Важная составляющая подготовки — психологическая компетентность. Доброволец должен быть психологически настроен на конкретную социальную работу, быть готовым к встрече с трудностями, реально взвешивать собственные возможности, уметь принять решение в самых разных ситуациях, возникающих в ходе выбранной деятельности.
Развитие психологических способностей и свойств личности, формирование характера добровольца:
- эмпатия — способность понимать эмоции, чувства, настроение другого человека;
- коммуникабельность — способность к эффективному общению и взаимодействию;
- волевые процессы — инициативность, активность, личностное самоуправление;
- организаторские способности — лидерские и исполнительские качества характера;
- способность к самоанализу, саморефлексии;
- развитие профессиональных способностей;
- развитие познавательных процессов:память, внимание, наблюдательность, воображение, речь, мышление и др.
Руководители добровольцев должны побуждать их к развитию данных качеств, направлять в этом развитии, проводить специализированные тренинги, другие виды занятий.
|
|
Эмоциональная компетентность
Эмоциональный настрой, фон, на котором осуществляется добровольческая деятельность, должен быть комфортным, носить характер доброжелательности, ободрения и поддержки. В то же время, эмоциональный настрой должен быть уравновешенным, спокойным. Важно избегать ситуаций эмоциональной истерии, сопровождающей состояние «лжеэнтузиазма».
Важно, чтобы доброволец управлял своим психо-эмоциональным состоянием. От руководителей добровольца требуются понимание его состояния, коррекция и поддержка в случаях:
- личностной напряженности;
- тревожности;
- недоверия к окружающим, мнительности;
- состояния постоянного стресса, депрессивности;
- истеричности, экзальтированности;
- сниженного фона настроения, апатии, безразличия;
- утомленности, подавленности настроения и т.д.
Безусловно, вмешательство возможно только в том случае, если доброволец просит об этом и действительно нуждается в такой помощи и поддержке. Но доброволец и сам должен понимать, что с ним происходит, находить причины этого состояния, пути и способы его нормализации.
Культурная компетентность
Многие виды социальной работы требуют от добровольцев постоянного повышения своего культурного уровня. Культурная компетентность включает осознание и овладение:
Собственной национальной культурой;
Многонациональной культурой местного сообщества;
Мировой цивилизационной культурой.
Физическая компетентность
При необходимости в подготовку добровольца могут быть включены общеукрепляющие физические занятия, оздоровительные мероприятия на свежем воздухе, развитие знаний основ профилактики психического и физического здоровья.
|
|
Желательно поощрять физическую активность добровольцев, проводить мероприятия на природе, предотвращать склонности к курению, употреблению алкоголя и других пагубных привычек.
Тема 7
Технологии организации волонтерской деятельности
Набор, обучение и оценка работы волонтеров-консультантов для телефона доверия
Ирина Матвиенко
психолог, координатор телефона доверия для женщин РОО «АННА»,
руководитель группы волонтеров
www.success.winrock.ru/load/rus/006.pdf
Волонтер — это человек, который желает внести личный вклад в какую-либо деятельность организации и предложить свою помощь безвозмездно. Это определение не полностью отражает ценность волонтеров, которые помогают организации в работе с жертвами домашнего насилия.
Волонтер-консультант — это тот, кто выслушает, поддержит, кто изо дня в день оказывает помощь и поддержку, это внимательный и заботливый голос, отвечающий на звонки по "горячей линии".
К работе волонтеров необходимо относиться бережно, уважать их труд и ценить их усилия как один из важных источников помощи вашей организации и клиентам.
Работа в Центре с пострадавшими от домашнего насилия привлекает разных людей, и причины, по которым они хотят стать волонтерами, разные:
• внесение личного вклада;
• установление контактов с новыми людьми;
• приобретение нового коммуникативного и профессионального опыта;
• принадлежность к организации, которая решает важные вопросы, чувство собственной значимости;
• признание важности их работы, так как она нужна людям, удовлетворение от полученных результатов.
• применение своих невостребованных способностей.
Привлечение добровольцев в качестве консультантов на телефон можно считать одним из важных направлений работы организации. Постоянный отбор и подготовка волонтеров является самостоятельным направлением работы телефона доверия, так как состав консультантов необходимо обновлять.
Работа с волонтерами включает:
набор желающих;
интервью с потенциальными консультантами;
отбор для участия в специальном тренинге;
проведение тренинга;
стажировка на телефоне (отработка практических навыков);
проведение групп поддержки и супервизорских групп для волонтеров.
Для создания эффективно работающей команды волонтеров необходимо:
1. Назначить координатора работы с волонтерами, который будет производить набор и в дальнейшем руководить их деятельностью, обеспечивая качественную работу;
2. Координатору необходимо разработать:
а) учебную программу для обучения добровольцев, которая может включать в себя:
тренинг (40-50 часов);
последующее обучение волонтеров с целью повышения квалификации;
стажировку с опытными со-консультантами;
б) программу повышения квалификации для со-консультантов.
3. Точно определить критерии отбора волонтеров:
личные качества, способности и навыки;
способность к обучению;
умение работать в команде, быть взаимозаменяемыми;
4. Подробно описать предлагаемую деятельность.
5. Разработать положение о консультанте-волонтере.
6. Составить договор с волонтерами.
7. Разработать положение о со-консультанте.
8. Составить анкету для интервью.
9. Систематически проводить тренинги и семинары с обсуждением работы консультантов, знакомить с опытом отечественных и зарубежных коллег в этой области.
Набор волонтеров
Помните, что волонтеры — это люди, готовые добровольно отдавать свое время и усилия для вашей организации.
|
|
1. Тщательно продумайте, где вы будете размещать объявления о наборе волонтеров (это могут быть вузы, курсы повышения квалификации и пр.).
2. Набор волонтеров производится посредством рекламных объявлений, в которых необходимо:
заинтересовать потенциальных помощников;
четко формулировать цель (кто, зачем и когда вам нужен);
обозначить суть и условия работы;
информировать о требуемых качествах и условиях приема.