Помощь Испании нацистской Германии. Записка о нынешнем состоянии германо-испанских экономических отношений

 

(Составлена начальником торгово-политического отдела МИД

Германии 9 ноября 1942 г. для Риббентропа)

(извлечение)

Германо-испанские экономические отношения определяются главным образом:

1. необходимостью получения из Испании возможно большего количества важного в военном отношении сырья и продовольствия, как-то: вольфрама, свинца, плавикового штата, сернистого цинка, железных руд, серного колчедана, ртути, апельсинов, рыбы, вина и др.;

2. тем обстоятельством, что из-за войны мы не можем полностью компенсировать ввоз из Испании поставками из Германии;

3. сильно ослабленным вследствие гражданской войны финансовым и экономическим положением Испании, что ставит ее в зависимость от поддержки извне, которую мы не можем оказать в достаточной мере;

4. вытекающей отсюда возможностью для наших противников оказывать давление на Испанию;

5. а также все возрастающим в связи с военно-политической обстановкой желанием Испании получить от нас оружие и прочие виды вооружения.

После того как мы в 1941 г. вывезли из Испании товаров на 167 млн. рейхсмарок, а туда поставили только на 82 млн. рейхсмарок, испанское правительство стало все больше сокращать экспорт в Германию, в частности вольфрама и т. п. Мы потребовали переговоров, которые смогли, однако, начаться лишь в конце июля этого года, после того как посол фон Шторер сделал серьезные представления каудильо и заявил, что и экономические отношения должны быть подчинены политической необходимости и что мы поэтому ждем от Испании достаточного снабжения нас стратегическим сырьем, хотя бы наши поставки и не достигали полного эквивалента, - принцип, с которым каудильо согласился.

Переговоры направленной в Мадрид делегации Геммена1  начались довольно благоприятно. Испанцы проявили готовность обещать нам поставить в будущем году товаров на 388 млн. рейхсмарок, из них сырья на 175 млн. и продовольствия на 213 млн. рейхсмарок, в то время как мы намеревались поставить материалов на сумму 230 млн. рейхсмарок, из них вооружения на 130 млн., причем, однако, другие настоятельные испанские требования, например требование химических удобрений, ввиду нашей собственной нужды не могли быть полностью удовлетворены. Несмотря на это, казалось, что скорое окончание переговоров возможно, как вдруг в начале сентября их пришлось прервать вследствие смены испанского министра иностранных дел. Хордана2 лично принял на себя ведение переговоров...

Желание Хордана взять переговоры в свои собственные руки объясняется двумя обстоятельствами:

Во-первых, он, видимо, хочет сделать так, чтобы заключенные с нами соглашения не затруднили импорт из заокеанских стран, от которого безусловно зависит Испания и для чего необходимы готовность Америки поставлять ей товары и предоставление Англией своих судовых сертификатов.

Всего с января по сентябрь было поставлено Испании хлеба и маиса 406 тыс. тонн, угля и кокса - около 227 тыс., горючего - около 1136 тыс. и резины - около 1500 тонн, - все это товары, которые мы не были в состоянии поставить. Кроме этого, Хордана хочет использовать экономические переговоры, для того, чтобы принимая во внимание военную обстановку в Северной Африке, получить от нас больше оружия, чем мы им обещали до сих пор...

Подпись: Виль

Документы министерства иностранных дел Германии. Вып. Ill. M., 1946. С. 127-130. Цит. по: Хрестоматия…Т.2. С.343-344.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 1933-1945 гг.

А. ГЕНЕЗИС ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Конвенция об определении агрессии

 

     1933 год

(извлечение)

Проект конвенции об определении нападающей стороны был вне­сен советской делегацией на конференции по разоружению в декабре 1932 г. и принят специальной подкомиссией конференции по разору­жению 24 мая 1933 г. С 3 по 5 июля 1933 г. конвенцию об определе­нии агрессии подписали тремя отдельными актами СССР, Эстония, Латвия, Польша, Румыния, Турция, Персия (Иран), Афганистан, Че­хословакия, Югославия, Литва. Несколько позже подписала конвен­цию Финляндия.

 

Статья 1. Каждая из Высоких Договаривающихся Сто­рон обязуется признавать в своих взаимоотношениях с каж­дой из остальных, начиная со дня вступления в силу настоя­щей конвенции, определение нападающей стороны, разъяс­ненное в докладе Комитета по безопасности от 24 мая 1933 года (доклад Политиса) на Конференции по разоруже­нию, сделанном на основании предложения советской деле­гации.

Статья 2. В соответствии с этим будет признано напа­дающей стороной в международном конфликте - с учетом соглашений, действующих между вовлеченными в конфликт сторонами, - государство, совершившее первым одно из сле­дующих действий:

1) объявление войны другому государству;

2) вторжение вооруженных сил, хотя бы и без объявления войны, на территорию другого государства;

3) нападение сухопутных, морских или воздушных воору­женных сил, хотя бы и без объявления войны, на территорию, морские или воздушные силы другого государства;

4) морская блокада берегов или портов другого государ­ства;

5) помощь вооруженным бандам, образованным на соб­ственной территории и вторгающимся на территорию другого государства, или отказ, несмотря на требования подвергше­гося нападению государства, принять на собственной территории все возможные меры для лишения названных банд вся­кой помощи или покровительства.

Статья 3. Никакие соображения политического, воен­ного, экономического или другого порядка не могут служить извинением или оправданием нападения, предусмотренного в статье второй...

//Известия. 1933. 5 июля. Цит. по: Хрестоматия, т.1. С.228-229.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: