Проект мер охранения памятников старины
Для сохранения памятников старины от повреждений или от разрушения необходимо принять такие меры, которые действительно достигали бы цели. С первого же взгляда эти меры распадаются на два отдела: во-первых, приведение в известность всех доселе существующих еще памятников; во-вторых, самый способ сохранения и ограждения их от всякого повреждения. Приведение в известность памятников прежде всего требует для удобного их описания систематическое подразделение всех памятников на разряды.
1. Памятники архитектуры; сюда принадлежат здания как камен-н
ные, так и деревянные, и все искусственные насыпи, как-то: валы, го-]
родища и курганы.
2. Памятники письменности, т.е. рукописи и старопечатные книги.|
3. Памятники живописи: иконы, стенописи и пр.
4. Памятники ваяния, резьбы и изделия из золота, серебра, меди
железа.
Имея в виду, что из всех этих четырех разрядов памятники первого I и третьего более подвержены повреждениям, чем остальные два, потому что, во-первых, они, по самому существу своему, подвергаются более разрушению как от климатических условий, так и от неразумного пони-1 мания их достоинств; во-вторых, для этого рода памятников доселе ме- ] нее было принимаемо мер или вовсе не принимаемо.
|
|
При этом памятники письменности уже большею частою хранятся \ в библиотеках и, следовательно, отчасти уже обеспечены от уничтоже-1 ния. То же самое можно сказать и о мелких памятниках и о металличе- > ских изделиях, на которых иногда обращено было внимание, вследст-1 вне чего их включили в описи. По всем этим соображениям прежде • всего необходимо охранить памятники архитектуры и живописи, и для чего обратить на них особое внимание археологических обществ. Археологические общества и археологические комиссии по предмету своих| занятий принимают на себя труд приведения в известность всех памятников старины и составление их списков. Желательно, чтобы II архео-1 логический съезд, обсудив предлагаемые ему теперь меры, назначил бы | рассмотрения приготовленных уже описей на III археологическом съезде. Вместе с назначением этого срока, для облегчения труда, принимаемого на себя археологическими обществами, надо определить те губернии, по которым каждое общество будет составлять описи. ВвиДУ
136
такого подразделения губерний, удобно было бы составить следующие археологические округи:
1. Петербургский.
2. Московский.
3. Киевский.
4. Казанский.
5. Одесский.
Примечание 1. Число округов может быть увеличено сообразно с количеством памятников и числом археологических обществ.
Примечание 2. Кавказское наместничество и Сибирский край могут быть подведомы местным отделам императорского Географического общества.
|
|
Примечание 3. В Киевском археологическом округе временная комиссия при Университете св. Владимира, существующая для разбора актов и для археологических изысканий, могла бы окончательно преобразоваться в археологическое общество и принять на себя составление вышеупомянутых списков памятников.
Примечание 4. Что же касается до Казанского археологического округа, то желательно, чтобы в Казани образовалось местное археологическое общество, которое приняло бы также на себя труд составления подобных описей.
Переходя теперь к составлению самих описей, археологическое общество обязано составить списки по 1-му и 3-му разрядам памятников, которые, по мнению его, достойны сохранения. В особой графе обозначается, на чьей земле или в здании какого ведомства находится памятник; во второй графе описывается, в каком состоянии находится этот памятник и требует ли он исправления или поддержки. Наконец, в последней графе излагается подробно как история памятника, так и причины, побудившие археологическое общество внести его в список. Все списки, составленные таким образом, рассматриваются особою комис-сиею, составленной из депутатов археологических обществ, с участием академиков императорской Академии наук, депутатов университетов и Духовных академий, а также и чиновников Министерства внутренних Дел и высших ученых учреждений гражданского и духовного ведомств.
Означенная комиссия, по рассмотрении всех представленных списков, составляет один общий список всем памятникам древностей и распределяет их по степени важности на два разряда: в первый разряд вносятся все памятники первой важности, которые не могут быть ни исправляемы, ни перестраиваемы или иным образом изменяемы, без особого на то высочайшего соизволения. Во второй разряд вносятся те, которые могут быть поправляемы с разрешения Министерства внутренних дел или святейшего Синода, смотря по тому, в чьем ведомстве они
137
находятся, и с непременным условием предварительного соглашения с археологическим обществом того округа, где находится памятник Окончательно составленные списки вносятся через министра внутренних дел на высочайшее утверждение. Высочайше утвержденные списки постепенно затем пополняются тем же порядком описанием памятников второго и четвертого разрядов, т.е. памятниками письменности, ваяния и металлических изделий. Если потребуется поправка какого-либо памятника, внесенного в высочайше утвержденный список, то разрешение на такую поправку не может быть испрашиваемо местным гражданским, военным или духовным начальством без предварительного соглашения с тем археологическим обществом, к округу которого принадлежит губерния, в которой находится требующий поддержки памятник. Должностные лица, самопроизвольно допустившие уничтожение или какое-либо изменение памятника древности, внесенного в высочайше утвержденный список, подвергаются ответственности за превышение власти по ст.341 Уложения о наказаниях.
Вообще каждое археологическое общество обязано ежегодно, по мере надобности, составлять дополнительные списки вновь открываемых памятников с подразделением их на разряды и представлять эти списки через министра внутренних дел на высочайшее утверждение.! Высочайше утвержденные дополнительные списки объявляются Ми-! нистерством внутренних дел для всеобщего сведения, с тем, чтобы они охраняемы были на тех же основах, как памятники, вошедшие в первый высочайше утвержденный список.
Археологические общества, составившие списки памятников по губерниям, приписанным к их округу, заведуют и ответствуют за сохранение этих памятников.
|
|
Для этого они избирают в каждую губернию для наблюдения и хранения древних памятников одного или несколько блюстителей.
Примечание 1. Блюстители избираются археологическими обществами на три года как из своих членов, так и из посторонних лиц, известных обществу своими знаниями и любовью к археологии. Кандидаты на эту должность представляются археологическими обществами на утверждение министра внутренних дел.
Примечание 2. Так как должность блюстителя сопряжена с известными расходами на разъезды и проч., то большинство членов Московского общества полагало считать эту должность в государственной службе и по правам и преимуществам сравнить ее с должностью почетных попечителей гимназий-
Примечание 3. Три члена высказались против предоставления блюстителям всяких служебных прав. Для наблюдения за сохранностью памятников блюстители руководствуются инструкциями, данными им археологическими обществами. Эти инст-
138
рукции, во-первых, содержат утвержденные списки местных памятников, поручаемых ведению блюстителя, во-вторых, подробно излагают обязанности блюстителя, разъясняя, какие права им предоставлены и как велика ответственность их за неисполнение своих обязанностей.
Примечание 4. Археологическое общество, замечая невнимание блюстителя к своей должности, представляет о смене его министру внутренних дел и, вместе с тем, представляет другого кандидата на его место. Если же блюститель сам желает оставить свою должность, то обязан подать об этом прошение на имя археологического общества, которое препровождает его к министру внутренних дел.
Никакой памятник, внесенный в список, не может быть уничтожаем, перестраиваем или иным образом изменяем без предварительного извещения об этом местного блюстителя, который с своей стороны обязан немедленно довести до сведения археологического общества. В случае какого-либо посягательства на целость и сохранность памятника, блюститель заявляет местному светскому и духовному начальству, требуя приостановления действий до разрешения высшей власти, и в то же время сообщает об этом археологическому обществу. Археологическое общество обязано во всякое время ревизовать деятельность блюстителя и производить осмотр памятников через своих членов, для чего избранному закрытой баллотировкой члену выдается от Общества официальное предписание. Об оказавшемся по ревизии он обязан представить отчет Обществу.
|
|
Блюстители обязаны ежегодно, к апрелю месяцу, представлять Обществу отчет о состоянии памятников вверенной им губернии. Общество с наблюдениями, сделанными ревизорами, и своими соображениями, составляет общий отчет и представляет министру внутренних дел в первых числах января.
Материалы по вопросу о сохранении древних памятников, собранные имп. Московским археологическим обществом. М, 1911. С. 35-39.
№125. 1869 г. ноября 11.
Циркуляр Министерства внутренних дел по техническо-строительному комитету. — О доставлении в Министерство описаний и чертежей памятников, крепостей, замков и других зданий древности
По действующему Уставу строительному т. XII Св. Зак. (по продолжению 1868 года), ст. 181 строжайше воспрещено, под ответственностью начальников губерний и местных полиций, разрушать остатки Древних замков, крепостей, памятников и других зданий древности, и
139
ст. 182 — из зданий сего рода исправляются и починяются только те, ^ коих есть какие-либо помещения, в прочих же починиваются только ворота. В случае необходимости сих исправлений, делается представление министру внутренних дел с описанием повреждений и ветхости и с изъяснением, для чего именно исправление нужно.
Ввиду этого закона, считаю долгом покорнейше просить ваше превосходительство доставить в Министерство внутренних дел (по техни-ческо-строительному комитету) подробное описание и чертежи памятников, крепостей и других зданий древности, находящихся в городах и селениях вверенной вам губернии, с объяснением прочности и мер, предпринимаемых местным начальством к сохранению и исправному содержанию этих зданий.
Сборник материалов, относящихся до архивной части в России. Т. I. Пг, 1916. С. 592.
№ 126. 1871 г. декабря 12.
Проект положения об охране памятников старины, одобренный II археологическим съездом
1) Все дошедшие до нас памятники древности, с целью охранения
их от разрушения или несоответственных исправлений, приводятся в
известность посредством составления им списков.
2) Все памятники разделяются на следующие главные разряды:
а) памятники зодчества;
б) памятники живописи: иконы, стенописи и пр., мозаики;
в) памятники ваяния и резьбы;
г) изделия из металла, кости и дерева;
д) ткани, древние одежды и пр.
3) Прежде всего составляются списки:
а) памятникам зодчества и
б) памятникам живописи.
Примечание. Одновременно с составлением списка памятникам этих двух разрядов могут быть приготовляемы материалы к составлению списков памятникам прочих разрядов.
4) В этих списках означается: подробная история памятника; при
чины, на основании которых он внесен в список; на чьей земле или в
ведении какого ведомства он находится и, наконец, состояние памят
ника, то есть, требует ли он исправления, поддержки или восстановле
ния.
5) Существующие археологические и исторические общества при
нимают на себя обязанность составления таковых списков.
140
Т
«
6) Каждое общество, по взаимному между собою соглашению, со
ставляет список памятников по одной или нескольким губерниям.
7) Обществам дозволяется пользоваться материалами касательно
памятников древности, собранными в св. Синоде и в Министерствах:
военном и внутренних дел.
8) Императорское Русское и Московское археологические общест
ва, по мере надобности, образуют отделения в городах тех местностей,
которые отдалены от Обществ или в которых находится много памятни
ков.
9) Для рассмотрения составленных списков и для свода их в один
образуется из уполномоченных от императорской Академии наук, им
ператорской Академии художеств и археологических и исторических
обществ особая комиссия, под председательством лица, которое по
просьбе обществ, примет на себя обязанность руководить ею.
10) Комиссия может приглашать в свои заседания с правом голоса
тех лиц, содействие которых она с своей стороны признает необходи
мым.
11) Комиссия обязана ежетретно представлять отчет о своей дея
тельности председателю и доводить его до всеобщего сведения.
12) Комиссия по мере составления списков повергает их, через по
средство подлежащего лица, на высочайшее государя императора воз
зрение и утверждение, все дополнения к этим спискам равномерно под
носятся к высочайшему утверждению.
13) Со времени высочайшего утверждения списка памятников, ни
какие изменения и поправки в них не предпринимаются со стороны ме
стных властей, гражданской и епархиальной, без предварительного
сношения с тем обществом, которое внесло их в список, и без истребо
вания на то согласия комиссии.
14) Для охранения памятников от случайных изменений и атмосфе
рического влияния избираются комиссиею члены обществ или лица,
известные любовью к старине, на обязанности которых будет лежать
наблюдение за целостью, сохранностью и неприкосновенностью па
мятников и принятие надлежащих мер к необходимой их поддержке.
15) Права и обязанности лиц, избранных для наблюдения за сохран
ностью памятников, равно как разделение России на археологические
округа, установляется впоследствии по докладу комиссии после состав
ления списков всем памятникам и их утверждений.
верно: граф Уваров.
Охрана памятников истории
11 культуры в России. XVII[—начало XX вв.
Сборник документов. М. 1978. С. 92—94.
141
№ 127. 1871 г. декабря 18.
Письмо председателя совета II археологического съезда А.С. Уварова министру народного просвещения Д.А. Толстому с предложением поддержать законопроект об охране памятников древности
Милостивый государь граф Дмитрий Андреевич.
Постепенное уничтожение многих драгоценных и любопытных памятников нашей древности, небрежное и невежественное поновление и даже искажение некоторых из них и равнодушие местной администрации вообще к сохранению их настоятельно требуют принятия коренных мер к ограждению уцелевших по сие время остатков старины. Необходимость таких мер, давно уже сознаваемая и правительством, издавшим ряд узаконений* по этому предмету, и ревнителями старины, неоднократно заявлявшими в печати о жалкой участи, постигающей наши памятники, и археологическими обществами, пытавшимися противодействовать истреблению остатков древности, необходимость эта снова высказана была с разных сторон на I археологическом съезде в Москве и тогда же вызвала составление особой комиссии из членов Московского и Петербургского археологических обществ, которой поручено было представить настоящему съезду проект наиболее действительных мер для охранения отечественных памятников от всяких дальнейших повреждений.
Тщательно пересмотрев прежние правительственные распоряжения по этому предмету, комиссия не могла не придти к тому убеждению, что они не достигли своей цели отчасти потому, что оценка достоинства и ; хранение древних памятников большею частью возлагались на обязан- \ ность таких лиц, которые очень мало, а иногда и вовсе не были подготовлены к занятиям подобного рода, отчасти же и потому, что у этих лиц не было в виду прямых указаний на то, что именно должно подлежать охранению.
Последнее, весьма важное обстоятельство, побудило комиссию при составлении проекта правил обратить прежде всего внимание на безотлагательное составление археологической статистики, т.е. на приведение в известность всех наличных памятников древности и, притом, сначала памятников зодчества и живописи, как наиболее подверженных порче и разрушению.
Списки памятников будут на первый раз составлены при помоши уже подготовленных материалов и при содействии местных любителей старины и археологических обществ. Окончательный же свод всех собранных сведений и данных и обработку их предполагается возложить на особую постоянную комиссию, которой будет предоставлено такЖе дальнейшее развитие и ведение всего дела**.
142
Выработанные в этом смысле положения были представлены на обсуждение II археологического съезда и единогласно одобрены им в общем собрании оного 12-го сего декабря.
Имея честь представить при сем означенный проект на благоусмотрение вашего сиятельства, совет съезда считает долгом откровенно высказать свое убеждение, что при неуспешности прежних правительственных мер и отдельных попыток наших археологических обществ и ввиду различных затруднений, которые могут встретиться при осуществлении нового проекта, успешное ведение дела и сохранение для науки памятников старины возможно только в таком случае, если бы его императорскому высочеству государю наследнику благоугодно было принять означенную комиссию под ближайшее свое покровительство. В противном случае и новый проект не принесет никаких полезных результатов и примкнет к тем мерам правительства к охранению памятников, которые остались и остаются мертвою буквою.
Вследствие сего совет съезда имеет честь обратиться к вашему сиятельству с покорнейшею просьбою принять на себя ходатайство по сему предмету.
Принимая вместе с тем в соображение, что и на настоящем съезде вновь сделаны заявления как о совершившемся уже разрушении, так и о замышляемом уничтожении некоторых древних памятников,*** и имея в виду, что для устранения последнего необходимо принять ныне же некоторые предварительные меры, совет съезда считает долгом покорнейше просить вас, милостивый государь, испросить высочайшее соизволение на то, чтобы впредь до составления окончательного списка памятников местные власти, гражданские и епархиальные, не иначе приступали к поправкам, переделкам и уничтожению древних памятников, как по соглашению с одним из ближайших по месту их нахождения археологических или исторических обществ, как-то: Петербургским, Московским или Одесским.
Примите, ваше сиятельство, уверение в совершенном моем почтении и преданности.
Председатель совета граф Уваров 18 декабря 1871 г. С.-Петербург.
* 4 июля 1822 г. о сохранении древностей в Крыму; 31 декабря 1826 г. о доставлении сведений об остатках древних зданий в городах и о воспрещении Разрушать оные; 14 декабря 1827 г. о сохранении древних зданий по губерниям; 3 июня 1837 г. о возложении на гражданских губернаторов обязанностей сберегать от разрушения памятники древности; 14 февраля 1848 г. о наблюдении за охранением памятников древности и 7 июня 1854 г. о средствах на поддержание Памятников старины. (Примеч. док.).
** Подобные комиссии существуют за границею и им наука обязана сохра-многих драгоценных памятников. В этом отношении комиссия, суще-
143
ствующая в Австрии, обращает своею деятельностию и изданиями особенное внимание. (Примеч. док.).
*** Так, между прочим, было заявлено о намерении Московской думы разобрать стену, окружающую Китай-город. (Примеч. док.)
Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII — начало ХХвв. Сборник документов. М. 1978. С. 95—98.
№ 128. 1872 г. ноября 24.
Положение Комитета министров об учреждении Исторического общества Не\ стара летописца в Киеве
Государь император, по положению Комитета министров, в 24-й день ноября сего года высочайше соизволил на учреждение Исторического общества Нестора летописца в Киеве, с предоставлением Министерству народного просвещения права утвердить устав сего Общества. ПСЗ-2, т. 47, отд. II, № 51566.
№ 129. 1873 г. февраля 27.