Российский Государственный Гуманитарный Университет
ОТЧЕТ №2
Исследование поведения в ситуациях
Лжи и правды
Выполнила: студентка 1 курса
факультета клинической психологии
Андреева Галина
Дисциплина: общепсихологический практикум
2012
План
I. Введение
II. Основная часть
III. Заключение
I. Введение
Замысел. Исследовать поведение людей в ситуации сообщения заведомо ложной информации и правды. Студенты психологического факультета, обозначив предварительно свои позиции в специальной анкете, сообщали свое мнение, которой было либо противоположно заявленному, либо совпадало с ним. При этом выступление записывалось на камеру. Пользуясь методикой по Меграбяну мы пытаемся научиться отличать поведение лгущего от человека, говорящего правду
Цель. Уметь замечать различия в поведение людей в подобных ситуациях. А так же проверить насколько хорошо работает выбранная нами методика.
Задача исследования. Сначала необходимо составить таблицу, в которой удобно фиксировать поведение людей. Затем обрабатываются видеозаписи и заполняются таблицы. Далее они анализируются, на основание чего делается вывод.
Обзор. Подобными наблюдениями и экспериментами на тему отличия поведения лгущего от поведения человека, говорящего правду занимались Меграбян и Экман
Гипотезы.
Попытаемся построить несколько гипотиз, которые можно подтвердить или опровергнуть с помощью выбранной методики.
- Гипотеза Экмана и Фризена: части тела, обладающие меньшей емкостью каналов, дают больше информации о неискренности (по порядку – ступня, кисти, лицо).
- Поза и положение: коммуникатор менее открыт своему адресату, когда он обманывает, чем когда он искренен.
- Движение: когда коммуникатор обманывает, он жестикулирует и кивает головой чаще, чем когда он искренен.
- Чем больше поведенческих проявлений, тем больше вероятность того что человек лжет.
II. Основная часть
Методы и процедуры.
Ниже представлена используемая нами методика А. Меграбяна:
Измерение открытости (по А. Меграбяну):
Прикосновение – телесный контакт между коммуникатором и адресатом, когда они, например, держатся за руки или соприкасаются плечами. Относительная продолжительность.
Расстояние – 1) прямая дистанция – расстояние от передней части стула адресата до центральной перекладины стула коммуникатора (по плиткам на полу); 2) боковая дистанция – отклоненность коммуникатора вправо или влево от воображаемой плоскости, разделяющей надвое его стул, измеряется по плиткам от воображаемой плоскости до центральной перекладины стула коммуникатора.
Наклон вперед – количество градусов, на которое плоскость от плеч до бедер коммуникатора отклоняется от вертикали (углы измеряются в числах, кратных 10).
Контакт глаз – время, в течение которого коммуникаторы смотрят друг другу в глаза (относительная продолжительность).
Наблюдение – доля периода взаимодействия, когда коммуникатор смотрит на лицо адресата, вне зависимости от того, можно ли убедиться, что адресат делает то же самое.
Ориентация – градус, на который плоскость, перпендикулярная плоскости плеч коммуникатора, отворачивается от срединной плоскости адресата.
Движения (по А. Меграбяну):
Движения раскачивания – сколько раз испытуемый изменит угол наклона назад или вперед на десять градусов или более. Циклические движения считаются одной единицей.
Кивки головой – количество циклических движений головой вверх-вниз, каждое из которых принимается за единицу. Учитываются, если очевидно, что кивок головой предназначен адресату.
Покачивание головой – количество циклических движений головой из стороны в сторону, каждое из которых принимается за единицу.
Жестикуляция – количество движений ладонью или пальцами, исключая направленные на себя движения, описываемые ниже. Сюда входят движения из стороны в сторону, вперед-назад и вверх-вниз. Циклические движения считаются за одну единицу каждое.
Направленные на себя действия – движение части тела в контакте с другой частью тела – непосредственно или с помощью инструмента. Сюда относятся почесывания, растирания или постукивания по руке или ноге пальцем или ручкой. Отдельно оцениваются короткие движения в одном направлении, и отдельно – циклические движения. Короткому (то есть длящемуся меньше 5 секунд) движению начисляется один балл, длительные движения получают по балу каждые 5 секунд.
Действия с предметами – оцениваются так же, как и направленные на себя действия, за исключением того, что действие должно быть направлено на предмет, который не используется в качестве средства воздействия коммуникатора на собственное тело.
Движения ног – количество движений ноги в коленном суставе (например, постановка одной ступни на другую или скрещивание ног). Каждое циклическое движение оценивается как одна единица. Сюда не входят движения, сопровождающие повороты туловища или движения раскачивания.
Движения ступней – количество раз, когда лодыжка сгибалась или поворачивалась. Не учитываются движения, сопровождающие движения ног.
Мимическая активность – общее число мимических проявлений, как позитивных, так и негативных. Баллы начисляются за каждое движение мышц лица, нарушающее нейтральное выражение, например, удивленное приподнимание бровей или кусание губ. Длительные проявления получают по баллу каждые 5 секунд.
На основе этих предположений составим следующую таблицу, с котрой будет вестись работа в дальнейшем, а именно туда будут заноситься количественная оценка невербальных действий.
Таблица 1
раскачивание |
|
|
|
| ||
кивки головой |
|
|
|
| ||
покачивания головой |
|
|
|
| ||
жескикуляция |
|
|
|
| ||
действие на себя |
|
|
|
| ||
действие с предметом |
|
|
|
| ||
движ. Ног |
|
|
|
| ||
движ. Ступни |
|
|
|
| ||
мимика |
|
|
|
| ||
прикосновение |
|
|
|
| ||
расстояние |
|
|
|
| ||
наклон вперед |
|
|
|
| ||
контакт гл |
|
|
|
| ||
наблюд. |
|
|
|
| ||
ориентация |
|
|
|
|
Просматривая видео записи в замедленном темпе постепенно заполняется таблица.
В нашем распоряжение записи четырех испытуемых, по 7 выступлений у каждого.
В первом выступление испытуемый говорит всегда правду, т.к. оно пробное и мы его учитывать и заносить в таблицу не будем.
Итак, получается следующее:
ВИДЕО 26 (девочка 1) | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
раскачивание | 3 | 4 | 6 | 3 | 4 | 3 |
кивки головой | \ | \\\\ | \\\\ | \\\\ | \\\ | \\\ |
покачивания головой |
| \ | \\ | \\\\\\ | \\ | \ |
Цеклический жест | \ | \ | \\\ |
| \ |
|
жескикуляция | \\\ | \\\ | \\\\ | \\\\\ | \\ | \\\ |
действие на себя |
|
| \
| \
| \
| \
|
действие с предметом |
| \ | \\
| \\
| \\
| \
|
движ. Ног | \\ | \\ | \ | \\ | \\ | \\\ |
движ. Ступни |
|
|
|
|
|
|
Движ.головой в сторону | \ |
| \ |
| \ | \\ |
мимика | \ | \ |
|
| \\ | \ |
Взгляд вверх | \ |
| \ |
| \ | \\ |
прикосновение |
|
|
|
|
|
|
расстояние |
|
|
|
|
|
|
наклон вперед |
|
|
|
|
|
|
контакт гл |
|
|
|
|
|
|
наблюд. |
|
|
|
|
|
|
ориентация |
|
|
|
|
|
|
ВИДЕО 27 (мальчик 2) | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
раскачивание | \\\\ |
| \\ |
|
|
|
кивки головой | \ |
| \\\\ | \\ | \\\\ | \ |
покачивания головой |
| \ | \ |
| \ | \ |
Цеклический жест | \\ | \\ |
| \ | \\ | \ |
жескикуляция | \\\\\ | \\\\ | \\ | \\ | \ |
|
действие на себя | \\\\\\\
| \\\\\\\
| \\\\\
| \\\
| \\
| \\\
|
действие с предметом | \\
|
|
|
| \
| \
|
движ. Ног |
| \ |
| \\ |
|
|
движ. Ступни | \\\\\ | \\\ | \\\ | \\ | \\ | \ |
Движ.головой в сторону | \\ | \\\\ | \\ |
| \\ |
|
мимика | \\\\ | \\\\ | \\\\ | \ | \\\ | \\ |
Взгляд вверх | \\
| \\\
| \
| \
| \\
| \
|
прикосновение |
|
|
|
|
|
|
расстояние |
|
|
|
|
|
|
наклон вперед |
|
|
|
|
|
|
контакт гл |
|
|
|
|
|
|
наблюд. |
|
|
|
|
|
|
ориентация |
|
|
|
|
|
|
ВИДЕО 28 (девочка 3) | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
раскачивание |
|
|
|
|
|
кивки головой | \\\ |
| \\\ | \\ |
|
покачивания головой | \ |
|
|
| \ |
Цеклический жест |
|
|
|
|
|
жескикуляция | \\ |
| \\ | \\ |
|
действие на себя |
|
|
|
|
|
действие с предметом |
|
|
|
|
|
движ. Ног |
|
|
|
|
|
движ. Ступни |
|
|
|
|
|
Движ.головой в сторону | \ |
|
| \
|
|
мимика |
|
|
|
| \ |
Пожимания плечами | \ | \ | \\ |
| \ |
Взгляд вверх |
| \ |
|
| \ |
прикосновение |
|
|
|
|
|
расстояние |
|
|
|
|
|
наклон вперед |
|
|
|
|
|
контакт гл |
|
|
|
|
|
наблюд. |
|
|
|
|
|
ориентация |
|
|
|
|
|
ВИДЕО 29 (девочка 4) | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
раскачивание |
|
|
|
|
|
кивки головой | \\ |
|
|
|
|
покачивания головой |
| \ | \ |
|
|
Цеклический жест |
|
|
|
|
|
жескикуляция | \ | \ |
| \\ | \ |
действие на себя | \ | \ |
|
|
|
действие с предметом |
|
|
|
|
|
движ. Ног | \\ | \ |
| \ | \ |
движ. Ступни |
|
|
|
| \\ |
Движ.головой в сторону | \
| \\
|
| \
| \
|
мимика |
| \ |
|
| \ |
Пожимания плечами | \ |
| \ | \ | \ |
Взгляд вверх | \
|
| \
|
|
|
прикосновение |
|
|
|
|
|
расстояние |
|
|
|
|
|
наклон вперед |
|
|
|
|
|
контакт гл |
|
|
|
|
|
наблюд. |
|
|
|
|
|
ориентация |
|
|
|
|
|
Интерпретация результатов.
Первое, что кидается в глаза, это различное количество движений у разных участников. Это может быть связано с индивидуальными особенностями этих людей, поэтому совершенно не известно, что это значит и нет смысле проверять эту гипотезу.
К сожалению, все остальные гипотезы мы не можем проверить, так как не знаем кто из участников говорит правду, а кто врет.