Соціальні проблеми, соціальна діагностика

«Технологическая задача социальной работы заключается в выделении социальной проблемы и с помощью имеющегося в распоряжении социальных служб инструментария и средств своевременном корректировании действий социального работника и поведения объекта социальной работы для оказания ему социальной помощи. Характер социальной проблемы является важнейшим фактором, от которого зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с клиентом.

Социальная проблема — это сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим и практическим результатам.

Для ее решения необходима соответствующая информация об объекте социального воздействия, об условиях, обстоятельствах и других факторах, вли­яющих на жизнедеятельность, состояние и поведение».

Технология социальной работы. — М.: ВАДОС, 2000. — С. 18–19.

«Социальные проблемы, на решение которых направлены социальные работы, можно классифицировать следующим образом;

І.   Индивидуальные, семейные, организационные проблемы.

Начиная с индивида, включая его слабое физическое здоровье и беспомощность, жесткость, угнетение, внешнюю непривлекательность, (одиночество, социальная изоляция) и заканчивая различными организационными проблемами (рост числа бедных и неимущих, беженцев и бездомных).

II.    Социально-экологические проблемы — охрана окружающей среды, загрязнение крупных промышленных центров, экологические катастрофы.

III.   Социально-экономические проблемы.

В ходе новых экономических реформ в России 90% населения оказалось за чертой бедности и более половины не имеют физиологического прожиточного минимума. Таковы социальные последствия экономических реформ на современном этапе….

IV.   Проблемы социальной стратификации.

Социальное расслоение, неравенство в обществе, ведущее к разделению общества на «высшие» и «низшие» классы и страты, экономической эксплуатации, технократической манипуляции.

V. Проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общнос­тей — аспекты девиантного поведения, социальных отклонений; наркомании, алкоголизма, социальной аномалии и т. д.

VI. Проблемы символизации и моделирования мира и людей в нем. Они могут выражаться в неадекватных образах, недостатке чести и морали, высоком самоуважении, недостижимых жизненных целях, а отсюда — в отчуждении, социальных предрассудках, в античеловеческих ценностях.

VII. Проблемы коммуникации, информационного обеспечения или эпистолярно-эмоциональные, а также проблемы нормативных оценок и познавательных способностей.

VIII. Проблемы структур власти — от них, их действия, программ зависит социальная напряженность и стабильность в обществе, от их режима: тоталитарности, демократии или авторитарности зависит социальная активность населения».

Теория и методика социальной работы, Ч. 1, М.: изд-во «СОЮЗ», 1994. — С. 16–17.

«Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части человечества. Так, демографические, экологические, техногенные, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер, и их разрешение требует участия большинства государств нашей планеты. Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем. Например, социальные кризисы, распространяющиеся на отдельные страны, национально-этнические общности, ассоциации, блоки или группировки. Проблемы могут распространяться на те или иные сферы, группы людей или личностей. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферы жизнедеятель­-нос­ти людей.

Для социальной работы особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия личности и социальной среды. К социальной среде относят все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту социальных интересов личности, реализацию ее потреб­ностей.

Одним из важнейших условий решения социальной проблемы является ее точное формулирование. Если проблема правильно сформулирована, то это, во-первых, позволяет осуществлять поиск недостающей информации в нужном направлении; во-вторых, обеспечивает выбор оптимального инструментария социального воздействия, а, следовательно, и эффективность социальной работы. Одним из важнейших требований к формулированию социальной проблемы является ее обоснованность. Она должна вытекать из реальных потребностей и предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими или теоретическими потребностями делает проблему произвольной, надуманной.

Точно сформулированная проблема выступает исходным, первоначальным звеном в сложной познавательно-аналитической деятельности социальных служб и организаторов социальной работы.

Практическая потребность и значимость социальной проблемы не только активизирует деятельность специалистов социальных служб, мобилизует их интеллектуальный, организационный и физический потенциал и придает поиску технологических решений творческий, инновационный характер.»

Технология социальной работы. — М.: ВАДОС, 2000. — С. 18–19.

«Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что-либо непонятное, неизвестное. Мышление преобразует проблемную ситуацию в осознаваемую человеком задачу, начиная с анализа проблемы. В ходе решения задачи мышление особенно отчетливо выступает как процесс.»

Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. — М.: Смысл, 2000. — 109 с. — С. 19.

«Проблемы, с которыми сталкиваются социальные работники, не столь конкретны, как проблемы, с которыми сталкиваются профессионалы, которые должны иметь в руках ордер на арест, пожарный шланг или скальпель. Материальные свидетельства, биение сердца и пульс, с какими бы проблемами ни сталкивались другие, являются более конкретными и научными, чем-то, с чем часто приходится иметь дело социальным работникам».

Практика социальной работы под ред. Кристофера Ханвея и Терри Филпота (серия социальная работа). Ассоціація психіатрів України. (geneva initiativa). Амстердам — Київ, 1996. — С. 14.

«Для социальной работы одной из проблем является ограниченность теорий о социальных системах (по Бакли — это комплекс элементов или компонентов, прямо или косвенно соотносящихся в причинной связи так, что каждый компонент соотносится по меньшей мере с несколькими другими более или менее стабильным образом в течение определенного периода времени (Buckley, W. (1967) Sociology and Modern Systems Theory, New York: Prentice Hall, С 41), которые не столь совершенны, как в других дисциплинах, например технике. Системы можно рассматривать как «жесткие» и «мягкие». Анализ сбоя, произошедшего в «жесткой» системе, например двигателе автомобиля, может систематически осуществляться, исходя из предположения, что рано или поздно сбой обнаружат и диагностируют. Это так, потому что существуют определенные знания для объяснения работы всей системы и ее частей. Социальные же системы проблематичны, поскольку редко когда есть такой же тип «жесткого» знания для объяснения их действия. Следовательно, в каждой конкретной ситуации неизбежно появляется широкое поле для домыслов и спекуляций, что затрудняет сбор доказательств и оценку, на основе которых должно приниматься окончательное решение».

Практика социальной работы под ред. Кристофера Ханвея и Терри Филпота (серия социальная работа). Ассоціація психіатрів України. (geneva initiativa). Амстердам — Київ, 1996. — С. 25.

«Особая сфера применения знаний и умений социального работника — ориентация в проблемах моделирования и прогнозирования предстоящего развития и функционирования социальных систем: семьи, групп, общества. Здесь требуется знание структур и процессов, оказывающих влияние на процедуру принятия решений, на использование властных полномочий, на коммуникативные функции, на ролевые позиции».

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 267.

«Цель диагностики состояния социального объекта — установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи».

Технология социальной работы. — М.: ВАДОС, 2000. — С. 38.

«Социальная диагностика — весьма сложный и ответственный вид деятельности специалистов социальной работы. Она требует соответствующего профессионального мастерства, поскольку затрагивает судьбы людей, различных социальных групп. На основе социального диагноза выделяются приоритеты и осуществляется выбор в оказании той или иной социальной помощи. В связи с этим социальный работник должен соблюдать ряд социально-этичес­ких требований — принципов диагностики.

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального диагноза без персонально согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц.

Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование и пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

Социальная диагностика — важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника. Технология социальной диагностики включает в себя принципы, алгоритм процедур, способов проверки различных методов исследования социальных процессов. В основе диагностики лежит проблема анализа и обобщения фактов, характе­ризующих социальное развитие человека, социальных групп, общества».

Технология социальной работы. — М.: ВАДОС, 2000. — С. 38–39.

«С социальной диагностики состояния клиента должны начинаться и ею заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов».

Технология социальной работы. — М.: ВАДОС, 2000. — С. 40.

«Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относятся:

– выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

– определение степени развитости различных свойств, их выраженности в качественных и количественных показателях;

– описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

– ранжирование специфических свойств клиента.

В технологии социальной диагностики выделяют ряд процедурных этапов:

– ознакомление с клиентом, постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей и критериев;

– измерение и анализ показателей;

– формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу;

Социальная диагностика является необходимым звеном преобразовательной практики в цикле: диагноз — прогноз — программа — внедрение. Будучи важным технологическим инструментом, она, прежде всего, обогащает кадры социальных служб теоретическими и эмпирическими знаниями, помогает глуб­­же понять социальные проблемы и перспективы их развития».

Технология социальной работы. — М.: ВАДОС, 2000. — С. 40.

«Социальная диагностика — это область социальных знаний, связанных с разработкой методологии и методики для точной оценки свойств, состояний или уровня социального развития, достигнутого индивидом или группой. В качестве объекта диагностической оценки может выступать практически все — начиная от ощущений отдельного человека, взаимодействия людей, групп в определенном социуме — до анализа социальных институтов, влияющих на развитие человека или человечества. Реалистическая оценка и диагноз служат основой для принятия решений».

Технология социальной работы. — М.: ВАДОС, 2000. — С. 47.

«Основой применения любой диагностической технологии является освоение теории, на которую она опирается. Без этого социальный работник может совершить серьезные ошибки в анализе, интерпретации и выводах из результатов исследования. Так, например, в контексте бихевиористской, когнитивной, гештальттерапевтической и других психологических теорий и направлений предполагаются различные варианты и модели технологий диагностики в социальной работе».

Технология социальной работы. — М.: ВАДОС, 2000. — С. 41.

«Процесс решения проблемы социальным работником включает:

1. сбор информации из всех относящихся к делу источников;

2. оценку информации;

3. определение проблемы;

4. планирование действий;

5. составление подробного четкого плана действий;

6. осуществление плана действий;

7. оценку результатов.

Социальный работник, имеющий дело с «поломанным» (по аналогии с автомобилем) человеком, должен иметь в виду, что процесс сбора и оценки информации может быть неприятен клиенту. Поэтому данные нужно собирать в сензитивной манере, характерной для работы с людьми».

Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. — М.: Юрист, 1998. — С. 270–271.

«…социальная работа — это зачастую то, что другие — медсестры, доктора, полиция и т. д. — не делают … социальные работники берутся за те несчастные случаи, где общество с его политикой жилья, трудоустройства, борьбы с бедностью не справилось, столь же часто эта работа предполагает задачи, возникающие там, где не срабатывают другие агентства — службы медицины и ухода, полиция. Социальная работа является работой с конкретными случаями, утверждал Роберт Пинкер (Pinker, 1982)».

Практика социальной работы под ред. Кристофера Ханвея и Терри Филпота (серия социальная работа). Ассоціація психіатрів України. (geneva initiativa). Амстердам–Київ в 1996. — С. 11.

«…четыре общих процесса, на которых зиждется практическая социальная работа: определение проблемы, выработка плана, реализация намерений и оценка результата …… прежде, чем может начинаться какая бы то ни было форма социальной работы, должен состояться этап определения проблемы, которой предстоит заняться. Этот процесс понимается по-разному. Его рассматривали как диагностику, проводимую социальным работником — что же не в порядке с клиентом — точно так и врач применяет свои специальные знания для распознания заболевания. Сейчас такой подход не пользуется признанием у большинства социальных работников, поскольку, как они полагают, люди сами способны распознать свою проблему, но им нужно помочь лишь сформулировать ее. В результате совместной работы этот процесс дает ясное понимание природы проблемы как социальному работнику, так и клиенту».

Стивен Шардлоу Навыки социальной работы. / Что такое социальная работа. Серия социальная работа. Ассоциация психиатров Украины. — Амстердам–Киев 1996. — С. 19.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: