Глава двадцатая - о содомском грехе, о насилии и блуде

Артикул 165.Ежели смешается человек со скотом и безум­ною тварию, и учинит скверность, оного жестоко на теле на­казать.

Артикул 166.Ежели кто отрока осквернит, или муж с му­жем мужеложствует, оные яко в прежнем артикуле помянуто, имеют быть наказаны. Ежели же насильством то учинено, тогда смертию или вечно на галеру ссылкою наказать.

Артикул 167.Ежели кто женской пол, старую или моло­дую, замужнюю или холостую, в неприятельской или друже­ской земли изнасилствует, и освидетелствуется, и оному голо­ву отсечь, или вечно на галеру послать, по силе дела.

Толкование. Скверныя женщины обыкновенно, когда в сво­их скверностях, иногда многия скверности учинят, предлага­ют, что насилством чести своей лишены и насилствованы. Тогда судье их такому предложению вскоре не надлежит ве­рить, но подлиннее о правде выведать, и чрез сие насилие мочно освидетельствовать, егда изнасилъствованная свидете­лей имеет, что оная с великим криком других на помощь призывала, а ежели сие дело в лесу или в ином каком единаком месте учинилось, то оной женщине, хотя б она и в до­брой славе была, невозможно вскоре верить. Однако же су­дья может при том случившияся обстоятелства разсмотретъ, и егда обрящет ее честну, то может онаго пытать или к присяге привесть. А такия обстоятельства меж другим могут сии быть: (1) Ежели у женщины или у насилника, или у них обоих, найдется, что платье от обороны разодрано. (2) Или у единаго, или у другаго, или синевы или кровавые знаки най­дутся. (3) Ежели изнасиленная по скором деле к судье при­дет, и о насилствии жалобу принесет. При котором случае ее притвор и поступки гораздо примечать потребно. А ежели несколько времяни о том умолчит, и того часу жалобы не принесет, но умолчит единый день или более потом, то весь­ма повидимому видно будет, что и она к тому охоту имела.

Хотя правда, некоторыя права насилие над явною блудни­цею не жестоко наказать повелевают, однакож сие все едино. Ибо насилие есть насилие, хотя над блудницею или честною женою, и надлежит судье не на особу, но на дело и самое обстоятелство смотреть, в чем саксонския права зело согласуют­ся. Начатое изнасилствие женщины, а неокончанное наказуется по разсмотрению.

Артикул 168.Кто честную жену, вдову или девицу тайно уведет, и изнасилничает, а оная вскоре, или потом хотя в том позволила, онаго казнить смертию, отсечь голову.

Толкование. Сие обыкновенное наказание силы не имеет, ежели уведенная уводчикова была невеста зарученная, а отеческой ниже душеприкащиковой воле подвержена не была.

Артикул 169.Ежели муж женатый с женою замужнею те­лесно смешаетца, и прелюбодеяние учинят, оные оба наказа­ны да будут, по делу и вине смотря.

Артикул 170.Одинакое прелюбодеяние, когда едина особа в супружестве обретается, а другая холостая есть, оная, по со­стоянию особ и обстоятельству, имеет жестоким заключением, шпицрутеном, и отставлением от полку, или посылкою на ка­торгу на время наказана быть.

Толкование. Ежели невинной супруг за прелюбодеющую супругу просить будет, и с нею помиритца, или прелюбодеющая сторона может доказать, что в супружестве способу не может получить телесную охоту утолить, то мочно наказание умалить.

Единакое прелюбодейство також чинится, есть ли холостой с девкою, а за другаго сговоренною невестою смешаетца.

Артикул 171.Кто при живой жене своей на другой браком сочетается, и тако две жены разом иметь будет, онаго судить по церковным правилом.

Артикул 172.А ежели супруг или хотя супруга к тому об­мануты, в супружество вступит с тем, кто уже женат, оный от всякого наказания уволен, и в прежней чести и достоинст­ве содержан будет.

Артикул 173.Блуд, ежели двое из ближних свойственни­ков (которым по правам в супружество вступить невозможно для свойства) телесно смешаютца, и правда в восходящей и нисходящей линии смертию казнен бывает.

Артикул 174.Ежели же учинитца в побочной линии и между ближними свояками, то по разсуждению судейскому наказаны, и виновные явное церковное покаяние принести имеют.

Артикул 175.Никакия блудницы при полках терпимы не будут, но ежели оные найдутца, имеют оныя без разсмотрения особ, чрез профоса раздеты и явно выгнаны быть.

Артикул 176.Ежели холостый человек пребудет с девкою, и она от него родит, то оный для содержания матери и мла­денца, по состоянию его, и платы нечто имеет дать, и сверх того тюрмою и церковным покаянием имеет быть наказан, разве что он потом на ней женитца, и возмет ее за сущую жену, и в таком случае их не штрафовать.

Толкование. Ежели кто с девкою пребудет, или очреватит ее, под уговором, чтоб на ней женитца, то он сие содержать и на чреватой женитца весьма обязан.

Ежели ж отговоритца, что будто ей не обещал о женитьбе, а признает при сем, что он ее обеременил, к томуж иные свидетелства явятца, из чего мочно будет видеть, что он всеко­нечно о супружестве обещал: то надлежит его с присягою спросить, что он с нею ни в какия супружеския дела не вступал, ниже оной обещал. А хотя она и чревата, а других доказаний нет, то не потребно его к присяге приводить.

Ежели ж оный не захочет, и не возможет присяги учинить, то должен он на чреватой женитца; також, когда доказательства и признаки, что он обещал женитца, велики и силь­ны суть, а опасаясь нарушения присяги, то более надлежит оного к супружеству принуждать, нежели присягою посту­пать.

Артикул 177.От позорных речей и блядских песней до­стойно и надобно всякому под наказанием удержатись.

От позорных речей и блядских песней – от непристойных разговоров и песен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: