1. Шкала авторитарности: лидерство - властность - деспотичность
2. Шкала эгоистичности: уверенность в себе - самоуверенность - самовлюбленность
3. Шкала агрессивности: требовательность - непримиримость - жестокость
4. Шкала подозрительности: скептицизм - упрямство - негативизм
5. Шкала подчиненности: уступчивость - кротость - пассивная подчиняемость
6. Шкала зависимости: доверчивость - послушность - зависимость
7. Шкала дружелюбия: добросердечие - несамостоятельность - чрезмерный конформизм
8. Шкала альтруистичности: отзывчивость - бескорыстие - жертвенность.
В зависимости от количества набранных баллов по каждой из шкал можно говорить о степени выраженности качества.
0-8 баллов - адаптивный вариант развития
9-12 баллов - тенденция к дезадаптированности и экстремальному поведению.
13-16 баллов - экстремально дезадаптивный вариант развития
0-4 - низкие баллы, 5-8 - умеренная степень, 9-12 - высокие баллы.
1-я шкала - авторитарность. Высокие показатели соответствуют властной, деспотической личности. Лидирует в групповой деятельности. Во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Доминантный. Средние значения характерны для человека с хорошо выраженными лидерскими тенденциями, но без диктаторских проявлений.
2-я шкала - эгоистичность. Высокие показатели связаны с самовлюбленностью, себялюбием. Такой человек самодоволен, часто хвастлив и заносчив. Эгоцентричен. Средние показатели отражают тип уверенного в себе человека, со склонностью к соперничеству, но без признаков эгоцентризма.
3-я шкала - агрессивность. Высокие показатели обозначают, что человек жесткий и враждебный по отношению к окружающим, агрессивность может доходить до асоциального поведения. Характеризуется низкой терпимостью, резкостью в оценках, раздражительностью. Средние показатели связаны с такими качествами, как требовательность, настойчивость, энергичность.
4-я шкала - подозрительность. Высокие оценки связаны с такими чертами, как подозрительность, негативизм, гипертрофированная склонность к сомнениям во всем, злопамятность, скрытность, разочарованность. Средние значения отражают критичность как свойство личности и ума.
5-я шкала — подчиненность. Высокие показатели связаны с проявлением пассивной подчиненности, слабоволием, склонностью уступать всегда и всем, склонностью к самоуничижению, застенчивости. Средние значения характеризуют уступчивость и скромность. Выражена склонность к послушному и честному выполнению своих обязанностей.
6-я шкала - зависимость. Высокие показатели отражают высокий уровень зависимости в личностных отношениях, неуверенность в себе, наличие навязчивых страхов, опасений, боязливости, послушания. Средние значения связаны с доверчивостью, вежливостью, мягкостью.
7-я шкала - дружелюбие. Высокие показатели отражают ориентацию на принятие и социальное одобрение, стремление «быть хорошим» для всех без учета ситуации, чрезмерный конформизм. Средние показатели связаны со склонностью к сотрудничеству и кооперации. Проявляет дружелюбие и эмпатию, стремится быть в согласии с мнением окружающих, способен к компромиссу.
8-я шкала - альтруистичность. Высокие показатели отражают тип, который в целом может быть определен термином «жертвенность». Стремится помочь и сострадать всем, всегда готов принести в жертву свои интересы, навязывает свою помощь. Средние значения связаны с такими качествами, как отзывчивость, деликатность, бескорыстие. Выражены способность и стремление к проявлению сострадания, заботы и в целом доброго отношения к другим.
Для определения значения выраженности маскулинных качеств (М), надо сумму значений по шкалам: доминантность, уверенность в себе, требовательность, скептицизм разделить на четыре. Чтобы получить значения выраженности фемининных качеств(F), надо сумму значений по шкалам: уступчивость, доверчивость, добросердечие, отзывчивость разделить на четыре.
М = (сумма баллов с 1-й по 4-й шкалу): 4
F = (сумма баллов с 5-й по 8-й шкалу): 4
Значения, соответствующие фемининным и маскулинным характеристикам, заносятся в таблицу.
Таблица 10.
Значения гендерных характеристик по тесту Лири
Название характеристик | Я-реальное | Я-идеальное |
Маскулинные (Л) | ||
Фемининные (F) |
На этапе интерпретации данных используется не только описание шкал, предложенные автором теста, но и теоретическая информация о гендерных характеристиках личности и гендерных стереотипах. Более информативную картину дает сравнение значений, отражающих представления о наличном уровне развития маскулинных и фемининных характеристик личности (Я-реальное) и желаемом уровне выраженности этих характеристик (Я-идеальное). Для этого, с помощью соответствующих методов математической статистики определяются направления, в которых испытуемые стремятся развивать свои гендерные характеристики: в направлении следования гендерным стереотипам (усиление полоспецифичные черты и уменьшение степени выраженности не поло-специфичных черт в Я-идеальном)) или в направлении противостояния гендерным стереотипам (уменьшение в Я-идеальном степени выраженности полоспецифичных черт и усиление неполоспецифичных).
Метод личностного семантического дифференциала (ЛСД) О.Л. Кустовой
Метод построен на базе прилагательных инекоторых описательных утверждений, обозначающих черты личности и характера и ориентированный на оценку самого себя или другого человека и рекомендован его для исследования гендерных стереотипов личности [62].
Опросник, содержит 40 биполярных и 5 униполярных шкал. Ряд антонимов, образуют биполярные градуальные шкалы, были отобраны автором методики из экспериментальных исследований, представленных В. Ф. Петренко. Ряд шкал был составлен автором самостоятельно1 с опорой на логику и процедуру разработки, представленную в монографии «Психосемантика сознания» [78]. Ряд добавленных качеств, соответствуют мужским и женским ролям, они взяты из опросников MMPI и BSRI. Некоторые шкалы входят сразу в несколько факторов. Например, шкала «сильная личность — слабая личность» входит в факторы «силы личности», «социального статуса», «современности». Тем не менее, за счет других шкал, входящих в группу, содержание факторов отражает достаточно независимые линии измерения, так что некий образ может быть оценен, например, как сильная личность с низким социальным статусом.
Инструкция
С помощью прилагательных приведенных бланках, дайте характеристику следующим образам: «Я», «Идеальная женщина» («Идеальный мужчина»), «Женщина в отличие от мужчины» («Мужчина в отличие от женщины»), «Предназначение женщины» («Предназначение мужчины»).
В правом и левом (крайних) столбцах бланков содержатся полярные, полюсные качества. Для образов «Я», «Идеальная женщина» («Идеальный мужчина») и «Предназначение женщины» («Предназначение мужчины») оцените правый столбец, отметив степень выраженности характеристик для каждого исследуемого образа в среднем столбце (в процентном выражении от 0 до 100). В левом столбике представлены противоположные качества, на них можно ориентироваться для удобства оценивания. В конце бланка содержатся униполярные шкалы, которые отмечаются таким же образом.
Образ «Женщина в отличие от мужчины» («Мужчина в отличие от женщины») исследуется в следующем варианте: необходимо обозначить процент отличия. Знак отличия значения здесь не имеет (например, женщины в отличие от мужчин более обаятельны, примерно на 20 %, что отмечается в соответствующей в графе).
Бланк опросника, для оценки образов: «Идеальная женщина», «Женщина в отличие от мужчины», «Предназначение женщины», а также для оценки женщинами самих себя
|