О вотчинах а в ней 55 статей

1.В прошлом во 136-м году блаженныя памяти, великий госу­дарь царь и великий князь Михайло Феодоровичь всея Русии, и отец его государев, блаженныя же памяти, великий государь, святейший Филарет Никитичь, патриарх Московский и всея Ру­сии указали о родовых и о выслуженых вотчинах по правилом святых апостол и святых отец: кого не станет, а после его оста­нется жена безъдетна, да после того же останутся братия родные и двоюродные и род, и те вотчины давати в род того умершаго, кого не станет, братьям родным и двоюродным и в род, кто кому ближе. А женам тех умерших, которые останутся безъдетны, да­вати им из животов их четверть, да приданое. А до родовых и до выслуженых вотчин им дела нет, опричь купленых вотчин. А которые вотчинники померли, а вотчины их после их, со духовным и по даным их, даны их племянницам и внучатам, и прав­нучатом девкам, и тем вотчинам быти за ними по родству.

В прошлом во 136-м году … указали о родовых и о выслуженых вотчинах – имеется в виду указ, изданные 3 декабря 1627 г. и 23 мая 1628 г. по которым выслуженные вотчины приравнивались к родовым.

2.А у которых вотчинников после их останутся дочери их и сестры замужем, и об вотчинах их учнут бити челом по родъству челобитчики тех умерших, дочери и сестры, которые замужем, в вотчину же, и им чинити указ по уложенью, а оне тем вотчинам вотчичи. А после которых умерших учнут бити челом о вотчи­нах после отцов своих сыновья и дочери, и те вотчины давати сыновьям, а дочерям вотчин з братьею жеребьев не давати, покаместа братья их живы, а давати дочерям после отцов их ис по­местей на прожиток по указу. А как братьи их не станет, и доче­ри тем вотчинам вотчичи.

Да в прошлом во 137-м году блаженныя памяти великий госу­дарь святейший Филарет Никитич, патриарх Московский всея Русии указал, вотчины родовые и за службы даные отдавати вотчичам детем сыну. А будет умершаго сына не будет, и те вот­чины дочерям. А будет судом божиим и дочерей не станет, и те вотчины в род отдавати, кто ближе того роду вотчичем, а им за те вотчины деньги давати по умершаго душе в вечный поминок по уложенью. А купленая вотчина жене его, вольно ей в той вотчине, как похочет, нет до нея никому дела. А тот указ 137-го го­ду написан, блаженныя памяти великого государя святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея Русии его государевою святительскою рукою. А ныне государь, царь и ве­ликий князь Алексей Михайлович всея Русии указал, и бояре пговорили, кого московских чинов бояр, и окольничих, и дум­ных людей, и стольников, и стряпчих, и дворян московских, и дьяков, и жильцов, и городовых дворян, и детей боярских, и иноземцов судом божиим не станет, а после их останутся матери их, да после их же останутся жены их бездетны, а поместей пос­ле тех умерших не останется, и на прожиток матерем и женам дать будет не ис чего, и купленых вотчин потому же не останет­ся, а останутся выслуженые и родовые вотчины, и тех умерших матерем и женам давати на прожиток из выслуженых вотчин, по их живот по разсмотрению. А тем вдовам тех выслуженых вот­чин не продать, и не заложить, и по душе не отдать, и в прида­ные за собою не писать. А будет пойдет замуж, или пострижет­ся, или умрет, и те вотчины отдавати вотчинником, кто к тем потчинам будет ближе, по прежним государевым указом и уложеньем, как писано выше сего.

137 год – 1629 год.

3.А давати на прожиток из выслуженых вотчин после умер­ших, матерем их вдовам по разсмотрению, будет те их матери с ними вместе живут, а на прожиток им наперед того ничего не да­но. А будет за теми их матерьми будут прожиточныя поместьи прежних дачь, и тем их матерям из выслуженых вотчин на про­житок ничего не давати.

4.А родовым и выслуженым вотчинам государь указал и боя­ре приговорили быти по правилом святых апостол и святых отец и по уложению прежних государей, и отца своего государева, блаженныя памяти, великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии, и деда своего государева, блаженныя же памяти, великого государя святейшаго Филарета Никитича, патриарха Московскаго и всея Русии, 136-го и 137-го году, как писано выше сего. А у кого сыновей не останется, и родовыя и выслуженые вотчины давати и дочерям их по прежним государевым указом. И у которых дочерей будут дети, и те вотчины детем их и внучатом, после дедов своих и бабок их родных и з дядьями и с тетками своими родными, в старинных и в вы­служеных вотчинах быти им вотчичам же. А будет у которых дочерей детей не останется, и те вотчины отдавати в род, кто иже того роду, вотчичем, по прежним государевым указом и уложеньем.

5.А будет после которого умершаго останется купленая вот­чина, а родовые и выслуженые вотчины и поместья не останется, да после того же умершаго останется другая, или третья жена, да дети, которых он приживет с первою, или з другою, или с третьею женою, и тем его детем, которых он приживет с первою, или з другою, или с третьею женою, опричь купленыя вотчины, поместья дать будет нечего, и купленая вотчина дати жене и де­тем его всем, розделя по жеребьям, по скольку на жеребей до­станется.

6.А которая купленая вотчина, после умершаго, дана будет жене его, опричь детей, и она в той вотчине вольна, а иному ни­кому до той вотчины дела нет.

7.А будет которые люди отходя сего света вотчины свои ку­пленыя напишут в духовных своих, женам своим бездетным, будет жены их после их замужь не пойдут, а будет жены их пой­дут замужь, и им до тех вотчин дела нет, а отдать те их вотчины братьям их, или в род. Или будет написано в духовных, что же­нам их будучи во вдовах, теми их куплеными вотчинами владеть по свой живот, или до тех мест, как постригутся, а как те их же­ны постригутся, или помрут и те их купленые вотчины потому же отдать братьям их, или в род, и по таким духовным куплены­ми вотчинами после таких умерших, женам их бездетным вла­деть до тех мест, как они пойдут замужь, или постригутся, или помрут. А будет они пойдут замужь, и им до тех вотчин дела нет, а отдать те вотчины по духовной умершаго роду, кому та вотчина в духовной будет написана.

Духовная (духовная грамота, духовная память) – завещание, распоряжение наследодателя, в подтверждение которого на обороте подписывались свидетели.

8.А которые люди купят себе в вотчину свои поместья, или они вотчины же купят себе у вотчинников роду своего, родовыя и выслуженыя, а после того их не станет, а жены их после их останутся бездетны, и тем их женам бездетным дати одни те ку­пленые вотчины, которыя они купят себе из своих поместных зе­мель. А владети им теми вотчинами по свой живот, или до тех мест, как пойдут замужь, или постригутся, а тех вотчин им не продать ни заложить. А как они пойдут замужь, или постригут­ся, или помрут, и те вотчины после их отдавати мужей их род­ственником в вотчину же, кому государь укажет по разсмотрению, а родственником за ту вотчину против купчей дати деньги по его душе. А будет он в той купленой вотчине после купли что прибавил вотчинного строения, и родственником за то прибылое строение по тому же дати деньги по его душе против государева указу, как о том писано о купленых и о закладных вотчинах ни­же сего. А которые вотчины мужья их купят себе у вотчинников роду своего родовые или выслуженые, и тех вотчин после мужей их им вдовам не отдавати, а отдавать такия вотчины умершаго роду, для того, что те вотчины их родственные, и выслуженые. А родственником за ту вотчину по тому же дати деньги по его душе, против купчей.    

9.А продавать поместные земли з вотчину по государеву имянному указу, кого государь пожалует, а без государева имянного указу помещиком поместных их земель в вотчину ни­кому не продавать.

10.А которые выслуженые вотчины в прошлых годех по 136 год даваны после мужей женам их бездетным, а со 136-го году по 140-й год у тех вдов те вотчины были взяты, и отданы в род мужей их, а у кого роду не осталось, и те вотчины отдаваны челобитчиком в поместныя земли, а после того со 140-го году по указу блаженный памяти великого государя царя и великого
князя Михаила Феодоровича всея Русии, и отца его государева,
блаженныя же памяти, великого государя святейшаго Филарета
Никитича патриарха Московского и всея Русии, те вотчины из роздачи взяты, и отданы тем же вдовам, у которых те вотчины были взяты, и велено им теми вотчинами владеть по свой живот, и за теми вдовами тем вотчинам быть до тех мест, покамест они будут живы. А иным никому тех вотчин тем вдовам не продать, ни заложить, ни по душе в монастырь, ни к приходным церквам никуды не отдать. А как их не станет, и те вотчины отдавать в род мужей их, кто к тем вотчинам близок.

А которые выслуженые вотчины в прошлых годех по 136 год даваны после мужей женам их бездетным, а со 136-го году по 140-й год у тех вдов те вотчины были взяты, и отданы в род мужей их, а у кого роду не осталось, и те вотчины отдаваны челобитчиком в поместныя земли, а после того со 140-го году … – до  указа 3 декабря 1627 г. бездетные вдовы выслуженные вотчины получали в наследство, с 1628 по 1632 г. у таких вдов такие вотчины были изъяты и переданы в род умерших мужей, а с 1632 г. …

11.А которые вотчинники померли в прошлых же годех до 136-го году, а после их остались жены бездетны, и вотчины му­жей своих продавали, а после того тех жен не стало, а иные вотчинниковы жены постриглись, а те их вотчины и ныне за вот­чинники в продаже и в закладе, и будет тем вотчинам выищутся вотчичи по родству, и им выкупать по уложению. А не будет вотчичев, и тем вотчинам быть за теми людьми, кто купил, или в заклад взял.

12.А у которых вотчинников в прошлых же годех, до 136-го году, остались матери и жены во вдовах, а вотчинами тех вот­чинников владеют те вдовы, а прожиточных поместей за теми вдовами нет, и у тех вдов тех вотчин до их живота не отъимать, а им тех вотчин никакими обычаи не продать, ни заложить, ни по душе не отдать.

13.А будет после которого вотчинника вотчина его дана бу­дет детем его, сыновьям двум, или трем человеком вопче, и им тою вотчиною владеть всем, а ни одному без одного тоя вотчины не продать, ни заложить. А будет после отца их останутся многия долги, а оплатитися им от тех долгов, опричь тоя вотчины нечим и для платежу того отцовского долгу похотят они ту вот­чину продать, или заложить, и им та вот читг про дать, или зало­жить всем же вопче. А будет большой брат ту вотчину кому продаст или заложит, с меньшими братьями не поговоря, хотя быти один корыстен, а не для платежу отцова долгу, а братия у него в те поры будут малы, а как они будут в возрасте, и они о той отцовской вотчине на того своего большого брата и на куп­ца, кто у него ту отца их вотчину купит, или в заклад возмет, учнут государю бити челом, в указныя в сорок лет, и с суда про то сыщется допряма, что тот их брат ту их вотчину продал, без их ведома, для своего пожитку, а не для платежу отцова долгу и тоя вотчины их жеребьи взяв у того, кому та их вотчина будет продана, или заложена, отдать им, а на большом их брате велеть за те вотчинныя жеребьи по купчей, или по закладной тому, ко­му те вотчинныя жеребьи проданы, или заложены, доправить деньги сполна, а большого их брата вотчинному жеребью быти в продаже попрежнему. А будет тот вотчинной жеребей похотят меньшия братия выкупить, и им тот жеребей выкупить по госу­дареву указу, как о том писано выше сего.

14.А будет после кого умершаго вотчина его дана будет детем его сыновьям двум же или трем человеком вопче, и один из них тоя отцовския вотчины свой жеребей, для своих недостатков, похочет продать, или заложить, и ему тот свой вотчинной жеребей продать или заложить вольно. А будет братия его тоя отцов­ския вотчины с ним розделити не похотят, и учнут бити челом государю, чтобы государь пожаловал их велел у них за тот бра­та их вотчинной жеребей взяти брату их деньги, и у них за тот вотчинной жеребей велеть брату их взяти деньги, по оценке, че­го та вотчина стоит.

15.А будет после которого умершаго останутся дети глухи и немы, а братия их, или сестры учнут обидить их, и отцова или материя имения учнут их отлучать, и тем умершаго детем име­ния отца их или матери розделити по жеребьям всем поровну, чтобы из них никто изобижен не был.

27.А кто вотчину родовую, или выслуженую продаст, или за­ложит, и его детем и внучатом впредь до тоя вотчины дела нет, и на выкуп им тоя вотчины не давати. А будет у того продавца будут братия, или племянники, а к купчей, или к закладной те его братия и племянники руки свои приложат, и им и их детем и внучатом до тоя вотчины впредь по тому же дела нет. А кото­рых братей и племянников у купчих и у закладных рук не будет, и тем братиям и племянником те вотчины выкупать по купчим и по закладным, в чем которая вотчина продана, или заложена, а не по четвертям. А что сверх купчих и закладных у кого в вот­чине прибыло дворов крестьянских, и в них людей, и росчистныя пашни и сенных покосов из лесные поросли, и за то прибы­лое вотчинное строение вотчинником, что учнет выкупать, платити тем людем у кого они те вотчины учнут выкупать, по суду и по сыску: за крестьянской двор с людьми пятидесят рублев; за роспашную землю, которая росчищена внов из лесные поро­ ели, по три рубли за десятину; за сенныя покосы, которые ра­счищены внов из лесные же поросли, по два рубли за десятину; а за церковное строение, и за боярския и за людския дворы и за мельничное и за прудовое строение платить денги, смотря по строению и по оценке сторонних людей.

28.А в которой вотчинной купчей, или в закладной написано будет, что за вотчинное строение тем людем, кто учнет выкупати, платити деньги по скаске тех людей, у кого те вотчины учнут выкупати, и по тем купчим и по закладным за прибылое вотчин­ное строение тем людем, у кого те вотчины учнут выкупати, имати деньги у тех людей, которыя у них те вотчины учнут вы­купати по купчим и по закладным.

29.А будет у которого вотчинника учнет кто вотчину выкупа­ти, а в той вотчине будут сверх купчей прибылыя дворы, а в тех дворех поселятся крестьянския дети, или братия, или племянни­ки, которые в купчей написаны, а не новоприбылые люди, а в купчей, или в закладной написаны они со отцы своими и з братиями, или з дядьями вместе, а не в розделе, и тех крестьян в прибыль на ставить и денег за них у тех людей, кто их учнет вы­купати, не имати потому, что они тоя вотчины старые крестьяне, а не внов прошли.

30.А судити о вотчине за сорок лет, а которые вотчины будут в купле, или в закладе больши сорока лет, а вотчинники о таких вотчинах учнут после сорока лет бити челом на выкуп, и таких вотчин после указных сорока лет на выкуп никому не давати.

31.А будет кто купленую свою вотчину кому продаст, или за­ложит, или отдаст кому безденежно, и крепость на ту вотчину даст, или после своего живота кому откажет, и в духовную напи­шет, и у свидетельства та духовная будет не оспорена, и детем его, и внучатом, и иным его роду впредь до тоя вотчины дела нет, и на выкуп им тоя вотчины не от давати. А будет у свидетельства духовную кто челобитьем оспорит, и то розымати судом.

32.А будет кто кому вотчину свою заложит родовую, или выслуженую, или купленую до сроку, и закладную кабалу на себя даст, и по той закладной кабале учнет ту свою вотчину выкупа­ти на срок, или до сроку, и денги к тому, у кого та его вотчина заложена, принесет, и тот, у кого та его вотчина в закладе, хотя тою его вотчиною завладеть, тех денег до сроку, или на срок, у него не приимет, для того, чтобы тем сроком у него та вотчина оттягати, и тому заимщику на того, кто у него тех денег не прии­мет, бити челом государю, не пропущая того сроку, и заемные денги принести в приказ против закладныя кабалы сполна. Да будет тот заимщик о том учнет государю бити челом на того, кто у него заемных денег не приимет, не пропустя сроку, и заемныя денги в приказ принесет, и по тому заимъщикову челобитью ис приказу послати по того, на кого он учнет бити челом, и велеть ему с собою принести закладную кабалу, да как он закладную кабалу принесет, и ту закладную кабалу досмотреть, на которой срок по той закладной кабале довелося ему у заимщика взяти свои заемныя деньги, да будет тем деньгам по той закладной кабале до заимщикова челобитья срок не прошол, и у него та за­кладная кабала взяв от дати заимщику, а заимщиковы деньги против той закладной кабалы отдати ему сполна.

33.А будет кто закладную вотчину кому просрочит, и учнет о выкупке той своей вотчины бити челом государю после сроку, и ему в том отказать, и закладныя его вотчины на выкуп ему не давать, а велети такими закладными вотчинами владеть тем, у кого они в закладе будут, и в книги велеть такия закладныя вот­чины по закладным писати за теми людьми, кому те вотчины будут просрочены, и бес челобитной того, кто ту вотчину зало­жи просрочит, сослався с Судным приказом, не было ли его о выкупе той закладной вотчины в Судном приказе челобитья.

34.А будет кто вотчину свою родовую, или выслуженую, или купленую кому продаст, и деньги возмет и купчюю даст, а в Поместном приказе в книгах ту вотчину за купцом не запишет, да после того тое же свою вотчину иному кому продаст воров­ством, и деньги возмет, и в Поместном приказе в книги ту вотчи­ну за последним купцом запишет, и тою вотчиною владети тому, за кем та вотчина в Поместном приказе в книгах записана, а первому купцу тою вотчиною владети не велети, для того, что он ту вотчину купя, в Поместном приказе за собою в книги не записал. А велети ему на том продавце по купчей доправити его деньги, да тому же продавцу за такое его воровство, что он одну свою вотчину двум продал, учинити наказание, велети его при многих людех у приказу бити кнутом нещадно, чтобы на то смотря иным неповадно было так делать. А будет он ту вотчину продав за обеми купцами в книги не запишет, и та вотчина отда­ти по купчей первому купцу, и в книги за ним записати, а по­следнему купцу велети на нем доправити деньги.

35.А будет кто воровством продаст или заложит чью чюжую родовую или выслуженую, или купленую вотчину, и в купчей, или в закладной напишет в продавцех того, чья та вотчина, да с ним себя и руку в того место, чья та вотчина, и в свое место к купчей, или к закладной приложит заочно, и в книги в Помест­ном приказе ту купчую, или закладную вотчину запишет по стачке с тем, кому он ту вотчину продаст, или заложит, а после того тот, чья та вотчина, учнет на него бити челом государю, что он той своей вотчины никому сам не продавывал, и не заклады­вал, и ни кому продавать, и руки к купчей или к закладной, в свое место, прикладывать не веливал, а сыщется про то допряма, и та вотчина по крепостям отдати тому вотчичю, чья та вотчина. А про купчей, или по закладной деньги на продавце доправя, отдати тому, кому он ту чюжую вотчину продал, или заложил, да того же продавца за воровство, что он продал, или заложил чюжую вотчину, велеть бити кнутом, чтобы на то смотря иным не повадно было так воровать. А что от него в той вотчинной продаже тому, чья та вотчина, учинится убытка: и те убытки на нем доправя, отдати тому, чья та вотчина.

36.А будет кто вотчину свою кому продаст, или заложит, а к купчей, или к закладной, в свое место, велит кому нибудь руку приложить для того, что он сам грамоте не умеет, а после того учнет он на того, кто в его место руку приложит, бити челом го­сударю, и скажет, что он в его место руку приложил без его ве­дома, а тот, кто в его место руку приложил, учнет бити челом государю, и скажет, что он его лживит напрасно, а он к купчей, или к закладной руку приложил по его веленью, а не без его ве­дома, и потому его челобитью сыщется про то допряма, что он к купчей или к закладной руку приложил по того веленью кто его лживил, и по тому сыску тому, кто его лживил напрасно, за ложное его челобитье, учинити, жестокое наказание, велеть его бити кнутом нещадно при многих людех, чтобы на то смотря иным не повадно было так делати, а вотчины его у того, кому он продал, или заложил отъимать не велети. А будет кто к вотчин­ной купчей, или к закладной в чье место руку приложит за очи воровски, и сыщется про то допряма, и тому потому же учинити жестокое наказание, велети его бити кнутом нещадно, а вотчин по таким купчим и по закладным в записныя книги не записывати.

38.А будет кто кому вотчину продаст или заложит, и просро­чит, и купчюю или закладную кабалу на тое вотчину в книги за­пишет, и после того изменит, из Московъскаго государьства отъедет в ыную землю, и тому, кто у него ту вотчину купит, вла­деть тою вотчиною без выкупу, по тому что он у того изменника ту вотчину купил до его измены, а роду того изменника той вотчины на выкуп не отдавать.

39.А будет кто учнет владеть изменничьею вотчиною, а куп­чей, или закладной на ту вотчину не положит, или будет и поло­жит, а срок той вотчине прошол, а в книги купчая, или заклад­ная не записана, и у него та изменничья вотчина взяти на госу­даря для того, что он ту вотчину купя, или взяв в заклад на срок, и после сроку, которой срок в закладной написан, за собою в книги не записал.

40.А будет такой изменник заложа вотчину до сроку отъедет, и та вотчина у того, у кого она будет заложена, взяти на госуда­ря, а денги ему по закладной отдати из животов того изменника.

41.А боярским людем и монастырским слугам вотчин не покупати, и в закладе за собою не держати. А кто боярской чело­век, или монастырьской слуга вотчину купит, или учнет в закладе держати, а кто такую вотчину сведав, учнет об ней государю бити челом, и сыщется про то допряма, и ту вотчину у боярскаго человека, или у монастырского слуги взяти на государя и отдати в поместье челобитчиком, кто за ними ту вотчину сыщет.

Боярские люди – слуги бояр и дворян.

42.Да в прошлых годех, со ста тридесять шестого году, по указу, блаженныя памяти великаго государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии, писано в его государевых жаловалных вотчинных грамотах: вотчинником, которым по его государеву указу вотчины даны за службы, что тем вотчинником и их детем, и внучатом, и правнучатом выслуженые
вотчины вольно продать, и заложити, и в приданые, и в монастырь по душе дать. А кто будет роду его ту вотчину из монастыря похочет выкупить, и ему та вотчина выкупати по прежнему уложенью, как выкупали при прежних государех родовые и купленые вотчины. А будет у него роду не останется, или останется, а выкупати не похотят, и та вотчина из монастыря взяти
на государя, а деньги в монастырь дать за нея из государевы казны, по уложенью, по полтине за четверть, а в монастырь та вотчина не крепка.

А ныне государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии, советовав со отцем своим и богомолцем святейшим Иосифом патриархом Московским и всея Русии, и с митрополи­ты, и со архиепископы, и с епископом, и со архимариты, и игу­мены, и со всем Освященным собором, и говоря с своими госуда­ревыми бояры, и с околничими, и з думными  людьми и с столники, и с стряпчими, и з дворяны московскими, из городовыми дворяны и детми боярскими указал и собором уложили: впредь с нынешняго уложения патриарху, и митрополитом, и архиепи­скопом, и епископом, и в монастыри ни у кого родовых и выслуженых и купленых вотчин не покупати и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечной поминок не имати нико­торыми делы, и в Поместном приказе за патриархом, и за ми­трополиты, и за архиепископы, и епископы, и за монастыри та­ких вотчин не записывати, а вотчинником никому вотчин в монастыри не давати. А кто и напишет вотчину в монастырь в ду­ховной, и тех вотчин в монастыри по духовным не давати, а дати в монастырь родителем их денги, чего та вотчина стоит, или что умеръшей вотчине цену напишет в духовной. А будет родители тоя вотчины себе взяти не похотят, и денег в монастырь не за­платят, и ту вотчину прикащиком продать сторонним людем, а деньги дать в монастырь по умершаго душе по духовной. А бу­дет кто с сего уложения вотчину свою родовую, или выслуже­ную, или купленую продаст, или заложит, или по душе отдаст патриарху, или митрополиту, или архиепископу, или епископу, или в которой монастырь, и та вотчина взяти на государя безде­нежно, и отдати в роздачю челобитчиком, кто о той вотчине уч­нет государю бити челом.

54.А которые люди учнут бити челом государю о вотчинной записке по даным и по духовным, и в тех даных и в духовных кому за сколко кто вотчину дал, или отказал, денег будет не на­писано, и с тех вотчин имати пошлин у записки по писцовым книгам и по дачам с четверти по три деньги.






Глава XIX.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: