А в ней 26 статей указ за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити

1.А будет которой сын или дочь учинит отцу своему или ма­тери смертное убийство, и их за отеческое или за матерне убий­ство казнити смертию же безо всякия пощады.

2.А будет которой сын или дочь отцу своему или матери смертное убийство учинят с ыными с кем, а сыщется про то до­пряма, и по сыску тех, которые с ними такое дело учинят, казни­ти смертию же безо всякия пощады.

3.А будет отец или мати сына или дочь убиет до смерти, и их за то посадить в тюрму на год, а отсидев в тюрме год, приходити им к церкви божий, и у церкви божий обьявляти тот свой грех всем людем в слух. А смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити.

4.А будет кто сын или дочь, не помня закона християнского, учнет отцу или матери грубыя речи говорить, или отца и матерь з дерзости рукою зашибет, и в том на них отец или мати учнут бити челом, и таких забывателей закона християнского за отца и матерь бити кнутом.

5.А будет которой сын или дочь у отца или у матери животы пограбят насильством, или не почитаючи отца и матерь, и избываючи их, учнут на них извещать какия злыя дела, или которой сын или дочь отца и мать при старости не учнет почитать и кор­мить и ссужать их ничем не учнут, и в том на них отец или мати учнут государю бити челом, и таким детем за такия их дела чи­нить жестокое наказание, бить кнутом же нещадно, и приказать им быти у отца и у матери во всяком послушании безо всякого прекословия, а извету их не верить.

6.А будет которой сын или дочь учнут бити челом о суде на отца или на матерь и им на отца и на матерь ни в чем суда не да­вати, да их же за такое челобитье бить кнутом, и отдать их отцу и матери.

7.А будет кто убиет до смерти брата, или сестру сам, или по его велению, кто иной их убиет, а сыщется про то допряма, и их за то самих всех казнити смертию же.

8.А будет чей нибудь человек помыслит смертное убийство на того, кому он служит или против его вымет какое оружье, хо­тя его убити, и ему за такое его дело отсечь рука.

9.А будет чей человек того, кому он служит, убьет до смерти и его самого казнити смертию же безо всякия же пощады.

10.А будет кто не бояся бога, и не опасаяся государьския опалы и казни, учинит над кем нибудь мучителское наругательство, отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы обрежет, или глаз выколет, а сыщется про то допряма, и за такое его наругательство самому ему то же учинити, да на нем же взяти из вотчин его и из животов тому, над кем он такое наругательство
учинит, будет отсечет руку, и за руку пятдесят рублев, а будет отсечет ногу, и за ногу пятдесят же рублев, а за нос, и за ухо, и за губы, и за глас, по тому же за всякую рану, по пятидесят ру­блев.

11.А будет такой же поругатель кого нибудь зазвав, или си­лою заволокши к себе на двор, учнет бити ослопом, или кнутом, или батоги, и с суда сыщется про то допряма, и такому поругателю за такое его дело учинити жестокое наказание, велеть его бить кнутом по торгом, и вкинуть в тюрму на месяц, да на нем же доправити тому, над кем он такое дело учинит, бесчестье и увечье вдвое.

12.А будет такое наругательство над кем учинит чей нибудь человек, и того человека пытать, по чьему научению он такое на­ругательство учинил. Да будет тот человек с пытки скажет, что он такое наругательство учинил по научению того, кому он слу­жит, или по чьему нибудь научению, и тем людем, кто на такое дело кого научит, и тому, кто такое дело зделает, потому же учинити жестокое наказание, бити их кнутом по торгом и вки­нуть их в тюрму всех на месяц, да на тех же людех, кто на такое дело людей своих научит, правити тем людем, над кем такое наругателство люди их учинят, бесчестие вдвое. А будет чей нибуди человек такое наругательство над кем учинит собою, а ни по чьему научению, и таких людей пытав, казнити смертию.

13.А которые воры чинят в людех смуту, и затевают на мно­гих людей своих воровским умышлением затейные дела, и таких воров за такое их воровство казнити смертию.

14.А будет жена учинит мужу своему смертное убийство, или окормит его отравою, а сыщется про то допряма, и ея за то каз­нити, живу окопати в землю, и казнити ея такою казнею безо всякия пощады, хотя будет убитого дети, или иныя кто ближния роду его, того не похотят, что ея казнити, и ей отнюд не дати милости, и держати ея в земле до тех мест, покамест она умрет.

Держати ея в земле – закапать в землю по плечи. На ночь приставлялась стража для наблюдения, чтобы женщину никто не кормил, и чтобы собаки не отъели ей голову, а днем перед ней священник читал молитвы. Прохожие могли бросать монеты на расходы по похоронам. Смерть наступала обычно на второй, третий день, но были случаи, когда закопанные жили месяц.

15.А которая жонка приговорена будет к смертной казни, а втепоры она будет беременна, и тоя жонки, покаместа она родит, смертию не казнити, а казнити ея втепоры, как она родит, а до тех мест держати ея в тюрме, или за крепкими приставы, чтобы она не ушла.

16.А будет кто у мысля воровски придет в чей дом и похочет того дому над госпожею какое дурно учинити, или ея ис того до­му похочет куды увести, а люди ее от такова вора не оборонят, и учнут помочь чинити тем людем, кто по нее приедет, а после то­го про такое их дело сыщется, и тех воров, кто таким умыслом в чюжой дом приедет, и которыя люди им на такое воровство учи­нят помочь, всех казнити смертию.

17.А будет кто с похвалы, или с пьянства, или умыслом на­скачет на лошади на чью жену, и лошадью ея стопчет и повалит, и тем ея обесчестит, или ея тем боем изувечит, и беременная бу­дет жена от того его бою дитя родит мертво, а сама будет жива, а с суда сыщется про то допряма, и тому, кто так учинит, за та­кое его дело учинити жестокое наказание, велеть его бити кнутом нещадно, да на нем же доправити той жене бесчестие и уве­чье вдвое, да его же вкинути в тюрму на три месеца. А будет от того его бою та жена и сама умрет, и его за такое его дело самого казнити смертию.

18.А будет такое убийство учинится от кого без умышления, потому что лошадь от чего испужався, и узду изорвав рознесет, и удержати ея будет не мощно, и того в убийство не ставити, и наказания за такое дело никому не чинити, для того, что такое дело учинится бес хитрости.

Бес хитрости – (здесь) случайно.

19.А будет кто над кем учинит смертное убийство по чьему научению, а сыщется про то допряма, и того, кто на смертное убийство научал, и кто убил, обеих казнити смертию же.

20.А будет кто, стреляючи ис пищали, или из лука по зверю, или по птице, или по примете, и стрела или пулька вспловет, и убьет кого за горою, или за городьбою, или кто каким нибудь обычаем кого убьет до смерти деревом, или камнем, или чем ни­будь не нарочным же делом, а недружбы и никакия вражды напередь того у того, кто убьет, с тем кого убьет, не бывало, и сыщется про то допряма, что такое убийство учинилося ненарочно, без умышления, и за такое убийстве никого смертию не казнити, и в тюрму не сажати потому, что такое дело учинится грешным делом без умышления.

21.А будет чей человек убьет кого нибудь до смерти, или ра­нит, обороняя того, кому он служит, и тому человеку того в вину не ставить, а спрашивать того убийства на том, кому он служит.

22.А будет он над кем смертное убийство учинит своим умышлением, без ведома того, кому он служит, и тот кому он слу­жит, очищая себя, изымав его приведет в приказ, и про такое убийство сам известит, и тому, чей тот человек, того убийствен­ного дела в вину не ставить, а человека его, которой такое смерт­ное убийство учинит, казнити смертию.

23.А будет кто кого отравит зельем, и от тоя отравы тот, кого отравят, умрет, и того, кто такое злое дело учинит, пытати на­крепко, напередь того он над кем такова дела не делывал ли, и пытав его, казнити смертию.

24.А будет кого бусурман какими нибудь мерами насильством или обманом русского человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма, и того бусурмана по
сыску казнить, зжечь огнем безо всякого милосердия. А
кого он русского человека обусурманит, и того русского человека отослать к патриарху, или к иной власти, и велети ему учинити указ по правилом святых апостол и святых отец.

Бусурман – иноверец.

25.А будет кто мужескаго полу, или женского, забыв страх божий и християнскии закон, учнут делати свады жонками и девками на блудное дело, а сыщется про то допряма, и им за та­кое беззаконное и скверное дело учинити жестокое наказание, бити кнутом.

26.А будет которая жена учнет жити блудно и скверно, и в блуде приживет с кем детей, и тех детей сама, или иной кто по ея велению погубит, а сыщется про то допряма, и таких безза­конных жен, и кто по ея велению детей ея погубит, казнити смертию безо всякия пощады, чтобы на то смотря, иные такова беззаконного и скверного дела не делали, и от блуда унялися.

ГЛАВА XXIII.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: