Статья 20. Правительство определяет и осуществляет политику Нации.
В его распоряжении находятся административные органы и вооруженные силы.
Оно ответственно перед парламентом.
Статья 21. Премьер-министр руководит деятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. С соблюдением условий статьи 13 он осуществляет регла-ментарные полномочия и назначает на военные и гражданские должности.
Он может передать некоторые из своих полномочий министрам.
В случае необходимости он председательствует вместо Президента Республики на заседаниях советов и комитетов, упомянутых в статье 15.
В исключительных случаях он может председательствовать вместо Президента на заседании Совета министров по определенному поручению Президента и с определенной повесткой дня.
Статья 23. Функции члена Правительства несовместимы с парламентским мандатом, с любой должностью профессионального представительства общенационального характера, со всякой государственной службой или профессиональной деятельностью.
|
|
Раздел IV ПАРЛАМЕНТ
Статья 24. Парламент состоит из Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием.
Сенат избирается путем косвенного голосования. Он обеспечивает представительство территориальных единиц Республики. В Сенате представлены французы, проживающие за пределами Франции.
Статья 26. Ни один член Парламента не может подвергаться преследованию, розыскам, аресту, заключению или суду за высказанные мнения или за участие в голосовании при исполнении им своих обязанностей.
Ни один член Парламента во время сессии не может подвергаться преследованию или аресту за уголовные преступления или проступки без разрешения палаты, в состав которой он входит, за исключением случаев, когда он застигнут на месте преступления.
Ни один член Парламента во время парламентских каникул не может быть арестован без разрешения бюро палаты, и состав которой он входит, за исключением случаев, когда он застигнут на месте преступления, когда его преследование разрешено или когда он окончательно осужден.
Задержание или преследование члена Парламента приостанавливается, если палата, в состав которой он входит, потребует этого.
Статья 27. Всякий императивный мандат является недействительным.
Право голосования членов Парламента осуществляется лично.
В виде исключения органический закон может допустить передачу голосов. В этом случае никому не может быть передано более одного мандата.
Статья 28. Парламент собирается по праву на две очередные сессии в год.
|
|
Статья 31. Члены Правительства имеют доступ в обе палаты. Они должны быть заслушаны по их требованию. Им могут помогать комиссары Правительства.
Статья 32. Председатель Национального собрания избирается на срок легислатуры. Председатель Сената избирается после каждого частичного обновления Сената.
Статья 33. Заседания обеих палат являются открытыми. Полный отчет о прениях публикуется в «Журналь Офисьель».
Каждая палата может заседать в качестве секретного комитета по просьбе Премьер-министра или одной десятой части ее членов.
Раздел V ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ПАРЛАМЕНТОМ
И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
Статья 34. Законы принимаются Парламентом. Закон устанавливает правила, касающиеся:
— гражданских прав и основных гарантий, предоставленных гражданам для пользования публичными свободами; обязанностей, накладываемых национальной обороной лично на граждан и на их имущество;
662
663
— гражданства, состояния и правоспособности лиц, семейных отно
шений, наследования и дарования;
— определения преступлений и правонарушений, а также налагаемых
за них наказаний; уголовного судопроизводства; амнистии; создания новых
судебных установлений и статуса судей;
— распределения ставок, налогов и условий покрытия всякого рода
налогов; порядка выпуска денег.
Закон устанавливает также правила, касающиеся:
— порядка выборов в палаты Парламента и в органы местного само
управления;
— установления категорий общественных учреждений;
— основных гарантий, предоставляемых гражданским государствен
ным служащим и военнослужащим;
— национализации предприятий и перевода предприятий из общест
венного сектора в частный.
Закон определяет основные принципы:
— общей организации национальной обороны;
— свободного управления местных административных единиц; их
компетенции и их доходов;
— образования;
— режима собственности, вещных прав и гражданских и торговых
обязательств;
— трудового права, профсоюзного права и социального обеспечения.
Финансовые законы определяют доходы и расходы государства с
условиями и оговорками, предусмотренными органическим законом.
Программные законы определяют цели экономической и социальной деятельности государства.
Положения настоящей статьи могут быть уточнены и дополнены органическим законом.
Статья 35. Объявление войны разрешается Парламентом.
Статья 36. Осадное положение декретируется в Совете министров.
Продление его на срок более двенадцати дней может быть разрешено только Парламентом.
Статья 37. Вопросы, не входящие в область законодательства, решаются в административном порядке.
Статья 38. Правительство может для выполнения своей программы обратиться к Парламенту с просьбой дать разрешение осуществить путем > указов в течение ограниченного срока мероприятия, обычно входящие в область законодательства.
Указы принимаются-в Совете министров после дачи заключения Государственным советом. Они входят в силу после их опубликования, но теря-
ют силу, если законопроект об их утверждении не внесен в Парламент до истечения срока, указанного законом, разрешившим их издание.
По истечении срока, о котором говорилось в первом абзаце настоящей статьи, указы по вопросам, входящим в область законодательства, могут быть изменены лишь законом.
Статья 39. Инициатива внесения законопроектов принадлежит одновременно Премьер-министру и членам Парламента.
Законопроекты обсуждаются в Совете министров по получении заключения Государственного совета и затем вносятся в бюро одной из двух палат. Финансовые законопроекты вносятся сначала на обсуждение Национального собрания.
|
|
Раздел VII КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ
Статья 56. Конституционный совет состоит из девяти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Конституционный совет обновляется на одну треть каждые три года. Три члена Конституционного совета назначаются Президентом Республики, три — председателем Национального собрания, три — председателем Сената.
Сверх девяти членов, указанных выше, в Конституционный совет пожизненно входят по праву бывшие Президенты Республики.
Председатель назначается Президентом Республики. Его голос является решающим в случае разделения голосов поровну.
Статья 57. Функции члена Конституционного совета несовместимы с функциями министра или члена Парламента.
Остальные случаи несовместимости определяются органическим законом.
Статья 58. Конституционный совет следит за правильностью избрания Президента Республики. '
Он рассматривает протесты и объявляет о результатах голосования.
Статья 59. Конституционный совет решает вопрос о правильности избрания депутатов и сенаторов, если оно оспаривается.
Статья 60. Конституционный совет следит за правильностью проведения референдума и объявляет его результаты.
Статья 61. Органические законы до их обнародования и правила процедуры палат Парламента до их применения должны быть представлены Конституционному совету, который высказывается об их соответствии Конституции.
С той же целью законы до их обнародования могут быть переданы Конституционному совету Президентом Республики, Премьер-министром или председателем одной из палат.
664
665
В случаях, предусмотренных в двух предыдущих абзацах, Конституционный совет должен высказаться в месячный срок. Однако при наличии спешности по требованию Правительства этот срок сокращается до восьми дней.
В этих же случаях передача закона на рассмотрение Конституционного совета приостанавливает течение срока его обнародования.
Статья 62. Закон, объявленный неконституционным, не может быть ни обнародован, ни введен в действие.
|
|
Решения Конституционного совета никакому обжалованию не подлежат. Они обязательны для всех государственных властей, для всех административных и судебных органов.
Статья 63. Органический закон определяет порядок организации и функционирования Конституционного совета, процедуру, соблюдаемую в нем, в частности сроки подачи ему протестов.
Раздел VIII О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Статья 64. Президент Республики является гарантом независимости судебной власти.
Ему помогает Высший совет магистратуры.
Статус судей устанавливается органическим законом.
Судьи несменяемы.
Статья 65. Высший совет магистратуры возглавляется Президентом Республики. Министр юстиции является вице-председателем по праву. Он может замещать Президента Республики.
Высший совет включает, кроме того, девять членов, назначаемых Президентом Республики с соблюдением условий, предусмотренных органическим законом.
Высший совет магистратуры делает предложения относительно назначения судей Кассационного суда и первого председателя Апелляционного суда. В соответствии с органическим законом он дает заключение по предложениям министра юстиции, касающимся назначений других судей. В соответствии с органическим законом его мнение запрашивается по вопросам помилования.
Высший совет магистратуры выполняет функции дисциплинарного совета для рассмотрения дисциплинарных проступков судей. В этом случае его возглавляет первый председатель Кассационного суда.
Статья 66. Никто не может быть произвольно лишен свободы.
Судебная власть, хранительница личной свободы, обеспечивает уважение этого принципа в условиях, предусмотренных законом.
Раздел IX ВЕРХОВНЫЙ СУД
Статья 67. Учреждается Верховный суд. Он состоит из членов, избираемых в равном числе Национальным собранием и Сенатом из их состава после каждого полного или частичного обновления этих палат. Он избирает своего председателя из состава своих членов.
Состав Верховного суда, порядок его деятельности, а также применяемая в нем процедура рассмотрения дел определяются органическим законом.
Статья 68. Президент Республики может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные им при исполнении его функций, только в случае государственной измены. Обвинение может быть ему предъявлено только двумя палатами, выносящими идентичные решения открытым голосованием и абсолютным большинством голосов членов своего состава; Президент подсуден Верховному суду.
Члены Правительства несут уголовную ответственность за действия, совершенные ими при исполнении их функций и определявшиеся во время совершения, как преступления или проступки. В случае заговора против безопасности государства к членам Правительства, а также к их сообщникам применяется изложенная выше процедура. В случаях, предусмотренных настоящим абзацем, Верховный суд связан определением преступлений и проступков, так же как мерой наказания, содержавшихся в уголовных законах, действующих в момент совершения данных деяний.