О мерах к отвращению незаконного сочетания браков

(1775 г., августа 5)

Указ Святейшего Синода

По указу ее императорского величества Святейший Правительствующий Синод, имея рассуждение, что хотя о важ­ности тайны святого супружества и о том, чего при браковенчаниях наблюдать должно и на какие браки запрещение положено, как в слове Божий, Правилах Святых Отец и преданиях церковных, в Кормчей книге напечатанных, так и в Духовном регламенте и состоявшихся указах довольно и ясно изображено, сверх того и от Святейшего Правительствующего Синода неоднократные подтверждения чинены, дабы точным исполнением предписанных о браковенчаниях предосторожностей, незаконные и непозволенные отвращае­мы были, но понеже по производимым в Святейшем Прави­тельствующем Синоде и в епаршеских духовных консистори­ях делам оказалось, что, не смотря на все то, некоторые в явную сих Божеских законов противность поступают, а именно: 1. Дети без воли своих родителей, а рабы без воли ж своих господ женятся; а напротив того и родители своих детей, а господа рабов ко вступлению в брак принуждают без собственного их произволения и согласия. 2. Женятся в возбраненном родстве. 3. Мужья от живых жен, а жены живых мужей. 4. Восхищают девиц от родителей и родственников разными ухищрениями. 5. В летах, между собою весьма несходственных, чрез что бывают несогласия и просьбы о разводе. 6. Женят же в крестьянстве малолетных ребят возрастными женщинами, от чего происходит, что свекры впадают в грех с своими невестками, а сии малолетных мужей умерщвляют, за что некоторые по гражданскому и к смертной казни были приговорены; а напротив того. 7. Священники к венчанию не токмо таковых незаконных браков, но и иных приходящих к ним из других приходов, совсем неизвестных лиц, також безумных, приступают, не чиня наперед узаконенного извещения или публикации, частию из корыстолюбия, а нередко и противу воли своей по принуждениям и устращеваниям иногда от самих брачащих, а иногда от помещиков и от их прикащиков, чрез каковые сим подобные безчиния не только нарушается благоучреждение Церкви и духовным и светским правительств, малые причиняются затруднения, но и брачившиеся браки благословляющие священники подвергаются следствия, наказаниям и несчастиям, а того еще больше, случаются о подобных неправильных бракосочетаниях доносы чрез долгое и такое время, в которое уже и дети при то сии последние признаваемы быть должны незаконными; да то ж происходит и в рассуждении наследства, которого лишают их родственники и свойственники по смерти родителей, как незаконно брачившихся: то в рассуждении всего вышеизображеннаго, для предупреждения подобных злоупотреблений, а при том и к сокращению бываемых при браках излишних в письменных производствах затруднений приказали: 1. Всем и каждому, какого бы кто звания и состояния ни был, в силу прежних узаконений, городам, так и в селах, в другой какой церкви, окроме той самой, у которой в приходе жених или невеста жительство имеют, а паче обоим в иной епархии отнюдь не венчаться, тако ж и священников из чужого прихода или епархий венчанию не употреблять. 2. Но дабы совсем тем cyмнительных и непроизвольных браков происходить не могло, то предварительно венчания долженствует всякой о своем имени, прозвании и чине или состоянии, тако ж о им прозваньи своей невесты, приходского своей церкви священника письменно или словесно уведомить, а сей, не приступая еще ни к обручению, ни венчанию, должен в той же с церкви чрез первые три, одно за другим следующие воскресные и прилучающиеся иногда между тем праздничные дни при окончании литургии и при всем тогдашнем народном собрании явственно и вразумительно извещать, что такая лица желают в законный брак вступить и аще из них родителей, родственников и свойственников или же и из посторонних людей знают какое-либо к супружеству| правильное препятствие или обстоятельства: то б о том ему, священнику, немедленно, а по меньшей мере не пропущая вышеозначенных на сие извещение или публикацию определенных трех недель, на письме или хотя по нужде на словах знать дали, ибо инако, не получа в те три недели ни от кого никакого сему браку противного отзыва, оный в сей же церкви совершен будет. 3. И когда в самом деле по всем оным трем извещениям ни от кого и никакого на сей брак опоро­чивания не будет, да и сам священник приходский никакого ж в том препятствия не усмотрит и не признает, то надлежит ему только сперва вписать в свои метрические тетради имена, отчества, прозванья и лета брачившихся, с означением числа, месяца и года как венчания, так и бывших пред тем трех публикаций, к чему и из будущих при оном браке поезжан двум или трем самим или, если грамоте не умеют, вместо себя другим, кому поверят, по нижеследующей форме подписы­ваться: а именно, при венчании имярека с девицею или вдовою имярек, что между ими родства, принуждения и никакого другого законного к браку препятствия не имеется, свиде­тельствуем, и в том, под опасением, если в чем неправильно показали, суждения по законам, подписуемся имярек; а потом сей брак немедленно и обвенчать, то есть совершая по чиноположению в одно, а не в разные времена, и обручение и бракосочетание. 4. А буде напротив того в помянутое трехнедельное время и при самом иногда венчании отзовется кто к священнику с каким о сем браке оспариванием, или сам священник собою или посторонним образом правильное к тому препятствие уведает, или же и жених или невеста согласия своего к браку не окажут, в таковых случаях ни под каким видом их не венчать. 5. Если же в противность сего предписания отважатся, с одной стороны, брачащиеся в чужих приходах и в чужих епархиях, не меньше ж без обождания вышеположенного на публикации о том срока и без записки в метрические тетради, чрез какие-либо недозволенные пособия венчаться, а с другой, священники из чего-либо на то согласятся: то первые, обще с теми, кто ложно будет свидетельствовать, подвергнут себя за то строгому по законам взысканию, а последние лишены будут вовсе своих чинов и приходов. 6. Вышепомянутые метрические тетради рассылать ко всем священникам из консисторий или духовных правлений, кому откуда способнее, за скрепою одного присутствующего, а по прошествии каждого года отдавать оные обратно в те места, откуда их получат; а тамо хранить оные за печатью судейскою в рассуждении, что сии метри­ческие тетради должны признаваемы быть не токмо вместо прежних обысков и присяг, но и служить на будущее время достоверными о браках справками. 7. Сверх же того, для всегдашнего священникам напамятования, дабы они недозво­ленных браков венчать не могли, выписав из сего установле­ния потребные к их предосторожности правила, напечатать на особливый лист и иметь в алтаре на стене, а то ж самое и в Требнике при чиноположении о браках в начале припечатывать. 8. А дабы сие установление с светской стороны по точной его силе исполняемо было, и чтоб как брачащиеся, так и прочие всякого звания светские люди священников к венчанию ни под каким видом не приневоливали, то сообщить о том Правительствующему Сенату с требованием уведомления, какое о всем том будет Правительствующего Сената рассуждение, дабы с общего согласия как от Синода духовным, так и от Сената светским командам подлежащее о предписание учинено быть могло.

Кормчая книга – (XIII  в. – наст.вр.) (от древнерусского кърмьчии – рулевой, правитель, по гречески Номоканон – законоправильник) (законоправильник, Номоканон, Сводная кормчая) – сборник церковных канонов (правил апостолов, вселенских и поместных соборов и святых отцов) и государственных законов (в первую очередь, византийских), касающейся церковной жизни. Применялась в церковном управлении и судопроизводстве.

Духовный регламент – законодательный акт Петра I (1721 г.) о реформе церковного туправления по образцу гражданских коллегий. Согласно документу церковь подчинялась государсту, а вместо патриаршества учреждался Синод, определялся круг ведения Синода, обязанности духовных лиц.

Законодательство Екатерины II. – Т.2. - М., 2001. – С.455-458.

 

­


[1] Так в источнике.

[2] Так в источнике.

[3] Так в источнике.

[4] Так в источнике.

[5] Так в источнике.

[6] Так в источнике.

[7] Датировка ведется от библейского «сотворения мира» и с 1492 года по 1700 год год начинался 1 сентября, а не 1 января, Петр I ввел к тому же и новое исчисление «от рождества Христова» и 7208 год стал 1700 годом. Разница в летоисчелении составляет 5508 лет.

 

[8] 7058 год. Датировка ведется от библейского «сотворения мира» и с 1492 года по 1700 год год начинался 1 сентября, а не 1 января, Петр I ввел к тому же и новое исчисление «от рождества Христова» и 7208 год стал 1700 годом. Разница в летоисчелении составляет 5508 лет.

 

[9] Датировка ведется от библейского «сотворения мира» и с 1492 года по 1700 год год начинался 1 сентября, а не 1 января, поэтому упоминаемые в преамбуле июль 7156 года и октябрь 157 года относятся к одному году 1648. Петр I ввел к тому же и новое исчисление «от рождества Христова» и 7208 год стал 1700 годом. Разница в летоисчелении составляет 5508 лет.

В документах XVII века часто опускали цифру 7 и употребляли три последние цифры.

[10] Имеется в виду Указ от 23 марта 1714 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: