
· использовать тетради в крупную клетку;
· выполнять записи без наклона ручкой с черной пастой;
· при изготовлении печатных пособий использовать шрифт Arial не менее 14, печать через 1,5 интервала;
· чередование зрительной, слуховой и тактильной нагрузки; фронтальной и индивидуальной формы работы; теоретической и практической работы;
· достаточное разнообразие соответствующих карточек, наглядности и пособий.
· проводить физкультминутки;
· использовать индивидуальные средства коррекции;
· использовать подставку;
· использование ТСО не более 15 минут;
· изображение на экране должно быть качественными, ярким и контрастным;
· расстояние от центра экрана до пола должно составлять 1,0–1,5 м;
· не допускать выключение и включение общего освещения во время просмотра видеофрагментов и просмотр в полной темноте;
· в солнечные дни использовать жалюзи;
· осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.
При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:
|
|
· Подбирать материал так, чтобы он был крупным, четким, контурированным (предмет на картинке должен быть обведён чёрным контуром, ширина которого не более 5 мм); содержал небольшое количество деталей; имел не зашумленный фон.
· Осмотр иллюстраций сопровождать словесным описанием, помогая подетально формировать учащимся целостный образ.
· Особое внимание следует обращать на цветовую гамму иллюстрации: проговаривать цвета и их оттенки, выделять цвета теплой и холодной гаммы.
· Обращать внимание учащихся на пространсвенное расположению объектов на картинах.
· Предъявлять изображения на контрастном фоне: черно-желтый, сине-желтый, черно-белый.
Дидактические пособия и учебное оборудование:
Печатные пособия:
· Портреты русских и зарубежных художников.
· Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
· Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
· Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц.
· Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
· Альбомы с демонстрационным материалом.
· Дидактический раздаточный материал.
Учебно-практическое оборудование:
· краски акварельные, гуашевые;
· кисти беличьи, кисти из щетины разной толщины;
· бумага (альбомная и акварельная);
· бумага цветная (немелованная);
· фломастеры;
· восковые мелки;
· цветные карандаши;
· емкости для воды;
· клей;
· ножницы;
· Фон;
· Фланелеграф;
· палитра цветов.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.
2. Неменская Л.А.. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: Просвещение, 2012.
3. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству 1-4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение. 2012.
4. Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Методический комплекс по развитию зрительного восприятия младших школьников - СПб, РГПУ им. А.И. Герцена 2002.
5. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся вариант 4.2.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования РФ от 19.12.2014г. №1598).
Компьютерное оборудование:
Проектор, интерактивная доска, компьютер, увеличиваюшие устройства.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения предмета “Изобразительное искусство” ученик 1 класса получит следующие представления:
· о деятельности художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; какие материалы использует художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
· о выразительных средствах изобразительного искусства: композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём, фактура; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
· об основных жанрах (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и видах произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
· об отдельных произведениях выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
· об основных (красный, синий, желтый) и составных (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цветах;
· о теплых (красный, желтый, оранжевый) и холодных (синий, голубой, фиолетовый) оттенках;
|
|
· об основных средствах художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению).
В результате изучения предмета “Изобразительное искусство” обучающийся 1 классабудет способен:
· пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
· различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
· различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) оттенки цвета;
· применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
· выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
· использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
· воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
· выражать собственное мнение при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· использовать выразительные средства изобразительного искусства (композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру), различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла.