Аристотель о спартанских учреждениях

...Власть эфоров чрезвычайно велика и подобна власти тиранов.

В руках эфоров... находится власть постановлять свои реше­ния по важным судебным процессам; однако эфорами могут оказаться первые попавшиеся; поэтому было бы правильнее, если бы они постановляли свои приговоры не по собственному убеждению, но по букве закона...

Неладно обстоит дело в Лакедемоне и с институтом геронтов (геронт - члены герусии, т.е. совета старейшин).

Лица, исправляющие должность геронтов, бывают и доступны подкупу и часто государственные дела приносят в жертву своим личным выгодам. Поэтому лучше было бы, если бы геронты не были так безответственны, какими они являются в насто­ящее время. Правда, на это можно заметить, что все магистратуры подвластны контролю эфоров. Но это-то обстоятельство и дает в руки эфории слишком большое преимущество.

Вместе с царями, (когда они покидали страну), посылали в качестве лиц, их сопровождающих, их личных врагов и считали спасением для государства, когда между царями происходили распри.

Не могут считаться правильными и те законоположения, которые были введены при первом установлении сисситий (сисситий - общие трапезы). Средства на устройство их должно давать скорее государство, как это имеет место на Крите. В Лакедемоне же каждый участник сисситий обязан вносить на них свои деньги, несмотря на то, что некоторые по причине крайней бедности не в состоянии тратиться на сопряженные с сисситиями издержки... Он желал (имеется в виду Ликург), чтобы институт сисситий был демократическим; но при тех законоположениях, которые к ним относятся, сисситий оказываются институтом менее всего демократическим. Дело в том, что участвовать в сисситиях людям очень бедным нелегко, между тем по традиции участие в них служит показателем принадлежности к сословию граждан, так как тот, кто не в состоянии делать взносов в сисситии, не пользуется правами гражданства.

(Аристотель, Политика, М., 1911, кн. II, с.76-79)

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ АФИН

АРИСТОТЕЛЬ О ДРЕВНЕЙШЕМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРОЕ АФИН

...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом....Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархический, но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они...шестидольниками (шестидольники - люди, которые платили, по свидетельству Плутарха, шестую долю урожая, а по свидетельству Фотия, Платона и других, - себе удерживали лишь шестую часть урожая) потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и детей. Да и ссуды у всех обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона. Он первый сделался простатом (простат - покровитель) народа. Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

Порядок древнего государственного устройства... был следующий. На высшие должности выбирали по благородству происхождения и по богатству; правили должностные лица сначала пожизненно, а впоследствии в течение десяти лет. Важнейшими и первыми по времени из должностей были басилевс, полемарх и архонт. Из них первою была должность басилевса, она была унаследованной от отцов. Второй присоединилась к ней должность полемарха, ввиду того, что некоторые из царей оказались в военных делах слабыми. По этой причине и пригласили Иона (личность мифическая), когда наступили затруднительные обстоятельства. Последней является должность архонта. Большинство говорит, что она возникла при Медонте, а некоторые, - что при Акасте (Медонт и Акаст - преемники последнего афинского царя Кодра, отказавшегося от царской власти). В доказательство последние ссылаются на то, что девять архонтов клянутся давать присягу таким же порядком, как во времена Акаста, так как при нем, по их мнению, Кодриды отказались от царского достоинства ради привилегий, данных архонту. Как бы ни было дело в действительности, разница во времени в том и другом случае небольшая. А что эта должность установлена последней из высших должностей, доказательством служит и то, что архонт не распоряжается никакими из дел, унаследованных от отцов, как басилевс и полемарх, а все только вновь заведенными. Поэтому лишь недавно эта должность приобрела важное значение, будучи расширена дополнительными обязанностями. Что же касается фесмофетов (фесмофеты - высшие должностные лица, исполнявшие судебные функции; в количестве 6, они входили в коллегию 9 архонтов, вслед за архонтом-эпонимом полемархом и басилевсом), то они стали избираться много лет спустя, когда уже выбирали должностных лиц на год. Они должны были записывать правовые положения и хранить их для суда над спорящими сторонами. Вот почему из высших должностей эта одна не была более как годичной. Итак, по времени вот в какой последовательности эти должности идут одна за другой... Архонты имели право решать дела окончательно, а не так, как теперь, производить только предварительное расследование. Вот как обстояло дело с должностями архонтов.

Наконец, совет ареопагитов (речь идет об ареопаге) хотя имел обязанность быть только блюстителем законов, распоряжался большинством важнейших дел в государстве, налагая кары и взыскания безапелляционно на всех нарушителей порядка. Это объясняется тем, что вы6op архонтов производился по благородству происхождения и по богатству, а из них-то и избирались ареопагиты. Вот почему это - единственная из должностей, которая остается пожизненной и теперь.

(Аристотель, Афинская полития, М.-Л., 1936)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: