Все инородцы, населяющие восточную часть Европейской России и всю Сибирь необъятную, - финны, татары, монголы и т.д. – относятся к одному этнографическому семейству, которого древняя вера была шаманство, и доселе существующее в захолустьях Сибири.
С тех пор как открыты народные школы в некоторых селах, дети инородцев поступали в них и обучались грамоте по русским книгам. Сначала сельские школы плохо зарекомендовали себя в глазах народа. Первый выпуск был определен начальством на писарские в сельских и волостных управах должности; полуграмотные мальчишки пустились брать взятки и пить вино и дерзко обращались со стариками и даже своими родителями. Простодушные крестьяне приписали это зло школьному воспитанию и деньгами и хитростями старались избавить своих детей от поступления в школу; а кто поступал в школу, того считали погибшим, потерянным. Писари из инородческих мальчиков, вышедших из сельских школ, своей заносчивостью и глупыми поступками превзошли своих русских товарищей по грамоте. Это, впрочем, было явление временное. Впоследствии многие примеры доказали, что и такое необширное сельское образование имеет сильное влияние на образ мыслей.
Отсюда следует, что грамотность и образование в народных школах могут иметь добрые последствия лично для учащихся. Но, с другой стороны, учась наравне с русскими крестьянскими мальчиками исключительно по русским книгам, инородец хотя и получает общее православное направление, но многого не понимает или понимает неправильно, и главное - не может приобретенных им сведений облечь в живую форму своего языка и убедительно предложить их в своей семье. Такое образование без всякого перехода резко отрывает получивших его от понятий инородческой массы и ставит их к ней враждебно. Грамотные в большинстве народа почти без следа должны исчезать, как единицы в тысячах.
Образование инородческим детям должно преподавать в таком виде, чтобы и ими легче оно усваивалось, и удобнее могло переходить в массу неграмотного народа. А для этого самое лучшее средство - образовательные книги, полезные и назидательные для простого народа, изложить на собственном языке инородцев. Кроме того что ученики без особенного труда поймут и усвоят их содержание, их родственники, прислушиваясь к читаемым книгам, сами увидят, что в этих книгах нет ничего дурного, вооружающего против родителей и своего крестьянского состояния. И чтоб эти книги как можно яснее и легче понимались инородцами, нужно изложить их на чистом разговорном языке, не только в отдельных словах и грамматическом сочинении и расположении слов, но и в логической постановке мыслей, по возможности приближенной к простонародному складу.
Как бы ни были просты и неразвиты понятия и верования инородцев, но они составляют всю сущность их мышления и основу их нравственности; они не сознательны, но глубоки и любимы, как наследие отдаленнейшей старины. Простой человек мыслит и чувствует цельно, в одном органически последовательном направлении, и дорожит своими какие ни на есть религиозными убеждениями, потому что он живет ими. Станем ли мы смотреть на инородцев свысока и попирать их понятия как глупость? Чтобы преподаваемые истины глубоко укоренились в сознании простолюдина, надобно войти в его миросозерцание, принять его понятия за данное и развивать их.
Мышление народа и все миросозерцание выражаются в его родном языке. Таким образом, и с гуманной точки зрения учебные и вообще образовательные книги для инородцев должны быть изложены и преподаны на их родном языке в подлинном, чистом его виде.
Какая задача народной школы
Чтобы определить значение названия «народная», противопоставим народной школе школы: земледельческую, ремесленную, живописную и т.п. Они должны выпустить хороших земледельцев, ремесленников, живописцев и т.д. Те школы приготовляют каждое свое сословие специалистов; а народная школа должна образовывать непосредственно людей, из которых слагается народ. Поэтому она должна выпустить хороших людей.
Что же отсюда следует? Художником, ученым, даже ремесленником не всякий может быть и не всякий должен быть; а хорошим человеком, т.е. нравственным, честным, добрым и религиозным, всякий может быть и всякий обязан быть. Добрая нравственность есть основание, на котором всякая специальность, научная, ремесленная и тому подобная, получает особенную прочность и цену. Пусть сначала образуется хороший человек, а потом на этом основании будет хороший специалист. Отсюда следует, что народная школа общеобязательна для каждого человека.
Илъминский Н.И. Избр. места т пед. соч. -Казань, 1892. - С. 5-9.
Л.Н.ТОЛСТОЙ
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910) был вместе с тем и выдающимся педагогом, борцом против существовавшей в то время системы школьного обучения, подавлявшей личность ребенка.
Педагогической деятельностью Д.Н.Толстой начал заниматься в 60-е гг. Он открыл в Ясной Поляне школу, издавал педагогический журнал «Ясная Поляна». В 70-е гг. им были созданы «Азбука», «Новая азбука», «Русские книги для чтения». В течение всей своей жизни Л.Н.Толстой писал для детей и принимал участие в издании детских книг.
Л.Н.Толстой обогатил дидактику наблюдениями и выводами, относящимися к процессу сознательного и творческого усвоения знаний, основанному на интересе. Он детально разрабатывал методику рассказа и беседы с учащимися.
Л.Н.Толстой |
Толстой подверг уничтожающей критике школу и воспитание в современных ему буржуазных, странах
за ничтожно малый объем научных знаний, за преклонение перед денежным мешком и духовенством. Он считал, что русская школа не должна копировать образовательные системы Запада, что работа школы станет лишь тогда плодотворной, когда все дело народного образования будет находиться в руках самого народа.
Толстой подчеркивал, что развитие является процессом спонтанного развертывания качеств, заложенных в ребенке от природы, и что задача воспитателя сводится к тому, чтобы осторожно помогать этому развитию. Эти положения затем истолковывались отдельными педагогами в духе теории «свободного воспитания». Теоретики «свободного воспитания» (К.Н.Вентцель, И.И.Горбунов-Посадов) считали Л.Н.Толстого своим предшественником. Однако было бы неправильным на этом основании рассматривать Л.Н.Толстого только как сторонника «свободного воспитания». Педагогические воззрения Л.Н.Толстого не укладываются в рамки теории «свободного воспитания», они гораздо шире и содержательнее.
Л.Н.Толстой убедительно показывал бесплодность умозрительных построений педагогов, оторванных от практики воспитания и обучения. «Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука педагогика, - писал он, - но терпеливыми и упорными повсеместными опытами». Как бы откликаясь на призыв К.Д.Ушинского узнать воспитуемого «во всех отношениях», Л.Н.Толстой настойчиво изучал личность ребенка в бесконечно многообразных ее проявлениях и раскрывал эту личность как в художественных произведениях, так и в учебных книгах для школы.
*Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы