О розбойных и о татиных делех а в ней 104 статьи

1.Которые розбойники розбивают, и людей побивают, и тати крадут в Московском уезде и в городех, на посадех и в уездех, и такие розбойные и убийственые и татиные дела ведать в Разбой­ном приказе.

Разбойный приказ – ведомственное учреждение, занимавшиеся расследованием уголовных преступлений. В Разбойном приказе производился суд по татебным и разбойным делам, когда тати или разбойники были пойманы с поличным, а также суд над теми, кого в повальном обыске назвали лихим человеком. В ведении приказа также находились все губные старосты и целовальники, губные дьяки и тюремные сторожа, устройство и содержание тюрем. Первое упоминание о боярах, разбиравших «разбойные дела», относится к 1539 г. В 1550-х был создан прообраз Разбойного приказа – разбойная изба. 1555 г. датируется специальная уставная книга, регулировавшая полномочия сыскного управления. В 1571 г. разбойная изба была реорганизована в Разбойный приказ. В XVII веке Разбойный приказ стал называться Разбойным Сыскным приказом, а с 1684 г. просто Сыскным.

2.А которые воры крадут, и убийственные всякие дела чинят на Москве, и то ведать на Земском дворе, а в Разбойном прика­зе тех дел ничем не ведать.

Земский двор – имеется в виду в самой Москве, в Земском приказе. Земский приказ – судебно-административный орган, который ведал тягловым населением Москвы в судебном и полицейском отношении. Упоминается с 1579 г.

3.А ведати в городех розбойные и убийственые и татиные де­ла губным старостам и целовальником по наказом из Розбойного приказу, а воеводам в городех таких дел ничем не ведать. А где губных старост нет, и в тех городех губные дела ведать вое­водам и приказным людем.

Губные старосты – выборные лица из дворян, подчинявшиеся Разбойному приказу. Согласно губной реформе 1550-1555 гг. в ведение губных старост перешли дела о «душегубстве» и «разбое». Выборы старост производились жителями уезда, а протокол выборов утверждался в Разбойном приказе. Там же старосты приводились к присяге и получали наказную память на решение ими разбойных, убийственных и татиных дел. Они должны были разыскивать татей и разбойников, судить ведомых лихих людей и казнить их смертью или налагать другие наказания без доклада и ведали устройством тюрем.

Губные целовальники – помощники губных старост, которые избирались из мелкопоместных дворян, детей боярских, добрых людей из жителей посада и волостного крестьянства. Приводились к присяге на месте воеводами в присутствии старост.

4.А в губных старостах у таких дел в городех быти дворяном добрым и прожиточным, которые за старость, или за раны от службы отставлены, или за которых служат дети их и племян­ники, и которые грамоте умеют, а которые грамоте не умеют и тех в губныя старосты не выбирать. А в которых городех дворян нет, и в тех городех в губные старосты выбирати из детей бояр­ских добрых же и прожиточных людей против того же, как писа­но в сей статье выше сего. А быти губным старостам в городех по выбору дворян, и детей боярских, и посадских и всяких чинов жилецких и уездных сошных людей, и имати на тех губных ста­рост у дворян, и у детей боярских, и у посадских и всяких чинов у жилецких и уездных людей выборы за их руками, и те выборы и дворян и детей боярских, кого выберут в губные старосты, присылати из городов к Москве в Розбойной приказ, а в Розбойном приказе губных старост приводити ко кресту по записи, какова запись о том в Розбойном приказе. А приведьчи ко кре­сту, отпустити их в городы с наказными памятьми, а наказныя памяти давати за диячьею приписью, почему им розбойныя, и убийственныя и татиныя дела ведать, да з губными же старосты в городех у розбойных и у татиных дел быти губным целовалником и дьячьком, и у тюрем тюремным сторожем, по выбору сошных же людей, за крестным же целованьем. А по кресту приводити их в городех воеводам при губных старостах. А записи, почему тех губных целовалников и дьячков и сторожей в городех по кресту приводить, посылати в городы из Розбойного приказу за диячьими приписми, а к Москве губных целовалников, и дьчьков и сторожей для крестного целования из городов не присылати.

Наказная память – документ с предписанием, что делать в том или ином случае.

Дьячки – избираемые помощники губных старост, секретарь, приводились к присяге на месте – воеводами.

Сторожа – (здесь) тюремыей сторожа, избираемые помощники губных старост, приводились к присяге на месте – воеводами.

5.А то губным старостам приказывать накрепко и в наказех писати им с великим подкреплением, чтобы они про татей и про разбойников сыскивали, и того смотрили, и берегли накрепко, чтобы однолично нигде татей и розбойников и розбойничьих станов и приездов не было.

Станы – пристанище воров, притоны.

6.А в ысцовых искех губных старост, и целовалников и губ­ных дел диячьков судить в Розбойном приказе.

7.А учнут исцы бити челом на которого губного старосту недружбою, или поноровкою, и у того дела с тем губным старо­стою, на которого будет челобитье, велеть быть иного города губному старосте.

Поноровка – поблажка.

8.А которые люди приведут в губу татя или розбойника, а те розбойники или тати учнут на тех людей, и на их дворовых лю­дей и на крестьян, которые их в губу приведут, говорити розбой, или татьбу, или иное какое воровство, и тому не верить для того, чтобы всяким людем безстрашно было воров имая в губу приво­дить.

Губа – (здесь) губная изба.

9.А приведут татя, а доведут на него одну татьбу, и того татя пытать и в ыных татьбах и в убийстве, да будет с пытки в ыных татьбах и в убийстве не повинится, а скажет, что он крал впер­вые, а убийства не учинил, и того татя за первую татьбу бить кнутом и отрезать ему левое ухо, и посадити его в тюрму на два года, а животы его отдати исцом в выть, и ис тюрмы выимая его, посылать в кайдалах работать на всякия изделья, где государь укажет. А как он два года в тюрме отсидит, и его послать в Украинные городы где государь укажет, и велеть ему в Украинных городех быти, в какой чин он пригодится, и дать ему писмо за дьячьею приписью, что он за свое воровство в тюрме урочныя годы отсидел, и ис тюрмы выпущен.

10.А будет того же татя изымают на другой татьбе, и его по­тому же пытать в ыных татьбах. Да будет он повинится толко в дву татьбах, а убивства он не учинил же, и его после пытки бить кнутом, и урезав у него правого уха, посадить в тюрму на четы­ре года, а ис тюрмы выимая его посылать на всякия государевы изделья, потому же в кайдалах. А как он в тюрме урочные лета отсидит, и его сослать в Украинные же городы, где государь укажет, и дать ему писмо, что он и за другую татьбу урочные годы в тюрме отсидел и ис тюрмы выпущен.

Урочные лета – (здесь) срок тюремного заключения.

11.Да и мошенником чинить тот же указ, что указано чинить татем за первую татьбу.

12.А приведут татя, а доведут на него татбы три, или четыре или больши, и того татя пытав казнити смертью, хотя он и убий­ства не учинил, а животы его отдать исцом в выть.

А животы его отдать исцом в выть – а имущество взыскать в порядке частного вознаграждения для удовлетворения иска пострадавшего.

13.А будет тать учинит и на первой татьбе убийство, и его казнить смертью.

14.А церковных татей казнить смертью же безо всякого ми­лосердия, а животы их отдавати в церковныя татьбы.

15.А которые воры на Москве и в городех воруют, карты и зернью играют, и проигрався воруют, ходя по улицам, людей режут, и грабят, и шапки срывают, и о таких ворах на Москве и в городех и в уездех учинити заказ крепкой и биричем кликати по многия дни, будет где такие воры обявятся, и их всяких чи­нов людем имая приводити в приказ. Да кто таких воров, изымав, в приказ приведет и в приказе, таких воров роспрашивая, сыскивати про них всякими сыски накрепко, да будет про воров­ство их сыщется допряма, что они зернью и карты играют, и хо­дя по улицам воруют, людей режут, и грабят, и шапки срывают, и тем вором чинити указ тот же, как писано выше сего о татех. А будет кто таких воров видя где не изымает и в приказ не приве­дет, а изымать было их мощно, и сыщется про то допряма же, и на тех людех имати заповеди по полтине на человеке.

Зернью играют – игра в кости.

Бирич – глашатый, объявляющий по улицам и площадям постановления правительства.

Заповедь – (здесь) денежный штраф, устанавливаемый для населения обязанного приводит воров в приказ.

16.А будет приведут розбойника, и его пытать. Да будет он с пытки повинится, что он разбивал впервые, а убийства не учи­нил, и у того розбойника за первой розбой после пытки отрезать правое ухо, да в тюрме сидеть три годы, а животы его отдати в выти исцом, а ис тюрмы выимая его, посылати в кайдалах работати всякое изделье, где государь укажет. А как он в тюрме три годы отсидит, послати в Украинные городы, где государь укажет, и велети ему в Украинных городех быти, в какой чин при­годится, и дать ему потому же письмо, за дьячьею приписью, что он за свое воровъство в тюрме урочные годы отсидел, и ис тюрмы выпущен.

17.А будет розбойника поймают на розбое в другие, и его по­тому же пытать и в ыных розбоях. Да будет он повинится толко в дву розбоях, а убивства хотя и не учинил, и его за другой роз­бой казнить смертью, а животы его отдать в выть исцом.

18.А которые розбойники говорят на себя в роспросе и с пы­ток, что они были на одном розбое, да на том же розбое учинили убивство, или пожгли дворы, или хлеб, и тех разбойников и за первой розбой казнити смертью.

19.А в городы о татех и о разбойникех послать государевы грамоты, а велеть на посадех и по слободам и в уездех, в селех и в деревнях и по торжком кликати биричем, и заказ учинить крепкой, будет где объявятся такие люди, у которых уши реза­ны, а писма у них в том, что они ис тюрмы выпущены, не будет, и таких людей имая приводить в городех к воеводам, и к при­казным людем и губным старостам, а воеводам и приказным людем тех людей роспрашивать, и роспрося писать о указе к го­сударю к Москве, а до государева указу тех людей держать в тюрме.

20.А будет кто таких людей учнет укрывать и у себя дер­жать, а к воеводам, и к приказным людем, и к губным старостам не отведет, а иной на него то доведет, и на нем за то взять пени десять рублев, чтобы на то смотря иным не повадно было так делать, а татем бы и разбойником нигде пристаница не было.

21.А которые розбойники будут изыманы на розбоех, или на станех и в роспросе и с пыток учнут говорить сами на себя и на товарыщев своих во многих розбоех, и в смертном убийстве и во дворовом пожеге, и за то их воровство доведется их казнить смертью, а товарыщев их, на которых они учнут говорить, втепоры в сыску не будет, и таких воров, для сыску товарыщев их, держать в тюрме полгода. А будет товарыщев их в полгода не сыщется, и тех воров после полугода казнить смертью. А больши полугода таких воров в тюрме не держать, чтобы такие воры, сидя в тюрме многое время, от смертные казни не свобожалися, и безвинных бы людей не клепали.

Товарищи – (здесь) соучастники.

22.А животы розбойничьи и татиные оценя отдавати в платежь исцом, а чего розбойничьих и татиных животов в ыск не достанет, и те иски класти в выти, на кого по сыску доведется.

23.А которые разбойники в ысцовых искех на себя и на това­рыщев своих с пыток говорят, что они розбивали, а что розбоем взяли, и про то скажут имянно, а больши того скажут не взяли, и исцом в их иски то и править, что разбойник сказал.

24.А которой разбойник скажет с пытки кого розбивал, и живот его имал, а что он и товарищи его животов взяли, того скажет неупомнит, и тем исцам по их челобитным указывати в четверть их исков.

25.А которые розбойники с пыток скажут кого розбивали, и животы его имали, а что они и товарищи их животов взяли, и то скажет имянно, а про достальные исцовы животы скажет кто что взял, того они не упомнят, и исцам по той разбойничье скаске велеть в их иске правити то, что розбойники имянно скажут. А достальныя их иски, про которые розбойники скажут, что они не упомнят, взяти в четверть.

26.А которых розбойничьих животов за исцовою вытью оста­нется, и те достальные животы оценя продать на государя.

27.А будет которых розбойничьих животов исцу в выть не достанет, и того исцу из ыных розбойничьих животов не давать, и на вытчикех иных розбоев того недостатка не розводить.

28.А кого поймают на розбое, и те розбойники на себя в розбое и с пыток говорити не учнут, и про тех людей около их жи­тья обыскивать. Да будет в сыску обыскные многие люди ска­жут, что они тех розбойников знают, и розбоем и иными лихими делы те обыскные люди их оговорят, и тех людей по обыском пытать в другие. А будет они и с другие пытки на себя говорить не учнут, и их по обыском вкинуть в тюрму.

29.А будет про них в обыску скажут, что они люди добрые, и улики никакие на них не ведают, и тех по пыточным речем и по обыском давать на чистые поруки тем же людем, которые их одобрят в том, что им никаким воровством не промышлять.

Одобрят – признают.

30.А которые люди приведут кого с поличным, и скажут, что то поличное их, и приведчи о указе не учнет бити челом две не­дели, и тем людем в том по государеву указу отказывать. А бу­дет кто приведчи кого с поличным скажет, что то поличное племяни их, или друзей, а племяни их и друзей на Москве, или в городе, где поимаются за поличное, нет, а не сослався им с теми людми, чье то поличное, искати вскоре не мощно, и учнут они бити челом о сроке, и таким людем, кто за чюжое поличное поимается, давати до прямых исцов поверстной срок по государеву указу, и велети им к тому поличному ставити исцов на указныя сроки, счетчи против верст. А будет кто по поверстному сроку к поличному исца на указной срок не поставит, и им после повер­стного указного сроку в том отказывать, и тех людей, которые с поличным будут приведены, свобожати.

31.А которые исцы с розбойники или с приводными людми с поличным в розбойных делех, не дожидаяся указу, учнут миритися, и мировые челобитные учнут в приказ приносити, и тот их мир ставити не в мир, и розбойником указ чинити, по государе­ву указу, кто чего доведется. А исцом за то пеня чинити смотря по делу, не мирися с розбойники.

32.А которые розбойники и тати дойдут до пытки, и тех розбойников и татей пытать и в те дни, хотя будет в которой день по котором государе и память будет, или хотя и праздник будет, потому что розбойники и тати и в праздники православных крестиан биют, и мучат, и огнем жгут, и до смерти побивают.

33.А которые воры, тати и розбойники учнут сидети в тюрме до полугода, и учнут говорити, затевая воровством, какую татиную и разбойную молку на иных людей для своей корысти, а сперва в роспросе и с пыток про то на них не говорили, и тем их язычным молкам не верити, чтоб в том неповинным людем тяго­сти и убытка не чинилося.

Язычная молка – обвинение других в разбое и краже, сделанное под пыткой обвиняемым в первые полгода после поимки и содержания в тюрьме.

34.А которые тати и розбойники доведутся казнити смертью, и их для покаяния посадити в тюрме в ызбу на шесть недель, и как им отойдут урочные дни, и таких татей и розбойников каз­нити.

В тюрме в избу – в особую избу при тюрьме для покаяния.

35.А на которых людей в обыску скажут, что они лихие люди тати, или розбойники, и тех людей по обыском имати, а дворы их и во дворех животы их и хлеб молоченой запечатати, а стоя­чей хлеб и земляной переписати же, и приказати беречь тутош­ним и сторонним людем с поруками, докуды дело вершится. А тех лихованных людей по обыском в разбоях и в татьбах пытать, а учнут на себя и на товарищев своих говорити, и по их языч­ным молкам оговорных людей имати, а дворы их и во дворех животы и хлеб, потому же переписав, запечатати, до тех оговор­ных людей сь языки с очей на очи ставити и роспрашивати. Да будет язык на очной ставке которого человека опознает, и учнет на него говорити то же, что и за очи в роспросе и с пытки на не­го говорил, а тот оговорной человек учнет бити челом о обыску, и того человека дати за пристава, а про него обыскати большим повалным обыском. Да будет его в обыску назовут лихим чело­веком, и его по язычной молке, и по лихованным обыском пы­тать, и толко учнет на себя и на товарищев своих в розбое гово­рити, и ему учинити указ по Уложению, да и тому, который на него говорил, тот же указ, как выше сего о том писано, а животы их продати в выть исцовых исков.

Стоячей хлеб и земляной – хлеб в поле на корню или посеянный.

С очей на очи – очная ставка.

В выть исцовых исков - - для удовлетворения исков пострадавших.

36. будет кого в обыскех одобрят, и его по обыском дати на чистую поруку з записью, за тех же обыскных людей, которые его в обыску добрили, в том, что ему впредь не красти и не розбивати, и лихим людем, татем и розбойником приезду к себе не держати, и татиныя и розбойныя рухляди не перекупати, и иным никаким воровством не воровати. А как до него будет де­ло, и порутчиком его поставити, а по язычной молке в ысцовы иски взять на нем выть, а животы его распечатав, отдати ему. А будет на него прибудет в розбое какое лихо, а обыскные люди в том его обыску укрыли, и его пытати, и указ ему чинити, до чего доведется, а обыскным людем за лживыя обыски чинити указ против того, как о том писано выше сего в судной статье.

Запись – (здесь) обязательство обыскных людей за одобренного и они несли ответственность за укрывательство находящегося на поруках человека в случае совершения им преступления.

37.А которой оговорной человек дан на чистую поруку, а за порукою учнет каким воровством воровати, и того человека поимати и указ ему чинити по тому же, до чего доведется, а на порутчиках его взять выть потому, что за их порукою воровал.

38.А на которого человека в роспросе и с пытки язык говорит в розбое, или в татьбе, и на очной ставке его познает, а учнет на него говорить с очей на очи тоже, а тот будет человек бродящей, а о обыску бити челом не учнет, а скажет, что его нигде не зна­ют, и того человека по язычной молке пытати. А будет на себя с пытки в розбое и в татьбе учнет говорити в убойстве на том роз­бое, или дворовой пожог был, и его казнити смертью, а не учнет на себя говорити, и его дать на чистую поруку з записью, а не будет поруки, и его посадити в тюрму, докуды по нем порука будет.

Язык – (здесь) оговорщик.

Человек бродящей – неимущий человек, потерявший свое хозяйство и переходящий из одного хозяйства в другое в поисках заработка.

39.А будет которые воры разбойники три или четыре челове­ка или болши изыманы будут на одном розбое, и с пыток учнут на кого говорити на знатных людей, на дворян, или на детей бо­ярских, или на торговых людей, которые преже того в приводе не бывали, и ни на каком воровстве не объявливалися, и ни в ка­ких причинах не бывали, и учнут те оговорные люди бити челом о сыску, чтобы про них сыскати, что они никаким воровством не воруют, и ни на каком воровстве не объявливалися, и про таких людей по их челобитью обыскати. Да будет в обыску их одо­брят, и их дати на чистую поруку з записью, и животы им отда­ти, и выти на них не имати. А будет в обыску про них скажут, что они лихие люди, и их по тем обыском пытати. Да будет они с пытки в розбое и в убийстве повинятся, и их казнити смертью, а животы их продати в выти. А пытати оговорных людей в роз­бое в первые, и в другие, и в третие накрепко.

40.А будет которые розбойники два, или три человеки с пы­ток учнут говорити на кого в розбое на причинных людей, и тех причинных людей по язычным молкам и без обыску пытати, и указ им чинити, до чего доведется.

Причинные люди – причастные к какому-нибудь делу, или просто подозрительные люди.

41.А на которых людей языки с пытки в розбое говорят, а са­ми на себя с пыток не говорят, а в обыскех их многия люди назо­вут лихими людьми, и тех людей по язычным молкам и по лихованным обыском казнити смертию, а животы их продать в выть.

42.А на которого человека в розбое язык говорит, а в обыску его назовут половина добрым человеком, а другая половина на­зовут лихим человеком, и того человека пытать. А не учнет на себя с пытки в розбое говорити, и того человека дати на чистую поруку з записью обыскным людем, которые его в обыскех добрили, а по язычной молке взяти на нем выть. А будет в той половине болше обыскных людей, которые его назовут лихим че­ловеком, человек пятнатцать или дватцеть, и той половине и ве­рити, и того человека пытати накрепко. А пытан на себя не уч­нет говорити, и того человека по язычной молке и по обыском посадит и в тюрму до государева указу, а животы его от дати в выть. А после того прибудет на него в разбойном деле иное ли­хо, и того человека казнити смертию. А обыскным людем, кото­рые его добрили ложно, чинити указ, против того, как о том пи­сано выше сего в судной статье.

43.А на которого человека языки два или три говорят в роз­бое, а он пытан не учнет на себя говорити, а учнет бити челом о обыску, а в обыску про него скажут, что его не знают, и его посадити в тюрму, до государева указу. А будет в обыску про него скажут, что его знают, а доброй ли он человек, или лихой, того про него не ведают, и того человека по тому же посадити в тюрму до государева указу, а животы его продати в выть.

44.А на которых людей языки говорят в розбое за очи, а с очей на очи на них говорити не учнут, и во многих людех их не узнают, или узнав их, да учнут с них зговаривать, и тех языков пытать накрепко, не по засылке ли их не узнали или узнав зговаривают. Да будет с пытки скажут, что их поклепали, и тех лю­дей давать за приставы, и про них обыскати. А в обыску про них скажут, что они лихие люди, и тех людей пытати. Да будет учнут на себя в розбое говорили, и их казнити смертью, а не уч­нут на себя с пыток говорити, и их по обыском сажати в тюрму до государева указу. А будет скажут языки, что с них зговорили по засылкам, и тех людей, которые приходили, имати, и с ни­ми с очей на очи ставити и роспрашивати, и сыски всякими сыскивати. Да будет они к языком приходили для того, чтобы они с оговорных людей зговаривали, и их бити кнутом, да на них же взяти выти. А будет их в обыску одобрят, и их свободити безвытно.

Зговаривать – отказываться от выдвинутого обвинения.

Зговорили по засылкам – отказывались от выдвинутого обвинения по просьбам подосланных к ним людей.

45.А будет учнет язык говорити в розбое, или в татьбе на чьих нибуди людей, или на дворников, а те люди, на чьих людей и дворников язык говорит, таких людей и дворников у себя ска­жут, а их не поставят, и на них за тех людей и за дворников има­ти выти, и давати их на крепкия поруки с записми с сроком что им тех своих людей и дворников поставити к языком на очную ставку, а как их поставят, и тех людей сь языки с очей на очи ставити и роспрашивати и указ чинити по тому же, кто чего до­ведется.

Дворник – доверенный человек боярина, дворянина, монастыря, живший в их городских дворах и занимавшийся ремеслом или торговлей.

46.А будет те люди, на чьих людей, или дворников язык го­ворит, скажут, что у них таких людей, или дворников не бывало, и учнут бити челом о обыску, и про то обыскати около их житья многими людми, бывали ли у них таковы люди, или дворники. И будет в обыску скажут, что у них такие люди, или дворники были, и на них за тех людей и дворников в ысцовы иски имати выти, и давати их на поруки з записми с сроком что им тех лю­дей по тому же поставити к языком на очную ставку, а как их поставят, и их сь языки с очей на очи во многих людех ставити и роспрашивати, и указ им чинити, кто чего доведется. А скажут в обысках, что у них таких людей и дворников не бывало, и за тех людей и дворников вытей на них не имати.

47.А на которых дворян, и на приказных людей, и на детей боярских, и на их людей, или на дворников, или на крестьян уч­нут в розбое языки говорити, и тех дворян, и приказных людей, и детей боярских, и их людей и дворников и крестьян по языч­ным молкам имати, а дворы их и животы и хлеб по тому же пе­реписав печатати, а их сь языки с очей на очи по тому же ставити и их роспрашивати, и сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет доведется до пытки, и напередь пытати людей их, или дворников, или крестьян. Да будет люди их, или дворники, или крестьяне учнут говорити в розбое на них на самих, и тех дво­рян, или приказных людей, и детей боярских самих пытати, и указ чинити им по тому же, как и иным вором, кто до чего дове­дется.

48.А которые дворяне и приказные люди и дети боярские приведут людей своих, или крестьян или дворников своих, и скажут на них розбой, или татьбу, или подвод имянно, а языки на них в том не говорят, и тех людей по приводу роспрашивати и без обыску пытати и указ чинити, кто до чего доведется.

Подвод – (здесь) умышленный, тайный привод в дом мошенников, грабителей.

49.А на которых людей исцы бьют челом в татьбах и в розбоях имянно бес поличного и без язычной молки и не по лихованым обыском, и тех челобитчиков отсылати в Судной приказ, где кто судим. А будет в Судном приказе сыщется, что те дела розбойные дошли до пыток, и тех исцов и ответчиков из Судно­го приказу отсылати в Розбойной приказ.

Судный приказ – судебный, центральный орган управления в Московском государстве.Упоминается с начала XVI в. В позднейших документах упоминаются четыре Судных приказа: московский (1598-1714 гг.), владимирский (1593-1699 гг.), дмитровский (1595 – начало XVII в.), рязанский и казанский (1591-1719 гг.). Судные приказы ведали уголовными делами жителей соответствующих городов и их округи.

50.А которого человека приведут с поличным, а поличное у него вымут с приставом и с понятыми, а тот человек того полич­ного не очистит, и отводу ему не даст и того приводного челове­ка по поличному пытати и указ чинити, до чего доведется.

Того полич­ного не очистит, и отводу ему не даст – не укажет законного способа приобретения этого имущества.

51.А будет у кого воры животы покрадут, или розбоем возмут, и тем людем в тех своих животах подавати писменыя явки в приказех и в городех воеводам и губным старостам, и в явках те свои животы описывати имянно. А будет они после того тех сво­их животов у кого за что поимаются, а те люди, у кого они поимаются, тому их поличному отводу не дадут, и тех людей, у кого поимаются, по тому поличному и в ыных в их животах, которые их животы в явках их будут написаны, пытати, и сыски всякими сыскивати, до чего доведется. А будет кто у кого за что поимается, а скажет, что то поличное у него воры украли, или розбоем взяли с ыными его животы, а явок на то поличное и на иные свои животы, которые у него с тем поличным взяты, не скажет, и по тому поличному тех людей, у кого поимаются не пытать, потому что на то поличное явок нет, а давати в таком деле исцом на тех людей, у кого они за что поимаются, суд, и с суда учинити веру, крестное целование, чтобы в таких делех никому напра­сных продажь не было.

Письменные явки – письменное заявление истца о причиненных убытках.

52.А будет кто купит лошадь на Москве, или в городех и в уездех и те лошади купцом записывати в таможенныя книги в шерсть, и в лета, и в приметы. А кто купя лошадь, в книги не запишет, а сыщется про то допряма, и на нем за то взяти протаможье, по государеву указу. А будет у него за такую незапис­ную лошадь поимается и взыщет с тою лошадию чего иного, и у него ту лошадь взяв, отдати исцу, а в досталном иску на него да­ти суд, и с суда учинити указ, до чего доведется.

Протаможье – штраф за неуплату пошлин.

53.А будет кто лошадь купит, будучи на государеве службе в полкех, служилой у служилого же, а иной у него за ту лошадь поимается, а тот, у кого он ту лошадь купит, в той лошади за­прется, и скажет, что он ту лошадь ему не продавывал, и ему на того продавца в том дати суд, а по суду и по сыску межь ими указ учинити, до чего доведется. А без суда в таких лошадях, которые куплены будут в полкех, никого не винити, потому что на службе такие лошади служилые люди покупают без записки.

54.А которого человека приведут исцы без пристава с полич­ным же, а тот приводной человек, который приведен с полич­ным, учнет бити челом, что его тем поличным исцы ополичнили силно, и про то сыскати всякими сыски накрепко, где его с по­личным поймали, да что в сыску скажут, по тому и указ чинити, кто чего доведется. А будет сыскати некем, и им в том дати суд, и с суда указ учинити по тому же, до чего доведется.

Ополичнили силно – подкинули вещь с целью обвинения в краже.

55.А будет в сыску скажут, что того приводного человека ис­цы ополичнили силно, и тем людем, которые его ополичнили силно за то учинити жестокое наказание, при многих людех би­ти их кнутом нещадно, да на них же тем людем, кого оно опо­личнили силно, правити бесчестье вдвое, чтобы на то смотря и иным неповадно было так делати.

56.А будет кто кого, таким же воровским заводом, подкинет чем напрасно, и про тот его подмет по тому же сыщется допря­ма, что он подкинул кого, хотя испродати напрасно, и за такой воровской подмет, по сыску тем людем, кто подкинет кого на­прасно, по тому же чинити жестокое наказание, при многих лю­дех бити их кнутом нещадно, да на них же тем людем, кого они чем подкинут, правити бесчестье вдвое, чтобы на то смотря иным неповадно было так делати, и чтобы никому ни от кого в таких делех напрасных продаж и убытков не было.

Подмет – подкидывание вещей с целью обвинения в краже.

57.А которой человек с приставы и с понятыми поличного у себя вынять не даст, или у него поличное вымут, а он у них то поличное отымет и про то обыскать понятыми и сторонними людьми. Да будет на него скажут тоже, что он поличного у себя вынять не дал или будет поличное отнял, и того человека пы­тать и указ чинити, до чего доведется.

58.А которого человека приведут с поличным, или по языч­ной молке, или по лихованым обыском в розбое, или в татьбе, а он на себя в роспросе а не пытан скажет, и того человека пытать в ыных розбоях и в татьбах, и указ ему чинить, до чего дове­дется.

59.А где учинится розбой, а которые сторонние люди слышачи крик и воп разбитых людей как их розбойники розбивают, и те люди на крик и на воп не пойдут и их выдадут, или которых людей после розбою розбитые люди учнут за розбойники в по­гоню и на след звати, а те люди в погоню за розбойники, или на след не пойдут же, а исцы на них учнут бити челом, и про то сы­скати окольными людми, и которые в те поры в погоне и на сле­ду были. Да будет на них в сыску скажут, что слыша крик розбитых людей на пособь к ним не пошли, и в погоню за розбой­ники, или следом не пошли же, и на тех людех за выдачку и за ослушание имати выти, и чинити жестокое наказание, бити кну­том нещадно.

Выдачка – отказ в помощи.

Выть – (здесь) штраф.

60.А которых людей розбойники розобьют, или тати покра­дут, и за теми розбойники и за татьми исцы, собрався следом придут в село, или в деревню, и те люди, к которым следом при­дут, следу от себя не отведут, и про то обыскати и погонных лю­дей роспросити. И будет в обыскех и погонные люди на них ска­жут, что они следу не отвели, и тех людей по обыском и по по­гонных людей речам пытати, и указ им чинити, до чего дове­дется.

Следу от себя не отведут – будут признаны укрывателями разбойников.

61.А которые обыскные люди в городех на посадех, и в уез­дех по селам, и по деревням в обыску скажут, что у них разбой­ников и татей нет, а после у них тати и розбойники сыщутся, а они их в обыскех укрыли, и тем обыскным людем за их ложь чи­нити указ против того же, как про обыскных людей за лживые обыски написано в судной статье выше сего.

Обыскные люди – население, привлеченное к обыску и дающее показание.

62.А будет на Москве в которой сотне, или в улице, или в го­родех на посадех, или в уездех, в селех и в деревнях изымают вора, татя, или розбойника, сторонние люди, мимо тех людей, где он жил, и того вора пытати, кто его знал в том месте, где он будет изыман. Да будет тот вор с пытки скажет, что его тутош­ние люди, где он будет изыман, все знали и его укрывали, и на тех людех на всех, кто того вора укрывал, правити на государя пеня по указу, а исцом выти для того, чтобы всяким людем у се­бя воров и татей и розбойников держати было неповадно, а во­ром бы, татем и разбойником нигде прибежища не было. А бу­дет тот вор с пытки скажет, что его в том месте, где он будет изыман, знали его немногие люди, и по тем воровским пыточ­ным речам правити государеву пеню, а исцом выти на однех на тех людех, кто того вора знал и укрывал, а не на всех на тутош­них людех.

Тутошние люди – местные люди, жившие в месте обнаружения преступника.

63.А на которых людей языки говорят с пыток в станех и в приездех, и тех людей по язычным молкам имати, а животы их переписав, запечатати, и сь языки тех людей с очей на очи ста­вити и роспрашивати, и указ им чинити также, как и розбойником. А на которых людей языки говорят с пыток в подводе и в поноровке, и тех людей, по язычным молкам, имати же и живо­ты их печатати, и тех людей сь языки с очей на очи ставити и роспрашивати, и указ им чинити также, как розбойником и становщиком.

Стан – (здесь) становщичество, укрывательство как ремесло.

Приезд – (здесь) временное предоставление убежища преступников.

Подвод – (здесь) указание места и удобного момента для совершения преступления.

Поноровка  - (здесь) охранение преступника от опасности во время совершения преступления.

64.А на которых людей учнут языки говорить с пыток в поклажее разбойные и татиные рухляди, а скажут, что у них поло­жили за розбойное, или за татиное, или зачисто, или на кого языки учнут говорить в продаже розбойные рухляди; и тех оговорных людей, по язычной молке, сыскивати, и сыскивая сь языки ставити с очей на очи и роспрашивати. Да будет они в те поклажеех, или в продажной в розбойной рухляди не запрутся, и их пытать и в ыных в таких поклажеях и продажной в розбойной рухляди. Да будет они с пытки в чем повинятся, и на них то все, в чем они до пытки не запрутся, и в чем с пытки повинятся, доправя, взять в ысцовы иски выти и дати их на чистую поруку з записью, а не будет поруки и их посадити в тюрму, докуды по них поруки будут. А будет они в тех поклажеях, или в продажной розбойной рухляди запрутся, и их в том по тому же пытать, и с пытки указ учинить, до чего доведется.

Поклажее – прием, хранение или продажа краденых и награбленных вещей.

65.А на которых людей язык говорит с пыток, а скажет ему разбойную рухлядь продал зачисто бес поруки, и на том человеке взяти выть, не купи бес поруки, а которым продал чистое с порукою, и на тех людех выти не имати.

Продал зачисто бес поруки – продал за вещь не краденную и не добытую разбойным путем без поруки.

66.А которые языки говорят на чьих нибудь людей, и доведется на них взяти выти, и за тех людей класти выти на тех дей, кому кто служит.

Чьи нибудь люди – холопы, живущие во дворе своего господина и составляющие его дворню.

67.А которые такие оговорные люди до вершенья дела помрут, а дело вершится после их смерти, а довелося было на взяти выти, и за тех людей, которые померли до вершенья дела, выти имати по тому же на тех людех кто кому служил.

68.А которые люди у кого жили за двором, а живучи так же воровали, и на тех задворных людех на самих выти имати. А которые задворные люди помрут, и тех людей в выти продавати животы.

Задворные люди – холопы, посаженные на землю, обычно за двором хозяина и имеющие свое хозяйство, выделенное им господином.

69.А где в городех и на посадех и по слободам и в уездах в волостях в селех и в деревнях учинится убойство смертное, а убьет до смерти боярской человек боярского же человека, и того убойцу пытати, которым обычаем убойство учинилося, умышлением ли, или пьяным делом, а не умышлением. И будет  убойца учнет говорити с пытки, что убил не умышлением, в драке пьяным делом, и того убойцу бив кнутом, и дати на чистую поруку з записью, что ему впредь так не воровати, и в по нем порука, выдати тому, у кого он человека убил, и з женою и з детьми в холопи, а жены и детей убитого человек того боярина, у которого человека убили, не отъимати. А будет истец станет бити челом о долгу убитого, что он был должен в долгу отказати.

Боярский человек – холоп.

70.А будет тот, кому того убойцу учнут отдавати, вместо у того его человека, учнет говорити, что тот убойца вор, и взяти ему его к себе не мочно, и ему за убитого его человека доправити на том, у кого тот убойца служит, пятьдесят рублев денег.

И взяти ему его к себе не мочно – взять его к себе он не желает.

71.А убьет сын боярской, или сын его, или племянник, или прикащик чьего крестьянина, а с пытки тот убойца в том убийстве учнет говорить, что он убил в драке, а не умышлением, или пьяным делом, и у того сына боярского, из его поместья взять лутчего крестьянина з женою и з детьми, которыя дети с ними живут вместе, а не в розделе, и со всеми животы, и отдать крестьяны тому помещику, у которого крестьянина убили, а жену убитого крестьянина и з детьми и з животы у того помещика, у которого крестьянина убили, не отъимати. Да на таких убойцах таких побитых крестьян править кабалныя долги, и сажати их в тюрьму, до государева указу, а смертию их не казни­ти, а в бескабалных долгех отказати.

72.А кто кого убьет с умышления, и сыщется про то допряма, что с умышления убил, и такова убойцу самого казнити смертию.

73.А убьет чей нибуди крестьянин чьего крестьянина до смерти, а с пытки тот убойца на себя учнет говорить, что его убил пьяным делом, а не умышлением, и в того убитого крестья­нина место того убойцу бити кнутом, и дав на чистую поруку, выдати тому помещику, у которого крестьянина убили, з женою, и з детми и з животы, а убитого крестьянина жены и детей з животами у прежняго помещика по тому же не отъимати. А бу­дет истец учнет бити челом, что убойца ведомой вор, и во крестьяны его взяти не хочет, и станет бити челом того же помещи­ка, или вотчинника об ыном крестьянине имянно, и ему то дати на волю, и в того убойцы место исцу дати того крестьянина, о котором он бьет челом, з женою, и з детми, и со всеми животы и с хлебом стоячим, и которой сеян в земле, а убойцу бив кнутом отдати тому, чей он крестьянин.

74.А которых людей розбойники розбивают, а розбойники не сысканы, а исцы имаются тех розбоев за поличное, за что ни бу­ди, и пишут в челобитных иски болшие, и тот, у кого поимаются, учнет на кого говорить с пытки, что то поличное у кого купил или выменил, и кто в том оговорном человеке даст по себе или по человеке поручную запись, что ему того оговорного человека поставити на срок к языку на очную ставку, и того человека не поставит, и на том доправити исцов иск весь сполна, да его же дати на поруку з записью, что ему того оговорного человека сы­скати, и к языку поставити на очную ставку. А будет такой за­писи по себе не даст, и в того оговорного человека место будет оговорной человек дворовой, взяти лутчего человека, а будет крестьянин, взяти лутчего крестьянина к языку на очную ставку и по язычной молке пытати, где тот оговорной человек, ухоронен ли, или бес хитрости збежал.

Поручная запись – документ о поручительстве.

75.А у кого поимается истец за розбойное поличное, за ло­шадь, или за что нибуди, а разбойников в лицах нет, и тот, у ко­го поимаются, учнет на кого в роспросе говорити, что то полич­ное у него купил, или выменил, а тот оговорной человек, на оч­ной ставке запрется, скажет, что он того поличного ему не продавывал, а поличное куплено, а в книги не записано, и купчие и поруки нет, и того, у кого поимаются за поличное, пытать. И бу­дет с того, у кого поличное скажет купил, с пытки не зговорит, и по той язычной молке и продавца пытати же. Да будет продавец с пытки повинится, что ему то поличное продал, и его пытать, у кого он то поличное взял, и по сыску в том деле учинити указ. А будет не повинится, и на нем взять выть, и дати на чистую по­руку, а иск по челобитной править на том, у кого поимаются за поличное.

Не зговорит – не откажется от своих показаний.

76.А которых людей в обыску лихуют окольные ближние лю­ди в татьбе, или в розбое, или в убийстве, или в розбойном при­ходе и в приезде, и в поклажем, и в поноровке, а те люди, которых в обыскех лихуют ближние окольние люди, бьют челом го­сударю о другом повалном обыску, а про первой обыск сказыва­ют, что их ближние околние люди лиховали по недружбе и по первым лихованым обыском таких оговорных людей не пытать, а послать про них вдругоряд обыскать. Да будет в другом обы­ску их многие люди одобрят, и воровства на них никоторого не скажут, и в тех других в одобреных обыскех, перед лиховаными обыски, обыскных людей больши, человек пятнатцать, или дватцать, и то дело по обыском вершить. А на первых обыскных лю­дех, которые их лиховали неделом, имати на государя пеня, да им же за то чинити наказание по государеву указу, как о том пи­сано выше сего в судной статье.

Разбойный приход – место сбора разбойников и хранения там воровского имущества.

Обыскные люди – лица, участвующие в обыске (в опросе).

77.А на которых людей говорят языки в розбое, и в татьбах, и в приездех, и в подводох, и в татебной, и в розбойной рухляди в продажах, и в поклажеях и во всяком разбойном и в татебном воровстве, а те оговорные люди живут в патриарших, и в митрополичих, и в архиепископлих, и епископлих, и монастырских, и бояр, и околничих, и столников, и дворян московских, и дияков, и из городов дворян, и детей бояръских, и всяких чинов служи­лых людей в поместьях и в вотчинах, и сведав оговор, от того бе­гают, а иные люди оговорных людей у себя хоронят, и из-за себя высылают, а иных у приставов отбивают, и про то сыскивать на­крепко многими околними людми и явками. Да будет по сыску и по явкам оговорные люди збежали допряма, до язычной мол­ки, и на тех людех вытей не имати. А которые оговорные люди збежат в язычную молку, и на тех людех, за кем оговорные лю­ди живут, имати выти, да их же дати на поруки, что им тех ого­ворных людей сыскивати.

Хоронят, и из-за себя высылают – помогут скрыться, бежать.

78.А которые люди оговорных людей от язычной молки ухо­ронят, или из-за себя вышлют вон, и на тех людех имати выти же, да на государя пени по пятидесят рублев, и дати их на пору­ки, что им сыскав оговорных людей поставити.

79.А будет которой помещик, сыскав у себя розбойников, своих людей, или крестьян побьет не хотя их к сыску отдати в Губу, укрывая за собою воров, а сыщется про то допряма, и у такова помещика за такое воровство отняти поместья, и отдати в роздачю, да на них же велеть доправити исцовы иски. А будет кто такое дело учинит непоместной человек, и ему за такое во­ровство учинити жестокое наказание, велеть его бити кнутом по торгом, да на них же по тому же правити исцовы иски.

80.А будет такое убийственное дело учинят чьи люди, или крестьяне без ведома бояр своих, и их за такое дело самих каз­нити смертию безо всякие пощады.

81.А которые люди оговорных людей у посланников выбьют, и тех людей бити кнутом, да на них же имати на государя пени по пятидесят рублев, а истцом выти, а в сыску оговорных людей давати их на поруки.

82.А которые лихие люди крадут, или розбивают, и наворо­вав, ис той Губы збежат в ыную Губу, и в той Губе, в которую Губу прибегут жити, и губным старостам их роспросить, где они преже сего жили, и от чего сошли жити в ыную Губу, да будет по роспросным речем дело до них не дойдет, а исцов им не бу­дет, и тем оговорным прихожим людем велеть жити, кто к кому придет, а не роспрося тех людей, где кто жил, в Губах не держати. А у кого вымут лихих людей в городе на посаде, или в воло­сти, а будут им исцы, и что скажут татьбы, или розбою у них взяли, и на тех людех, за тех лихих людей, имати выти в полы исцовых исков за то, что они тех людей пустят к себе жити, а губным старостам не явят.

83.А пошлют которого недельщика имать татей и разбойни­ков, и ему имати татей и розбойников без хитрости, а не наровити ему никому, а изымав ему татей и розбойников не отпустити, и от того посулов не имати. А понаровит которой недельщик та­тю или разбойнику по посулом, и его отпустит, и про то сыщет­ся допряма, и на том недельщике исцов иск доправить, да его же бити кнутом, да вкинути в тюрму.

84.А которой губной целовалник розбойника, или татя отпу­стит, или животы разбойничьи, или татиныя покрадчи збежит, и того целовальника животы отдать в ысцов иск в выть, чего искал в полы иску, а чего животов его в полы исцова иску не дойдет, и тот досталной иск взяти на тех людех, кто того цело­вальника в губные целовальники выбирал. Да тех же людей, кто того целовальника выбирал, давати на поруки в том, что им того губнаго целовальника, которой подкрадчи побежит, сыскав, по­ставити. А как того губного целовалника те люди, кто его вы­брал, сыщут, и того губного целовалника бити кнутьем, а бив кнутьем ис целовалников выкинути.

85.А будет по челобитью исца, или ответчика доведется про разбойное или татиное дело обыскати повалным обыском, и как повалным обыском сыскивати, и о том указ писан в судной ста­тье выше сего.

86.А у которого недельщика будут за приставом тати, и тому недельщику татей без докладу на поруки не давати. А которой недельщик, не доложа боярина и без дьячья ведома татей даст на поруки, а сыщется про то допряма, и на том недельщике доправити исцов иск вдвое, да его же за то бити кнутом и вкинути в тюрму, до государева указу.

87.А будет кто у кого в дому сведает поличное, и похочет то поличное выняти, и ему на то поличное взяти ис приказу при­става, а приставу взяти с собою понятых, сторонних людей, до­брых, кому мочно верити, и поличное выняти с теми людьми, куды он послан будет искати, и то поличное выняв, отвести в приказ с теми же людьми, при ком то поличное вымет. А будет в том дому, где то поличное будет никого не застанут, и то по­личное по тому же отнести в приказ с понятыми, а в приказе про то поличное сыскивати и росправа чинити по указу, до чего до­ведется, а бес понятых приставу поличного не выимати. А будет кто в дому своем поличного искати и клети и иных хором отомкнути не даст, или поличное и татя у пристава, и у понятых отоймет, а сыщется про то допряма, и на том, кто так учинит, истцу доправити убытки, по сыску, все сполна.

88.А будет кто татя с поличным убьет в дому своем, и того убитого тот час объявит околным людем, и объявя, вести к запи­ске в приказ. А будет кто за татем погонится с сторонними людьми и на дороге, или на поле, или в лесу тот тать изымати себя не даст, и учнет дратися, и того татя на погоне кто убьет до смерти, или ранит, и того убитого, или раненого татя с полич­ным, что он покрал, по тому же привесть в приказ с погонщики вместе. А будет кто татя изымав, и не водя в приказ, учнет пы­тать у себя в дому, и на нем татю доправить бесчестье и увечье, а в чем его пытал, и ему татьбы своей на том тате искати судом, а ис приказу того татя пытать не велеть. А будет поличное в до­му чьем выняли, а жена и дети про те краденые животы ведали, и на них имати выть по указу. А будет бедны и заплатить нечем и их отдати исцу головою, покаместа отработаются, а на год им зачитати за работу, женскому полу по полутретья рубли.

89.А будет кто у кого покрадет на поле хлеб жатой, или сено, или украдом учнет хлеб жати, и с поля тот хлеб к себе повезет, и на дороге его с тем краденом хлебом, или с сеном изымав, при­ведут его в приказ, и сыщется про то допряма, что хлеб, или се­но крал, и того татя за ту татьбу бити кнутом, а краденое велеть, на нем доправя, отдати исцу. А будет те тати изымать себя не дадут, и кого ис тех татей убьют или ранят, и того убитого или раненого явити окольным людем вскоре, и привести в приказ и записати, и тем от того убойства свободится. А будет тати того, чей хлеб, или человека его, или крестьянина, как их имали у хлеба или у сена убиют, или ранят, а сыщется про то допряма, и тех татей за то казнити смертью, а что покрал, и то взяти из жи­вотов их.

90.А будет кто у кого татиным обычаем выловит ис пруда или из саду рыбу, и того татя изымают с поличным, а сыщется про то вправду, что он покрал впервые, и такова бити батоги, а будет вдругие тот же с поличным изыман будет, и такова за та­кую вину бити кнутом, а будет в третьие тот же изыман будет с поличным, а поличное и гривны не стоит, и такова казнити отрезати ухо.

Из саду – из садка.

91.А будет у кого в пожарное, или в ыное в которое время что ни буди пропадет, а после того тех своих пропалых животов у кого что опознает и поимается, и ему того искати на том, у ко­го поимается, судом, что татиного дела. А будет тот, у кого то поличное вынято, скажет, что он взял то поличное на пожаре, или из воды вынял, а не грабежем, и в приказе являл и запи­сал, и сыщется про то допряма, что то поличное не грабежем взято, и тому, кто за то поличное поимается, велети у него то поличное выкупить, а выкупу дати против торговой цены вполы.

Торговой цены вполы – полоина торговой стоимости.

92.А которые люди в ысцовых искех сидят в тюрме, а ис тюр­мы на них исцовы иски правят, а исцов у правежу нет, а сидят они в тюрме лет пять и больши, и тех людей дать на статныя по­руки з записью в том, как их спросят, и порутчиком их поста­вить, а исцовых исков на них бес челобитчиков не править.

93.А на которых людей языки учнут говорить с первые и з другие пытки, а с третьие пытки тех языков доведется казнить, и те языки, идучи к казни, учнут с тех людей, на кого они гово­рили, зговаривать, и тому их зговору не верить.

94.А тюрмы на Москве строить из Розбойного приказу госу­даревою казною.

95.А в целовальниках и в сторожах у московских тюрем быти московских черных сотен и слобод тяглым людем ис подмоги, а на подмогу деньги тем целовалником и сторожем имать с тех же сотен и с слобод по годом, и выборы на них имати у сотенных людей за их руками.

96.А в палачи на Москве прибирати из вольных людей, и быть им в палачах с поруками, а государево им жалованье да­вать из государевы казны из Розбойного приказу.

97.А в городех тюрмы строить и целовалников, и подьячих, и тюремных сторожей, и палачей выбирать с посадов и с уездов с сох, з дворцовых сел, и с черных волостей и со всяких сошных людей, и с патриарших, и с митрополичьих, и с архиепископлих, и епископлих, и с монастырских, и со всяких с поместных и с вотчинных земель. А быть тем целовальником и сторожам с подмогою же, а подмогу тем целовальником и сторожем и в губные избы на всякие расходы збирати деньги с тех же с посад­ских и сошных людей, по их договору, а лишних денег не збира­ти, и тем сошным людем убытков не чинити, а выборы на цело­валников и на тюремных сторожей у выборных людей имати за руками выборных людей.

98.А за которым вотчинником или за помещиком будет в по­местье или в вотчине менши дватцати крестьянинов, и ис тех поместей и из вотчин к губным делам целовалников и сторожей и подьячих не выбирати, а имати целовалников к губным делам з болших поместей и вотчин.

99.А которые исцы в Розбойной приказ приносят челобит­ные на розбойников, а в челобитных своих пишут, что у них роз­бойники на розбое с пытки в убийстве винятся, а после того спу­стя долгое время исцы приносят к делу на тех людей, которых розбойники побили, заемныя кабалы, а писаны в тех кабалах в заимщиках те их побитые люди бес порутчиков, и рук заимщиковых у тех кабал нет, а у иных есть руки, в их место, иных лю­дей, а год и число в тех кабалах писаны до убийства тех людей, года за два, и за три и болши, и по тем кабалам за убитых долж­ников на оговорных людех долги не правити потому, что они те кабалы приносят к делу, спустя многое время, и тем кабалам верити нечему.

100.А на которых людей языки учнут говорити в роспросе до пытки, а с первыя и з другия и с третьия пытки с них учнут зговаривати, и тому зговору верить.

101.А которые разбойники, подрезав тюрмы в городех, уте­кут, а тюремные целовалники и сторожи про тех утеклецов с пы­ток учнут говорити, что тюрмы розбежались не их хитростью, а исцы учнут на них бити челом о вытях, и чтобы выти велети за них править на тех людех, кто тех губных целовалников и сторо­жей выбирал, и по тому челобитью выти правити на тюремных целовальниках и на сторожех на самих. А чего будет на них до­ правити за чем не мощно, и то доправити на губных старостах и на уездных людех, кто тех целовалников и сторожей выбирал, и править на губных старостах за такие вины исцам выти, против губных целовалников, вдвое, для того, что в городех тюрмы ве­дают губные старосты, и губным старостам доведется тюрмы и тюремных сидельцов осматривати почасту, чтобы тюрмы были крепки, и у тюремных бы сидельцов в тюрмах ничего не было, чем им ис тюрмы вырезатися, и в городех ис тюрем воры уходят губных старост небрежением и недосмотром и за то на губных старостах исцом выти перед губными целовальники вдвое пра­вити.

Утекут - сбегут.

102.А которые розбойники были на розбоех, а сыщется их половина, и исцовы иски за них будут доправлены сполна, а после того и товарыщи их сыщутся, и учнут говорити на кого в тех же розбоях и в продаже розбойныя рухляди, а исцов им не будет, и по той язычной молке на оговорных людех вытные денги, против взятья первых вытей на оговорных людех, правити в государеву казну, потому что о тех вытных деньгах челобитчи­ков не будет.

103.А которого вора татя, или розбойника изымают и приве­дут к Москве в Розбойной приказ, или в котором городе в Губу и доведется того вора пытать, и тот вор, избывая пытки, скажет за собою государево великое дело, и ему не верить, и пытать его в розбое, или в татьбе въскоре. А что за собою скажет государе­во дело, и его про то роспрашивати после того, как будет пытан в татьбе, или в розбое.

Скажет за собою государево великое дело – сделает заявление о известном ему государственном преступлении.

104.А которые воры тати, или розбойники и душегубцы учнут сидети в тюрмах в городех до полугода, и тех воров в городех воеводам и приказным людем и губным старостам, без государева указу, ис тюрем не выпускати, и в холопство и во крестьяны к себе не имати, и иным никому таких воров в холопстве и во крестьянство не отдавать. А будет в городех кто воеводы и
приказные люди или губные старосты таких воров ис тюрем выпустят без государева указу и поневолят их к себе, или к иному к кому в холопство, или во крестьянство, и сыщется про то допряма, и тем воеводам и приказным людем и губным старостам за то чинить жестокое наказание, бити их кнутом нещадно, да на них же за тех воров исцам правити выти. А будет до которых
тюремных сиделцов розбойное и татиное и душегубное дело н
дойдет, и доведется их ис тюрмы выпустить, и таких ис тюрем выпускать, и к государю к Москве о указе не писав, а в холопство и во крестьянство их воеводам и приказным людем и губным старостам к себе не имати, и иным никому по свойству, или по дружбе, их в холопство и во крестьянство не отдавати. А будет кто воевода и приказной человек, или губной староста таких людей, которых доведется ис тюрмы выпустить, поневолят к себе, или к иным к кому в холопство, или во крестьянство, и им за то по тому же чинити жестокое наказание, как в сей статье писано выше сего.




ГЛАВА XXII.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: