Из Харвея (Harvey, 1974) и Малвея и др. (Mulvey et ai, 1996) мы почерпнули следующие предложения.
Высказываться «против» перед командой
Наиболее простой способ — встреча с ключевыми фигурами в решении данной проблемы. Прежде всего, надо предложить какое-то решение и принимать любую обратную связь. Например: «Я хочу поговорить с вами об этом исследовательском проекте. Прежде я утверждал обратное, но, честно говоря, не думаю, что это полезно, и меня это очень беспокоит. Я подозреваю, что другие думают так же. Боюсь, что мы можем ввести друг друга в заблуждение и, если не будем осмотрительны, не желая того, продолжим работать над проблемой, это может привести нас к банкротству. Поэтому я хочу знать, что думает каждый из вас. Я буду, признателен за любые мнения по данному проекту. Считаете ли вы, что он может дать результат?» (Harvey, 1974, р. 32).
Провести тайное голосование
Люди часто соглашаются с тем, что, как им кажется, хочет предпринять команда. Диссидентские мнения легче выразить при тайном голосовании — раздайте пустые карточки и попросите членов команды написать свое мнение. Гарантируйте им анонимность и затем поделитесь общими результатами с командой.
|
|
Сводите к минимуму различия в статусе
Члены команды, занимающие высокое положение, всегда находятся в центре внимания, и людям, не обладающим столь высоким статусом, кажется, что на них нажимают, добиваясь их согласия. Хотя этого трудно избежать, полезны заверения более старших по положению членов о важности открытого и честного обсуждения, поддержанные устранением символов статуса, таких как одежда, место проведения встречи, титулы и т.п. Например, когда президент Samsung Кап Хи решил в 1997 г. вовлечь Samsung в автомобильный бизнес, большинство из высших руководителей молча сопротивлялось инвестициям в $13 млрд. Но Ли был властным президентом и фанатиком автомобилей. Поэтому, когда всего через год Samsung потерпела крах, вынудив Ли заплатить$2 млрд. своих собственных средств, он спросил: «Почему никто не сказал мне о своих сомнениях?» (Сягаи &Useem, 2002).
Формулируйте задачи как решение, которое нужно принять
Формулируйте задачу скорее как решение, которое необходимо принять, а не суждение (которое подразумевает личное мнение) — это помогает оставить тон мрачного согласия, устранить атрибуты власти и личного престижа. Когда на членов команды возлагается ответственность за решение, они подходят к задаче не как к проблеме, которую следует решить. Типичным подходом является восприятие решений как суждений, а не как проблем. Люди обычно считают, что проблемы нуждаются в более глубоком анализе, рассмотрении всех «за» и «против» и меньше в высказывании мнений. Полезно сказать команде, что вы надеетесь на принятие решения, основанного на фактических данных.
|
|
Предоставьте возможность провести официальную дискуссию между сторонниками противоположных точек зрения
Этого можно достигнуть, разделяя обсуждение на доводы «за» и «против». Дебатам следует придавать законный статус. Члены команды не должны беспокоиться о том, стоит ли выражать противоположные точки зрения, их нужно ожидать и поощрять. Например, генеральный директор компании Lucent Рич Мак-Джин не делал этого в конце 90-х гг., даже когда в его компании высказывались противоположные точки зрения. Ученые компании Хисея напрасно просили Мак-Джина начать разработку ОС-192, оптической аппаратуры, которая могла бы быстрее передавать голос и информацию. Мак-Джин не слушал их, а вскоре их конкурент компания Nortel продемонстрировала ОС-192. Более того, Мак-Джин не слушал работников отдела продаж, которые старались доказать ему, что заданные им показатели роста нереалистичны.
Берите на себя ответственность за неудачу
Важно создать атмосферу, в которой командам разрешается ошибаться, откровенно признавать свои ошибки, а затем продолжать движение вперед, не боясь взаимных упреков. Рассмотрим, что произошло с командой кузнецов из трех человек, которую называли «Сварливые старики», BKopiiopaiijiiiEatorma3aBojj,eForgeDivision. По самонадеянности, допущенной в начале смены, они совершили ошибку и получили в итоге 1200 кусков металлического лома. Эта ошибка обошлась недешево, но из-за нее завод не закрылся бы. Команда поставила под вопрос производство продукции этого завода для заказчиков. Кузнецы пошли к руководству завода, признали свою ошибку, описали возможный ее результат и предложили разрешить им принять корректирующие меры, чтобы подобная проблема больше никогда не возникла.
Они пошли дальше и настоятельно попросили, чтобы им разрешили выступить перед всем коллективом в начале каждой смены, признать свою ошибку и рассказать, что они собираются сделать для ее предотвращения в дальнейшем (Bergstoim, 1997).