Психологическая компетентность

Важная составляющая подготовки — психологическая компетентность. Доброволец должен быть психологически настроен на конкретную социальную работу, быть готовым к встрече с трудностями, реально взвешивать собственные возможности, уметь принять решение в самых разных ситуациях, возникающих в ходе выбранной деятельности.

Развитие психологических способностей и свойств личности, формирование характера добровольца:

- эмпатия — способность понимать эмоции, чувства, настроение другого человека;

- коммуникабельность — способность к эффективному общению и взаимодействию;

- волевые процессы — инициативность, активность, личностное самоуправление;

- организаторские способности — лидерские и исполнительские качества характера;

- способность к самоанализу, саморефлексии;

- развитие профессиональных способностей;

- развитие познавательных процессов:память, внимание, наблюдательность, воображение, речь, мышление и др.

Руководители добровольцев должны побуждать их к развитию данных качеств, направлять в этом развитии, проводить специализированные тренинги, другие виды занятий.

Эмоциональная компетентность 

Эмоциональный настрой, фон, на котором осуществляется добровольческая деятельность, должен быть комфортным, носить характер доброжелательности, ободрения и поддержки. В то же время, эмоциональный настрой должен быть уравновешенным, спокойным. Важно избегать ситуаций эмоциональной истерии, сопровождающей состояние «лжеэнтузиазма».

Важно, чтобы доброволец управлял своим психо-эмоциональным состоянием. От руководителей добровольца требуются понимание его состояния, коррекция и поддержка в случаях:

- личностной напряженности;

- тревожности;

- недоверия к окружающим, мнительности;

- состояния постоянного стресса, депрессивности;

- истеричности, экзальтированности;

- сниженного фона настроения, апатии, безразличия;

- утомленности, подавленности настроения и т.д.

Безусловно, вмешательство возможно только в том случае, если доброволец просит об этом и действительно нуждается в такой помощи и поддержке. Но доброволец и сам должен понимать, что с ним происходит, находить причины этого состояния, пути и способы его нормализации.

Культурная компетентность

Многие виды социальной работы требуют от добровольцев постоянного повышения своего культурного уровня. Культурная компетентность включает осознание и овладение:

Собственной национальной культурой;

Многонациональной культурой местного сообщества;

Мировой цивилизационной культурой.

Физическая компетентность

При необходимости в подготовку добровольца могут быть включены общеукрепляющие физические занятия, оздоровительные мероприятия на свежем воздухе, развитие знаний основ профилактики психического и физического здоровья.

Желательно поощрять физическую активность добровольцев, проводить мероприятия на природе, предотвращать склонности к курению, употреблению алкоголя и других пагубных привычек.

 

 

Тема 7

Технологии организации волонтерской деятельности

Набор, обучение и оценка работы волонтеров-консультантов для телефона доверия

Ирина Матвиенко

психолог, координатор телефона доверия для женщин РОО «АННА»,

руководитель группы волонтеров

www.success.winrock.ru/load/rus/006.pdf

 

Волонтер — это человек, который желает внести личный вклад в какую-либо деятельность организации и предложить свою помощь безвозмездно. Это определение не полностью отражает ценность волонтеров, которые помогают организации в работе с жертвами домашнего насилия.

Волонтер-консультант — это тот, кто выслушает, поддержит, кто изо дня в день оказывает помощь и поддержку, это внимательный и заботливый голос, отвечающий на звонки по "горячей линии".

К работе волонтеров необходимо относиться бережно, уважать их труд и ценить их усилия как один из важных источников помощи вашей организации и клиентам.

Работа в Центре с пострадавшими от домашнего насилия привлекает разных людей, и причины, по которым они хотят стать волонтерами, разные:

• внесение личного вклада;

• установление контактов с новыми людьми;

• приобретение нового коммуникативного и профессионального опыта;

• принадлежность к организации, которая решает важные вопросы, чувство собственной значимости;

• признание важности их работы, так как она нужна людям, удовлетворение от полученных результатов.

• применение своих невостребованных способностей.

Привлечение добровольцев в качестве консультантов на телефон можно считать одним из важных направлений работы организации. Постоянный отбор и подготовка волонтеров является самостоятельным направлением работы телефона доверия, так как состав консультантов необходимо обновлять.

Работа с волонтерами включает:

􀂾 набор желающих;

􀂾 интервью с потенциальными консультантами;

􀂾 отбор для участия в специальном тренинге;

􀂾 проведение тренинга;

􀂾 стажировка на телефоне (отработка практических навыков);

􀂾 проведение групп поддержки и супервизорских групп для волонтеров.

Для создания эффективно работающей команды волонтеров необходимо:

1. Назначить координатора работы с волонтерами, который будет производить набор и в дальнейшем руководить их деятельностью, обеспечивая качественную работу;

2. Координатору необходимо разработать:

а) учебную программу для обучения добровольцев, которая может включать в себя:

􀂾 тренинг (40-50 часов);

􀂾 последующее обучение волонтеров с целью повышения квалификации;

􀂾 стажировку с опытными со-консультантами;

б) программу повышения квалификации для со-консультантов.

3. Точно определить критерии отбора волонтеров:

􀂾 личные качества, способности и навыки;

􀂾 способность к обучению;

􀂾 умение работать в команде, быть взаимозаменяемыми;

4. Подробно описать предлагаемую деятельность.

5. Разработать положение о консультанте-волонтере.

6. Составить договор с волонтерами.

7. Разработать положение о со-консультанте.

8. Составить анкету для интервью.

9. Систематически проводить тренинги и семинары с обсуждением работы консультантов, знакомить с опытом отечественных и зарубежных коллег в этой области.

Набор волонтеров

Помните, что волонтеры — это люди, готовые добровольно отдавать свое время и усилия для вашей организации.

1. Тщательно продумайте, где вы будете размещать объявления о наборе волонтеров (это могут быть вузы, курсы повышения квалификации и пр.).

2. Набор волонтеров производится посредством рекламных объявлений, в которых необходимо:

􀂾 заинтересовать потенциальных помощников;

􀂾 четко формулировать цель (кто, зачем и когда вам нужен);

􀂾 обозначить суть и условия работы;

􀂾 информировать о требуемых качествах и условиях приема.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: