Проект положения об охране древних памятников, предложенный Московским ар. геологическим обществом

Проект мер охранения памятников старины

Для сохранения памятников старины от повреждений или от разру­шения необходимо принять такие меры, которые действительно дости­гали бы цели. С первого же взгляда эти меры распадаются на два отде­ла: во-первых, приведение в известность всех доселе существующих еще памятников; во-вторых, самый способ сохранения и ограждения их от всякого повреждения. Приведение в известность памятников прежде всего требует для удобного их описания систематическое подразделение всех памятников на разряды.

1. Памятники архитектуры; сюда принадлежат здания как камен-н
ные, так и деревянные, и все искусственные насыпи, как-то: валы, го-]
родища и курганы.

2. Памятники письменности, т.е. рукописи и старопечатные книги.|

3. Памятники живописи: иконы, стенописи и пр.

4. Памятники ваяния, резьбы и изделия из золота, серебра, меди
железа.

Имея в виду, что из всех этих четырех разрядов памятники первого I и третьего более подвержены повреждениям, чем остальные два, пото­му что, во-первых, они, по самому существу своему, подвергаются более разрушению как от климатических условий, так и от неразумного пони-1 мания их достоинств; во-вторых, для этого рода памятников доселе ме- ] нее было принимаемо мер или вовсе не принимаемо.

При этом памятники письменности уже большею частою хранятся \ в библиотеках и, следовательно, отчасти уже обеспечены от уничтоже-1 ния. То же самое можно сказать и о мелких памятниках и о металличе- > ских изделиях, на которых иногда обращено было внимание, вследст-1 вне чего их включили в описи. По всем этим соображениям прежде • всего необходимо охранить памятники архитектуры и живописи, и для чего обратить на них особое внимание археологических обществ. Архе­ологические общества и археологические комиссии по предмету своих| занятий принимают на себя труд приведения в известность всех памят­ников старины и составление их списков. Желательно, чтобы II архео-1 логический съезд, обсудив предлагаемые ему теперь меры, назначил бы | рассмотрения приготовленных уже описей на III археологическом съезде. Вместе с назначением этого срока, для облегчения труда, при­нимаемого на себя археологическими обществами, надо определить те губернии, по которым каждое общество будет составлять описи. ВвиДУ

136


такого подразделения губерний, удобно было бы составить следующие археологические округи:

1. Петербургский.

2. Московский.

3. Киевский.

4. Казанский.

5. Одесский.

Примечание 1. Число округов может быть увеличено сообразно с количест­вом памятников и числом археологических обществ.

Примечание 2. Кавказское наместничество и Сибирский край могут быть подведомы местным отделам императорского Географичес­кого общества.

Примечание 3. В Киевском археологическом округе временная комиссия при Университете св. Владимира, существующая для разбо­ра актов и для археологических изысканий, могла бы окон­чательно преобразоваться в археологическое общество и принять на себя составление вышеупомянутых списков па­мятников.

Примечание 4. Что же касается до Казанского археологического округа, то желательно, чтобы в Казани образовалось местное археоло­гическое общество, которое приняло бы также на себя труд составления подобных описей.

Переходя теперь к составлению самих описей, археологическое об­щество обязано составить списки по 1-му и 3-му разрядам памятников, которые, по мнению его, достойны сохранения. В особой графе обозна­чается, на чьей земле или в здании какого ведомства находится памят­ник; во второй графе описывается, в каком состоянии находится этот памятник и требует ли он исправления или поддержки. Наконец, в по­следней графе излагается подробно как история памятника, так и при­чины, побудившие археологическое общество внести его в список. Все списки, составленные таким образом, рассматриваются особою комис-сиею, составленной из депутатов археологических обществ, с участием академиков императорской Академии наук, депутатов университетов и Духовных академий, а также и чиновников Министерства внутренних Дел и высших ученых учреждений гражданского и духовного ведомств.

Означенная комиссия, по рассмотрении всех представленных спис­ков, составляет один общий список всем памятникам древностей и рас­пределяет их по степени важности на два разряда: в первый разряд вно­сятся все памятники первой важности, которые не могут быть ни ис­правляемы, ни перестраиваемы или иным образом изменяемы, без осо­бого на то высочайшего соизволения. Во второй разряд вносятся те, ко­торые могут быть поправляемы с разрешения Министерства внутрен­них дел или святейшего Синода, смотря по тому, в чьем ведомстве они

137


находятся, и с непременным условием предварительного соглашения с археологическим обществом того округа, где находится памятник Окончательно составленные списки вносятся через министра внутрен­них дел на высочайшее утверждение. Высочайше утвержденные списки постепенно затем пополняются тем же порядком описанием памятни­ков второго и четвертого разрядов, т.е. памятниками письменности, ва­яния и металлических изделий. Если потребуется поправка какого-ли­бо памятника, внесенного в высочайше утвержденный список, то раз­решение на такую поправку не может быть испрашиваемо местным гражданским, военным или духовным начальством без предваритель­ного соглашения с тем археологическим обществом, к округу которого принадлежит губерния, в которой находится требующий поддержки па­мятник. Должностные лица, самопроизвольно допустившие уничтоже­ние или какое-либо изменение памятника древности, внесенного в вы­сочайше утвержденный список, подвергаются ответственности за пре­вышение власти по ст.341 Уложения о наказаниях.

Вообще каждое археологическое общество обязано ежегодно, по мере надобности, составлять дополнительные списки вновь открывае­мых памятников с подразделением их на разряды и представлять эти списки через министра внутренних дел на высочайшее утверждение.! Высочайше утвержденные дополнительные списки объявляются Ми-! нистерством внутренних дел для всеобщего сведения, с тем, чтобы они охраняемы были на тех же основах, как памятники, вошедшие в первый высочайше утвержденный список.

Археологические общества, составившие списки памятников по гу­берниям, приписанным к их округу, заведуют и ответствуют за сохране­ние этих памятников.

Для этого они избирают в каждую губернию для наблюдения и хра­нения древних памятников одного или несколько блюстителей.

Примечание 1. Блюстители избираются археологическими обществами на три года как из своих членов, так и из посторонних лиц, из­вестных обществу своими знаниями и любовью к археоло­гии. Кандидаты на эту должность представляются археоло­гическими обществами на утверждение министра внутрен­них дел.

Примечание 2. Так как должность блюстителя сопряжена с известными расходами на разъезды и проч., то большинство членов Московского общества полагало считать эту должность в государственной службе и по правам и преимуществам сравнить ее с должностью почетных попечителей гимназий-

Примечание 3. Три члена высказались против предоставления блюстите­лям всяких служебных прав. Для наблюдения за сохраннос­тью памятников блюстители руководствуются инструкция­ми, данными им археологическими обществами. Эти инст-

138


рукции, во-первых, содержат утвержденные списки мест­ных памятников, поручаемых ведению блюстителя, во-вто­рых, подробно излагают обязанности блюстителя, разъяс­няя, какие права им предоставлены и как велика ответст­венность их за неисполнение своих обязанностей.

Примечание 4. Археологическое общество, замечая невнимание блюстите­ля к своей должности, представляет о смене его министру внутренних дел и, вместе с тем, представляет другого канди­дата на его место. Если же блюститель сам желает оставить свою должность, то обязан подать об этом прошение на имя археологического общества, которое препровождает его к министру внутренних дел.

Никакой памятник, внесенный в список, не может быть уничтожа­ем, перестраиваем или иным образом изменяем без предварительного извещения об этом местного блюстителя, который с своей стороны обя­зан немедленно довести до сведения археологического общества. В слу­чае какого-либо посягательства на целость и сохранность памятника, блюститель заявляет местному светскому и духовному начальству, тре­буя приостановления действий до разрешения высшей власти, и в то же время сообщает об этом археологическому обществу. Археологическое общество обязано во всякое время ревизовать деятельность блюстителя и производить осмотр памятников через своих членов, для чего избран­ному закрытой баллотировкой члену выдается от Общества официаль­ное предписание. Об оказавшемся по ревизии он обязан представить отчет Обществу.

Блюстители обязаны ежегодно, к апрелю месяцу, представлять Об­ществу отчет о состоянии памятников вверенной им губернии. Общест­во с наблюдениями, сделанными ревизорами, и своими соображения­ми, составляет общий отчет и представляет министру внутренних дел в первых числах января.

Материалы по вопросу о сохранении древних памятников, собранные имп. Московским археологическим обществом. М, 1911. С. 35-39.

№125. 1869 г. ноября 11.

Циркуляр Министерства внутренних дел по техническо-строительному комите­ту. — О доставлении в Министерство описаний и чертежей памятников, крепо­стей, замков и других зданий древности

По действующему Уставу строительному т. XII Св. Зак. (по продол­жению 1868 года), ст. 181 строжайше воспрещено, под ответственнос­тью начальников губерний и местных полиций, разрушать остатки Древних замков, крепостей, памятников и других зданий древности, и

139


ст. 182 — из зданий сего рода исправляются и починяются только те, ^ коих есть какие-либо помещения, в прочих же починиваются только ворота. В случае необходимости сих исправлений, делается представле­ние министру внутренних дел с описанием повреждений и ветхости и с изъяснением, для чего именно исправление нужно.

Ввиду этого закона, считаю долгом покорнейше просить ваше пре­восходительство доставить в Министерство внутренних дел (по техни-ческо-строительному комитету) подробное описание и чертежи памят­ников, крепостей и других зданий древности, находящихся в городах и селениях вверенной вам губернии, с объяснением прочности и мер, предпринимаемых местным начальством к сохранению и исправному содержанию этих зданий.

Сборник материалов, относящихся до архивной части в России. Т. I. Пг, 1916. С. 592.

№ 126. 1871 г. декабря 12.

Проект положения об охране памятников старины, одобренный II археологичес­ким съездом

1) Все дошедшие до нас памятники древности, с целью охранения
их от разрушения или несоответственных исправлений, приводятся в
известность посредством составления им списков.

2) Все памятники разделяются на следующие главные разряды:

а) памятники зодчества;

б) памятники живописи: иконы, стенописи и пр., мозаики;

в) памятники ваяния и резьбы;

г) изделия из металла, кости и дерева;

д) ткани, древние одежды и пр.

3) Прежде всего составляются списки:

а) памятникам зодчества и

б) памятникам живописи.

Примечание. Одновременно с составлением списка памятникам этих двух разрядов могут быть приготовляемы материалы к со­ставлению списков памятникам прочих разрядов.

4) В этих списках означается: подробная история памятника; при­
чины, на основании которых он внесен в список; на чьей земле или в
ведении какого ведомства он находится и, наконец, состояние памят­
ника, то есть, требует ли он исправления, поддержки или восстановле­
ния.

5) Существующие археологические и исторические общества при­
нимают на себя обязанность составления таковых списков.

140


Т

«


 

6) Каждое общество, по взаимному между собою соглашению, со­
ставляет список памятников по одной или нескольким губерниям.

7) Обществам дозволяется пользоваться материалами касательно
памятников древности, собранными в св. Синоде и в Министерствах:
военном и внутренних дел.

8) Императорское Русское и Московское археологические общест­
ва, по мере надобности, образуют отделения в городах тех местностей,
которые отдалены от Обществ или в которых находится много памятни­
ков.

9) Для рассмотрения составленных списков и для свода их в один
образуется из уполномоченных от императорской Академии наук, им­
ператорской Академии художеств и археологических и исторических
обществ особая комиссия, под председательством лица, которое по
просьбе обществ, примет на себя обязанность руководить ею.

 

10) Комиссия может приглашать в свои заседания с правом голоса
тех лиц, содействие которых она с своей стороны признает необходи­
мым.

11) Комиссия обязана ежетретно представлять отчет о своей дея­
тельности председателю и доводить его до всеобщего сведения.

12) Комиссия по мере составления списков повергает их, через по­
средство подлежащего лица, на высочайшее государя императора воз­
зрение и утверждение, все дополнения к этим спискам равномерно под­
носятся к высочайшему утверждению.

13) Со времени высочайшего утверждения списка памятников, ни­
какие изменения и поправки в них не предпринимаются со стороны ме­
стных властей, гражданской и епархиальной, без предварительного
сношения с тем обществом, которое внесло их в список, и без истребо­
вания на то согласия комиссии.

14) Для охранения памятников от случайных изменений и атмосфе­
рического влияния избираются комиссиею члены обществ или лица,
известные любовью к старине, на обязанности которых будет лежать
наблюдение за целостью, сохранностью и неприкосновенностью па­
мятников и принятие надлежащих мер к необходимой их поддержке.

15) Права и обязанности лиц, избранных для наблюдения за сохран­
ностью памятников, равно как разделение России на археологические
округа, установляется впоследствии по докладу комиссии после состав­
ления списков всем памятникам и их утверждений.

верно: граф Уваров.

Охрана памятников истории

11 культуры в России. XVII[—начало XX вв.

Сборник документов. М. 1978. С. 92—94.

141


№ 127. 1871 г. декабря 18.

Письмо председателя совета II археологического съезда А.С. Уварова министру на­родного просвещения Д.А. Толстому с предложением поддержать законопроект об охране памятников древности

Милостивый государь граф Дмитрий Андреевич.

Постепенное уничтожение многих драгоценных и любопытных па­мятников нашей древности, небрежное и невежественное поновление и даже искажение некоторых из них и равнодушие местной администра­ции вообще к сохранению их настоятельно требуют принятия коренных мер к ограждению уцелевших по сие время остатков старины. Необхо­димость таких мер, давно уже сознаваемая и правительством, издавшим ряд узаконений* по этому предмету, и ревнителями старины, неодно­кратно заявлявшими в печати о жалкой участи, постигающей наши па­мятники, и археологическими обществами, пытавшимися противодей­ствовать истреблению остатков древности, необходимость эта снова высказана была с разных сторон на I археологическом съезде в Москве и тогда же вызвала составление особой комиссии из членов Московско­го и Петербургского археологических обществ, которой поручено было представить настоящему съезду проект наиболее действительных мер для охранения отечественных памятников от всяких дальнейших по­вреждений.

Тщательно пересмотрев прежние правительственные распоряжения по этому предмету, комиссия не могла не придти к тому убеждению, что они не достигли своей цели отчасти потому, что оценка достоинства и ; хранение древних памятников большею частью возлагались на обязан- \ ность таких лиц, которые очень мало, а иногда и вовсе не были подго­товлены к занятиям подобного рода, отчасти же и потому, что у этих лиц не было в виду прямых указаний на то, что именно должно подлежать охранению.

Последнее, весьма важное обстоятельство, побудило комиссию при составлении проекта правил обратить прежде всего внимание на безот­лагательное составление археологической статистики, т.е. на приведе­ние в известность всех наличных памятников древности и, притом, сна­чала памятников зодчества и живописи, как наиболее подверженных порче и разрушению.

Списки памятников будут на первый раз составлены при помоши уже подготовленных материалов и при содействии местных любителей старины и археологических обществ. Окончательный же свод всех со­бранных сведений и данных и обработку их предполагается возложить на особую постоянную комиссию, которой будет предоставлено такЖе дальнейшее развитие и ведение всего дела**.

142


Выработанные в этом смысле положения были представлены на об­суждение II археологического съезда и единогласно одобрены им в об­щем собрании оного 12-го сего декабря.

Имея честь представить при сем означенный проект на благоусмот­рение вашего сиятельства, совет съезда считает долгом откровенно вы­сказать свое убеждение, что при неуспешности прежних правительст­венных мер и отдельных попыток наших археологических обществ и ввиду различных затруднений, которые могут встретиться при осуще­ствлении нового проекта, успешное ведение дела и сохранение для на­уки памятников старины возможно только в таком случае, если бы его императорскому высочеству государю наследнику благоугодно было принять означенную комиссию под ближайшее свое покровительство. В противном случае и новый проект не принесет никаких полезных ре­зультатов и примкнет к тем мерам правительства к охранению памятни­ков, которые остались и остаются мертвою буквою.

Вследствие сего совет съезда имеет честь обратиться к вашему сия­тельству с покорнейшею просьбою принять на себя ходатайство по се­му предмету.

Принимая вместе с тем в соображение, что и на настоящем съезде вновь сделаны заявления как о совершившемся уже разрушении, так и о замышляемом уничтожении некоторых древних памятников,*** и имея в виду, что для устранения последнего необходимо принять ныне же некоторые предварительные меры, совет съезда считает долгом по­корнейше просить вас, милостивый государь, испросить высочайшее соизволение на то, чтобы впредь до составления окончательного спис­ка памятников местные власти, гражданские и епархиальные, не иначе приступали к поправкам, переделкам и уничтожению древних памят­ников, как по соглашению с одним из ближайших по месту их нахожде­ния археологических или исторических обществ, как-то: Петербург­ским, Московским или Одесским.

Примите, ваше сиятельство, уверение в совершенном моем почте­нии и преданности.

Председатель совета граф Уваров 18 декабря 1871 г. С.-Петербург.

* 4 июля 1822 г. о сохранении древностей в Крыму; 31 декабря 1826 г. о до­ставлении сведений об остатках древних зданий в городах и о воспрещении Разрушать оные; 14 декабря 1827 г. о сохранении древних зданий по губерниям; 3 июня 1837 г. о возложении на гражданских губернаторов обязанностей сбере­гать от разрушения памятники древности; 14 февраля 1848 г. о наблюдении за охранением памятников древности и 7 июня 1854 г. о средствах на поддержание Памятников старины. (Примеч. док.).

** Подобные комиссии существуют за границею и им наука обязана сохра-многих драгоценных памятников. В этом отношении комиссия, суще-

143


ствующая в Австрии, обращает своею деятельностию и изданиями особенное внимание. (Примеч. док.).

*** Так, между прочим, было заявлено о намерении Московской думы разобрать стену, окружающую Китай-город. (Примеч. док.)

Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII — начало ХХвв. Сборник документов. М. 1978. С. 95—98.

№ 128. 1872 г. ноября 24.

Положение Комитета министров об учреждении Исторического общества Не\ стара летописца в Киеве

Государь император, по положению Комитета министров, в 24-й день ноября сего года высочайше соизволил на учреждение Историчес­кого общества Нестора летописца в Киеве, с предоставлением Минис­терству народного просвещения права утвердить устав сего Общества. ПСЗ-2, т. 47, отд. II, № 51566.

№ 129. 1873 г. февраля 27.
















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: