Для иллюстрации основных этапов развития СМК используют фигуру, хорошо известную в российском производстве – "Знак качества"[11]. Контур этой фигуры ("Пентагон"), заполняется пятиконечной звездой, а результат называют “Звездой качества" (рис. 2)[12].
Рис. 2 «Звезда качества»
В основании звезды - тип системы управления качеством. Предполагается, что система эта документирована и охватывает организационную структуру предприятия, а также систему управления процессами создания продукции. Последнее очень важно: организация рассматривается как функциональная структура и совокупность процессов. Чаще всего в России организационные структуры управления имеют иерархический характер (управление «сверху вниз»). Однако иерархические организационные структуры с вертикальной системой отношений "начальник - подчиненный" мало соответствуют целям управления качеством.
Эти системы препятствуют развитию горизонтальных процессов управления, в то время как реальные процессы создания изделий (продукции) носят явно выраженный горизонтальный характер, что показано на рисунке 3.
|
|
Рис. 3 Интегрированный и межфункциональный процессы
управления качеством
Современная философия управления качеством уделяет большое внимание как горизонтальным процессам управления качеством (например, процессы по линии "маркетолог - конструктор - технолог - производственник - испытатель - торговец"), так и вертикальным процессам (не только направление сверху вниз, но и снизу вверх). Примерами горизонтального управления являются кросс-функциональная командная работа, статистическое управление процессами, построение организационных структур из цепочек «потребитель – поставщик», структурирование функции качества и т. п. Примерами встречного (снизу вверх) вертикального управления являются знаменитые кружки качества.
В истории развития документированных систем качества, мотивации, обучения и партнерских отношений можно выделить пять этапов и представить их в виде пяти звезд качества (рис. 4)[13].
Первая звезда или 1-ый этап соответствует начальным этапам системного подхода, когда появилась первая система – система Тейлора (1905г.). Она устанавливала требования к качеству изделий (деталей) в виде полей допусков или определенных шаблонов, настроенных на верхнюю и нижнюю границы допусков, – проходные и непроходные калибры.
Для обеспечения успешного функционирования системы Тейлора были введены первые профессионалы в области качества – инспекторы (в России – технические контролеры)[14]
Рис.4. «Пять звезд качества»